16 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как убрать сколы на автомобиле

Подкрашиваем сколы на авто своими руками: недорого, незаметно и без странных лайфхаков

Появление мелких царапин и более глубоких повреждений на лакокрасочном покрытии авто – это то, с чем неизбежно сталкивается каждый водитель. Такие дефекты могут появиться из-за отсутствия на кузове защитного антигравийного покрытия. Чтобы сохранить ЛКП, владельцы подкрашивают сколы на авто своими руками. Это позволяет самостоятельно решить проблему, устранить дефект и восстановить привлекательный внешний вид автомобиля.

Общее описание технологии

Столкнувшись с повреждением ЛКП, не все знают, как правильно закрашивать сколы. Во-первых, необходимо понять, насколько серьезно повреждение: неглубокий дефект, избавиться от которого можно с помощью полироля или специального карандаша, или более глубокий скол. Во-вторых, важно правильно подобрать материал. При соблюдении технологии место скола будет незаметным.

Процесс покраски места скола после предварительной подготовки

Если скол или царапина имеет заглубление, то восстановительный процесс предполагает несколько этапов:

  1. На подготовленный участок наносится слой грунта.
  2. После того как грунтовка высохнет, можно приступать к нанесению краски.
  3. Завершающим этапом является нанесение лака, позволяющего полностью скрыть дефекты, а также сделать ремонтируемую область полностью идентичной остальной поверхности.
  4. Нанесение воска придаст всей машине равномерный блеск.

Мелкая царапина

Решив подкрасить сколы на авто своими руками, подготовьте нехитрые материалы и инструменты. Убрать мелкую неглубокую царапину можно с помощью мягкой художественной кисти. Она подойдет для нанесения лака и эмали.

Также можно использовать специальный карандаш для подкраски. Он стоит около 150 – 200 рублей. Цветовая палитра позволяет подобрать оттенок почти для любого автомобиля.

Карандаш для маскировки мелких царапин

Есть и заводские комплекты для подкрашивания сколов и царапин. Их главное преимущество – точное попадание в цвет кузова. В подобном наборе помимо небольшого флакончика краски присутствует лак. Это позволяет произвести локальный ремонт максимально качественно и без визуальных отличий. Такой комплект обойдется в районе 1000 рублей.

Если повреждение лакокрасочного покрытия является глубоким, тогда следует действовать по определенному алгоритму:

  1. Подготовить поверхность для проведения работ.
  2. Нанести слой грунта в месте углубления и дать ему время полностью высохнуть.
  3. Отшлифовать поверхность.
  4. Окрасить участок и нанести лак.

Свежий небольшой скол

Чтобы провести частичный кузовной ремонт, необходимо подобрать материалы, которые полностью повторяют основное заводское лакокрасочное покрытие. Если транспортное средство окрашено акриловой эмалью, то следует использовать аналогичный оттенок и краску.

Так выглядит потертость на ЛКП

Сложнее обстоят дела с подбором краски металлик. Даже после полировки разница оттенков часто бросается в глаза. Если водителя устраивает подобная картина, можно производить ремонт скола самостоятельно. Процесс покраски состоит из нескольких этапов:

  1. Участок, нуждающийся в ремонте, оклеивается скотчем. Обязательно малярным, чтобы не было следов.
  2. Наждачкой Р 1500 или Р 2000 участок и края скола шлифуются до матового состояния.
  3. Кисточкой аккуратно наносится эмаль. Она должна полностью высохнуть в течение 10 часов. Если использовать инфракрасную лампу, то время высыхания можно существенно сократить.
  4. Окрашенный участок затирается абразивом Р 2000.
  5. Обработанная область тщательно полируется, малярный скотч удаляется, вся кузовная деталь полностью шлифуется. Это позволяет сделать переход краски максимально незаметным.

При правильном подборе краски и соблюдении технологии ремонта можно добиться наилучшего результата, который будет не заметен при визуальном осмотре. С металликом придется повозиться дольше.

Процесс полировки в финале

Глубокий скол с пятнами ржавчины

Такие повреждения возникают в результате попадания в автомобиль камней, вылетающих из-под колес впереди едущего транспорта. Глубокий скол приводит к повреждению ЛКП до металла, что вызывает образование очагов коррозии. Перекрашивать всю деталь при этом не целесообразно. В качестве альтернативы можно рассматривать локальную покраску элемента переходом.

Если есть вмятина, ее можно убрать с помощью универсальной автомобильной шпаклевки, а затем зашкурить до достижения идеально ровной поверхности.

Экстренный вариант с использованием подручных материалов

Если скол был получен в пути, и нет времени устранять его с соблюдением технологии, но при этом не хочется, чтобы появились очаги коррозии, то можно использовать автопластилин или простой скотч. Поврежденный участок просто заклеивается указанными материалами. Это позволяет защитить деталь от попадания влаги и дальнейшей порчи до момента, пока у владельца появится время восстановить ЛКП.

Автопластилин — экстренная мера, если в ближайшее время глубокий скол закрасить не получится

Очень часто мы подкрашиваем сколы на авто своими руками. Это позволяет избежать необходимости проводить дорогостоящий кузовной ремонт. Осуществив ряд несложных действий, можно устранить:

  • мелкую, неглубокую царапину;
  • свежий небольшой скол;
  • глубокий скол с пятнами ржавчины;
  • произвести экстренный вариант с помощью подручных средств.

В результате локального ремонта будет полностью восстановлен привлекательный вид кузова и целостность лакокрасочного покрытия.

Домашнему мастеру: как убрать сколы на кузове автомобиля своими руками

Каждый автомобилист мечтает получить качественную защиту для своего железного любимца. Как убрать сколы на кузове автомобиля своими руками? Такой вопрос его тоже интересует. При использовании машины часто встречается некачественное покрытие на дороге, жидкий битум, гравий.

Кусочки камней часто прилетают из-под колес попутных и встречных машин и оставляют следы на стеклах и лакокрасочном покрытии. Сколы на авто остаются и после аварий. Их нужно каким-то образом ликвидировать для придания транспортному средству прежнего презентабельного вида. Как убрать сколы на машине? Необходимо разобраться.

Причины и последствия появления сколов

Сколы на автомобиле, вышедшем из ворот завода, неминуемо появляются. Это утверждение особенно относится к дорогам нашей страны.

Любой попавшийся на большой скорости камешек может отколоть кусочек краски.

Иногда капот автомобиля напоминает решето. Внешний его вид теряется, такую машину нельзя продать за хорошую цену.

Но самое главное — кузов становится подверженным разным неприятностям, в том числе и коррозии металла. Если посмотреть на структуру корпуса, можно заметить несколько защитных слоев. Этот пирог состоит из следующих слоев:

  • кузовной стали;
  • фосфатного;
  • грунтовочного;
  • базовой эмали;
  • автомобильного лака;
  • полировочного состава.

Как убрать сколы на кузове? Сначала нужно внимательно осмотреть место повреждения.

Если поражены только 2 — 3 слоя защиты, это просто царапина.

Если глубина достигает грунтовки или самого металла, это очень плохо.

Способы ремонта могут отличаться при глубоких сколах и мелких царапинах.

В первом случае нужно немедленно начинать борьбу, иначе в отверстия попадет вода и начнется коррозия.

Чем больше пройдет времени между получением повреждения и его удалением, тем дороже выйдет приведение покрытия автомобиля в нормальное состояние.

Ремонт повреждений на кузове

Итак, что необходимо знать, начиная ремонт сколов на автомобиле? Как правильно сделать его? Мероприятие производится следующими основными методами:

  • реконструкция сколов на автомобиле своими руками может осуществляться полировкой поврежденного участка кузова;
  • удаление единичных сколов кузова автомобиля дешевле выполнять с использованием ремонтных тюбиков краски и лака;
  • убирать повреждения с большой площади можно после общей грунтовки всей панели.

После нанесения общего слоя грунтовки необходимо обработать и отполировать весь подкрашенный элемент кузова. В некоторых случаях лучше поменять эту деталь полностью.

Как устранить сколы? Если они очень мелкие, можно воспользоваться специальным карандашом. Он создан на основе полироли или воска, обладает подкрашивающим эффектом. Удалять царапину, которую еще называют паутинкой, нужно начинать с обработки поверхности вокруг нее. Чистым бензином или растворителем убирается вся грязь с поверхности повреждения и рядом с ним.

Можно обработать царапину и полиролью с абразивными составами.

После высыхания состава требуется провести по царапине карандашом. Заделанный участок должен хорошо просохнуть.

Как закрашиваются сколы своими руками? Широкие повреждения до металла нужно маскировать родной краской. В автомагазинах приобретается для этих целей специальный ремонтный комплект, в который входит флакон с эмалью. Для работы нужно приготовить:

  • тонкую кисточку или заточенную спичку;
  • обезжириватель;
  • антикоррозийный грунт;
  • эмаль;
  • лак.

Сначала место повреждения тщательно обрабатывается обезжиривателем, в качестве которого можно использовать уайт-спирит. После его высыхания накладывается грунт On-Rust. Он позволит эмали крепко схватиться с кузовом.

Грунт должен хорошо высохнуть, после чего спичкой или тонкой кисточкой наносятся слои краски, затем лака.

Каждый из них обязательно просушивается. Последняя операция — шлифовка шкуркой с очень мелким зерном и полировка специальными пастами. Все работы по удалению сколов на кузове автомобиля рекомендуется проводить в закрытом помещении во избежание попадания пыли на ремонтируемую поверхность.

Даже самый мелкий ремонт сколов на кузове автомобиля своими руками не обходится без обновления пластиковых деталей. В этих случаях место повреждения обезжиривается, закрашивается и полируется таким же образом, что и на металле. Как закрасить сколы на машине цвета металлик? Вновь нанесенный состав обычно бывает ярче старого покрытия. В этом случае можно покрыть ремонтируемое место акриловым лаком.

А как производится подкраска сколов на автомобиле в холодное зимнее время? Этот вопрос может возникнуть у многих владельцев авто. В эту пору невозможно выполнить все операции по окраске. Поэтому можно лишь посоветовать покрыть повреждение составом «Мовиль». Он законсервирует скол или царапину до наступления тепла. Летом его можно просто смыть соляркой или уайт-спиритом.

Для защиты капота и других частей кузова многие применяют специальную пленку, которая продается в автомагазинах.

Она за счет своей полной прозрачности не меняет цвета машины. Легче, быстрее и дешевле поменять только пленку, чем ремонтировать лакокрасочный слой и проводить полноценное устранение сколов.

Другие способы ремонта ЛКП

Как заделать мелкие сколы краски? Иногда бывает достаточно просто отполировать часть кузова, чтобы отремонтировать испорченное покрытие. Это относится к удалению самых мелких царапин, глубина которых не дошла до грунта и металла.

Восстановление покрытия происходит в 2 приема. Сначала место шлифуется с применением шкурки с очень мелким зерном. Затем производится полировка сколов краски пастой. Делать это нужно аккуратно.

Не требуется ничего закрашивать. Купить все эти приспособления можно в любое время. Для этого стоит только зайти в автомобильный магазин. Подробнее о работах смотрите в этом видео:

Заделывать проблемные места без покраски можно и с помощью тормозной жидкости. Ее наносят на кусок ветоши и растирают на месте появления повреждений. Жидкость данного вида имеет свойство разъедать лак, вследствие чего он обволакивает царапины. Свой автомобиль можно отремонтировать и таким способом.

Ремонт сколов ЛКП авто своими руками с помощью карандаша некоторые владельцы машин считают пустой тратой денег. Дело в том, что в его состав входит некая прозрачная жидкость. Она напоминает автомобильный лак. После нанесения на поверхность царапины она в течение 2 суток должна кристаллизоваться на солнце.

Читать еще:  Как убрать царапину на машине своими руками?

Покраска сколов на автомобиле, доходящих до металла, может производиться с помощью пульверизатора или баллончика с краской.

Возможные ошибки и их устранение

При ремонте могут возникать ошибки.

Они проявятся в виде:

  • опыла;
  • оседания пыли;
  • неравномерности высыхания красочного слоя;
  • выступающих пузырьков воздуха;
  • возникновения корочки на краске;
  • появления рисок и бороздок;
  • матового эффекта;
  • потеков и пятен;
  • жировых пятен;
  • непрокрашенных участков.

Опылом называется нанесение краски на предыдущий слой, который еще не просох. Устранить его можно только шлифованием. Оседание пыли бывает при ремонте на открытом воздухе. Избавиться от нее можно после полного высыхания места ремонта путем шлифования верхнего лакового слоя.

Воздушные пузырьки способны появиться под воздействием быстродействующего растворителя или в результате просушки феном.

Убрать их можно шлифовкой. Корочка возникает при густой краске. Устраняется ошибка шлифовкой места ремонта и полировкой. Борозды и риски — это результат использования крупнозернистого материала для обработки. Если слой лакокрасочного покрытия достаточно толстый, можно попробовать отполировать его.

Матовый эффект возникает при работе в условиях повышенной влажности. Устранить дефект можно только шлифовкой и последующей полировкой. Потеки происходят в том случае, если пришлось подкрашивать слишком жидким веществом.

При работе с краскопультом он поднесен слишком близко к поверхности кузова. Для устранения нужно просто удалить всю краску с места ремонта и нанести новую.

Жировые пятна — следствие того, что поверхность не была обработана специальным составом. Исправить эту ошибку можно только повторным перекрашиванием. Таким же способом устраняется непрокрас.

Заключение по теме

Даже профессиональные водители с большим стажем не гарантированы от совершения ошибок за рулем. Эти недочеты приводят к появлению на деталях кузова повреждений различного характера. Если они мелкие, то заделка сколов возможна своими руками.

Достаточно просто обработать места повреждения обезжиривателем и подкрасить сколы эмалью и лаком, затем отполировать это место.

Закрашенный участок сначала нужно хорошенько просушить, затем отшлифовать и в последнюю очередь отполировать. Покрасочный раствор можно купить в автомагазине. Он часто входит в состав ремонтного набора.Подробнее о том, как убрать «жуков» с авто смотрите в этом видео:

Не обращать особого внимания на мелкие повреждения на капоте и на других частях автомобиля — вариант неправильный. Это может привести к коррозии металла и к более дорогому ремонту. Лучше сразу устранить мелкие недостатки.

При правильной работе подкрашенный участок будет практически незаметным со стороны. Автомобиль снова приобретет презентабельный внешний вид.

Иногда после проведенного ремонта на красочном слое появляется вздутие. Оно считается свидетельством неправильной покраски. Под красочный слой попадает мелкий пузырек воздуха, который разрывает покрытие. На месте вздутия обязательно образуется очаг коррозии.

Бороться с такими очагами нужно немедленно. Нужно вскрыть пузырек родной краски. Затем с места вздутия она удаляется полностью. Оставшийся красочный слой должен крепко держаться. Участок покрывается грунтом и обрабатывается эмалью. Наносить ее лучше в несколько слоев, затем отшлифовать неровности и отполировать.

Как убрать сколы и царапины на машине своими руками

Покупка нового авто — всегда приятное событие для автолюбителя. К сожалению, даже самая бережная эксплуатация приводит к появлению больших и малых царапин и других дефектов покрытия. Паутинка из мелких царапин может не представлять опасности коррозии кузова, но ухудшать эстетический вид машины. Более крупные повреждения могут привести к разрушению металла, поэтому убрать царапины на машине нужно обязательно — и как можно быстрее.

Причины появления царапин

В процессе эксплуатации автомашины появление мелких дефектов покрытия — вполне закономерный процесс. Возникать они могут по разным причинам:

  • ДТП «мелкого масштаба»;
  • небольшие камни и частицы пыли, которые присутствуют практически на любой дороге. Чаще всего они попадают на переднюю часть машины — край капота, решетку радиатора и бампер;
  • ветки деревьев и кустарников;
  • крупицы песка на тряпках, которыми полируют кузов автомойщики;
  • погодные явления;
  • хулиганские действия и когти животных (кошек или собак).

Если проблема возникла, следует как можно скорее убрать царапины на кузове автомобиля, иначе под воздействием погодных явлений, а также антигололедной смеси, на металле может начаться коррозия, и тогда уже придется куда сложнее.

Для начала нужно определить, насколько глубоким является повреждение. Стоит иметь в виду, что покрытие кузова автомобиля состоит обычно из грунтовки, под которой находится лист металла (у некоторых машин их еще разделяет фосфатный слой), базовой эмали. Сверху нанесен высокопрочный лак. В связи с этим нужно внимательно осмотреть царапину, чтобы понять, какие слои она затронула, и тогда уже определиться со способом ремонта.

Методы устранения повреждений

«Малой кровью» можно отделаться, если убрать мелкие царапины с кузова автомобиля поможет полировка. В сложных случаях придется перекрашивать деталь кузова целиком. Поэтому осмотр повреждений необходимо проводить при дневном освещении, предварительно вооружившись увеличительным стеклом.

Простота — себе дороже

Неоднократно рекламируемые «чудо-карандаши», которые способны убрать мелкие царапины на машине без покраски буквально в одно мгновение, на самом деле, могут оказать и обратный эффект. Подавляющее большинство автолюбителей, использовавших это «чудодейственное» средство, утверждают, что царапину все равно остается видно, а краска даже становится другого цвета. Это означает, что при выборе карандаша нужно проявить особое внимание.

Перед его использованием нужно тщательно вымыть машину и обезжирить участки, на которые будет наноситься карандаш. Обязательное условие для использования карандаша — сохранение заводского грунта. Если в процессе появятся масляные потеки, можно убрать их обычным бензином, антисиликоном или уайт-спиритом. После нанесения краска будет сохнуть минут 5−10. Карандаш наполнен лаком с абразивом, он рассчитан не на удаление царапины, а на ее маскировку.

Есть и другой вариант карандаша-удалителя, которому для высыхания требуются сутки, после чего зачистка царапины производится мелкой наждачкой или резиновой губкой. Зачищать нужно плавными движениями, не торопясь, периодически проверяя результат. После следует отполировать зачищенное место средством для полировки, чтобы вернуть блеск.

Еще более «бюджетным» вариантом считается обычный лак для ногтей. Некоторые применяют его, чтобы убрать сколы на капоте без покраски. Хотя, несмотря на его дешевизну, довольно велик риск не угадать с цветом. Наносить его следует тоже на предварительно вымытую и обезжиренную поверхность.

Все эти способы недолговечны, потому что после нескольких моек процедуру придется повторять.

Использование краски-аэрозоля

Для царапин, которые не представляется возможным удалить карандашом, стоит применить краску-аэрозоль. Сначала поврежденный участок нужно обезжирить растворителем, затем вырезать на листе бумаги отверстие, по форме совпадающее с самим повреждением. Это делается для защиты от краски других элементов кузова. Листок бумаги расположить на расстоянии нескольких сантиметров от повреждения и начать распылять краску из баллона, сквозь отверстие.

Лишняя краска обычно стекает вниз: в таком случае лучше остановиться и немного подождать, чтобы она высохла. Мелкой шкуркой, влажной или сухой, выровнять поверхность царапины так, чтобы она была вровень с неповрежденными участками, с которыми граничит. Наносить краску повторно можно лишь через сутки, когда полностью высохнет первый слой.

После рекомендуется сделать полировку поверхности специальным средством, приобретенным в магазине автозапчастей. Стоит присмотреться к тем средствам, которые находятся в среднем ценовом диапазоне и выпущены известным производителем.

Неплохо действует «Антицарапин», который содержит абразивные элементы и оказывает полирующее воздействие. На царапину его наносят, но не втирают, а после обработки необходима полировка.

Необходимость полировки

Не очень серьезные повреждения, которыми являются царапины, повредившие верхний слой покрытия, выглядят как белые линии на поверхности. Их даже не видно на мокрой машине, но, как только она высыхает, предательские полосы снова проявляются. В борьбе с такого рода дефектами поможет обыкновенная полировка.

Нужно приготовить полироль с неабразивными свойствами, салфетку и полировальное устройство, а также запастись терпением. Непосредственно полировку придется повторить много раз (до 15), чтобы достичь хорошего результата. Будет нужно:

  • вымыть машину и заклеить не имеющие повреждений участки кузова малярным скотчем;
  • салфеткой из микрофибры нанести на поврежденный участок немного средства для полировки;
  • провести полировочные работы сухой тряпкой или специальным инструментом;
  • убедиться, есть ли эффект, и повторить действия по полировке несколько раз — при необходимости.

Альтернативным вариантом является полировка абразивная. Она способствует достижению наилучшего результата, потому что снимает часть лака, но применять ее на конкретном участке можно будет только 2−3 раза за весь период жизни машины. Специалисты советуют использовать этот метод не чаще одного раза в пять лет. Правильный подход к делу обеспечивает исчезновение не только царапин, но и «паутинки», которая портит внешность автомобиля при ярком солнечном освещении.

Абразивный круг или тряпка, которыми производится полировка, должны быть чистыми: любая крупинка песка или частичка грязи непременно испортит всю работу, оставив свой след на обработанном участке. Лучше использовать несколько насадок или тряпок.

Ретушь и покраска

Для удаления сколов на разных частях кузова применяют ретуширующую краску. Ею подкрашивают дефект, хотя назначение такой краски — не скрыть его, а просто защитить поврежденное место от коррозии. Цвет краски подбирается по номеру, а наборы состоят обычно из двух баночек, в одной из которых краска, а в другой лак.

Одним из более серьезных способов «сражения» с автомобильными царапинами является окрашивание ремонтной краской. В этом случае поврежденный участок обрабатывается, как обычно, и окрашивается краской соответствующего цвета. По завершении это место следует покрыть лаком, но если повреждение глубокое и проникло сквозь все слои лакокрасочного покрытия — до металла, то коррозия не заставит себя долго ждать, поэтому нужно планировать ремонт.

При покраске важно не только правильно подобрать оттенок, но и иметь в виду, что, если цвет машины перламутровый или «металлик», то покрытие кузова будет двухслойным. Сначала наносится основа, которая быстро высыхает, а затем — новый слой, за счет которого и достигается эффект металлического блеска. Это добавляет дополнительных сложностей с покрасочными работами и является мотивацией для обращения к специалистам.

Общие советы

Убрать ли царапины с кузова автомобиля своими руками или обратиться в специализированную мастерскую — каждый автолюбитель выбирает сам. Если при борьбе с повреждениями кузовного покрытия владелец машины рассчитывает только на себя, он должен быть готов к возможным рискам и результату, мягко говоря, далекому от идеала. Хотя тем, кто хочет сэкономить, этот вариант, конечно, придется по душе.

Если же царапины на кузове не просто имеются в наличии, а уже успели заржаветь, то первым делом нужно обработать их преобразователем ржавчины, который после нанесения разъедает коррозию. «Вредная» ржавчина превращается в полезную цинковую защиту кузова. Затем покрытие готовится к покраске в обычном режиме — производится шлифовка и грунтовка. Потом происходит нанесение краски с помощью пульверизатора, а финальным этапом будет нанесение лака. Вся процедура может оказаться слишком сложной для новичка, поэтому есть смысл доверить ее профессионалам.

Читать еще:  Как устранить запах из кондиционера автомобиля?

Как работают специалисты

В автосервисе все происходит примерно по той же схеме. Рабочий процесс по избавлению автомобиля от царапин на кузове, проводимый специалистами, также начинается с проведения экспертного осмотра повреждений.

Затем работа может включать следующие этапы:

  • подготовительный (мытье, высушивание и обезжиривание поврежденного участка);
  • нанесение антикоррозийного грунта, а затем грунтовки;
  • покраска выбранным цветом (для этого используется пульверизатор) проводится в три слоя.

Нередко бывает выгоднее оплатить работу профессионалов, чем проводить всю процедуру самому, не имея соответствующих навыков, особенно если речь идет о дорогом автомобиле, испортить внешний вид которого не захочет ни один адекватный владелец.

Удаление сколов и царапин на автомобиле своими руками

На автомобиле очень часто появляются царапины и сколы — это может произойти из-за ряда разных причин. Камни, вылетающие из-под колёс вашего авто либо любого транспортного средства, проезжающего мимо, кусты и ветки деревьев, которые можно задеть, машину могут поцарапать на стоянке неаккуратные автолюбители, или хулиган, проходя, проведёт гвоздём, а также в случае дорожно-транспортного происшествия. Любое повреждение лакокрасочного покрытия нужно удалять вовремя. Иначе может появиться ржавчина, что повлечёт за собой коррозию металла.

Способы удаления сколов на автомобиле

Есть несколько способов, как убрать сколы на машине. Покрытие состоит из нескольких слоёв, которые включают в себя грунт, автомобильную эмаль и покрытие из лака. Глубина повреждения может задеть как верхний слой, так и распространиться до грунтового покрытия. Как убрать сколы на кузове автомобиля? Устранение этих повреждений осуществляется по-разному. Самое первое, что нужно сделать при любом способе — это помыть машину с помощью специального автомобильного шампуня, чтобы удалить с его поверхности всю грязь и пыль.

Когда повреждён на кузове только верхний слой лака, удалить неисправность можно своими руками с помощью полировки дефектного участка. Истончается только защитный слой на глубину повреждения, а дефект будет невозможно заметить. Для того чтобы быстро замаскировать царапину, можно воспользоваться корректором с воском или гелем. Когда повреждения серьёзные, но не задевают грунт, заделать их можно с помощью окрашивания детали, на которой обнаружен дефект. Если повреждения затронули металл, их можно откорректировать с помощью обезжиривателя, грунтовки и краски. В качестве обезжиривателя можно использовать уайт-спирит, бензин или даже средство для мытья посуды. Но лучше такие повреждения убирать в профессиональном автомобильном сервисе, чтобы работы выполнял мастер.

Мелкие царапины и сколы

Как заделать сколы на машине своими руками? Для того чтобы удалить небольшие и не сильно углублённые царапины и сколы самостоятельно, потребуются полировочные пасты разных видов, губки, тряпки из микрофибры. Для выполнения работ необходимо тщательно помыть обрабатываемую поверхность, потом на губку наносим сначала крупнозернистую абразивную пасту и втираем в повреждённое место, поверхность становится чуть более матовой, повреждение на ней пропадёт, остатки пасты убираем сухой тряпкой. С помощью полироля своими руками добиваемся блеска. Полировку можно проводить специальной полировочной машинкой или вручную с помощью тряпки из микрофибры. Таким способом часто пользоваться нельзя, так как он может повредить слой лака через несколько раз. Также можно воспользоваться корректорами, которые содержат воск или гель. Восковый карандаш позволяет заделать скол, а излишки воска удаляют с помощью салфетки из микрофибры. Карандаш с воском нужно будет использовать после каждого посещения автомойки. Корректор с гелем выглядит как фломастер или тюбик. Он наполнен краской из акрила, которая собой заполняет царапины и затвердевает и становится незаметной. Если повреждение на кузове глубокое, необходимо аккуратно провести операцию несколько раз. Гель хорошо затвердевает и становится более прочным. Есть вероятность того, что покрытие неплотно прилегает к сколу и образуется ржавчина и коррозия. Использование корректоров для обработки кузова не составляет никакой сложности.

Устранение сколов и царапин средней тяжести

Когда не повреждён слой грунта, для устранения царапин и сколов используют покраску автомобиля. Дефекты быстро можно удалить своими руками при помощи маркера с автоэмалью. Сложно гарантировать цвет, чтобы он максимально был приближен к оттенку исходного тона, который изменился за время эксплуатации. Для проведения подбора краски существуют палитры, которые есть практически во всех магазинах, торгующих автокрасками. В автосалон необходимо взять любую деталь автомобиля, она будет использоваться как образец для подбора оттенка эмали. Очень часто берут с собой крышку от бензобака, её прикладывают к палитре и это помогает в выборе оттенка краски. Также можно подобрать цвет с помощью компьютерной программы, которая практически со стопроцентной точностью подберёт тон краски. После подбора цвета вы можете покрасить кузов самостоятельно или оставить на окраску в салоне.

Устранение глубоких повреждений до металла

Чтобы заделать повреждения на кузове, которые уже дошли до металла, займёт больше времени и потребует больше усилий. Работы по удалению сколов на автомобиле нужно проводить в сухом, хорошо проветриваемом помещении. Необходимо очистить место скола от всех загрязнений и ржавчины, с использованием наждачной бумаги, потом проводим обезжиривание очищенного участка. Деталь нужно выровнять, место скола зашпаклевать и выровнять поверхность. На металл обязательно наносим слой антикоррозийного грунта, особенно если работы проводим осенью и зимой, и даём высохнуть. Если пытаться высушить автомобиль искусственным способом, покрытие может вздуться. Грунт покрываем несколькими слоями краски. В конце наносим слой лака. Но лучше для проведения таких работ обратиться в автомастерскую и доверить работу профессионалам. Это обойдётся дороже, чем выполнять работы своими руками, но вы сможете получить более качественный результат.

Профилактика против появления мелких повреждений на кузове автомобиля

Если заранее выполнить работы по защите кузова автомобиля от внешних повреждений, то в дальнейшем восстановление покрытия обойдётся дешевле. Есть несколько вариантов защиты:

  1. Полироль, который образует защитную плёнку поверх слоя краски. Они бывают тефлоновые, срок защиты три месяца. Эпоксидные полироли защищают до 12 месяцев. Нанополирование даёт результат в течение 36 месяцев.
  2. Жидкое стекло (силикатный клей). Очень хорошо ложится на лакокрасочное покрытие и служит защитой примерно 36–38 месяцев, нанести его можно вручную и потом произвести полировку мягкой тканью.
  3. Жидкий чехол, самый дешёвый способ, получается как будто резиновая плёнка, которую со временем легко снять.
  4. Защитная плёнка наносится на аккуратно и тщательно очищенную поверхность, которая обработана специальным раствором. Она держится несколько лет, на неё можно нанести рисунок и это обойдётся дешевле, чем аэрография.
  5. Чехол из ткани. Устанавливается только на капот, делается на заказ для определённого автомобиля.

Придерживаясь перечисленных рекомендаций, вы надёжно защитите кузов своего авто от различного рода повреждений.

Напишите нам, если статья оказалась полезной.

Как убрать сколы на автомобиле

При­вет­ствую Вас на бло­ге kuzov.info!

В этой ста­тье рас­смот­рим, как убрать ско­лы на авто­мо­би­ле сво­и­ми рука­ми.

Мно­же­ство ско­лов от кам­ней выгля­дят ужас­но, осо­бен­но на авто­мо­би­лях тём­но­го цве­та. Ещё хуже то, что ско­лы нару­ша­ют защит­ное лако­кра­соч­ное покры­тие и спо­соб­ству­ют появ­ле­нию ржав­чи­ны в этих местах. Через неко­то­рое вре­мя ржав­чи­на может уве­ли­чить­ся в глу­би­ну и в диа­мет­ре и её будет слож­но убрать (см. ста­тью об устра­не­нии кор­ро­зии), поэто­му ско­лы луч­ше все­го ремон­ти­ро­вать как мож­но быст­рее с момен­та их появ­ле­ния.

Содер­жа­ние:

Почему появляются сколы на автомобиле?

Ско­лы появ­ля­ют­ся из-за летя­щих при дви­же­нии кам­ней, кото­рые выле­та­ют из-под колёс дру­гих машин. Чем боль­шую дистан­цию Вы дер­жи­те от дру­гих авто­мо­би­лей, тем мень­ше ско­лов будет воз­ни­кать.

Кам­ни не выле­та­ют из-под колёс дру­гих машин как пули, они про­сто немно­го под­ни­ма­ют­ся вверх и не име­ют боль­шо­го уско­ре­ния. Всю силу уда­ру, из-за кото­ро­го воз­ни­ка­ет скол, при­да­ёт ско­рость Ваше­го авто­мо­би­ля. Таким обра­зом, чем быст­рее Вы еде­те и чем мень­ше дистан­ция, тем боль­ше веро­ят­ность воз­ник­но­ве­ния ско­лов крас­ки.

Виды сколов и устройство лакокрасочного покрытия

У совре­мен­ных авто­мо­би­лей крас­ка может быть само­сто­я­тель­ным защит­ным покры­ти­ем (акри­ло­вая крас­ка без лака) или крас­ка, покры­тая лаком (база+лак). Если быть более точ­ным, то сна­ча­ла на металл нане­сён грунт, а потом база (тон­кий слой, при­да­ю­щий цвет) и лак (самый тол­стый слой, даю­щий защи­ту).

Ско­лы могут быть трёх типов – повре­жде­ние толь­ко лака (если крас­ка покры­та лаком), повре­жде­ние лака и крас­ки до грун­та и повре­жде­ние всех сло­ёв до метал­ла.

Что требуется для ремонта сколов?

  • В зави­си­мо­сти от вида ско­лов и типа крас­ки могут потре­бо­вать­ся раз­ные мате­ри­а­лы и ком­по­нен­ты. Это может быть как кор­рек­тор царапин/сколов (для ско­лов очень малень­ко­го раз­ме­ра), так и фла­кон с крас­кой, подо­бран­ной по коду, грунт по метал­лу и лак в таком же фла­коне (для кра­сок, покры­тых лаком). Так­же может исполь­зо­вать­ся крас­ка с аэро­золь­но­го бал­лон­чи­ка, что име­ет опре­де­лён­ные осо­бен­но­сти, кото­рые мы рас­смот­рим ниже.

Рисо­валь­ные кисточ­ки с ост­рым кон­чи­ком луч­ше под­хо­дят для запол­не­ния ско­лов крас­кой, чем кисточ­ка, при­креп­лён­ная к проб­ке фла­ко­на.

  • Кисточ­ки, постав­ля­е­мые с фла­ко­ном для крас­ки, исполь­зу­е­мой для под­кра­ши­ва­ния, обыч­но изго­тав­ли­ва­ют­ся из пла­сти­ка. Они не впи­ты­ва­ют и не удер­жи­ва­ют нор­маль­но крас­ку и «захва­ты­ва­ют» боль­шую пло­щадь при нане­се­нии крас­ки, поэто­му неудоб­ны при ремон­те малень­ких ско­лов. Луч­ше купить малень­кую кисточ­ку для рисо­ва­ния с нату­раль­ной щети­ной и тон­ким кон­чи­ком. Это облег­чит зада­чу закрас­ки ско­лов, так как даёт луч­ший кон­троль. Кон­чик кисточ­ки дол­жен иметь фор­му в виде V, что­бы удер­жи­вать кап­лю крас­ки. Кисточ­ки мож­но купить раз­ных раз­ме­ров от самой малень­кой, до 5 мм. Они при­го­дят­ся для запол­не­ния крас­кой ско­лов раз­но­го раз­ме­ра.

Шли­фо­валь­ная бума­га P600 / P800 , накле­ен­ная на сти­ра­тель­ную резин­ку каран­да­ша для удоб­ства обра­бот­ки кра­ёв ско­ла боль­шо­го раз­ме­ра.

  • Для под­го­тов­ки ско­лов сред­не­го и боль­шо­го раз­ме­ра к ремон­ту и для сгла­жи­ва­ния крас­ки, кото­рой запол­нен скол, нуж­но при­го­то­вить шли­фо­валь­ную бума­гу P600 / P800 , P2000 . На сти­ра­тель­ную резин­ку, нахо­дя­щу­ю­ся на кон­це каран­да­ша мож­но при­кле­ить суперк­ле­ем шли­фо­валь­ную бума­гу P600 или P800 (мож­но выре­зать или сде­лать при помо­щи дыро­ко­ла). Таким мини шли­фо­валь­ным бло­ком будет удоб­но сгла­дить края у ско­лов сред­не­го и боль­шо­го раз­ме­ра и, при необ­хо­ди­мо­сти, счи­стить ржав­чи­ну внут­ри ско­ла. Для вырав­ни­ва­ния высох­шей крас­ки после запол­не­ния ско­ла мож­но исполь­зо­вать шли­фо­валь­ную бума­гу P2000 , обёр­ну­тую вокруг школь­но­го ласти­ка.
  • Абра­зив­ная поли­ро­валь­ная пас­та для вос­ста­нов­ле­ния блес­ка, в слу­чае, если реши­ли при­ме­нить вырав­ни­ва­ние излиш­ков крас­ки шли­фо­ва­ни­ем.
Читать еще:  Техники, применяемые при полировке

Как убрать сколы на автомобиле?

  • Вни­ма­тель­но осмот­ри­те кузов авто­мо­би­ля и най­ди­те места, где есть ско­лы. Боль­шин­ство ско­лов обыч­но нахо­дят­ся на перед­ней части авто­мо­би­ля, рядом с фара­ми и решёт­кой ради­а­то­ра. Так­же ско­лы могут быть на зер­ка­лах и ниж­ней части две­рей.
  • Если ско­лы очень малень­кие, то мож­но исполь­зо­вать спе­ци­аль­ный каран­даш (кор­рек­тор) похо­же­го цве­та. Ско­лы сред­не­го и боль­шо­го раз­ме­ра не полу­чит­ся отре­мон­ти­ро­вать кор­рек­то­ром, для это­го тре­бу­ет­ся крас­ка.
  • Перед нача­лом ремон­та ско­лов отмой­те и высу­ши­те поверх­ность кузо­ва.
  • Для боль­ших ско­лов исполь­зуй­те шли­фо­валь­ную бума­гу P600 или P800 , что­бы сгла­дить его края и вычи­стить полость (для удоб­ства исполь­зуй­те ластик на каран­да­ше с при­кле­ен­ной шли­фо­валь­ной бума­гой). Ско­шен­ные края ско­ла поз­во­лят более плав­но и надёж­но рас­течь­ся крас­ке. Полу­чит­ся плав­ный пере­ход от ста­рой крас­ки к новой и гра­ни­ца ско­ла будет менее замет­ной после высы­ха­ния крас­ки. Мож­но немно­го «захва­тить» область вокруг ско­ла. Если внут­ри остал­ся грунт, нуж­но поста­рать­ся не счи­стить его.

  • Если на машине несколь­ко ско­лов, а опы­та их ремон­та нет, то для нача­ла ремон­та луч­ше выбрать скол в наи­ме­нее замет­ном месте.
  • Если скол про­хо­дит сквозь все слои покры­тий до метал­ла, то перед крас­кой нуж­но нане­сти грунт и дать ему высох­нуть. Он помо­жет уве­ли­чить адге­зию, и крас­ка будет дер­жать­ся надёж­нее.

  • Крас­ку перед при­ме­не­ни­ем нуж­но хоро­шо пере­ме­шать, так как это может вли­ять на её цвет. Поме­сти­те неболь­шое коли­че­ство крас­ки в какую-нибудь тару, отку­да будет удоб­нее её взять кисточ­кой или зубочисткой/спичкой.
  • Если тем­пе­ра­ту­ра окру­жа­ю­ще­го воз­ду­ха низ­кая, то нуж­но исполь­зо­вать фен, что­бы нагреть поверх­ность. Крас­ка долж­на лег­ко рас­те­кать­ся внут­ри ско­ла. Полость ско­ла мож­но запол­нить поэтап­но, раз за разом. Что­бы уско­рить высы­ха­ние крас­ки меж­ду сло­я­ми так­же исполь­зуй­те фен.

  • Крас­ку внутрь ско­ла нуж­но нано­сить от цен­тра к кра­ям. Оку­ни­те самый кон­чик кисточ­ки или зубо­чист­ки в крас­ку так, что­бы на кон­чи­ке сфор­ми­ро­ва­лась малень­кая кап­ля. Поме­сти­те эту кап­лю в центр ско­ла. Боль­шие ско­лы нуж­но запол­нять поэтап­но. Сна­ча­ла нане­сти один слой, подо­ждать не менее 30 минут, потом нане­сти вто­рой слой. Таким обра­зом, нуж­но запол­нить всю полость ско­ла и так, что­бы она была выше уров­ня всей при­ле­га­ю­щей плос­ко­сти. Крас­ка немно­го ося­дет после высы­ха­ния, поэто­му её нуж­но нано­сить боль­ше, чем нуж­но.
  • Излиш­ки крас­ки после высы­ха­ния необ­хо­ди­мо шли­фо­вать с водой шли­фо­валь­ной бума­гой P2000 , обя­за­тель­но с твёр­дым бло­ком (мож­но для это­го исполь­зо­вать ластик). Про­сто шли­фо­валь­ной бума­гой не полу­чить­ся выров­нять крас­ку до уров­ня всей поверх­но­сти.

  • При шли­фо­ва­нии будет понят­но, на одном ли уровне нахо­дит­ся отре­мон­ти­ро­ван­ный скол. Для это­го нуж­но, что­бы вода высох­ла после шли­фо­ва­ния. Поверх­ность долж­на быть рав­но­мер­но мато­вой. Если оста­лось углуб­ле­ние, то крас­ку или лак мож­но доба­вить и после пол­но­го высы­ха­ния отшли­фо­вать.
  • Если Вы вырав­ни­ва­ли ско­лы шли­фо­ва­ни­ем, то для вос­ста­нов­ле­ния блес­ка крас­ки нуж­но исполь­зо­вать поли­ро­валь­ную пас­ту со спе­ци­аль­ным поли­ро­валь­ным кру­гом, либо поли­ро­валь­ную сал­фет­ку. Може­те про­чи­тать подроб­ную ста­тью “поли­ров­ка кузо­ва сво­и­ми рука­ми”.

  • Неко­то­рые цве­та более замет­ны после ремон­та ско­лов, чем дру­гие. На машине крас­но­го, чёр­но­го, бело­го, сине­го, зелё­но­го цве­та доста­точ­но лег­ко сде­лать ско­лы неза­мет­ны­ми. Свет­лые «метал­ли­ки» и «пер­ла­мут­ры» гораз­до более замет­ны после ремон­та.

Ремонт сколов с применением лака

  • Лак при­ме­ня­ет­ся, когда ремон­ти­ру­ет­ся скол на машине, покры­той крас­кой с лаком. Лак при­да­ёт основ­ную защи­ту поверх­но­сти.
  • Если пла­ни­ру­е­те нано­сить лак, то, запол­няя скол крас­кой, нуж­но оста­вить место для лака.

  • Каж­дый слой лака дол­жен про­сох­нуть не менее 30 минут перед нане­се­ни­ем после­ду­ю­ще­го.
  • Неко­то­рые крас­ки, кото­рые про­да­ют­ся для ремон­та ско­лов, могут быть сме­ша­ны с лаком, тогда нано­сить лак поверх не тре­бу­ет­ся.

Ремонт сколов краской из аэрозольного баллончика

Если исполь­зу­е­те крас­ку с бал­лон­чи­ка, то тща­тель­но взбол­тай­те её и рас­пы­ли­те в неболь­шую ёмкость. Далее намок­ни­те зубо­чист­ку или кисточ­ку в крас­ку и рас­пре­де­ли­те крас­ку внут­ри ско­ла, начи­ная с сере­ди­ны. Повто­ри­те нане­се­ние крас­ки с про­ме­жут­ка­ми для суш­ки. В ито­ге, крас­ка долж­на быть чуть выше общей поверх­но­сти, так как она после пол­но­го высы­ха­ния ося­дет. Мож­но на этом эта­пе закон­чить, либо про­дол­жить вырав­ни­ва­ние нане­сён­ной крас­ки шли­фо­ва­ни­ем. Это луч­ше делать через 1–2 дня, в зави­си­мо­сти от тол­щи­ны крас­ки и тем­пе­ра­тур­ных усло­вий.

Как защитить автомобиль от сколов?

Один из мето­дов защи­ты от ско­лов – исполь­зо­ва­ние защит­ной плён­ки (такой, как 3M VentureShield) на местах, наи­бо­лее под­вер­жен­ных ско­лам. Она про­зрач­ная и доста­точ­но тол­стая и мяг­кая, что­бы отра­зить уда­ры кам­ней, но со вре­ме­нем жел­те­ет.

Дру­гой спо­соб защи­ты капо­та от ско­лов – спе­ци­аль­ная пла­сти­ко­вая наклад­ка. Её недо­ста­ток заклю­ча­ет­ся в том, что неко­то­рые кам­ни, кото­рые попа­да­ют по ней, могут, как на трам­плине, под­ни­мать­ся и попа­дать по кры­ше.

Грамотный ремонт сколов на капоте

Всем привет. Не писал я почти год, и на то были веские основания, может как-нибудь расскажу об этом. Увидев спустя некоторое время, что у меня 300+ подписчиков, понял- надо немного исправляться) В прошлом посте я обещал запилить пост об автоподборе, но сейчас понимаю, что тема настолько объемная, что для развлекательного сайта слишком нудная и не интересная, буду искать для нее другие площадки.

Ну а сейчас предлагаю вам почитать об одном способе ремонта сколов, который может выполнить любой человек с прямыми руками и полировальной машинкой)

Прежде всего, должен вас предупредить о следующем – на данный момент не существует ни одного 100%го способа ремонта повреждений финишных покрытий локально. Это важно. То есть, в пленке у вас машина, или в краске, или в жидкой резине – как ни крути, всё это финишные защитные покрытия и скол/царапину до грунта на них невозможно отремонтировать абсолютно незаметно, даже самый грамотный ремонт будет виден на определенном расстоянии от покрытия. Вот так. Нет, к сожалению, волшебной таблетки. Поэтому берегите свои тачки, особенно в заводском окрасе)

Итак, в пример возьмём Merseder Eшку серебристого цвета:

Автомобиль постоянно на трассе, соответственно сколы появляются неизбежно. Первое что делаем – отмечаем маркером сколы по всему капоту, чтобы не забыть отремонтировать каждый из них

на этом капоте порядка 50 сколов, кстати.

Скол – это как кратер от метеорита на поверхности луны, он имеет торчащие вверх края, которые следует удалить вышлифовкой. Берем лист наждачкой бумаги n2000, накладываем её на прямоугольный маленький шлифок (можете использовать хоть маленький деревянный брусочек, главное чтобы ровную поверхность имел), и вышлифовывваем каждый скол, поливая на капот водой. Должно получиться так:

То есть, мы выровняли края скола и заматовали лак вокруг скола.

Затем нам надо заполнить тело скола и придать ему цвет. Если скол неглубокий, как в этом случае, нам хватит толщины лака для этой процедуры, но если сколы до металла, следует заполнить их шпатлевкой для сколов (продается в тюбиках, сохнет буквально за 5 мин) и еще раз вышлифовать скол.

Затем берем в руки краску. Аэрографа у обычного автолюбителя нет, скорее всего, поэтому идём в магазин и покупаем краску в баночке для подкраса сколов, либо заказываем в подборе автокрасок слив по VIN-коду автомобиля. 100 грамм краски хватит за глаза и за уши, останется 95%. Затем забегаем в аптеку и покупаем 2 одноразовых шприца на 2 кубика, в них будем заливать краску и лак.

Размешиваем краску, заливаем в шпиц с иглой примерно 1мл. Обезжириваем все сколы (желательно забраться салфеткой с обезжиривателем в сам скол, с сильным давлением) и наносим краску с иглы на каждый скол маленькими каплями.

Должно получиться так. Краска эта у маляров называется базой, она не даёт толщины, и когда высыхает, “проваливается” в скол. Желательно после нанесения базы оставить машину часа на четыре, погулять и позаниматься другими делами. Когда вернетесь к работе, капли базы высохнут и провалятся в скол. Следующий этап – надо удалить излишки краски. Точно так же берем шлифок с наждачкой и, поливая водой, аккуратными легкими движениями шлифуем скол, чтобы краска осталась только в самом сколе. как будет готово, сушим капот от воды и приступаем к нанесению лака.

Точно так же заливаем 1мл в новый шприц купленный в автомагазине лак (желательно приобрести лак для подкраски сколов, продается в баночках с кисточками на крышке. Он быстросохнущий потому что). Ставим на каждый скол по капле, чтобы получилось вот так:

И теперь следует приостановить работу на ночь, чтобы лак максимально “встал”

На следующий день капли так же дадут небольшой “провал”, отвердеют и станут пологими. Значит, пора переходить к двум завершающим этапам.

Вышлифовываем всё той же наждачком, шлифком и водой капли от лака, чтобы сравнять уровень нанесенного нами лака с заводским. Здесь следует быть аккуратными, так как лака в сколе останется очень и очень мало, и протереть скол до нанесенной ранее базы будет очень легко. Следует проверять что творится под шлифком после каждого его движения. Когда вы почувствуете при поведении ладонью по сколу, что лишнего лака больше нет, ремонт скола закончен, остается только отполировать капот.

Для полировки достаточно двух паст (например Menzerna 400 и Menzerna 3000, продаются в баночках 400мл – удобно для личного, а не коммерческого использования) и двух поролоновых кругов – жесткого (белого) и мягкого (черного). Первой пастой с первым кругом мы убираем матовость от наждачки с лака, вторым убираем голограммы, созданные первым диском. Итоговый ваиант ремонта выглядит так:

Если приглядеться, сколы вы все равно заметите, но на данный момент это самый надежный и незаметный способ ремонта сколов.

Кстати, сложность и качество ремонта напрямую зависит от цвета автомобиля. Легче всего такому ремонту поддаются черные авто – там иногда почти незаметно можно удалить даже царапины во весь борт. Хуже всего ремонтируются цвета с плохой укрывистостью и светлыми тонами, перламутры и хамелеоны – последние два не стоит даже пытаться. Почти невозможно нормально отремонтировать белые, красные, желтые авто. На серебристом цвете ремонтные сколы будут темнее основного цвета, так как у него тон напрямую зависит от толщины базы. Короче как-то так. Надеюсь, пост окажется полезным)

Источники:

http://mycary.ru/how/repair/podkrasit-skoly-svoimi-rukami.html
http://www.em-grand.ru/post-kak-ubrat-skoly-na-kuzove-avtomobilya.html
http://nashdom.life/mashina/kak-ubrat-carapiny-na-mashine-svoimi-rukami
http://carextra.ru/remont/kak-udalit-skolyi.html
http://kuzov.info/kak-ubrat-skoly-na-avtomobile/
http://pikabu.ru/story/gramotnyiy_remont_skolov_na_kapote_5936470

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: