218 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тормозные механизмы задних колес

Управление ВАЗ

Тормозные механизмы задних колес

Устройство и принцип действия. Тормозной механизм заднего колеса – барабанного типа, с самоустанавливающимися колодками, которые приводятся в действие колесным гидравлическим цилиндром, и с автоматическим устройством для регулирования зазора между колодками и барабаном. Тормозные колодки 2 с накладками, колесный цилиндр 7 и другие детали тормозного механизма смонтированы на щите 11, который крепится к фланцу балки заднего моста. К нижней части щита двумя заклепками крепится пакет пластин, одна из которых является опорой для нижних концов тормозных колодок.

Устройство для автоматического регулирования зазора между колодками и барабаном смонтировано на тормозных колодках. Оно состоит из двух втулок 7 и 2, свинченных между собой. На втулке 7 установлены две фрикционные шайбы 6, между которыми пружиной 3 зажато с определенным усилием ребро 5 тормозной колодки. Тормозная колодка в сборе с автоматическим устройством устанавливается с гарантированным зазором на ось 1, приваренную к щиту тормоза. При торможении и растормаживании колодки перемещаются на величину зазора между втулкой 7 и осью 1. При износе фрикционных накладок тормозных колодок зазор не обеспечивает прижатие колодок к барабану и под увеличивающимся усилием со стороны поршней колесного цилиндра колодки перемещаются относительно шайб на величину износа накладок, т.е. занимают новое положение, компенсируя износ накладок.

В корпусе 7 колесного цилиндра размещены два поршня 4, которые распираются пружиной б с опорными чашками 2. В поршни запрессованы упоры, в пазы которых упираются верхние концы тормозных колодок. Выход поршней из цилиндров защищен резиновыми колпачками 5.

Герметичность цилиндра обеспечивается уплотнителями 3. Для прокачки привода заднего тормоза в цилиндре имеется штуцер 1.

С 1986 г. на автомобилях устанавливается тормозной механизм с устройством для автоматического регулирования зазора, которое смонтировано в колесном цилиндре. С обеих сторон в цилиндр 3 установлены поршни 4 с упорами 1 тормозных колодок в сборе с уплотнителями 5 и деталями автоматического устройства. Основным элементом автоматического устройства является разрезное упорное кольцо 9, расположенное в этой подсборке между буртиком упорного винта 10 и двумя сухарями 8 с зазором 1,4-1,6 мм. Упорные кольца установлены в цилиндр с натягом, обеспечивающим усилие сдвига кольца по зеркалу цилиндра не менее 343 Н, что превышает усилие от стяжных пружин тормозных колодок. К торцовой поверхности поршня через опорную тарелку 6 поджимается пружиной 7 уплотнитель 5. Тормозная жидкость через штуцер 11 подается в цилиндр 3.

При оптимальном зазоре между колодками и барабаном поршни 4 в колесном цилиндре перемещаются на величину зазора между буртиком упорного винта 10 и буртиком упорного кольца (1,4-1,6 мм). При этом колодки прижимаются к тормозному барабану, создавая необходимый тормозной момент, а упорные кольца 9 остаются неподвижными на своих местах.

При износе накладок зазор 1,4-1,6 мм выбирается полностью и буртик упорного винта упирается в буртик упорного кольца, вследствие чего упорное кольцо сдвигается вслед за поршнем на величину износа накладок. При прекращении торможения поршни усилием стяжных пружин сдвигаются до упора сухарей 8 в буртик упорного винта 10. Таким образом, автоматически поддерживается оптимальный зазор между колодками и барабаном. Для того чтобы обеспечить свободную посадку тормозного барабана, при сборке колесного цилиндра необходимо выдерживать размер 4,5-4,8 мм и 67 мм (максимально).

Снятие и установка. Поднимают заднюю часть автомобиля, снимают колесо и, приняв меры для недопущения утечки жидкости из бачка, снимают тормозной барабан, для чего устанавливают установочные штифты колеса в технологические отверстия и завертывают их до отделения барабана. Если таким способом барабан не снимается, то в качестве крайней меры допускается следующий способ.

Вывернув направляющие штифты из барабана, смазывают посадочное место на полуоси моторным маслом, запускают двигатель, включают I передачу и нажимают на педаль тормоза. При этом соблюдают особую осторожность, так как барабан при отделении может нанести травму стоящим рядом. Отсоединяют от рычага 1 ручного привода колодок конец троса 13, отсоединяют верхнюю и нижнюю стяжные пружины, направляющие пружины 10 и снимают тормозные колодки вместе с распорной планкой 3. Отсоединяют трубку подвода тормозной жидкости от колесного цилиндра и заглушают входные отверстия цилиндра и трубки, снимают колесный цилиндр. При замене тормозного щита снимают полуось и отсоединяют трос привода ручного тормоза.

При необходимости разбирают устройство автоматического регулирования зазора между колодками и барабаном. Если оно расположено на колодках, то зажимают в тисках основание приспособления А.72259, устанавливают на него колодку втулкой 1 вниз, отвертывают втулку 6 и снимают пружину 5 с чашкой 4 и фрикционные шайбы 2. Собирают данное автоматическое устройство в обратной последовательности. При этом втулку 6 завертывают до полной посадки на втулку 1 оси и закернивают.

Если автоматическое устройство расположено в колесном цилиндре, то снимают защитные колпачки 2, затем выпрессовывают из корпуса цилиндра поршни 4 в сборе с деталями автоматического регулирования зазора. Затем устанавливают поршень в сборе на приспособление 67.7820.9525 так, чтобы выступы приспособления охватили головку упорного винта 10. Специальной отверткой, поворачивая поршень 4, вывертывают упорный винт 10 из поршня. Снимают с винта уплотнительное кольцо .5 с опорной чашкой 6, пружиной 7 и сухари 8. Разъединяют упорное кольцо 9 и упорный винт 10.

Сборку этого автоматического устройства и самого цилиндра проводят в обратной последовательности с учетом следующего:

  • перед установкой летали обильно смазывают тормозной жидкостью
  • упорные винты поршней затягивают моментом 3.9- 6,9 Н
  • прорезь А на упорных кольцах должна быть направлена вертикально вверх, отклонение от вертикали допускается не более 30°. Такое расположение прорези обеспечивает полное удаление воздуха из привода тормозного механизма при прокачке тормоза
  • поршни в корпус цилиндра запрессовывают при помощи приспособления 67 7823.9532, выполненного из трубки с внутренним конусом
  • усилие запрессовки поршня в цилиндр должно быть не менее 350 Н; при меньшем усилии заменяют упорное кольцо
  • при запрессовке поршня в цилиндр необходимо выдержать размер 4,5-4,8 мм и 67 мм (максимально) для свободной посадки тормозного барабана
  • после сборки проверяют перемещение каждого поршня в корпусе цилиндра. Они должны легко перемещаться в пределах 1,25-1,65 мм. Последним устанавливают на место защитные колпачки 2.

После сборки тормозного механизма, которое проводится в обратной последовательности, и установки его на автомобиль прокачивают гидравлический привод задних тормозов.

Проверка деталей

Трубопроводы и соединения. Для предупреждения отказа тормозной системы тщательно проверяют соединения всех трубопроводов.

При проверке следят, чтобы:

  • металлические трубопроводы не имели вмятин, трещин и были расположены вдали от острых кромок, которые могут их повредить;
  • гибкие шланги не соприкасались с минеральными маслами или смазывающими материалами, растворяющими резину. Сильным нажатием на педаль тормоза проверяют, не появятся ли на шлангах вздутия, свидетельствующие о неисправностях;
  • все скобы крепления трубопроводов были хорошо затянуты. Ослабление крепления приводит к вибрации, вызывающей поломки;
  • не было утечки жидкости из штуцеров. При необходимости затягивают гайки до отказа, не подвергая деформации трубопроводы.

Детали заменяют новыми при малейшем сомнении в их пригодности. Гибкие шланги независимо от их состояния заменяют новыми после 100 тыс. км пробега или после 5 лет эксплуатации автомобиля.

Колесные цилиндры для проверки разбирают. Снимают защитные колпачки 5 и поршни 4, вынимают уплотнители 3, опорные чашки 2 и пружину 6, вывертывают штуцер 1 выпуска воздуха. Осматривают рабочие поверхности цилиндров и поршней. Поверхности должны быть гладкими, без видимых рисок и шероховатостей. Незначительные повреждения на зеркале цилиндра устраняют притиркой. Проверяют упругость пружины, длина которой в свободном состоянии должна быть 34 мм, а под нагрузкой (34,3±19,6) Н – 17,8 мм. Заменяют уплотнители новыми, проверяют также, не повреждены ли защитные колпачки цилиндра, и при необходимости заменяют их.

Перед сборкой обильно смазывают все детали тормозной жидкостью. В последовательности, обратной разборке, устанавливают детали в корпус цилиндра без усилия, чтобы не повредить трущиеся поверхности. Устанавливают защитные колпачки. Действуя обеими руками, проверяют перемещение поршней, которое должно быть плавным, без заедания.

Разборка, сборка и проверка технического состояния деталей колесных цилиндров, в которых расположено устройство для автоматического регулирования зазора между колодками и барабаном, описаны выше.

Читать еще:  Обзор Volkswagen Tarok 2019

Колодки. Внимательно проверяют, нет ли на них повреждений. Определяют упругость стяжных пружин как верхних, так и нижних. Пружины не должны иметь остаточной деформации при растяжении усилием 343 Н (нижнее) и 411 Н (верхние). При необходимости их заменяют. Осматривают накладки. Если обнаружены грязь или следы смазывающего материала, накладки тщательно очищают металлической щеткой и промывают уайт-спиритом. Кроме того, проверяют, нет ли утечки смазывающего материала или масла внутрь барабана; неисправности устраняют. Колодки заменяют новыми, если толщина накладок стала менее 1,5-2 мм.

Внимание обращают на пружину 3 автоматического устройства. Ее размеры в свободном состоянии – 20 мм, а под нагрузкой (802±78,4) Н – 14 мм.

Тормозные барабаны. Если на рабочей поверхности имеются глубокие риски, то барабаны растачивают на станке, а затем шлифуют брусками (зернистостью 10- 16). Это увеличивает долговечность накладок и улучшает равномерность и эффективность торможения. Наибольшее допустимое увеличение номинального диаметра барабана (250 мм) после расточки и шлифовки 1 мм. Это требование должно соблюдаться, в противном случае нарушается прочность барабана, а также эффективность торможения. Предельный диаметр изношенного барабана 251,6 мм.

В начало страницы

Тормозные механизмы задних колес: разборка и советы

Тормозные механизмы колес отвечают не только за регулировку скорости движения, но и за безопасное поведение автомобиля на дороге, тем более при вариантах экстренного торможения. В тормозном механизме задних колес главная роль отводится для каждой составляющей без исключения, будь то барабан, колодки, пружины, опорные пальцы колодок, разжимной кулак или механизм развода колодок. При неисправности одного элемента, происходит бой всей тормозной системы, поэтому эта важная часть автомобиля требует особой внимательности и ответственного подхода к ремонту.

Перед тем, как начать работу, обязательно нужно запомнить несколько правил, которые не просто не продлят изнашиваемость колодок авто, но и ещё создадут риск попадания в дорожно-транспортную аварию.

Категорически запрещается:

  • производить очистку тормозов любыми растворителями, абразивными веществами или бензином;
  • менять колодки передних колес по очереди. Крайне важно производить замену одновременно на двух колесах;
  • делать подмену колодок с одного колеса на другое, это может прерывистому и неритмичному торможению.

Сигналами к срочной замене колодок могут послужить несколько причин:

  • накладки тормозных колодок менее 1,5 мм, что уже является отклонением от нормы (металлическая основа при этом не учитывается);
  • имеется масло или тормозная жидкость на рабочей поверхности фрикционного материала;
  • имеются зазоры между основанием и накладкой;
  • на фрикционные накладки имеют видимые внешние повреждения, дефекты.

Разборка тормозного механизма заднего колеса: пошаговый алгоритм действий

Мы проводили разборку задних тормозных механизмов на автомобиле ВАЗ 2110:

1. Коробка передач ставится в положение 1-ой передачи. Под передние колеса укладывается любой упорный материал, для предотвращения скатывания автомобиля.

2. Необходимо обратить внимание на ручник, автомобиль должен быть снят с него.

3. Задние колеса снимаются, после чего производится очистка тормозов и сопутствующих деталей от загрязнений.

4. Также, существенное значение имеет количество тормозной жидкости, в случае если уровень наполнения максимальный, нужно выкачать жидкость оставив в бачке не больше половины.

6. При помощи плоскогубцев, аккуратно освобождаем стяжную пружину вверху.

7. После этого, точно также снимается нижняя пружина.

8. Когда верхняя и нижняя пружины извлечены, принимаетесь за направляющую пружину и только после этого, можно снять непосредственно колодку.

9. Демонтируем рабочую планку (разжимную).

10. После снятия с задней колодки направляющей пружины, демонтируется и сама задняя колодка, путем извлечения рычага от наконечника троса ручника.

11. Далее с пальца приводного рычага задней колодки, необходимо извлечь шплинт и освободить опорную шайбу.

12. Аккуратно без применения большой силы, нужно поднажать на палец и открепить приводной рычаг, после чего извлечь и сам палец.

13. Сборка и монтаж колодок происходит в обратном порядке. Верхние концы колодок нужно завести в пазы поршня.

14. С целью перемещения поршней к центру цилиндра необходимо свести колодки монтировками. Тормозной барабан собирается и устанавливается тоже в обратном порядке. После полной сборки тормозного механизма и монтаже передних колес, необходимо несколько раз по нажимать на тормозную педаль, в результате чего колодки поведутся к барабану.

Видео — замена задних тормозных колодок и тормозного барабана на автомобиле Лада Калина:

Тормозные механизмы задних колес

Рис. 3.2 Тормозной механизм заднего колеса барабанного типа, с самоустанавливающимися колодками

1. Рабочий цилиндр

3. Гайка крепления щита к балке заднего моста

4. Самоцентрирующее устройство

5. Направляющая пружина

7. Нижняя стяжная пружина

8. Трос привода стояночного тормоза

9. Рычаг привода стояночного тормоза

10. Распорная планка

11. Палец рычага стояночного тормоза

13. Верхняя стяжная пружина

Тормозные колодки с накладками, колесный цилиндр и другие детали смонтированы на тормозном щите, прикрепленном к фланцу балки заднего моста.

Зазор между колодками и барабаном регулируется автоматически.

Тормозная колодка в сборе с автоматическим устройством установлена с гарантированным зазором на ось, приваренную к щиту тормоза. При торможении и растормаживании колодки перемещаются на величину зазора между втулкой и осью. При износе накладок, под действием увеличивающегося давления в системе, колодки перемещаются на величину износа и занимают новое положение, восстанавливая оптимальный зазор.

При оптимальном зазоре между колодками и барабаном при торможении колодки раздвигаются до выбора зазора 1.25 – 1.65 мм. Указанный зазор обеспечивает ход колодок для создания максимального тормозного момента.

Дисковые тормоза

Тормозной диск – это часть тормозной системы автомобиля, предназначенная для замедления или прекращения вращения колеса во время движения транспортного средства. Тормозной диск обычно изготавливается из чугуна, но в некоторых случаях может изготавливаться из композитных материалов, таких как усиленный карбон или керамическая матрица. Он крепится на колесе или оси. Для того, чтобы колесо прекратило свое вращение, фрикционный материал в виде тормозных колодок (расположенных на тормозных суппортах) прижимается механически, гидравлически, пневматически или с помощью электромагнетизма к диску с обеих сторон. Возникающее трение замедляет или останавливает вращение диска и, соответственно, колеса. Тормоза (дисковые и барабанные) преобразуют движение в тепло, поэтому если тормоза становятся, слишком горячими, это может привести к снижению их эффективности, поскольку они уже не способны отдавать большую часть тепла. Это называется отказом тормозов.

Рис. 3.2 схема дискового тормозного механизма

Тормозной диск (1) вращается вместе с колесом, закрепленным на ступице (2) болтами (4). Все эти детали являются подвижными тормозными механизмами. Еще одна, самая важная из подвижных, деталь — это пылезащитный колпачок.

Каркасом для остальных частей дисковых тормозов служит суппорт (5).

На нем закреплены тормозные колодки (6), которые двигаясь, друг к другу по специальным направляющим (7) при контакте с тормозным диском создают силу трения, останавливающую колесо. Это движение обеспечивает поршень, расположенный в рабочем тормозном цилиндре (8). К цилиндру подходит тормозной шланг (9) тормозного контура, на нем также располагается дренажный клапан (12).

Диагностическое окошко (10) позволяет определить износ тормозного диска и колодок.

Тормозной диск может быть вентилируемый, это значит, что у него внутри есть специальные вентиляционные каналы (11). Тормозные диски могут иметь насечки, перфорацию или и то, и другое. Перфорация (отверстия в диске) способствует вентиляции дисков при эксплуатации автомобиля в предельных условиях. Насечки обеспечивают более продуктивный контакт диска и колодок.

Модернизация узла

На данном прототипе будет осуществляться модернизация рабочей тормозной системы.

Данный процесс будет осуществляться путем замены штатных задних барабанных тормозов дисковыми.

В комплект ЗДТ входит:

– Проточенные полуоси с одетыми планшайбами, подшипниками и стопорными кольцами;

Готовый к установке комплект, не требует дополнительных изменений и доработок Вашего автомобиля. Установка максимально упрощена: демонтируется сток – устанавливаются детали из комплекта.
Преимущества:
-Надежность;
-Повышенная эффективность в отличии от барабанных тормозов;
-Отсутствие проблем с примерзанием колодок в зимний период;
-Внешний вид;
-Простота замены колодок;
-Отсутствие необходимости регулировки зазора колодка-диск;
-Надежный стояночный тормоз с тросиковым приводом.

Читать еще:  Нежелательные звуки в машине — что может стучать и биться?

Однако данная модернизация требует установки мин. 14″ колесных дисков.

В данной курсовой работе была дана общая техническая характеристика автомобиля ВАЗ-2106.

Выполнен полный кинематический расчет, после изменения параметров двигателя.

В работе представлена кинематическая схема трансмиссии с указанием максимальной мощности и соответствующей угловой скорости вращения вала двигателя, основных параметров ходовой системы.

В работе была проведена характеристика тормозной системы, был проведен патентный поиск и анализ рекомендаций по модернизации узла.

С целью повышения эффективности тормозной системы, была проведена ее модернизация, состоящая из замены заводских задних барабанных тормозов – дисковыми.

ТОРМОЗНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ЗАДНИХ КОЛЕС

ТОРМОЗНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ЗАДНИХ КОЛЕС

Детали заднего тормозного механизма могут быть сняты при разборке тормозного механизма и заменены новыми. Исключение составляет рабочий цилиндр. Как показывает практика, переборка его в гаражных условиях в большинстве случаев не приводит к желаемому результату.

Поэтому в случае неисправности рекомендуем заменять рабочий цилиндр в сборе.

СНЯТИЕ И УСТАНОВКА БАРАБАНОВ ТОРМОЗНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЗАДНИХ КОЛЕС

Тормозной барабан снимают для его замены при повреждении или износе рабочей поверхности (максимально допустимый диаметр барабана 201,0 мм), а также для контроля состояния тормозных механизмов, замены тормозных колодок и рабочих цилиндров.

Работу выполняйте на автомобиле с вывешенными задними колесами (на подъемнике или автомобиле, установленном с помощью домкрата на опоры). Рычаг стояночного тормоза должен быть опущен до упора вниз (автомобиль расторможен).

Тормозные барабаны заменяйте парами (левый и правый одновременно).

Вам потребуется отвертка с крестообразным лезвием.

1. Снимите левое колесо.

2. Выверните винт крепления тормозного барабана.

3. Через резьбовое отверстие болта крепления колеса отожмите регулировочный клин (для наглядности тормозной барабан снят).

Для выворачивания винта крепления тормозного барабана также можно использовать силовую отвертку.

4. Снимите тормозной барабан.

Если тормозной барабан не удается снять усилием рук, легкими ударами молотка обстучите его по периметру привалочной поверхности к ступице заднего колеса.

5. Измерьте штангенциркулем диаметр рабочей поверхности. Если диаметр превышает максимально допустимый, барабан подлежит замене.

6. Установите детали в порядке, обратном снятию.

При установке прежнего барабана снимите напильником буртик на рабочей поверхности барабана, образовавшийся в результате износа.

7. Аналогично снимите, проверьте и при необходимости замените правый тормозной барабан.

ЗАМЕНА КОЛОДОК ТОРМОЗНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЗАДНИХ КОЛЕС

Минимально допустимая толщина фрикционных накладок тормозных колодок составляет 0,5 мм.

Заменяйте колодки в следующих случаях:

–толщина фрикционных накладок меньше допустимого значения;

–поверхность накладок замаслена;

–фрикционная накладка непрочно соединена с основанием;

–накладки с глубокими бороздами и сколами.

Вам потребуются: ключ для болтов колес, пассатижи или отвертка с плоским лезвием, раздвижные пассатижи.

1. Включите I передачу и установите упоры под передние колеса.

2. Проверьте, чтобы рычаг стояночного тормоза был опущен до упора вниз (автомобиль расторможен).

3. Снимите заднее колесо.

4. Если уровень тормозной жидкости в бачке главного тормозного цилиндра находится на метке «MAX» или приближается к ней, откачайте часть жидкости из бачка. Иначе при замене колодок она может выплеснуться.

5. Снимите тормозной барабан (см. выше).

6. Отцепите пассатижами от передней колодки отогнутый конец нижней стяжной пружины.

7. . и снимите пружину.

Для удобства снятия нижней стяжной пружины выведите нижние концы тормозных колодок из упоров.

8. Отцепите пассатижами от распорной планки отогнутый конец фиксирующей пружины.

При работе пассатижами или отверткой будьте осторожны. Рекомендуем пользоваться специальными клещами для снятия стяжных пружин.

9. . и, повернув второй конец пружины в отверстии задней колодки, снимите пружину.

10. Придерживая опорную стойку, нажмите на чашку крепления прижимной пружины, поверните ее на четверть оборота.

11. . и снимите чашку и пружину, а также опорную стойку.

12. Аналогично снимите чашку с прижимной пружиной передней колодки.

13. . и снимите переднюю колодку в сборе с распорной планкой, стяжной пружиной, регулировочным клином и его пружиной.

14. Отсоедините наконечник троса от разжимного рычага и снимите заднюю тормозную колодку.

15. Снимите пружину регулировки зазоров.

16. Отцепите пассатижами от распорной планки конец верхней стяжной пружины.

17. . и, повернув второй конец пружины в отверстии задней колодки, снимите пружину.

18. Снимите распорную планку.

19. . и регулировочный клин зазоров.

Сразу после снятия колодок закрепите поршни рабочего цилиндра любым доступным способом (например, стяните резиновым жгутом или свяжите проволокой), иначе поршни могут быть вытолкнуты из цилиндра распорной пружиной и из гидросистемы вытечет тормозная жидкость.

20. Очистите от загрязнений и осмотрите детали тормозного механизма (рис. 9.3). Деформированные или сильно корродированные детали замените. Потерявшие упругость и искривленные пружины замените.

При каждой разборке тормозного механизма заменяйте новыми прижимные пружины, чашки пружин и опорные стойки.

21. Нанесите на места трения тормозных колодок о тормозной щит тугоплавкую смазку для тормозных механизмов.

22. Освободите поршни рабочего цилиндра от фиксирующего приспособления, сожмите раздвижными пассатижами поршни рабочего цилиндра и установите тормозные колодки в порядке, обратном снятию.

23. Отверткой приподнимите вверх регулировочный клин зазоров для сведения колодок и установите тормозной барабан и колесо на место.

24. Отрегулируйте зазор между тормозными колодками и барабаном, нажав 10–15 раз на педаль тормоза.

25. Аналогично замените тормозные колодки тормозного механизма другого колеса.

26. После установки тормозных колодок отрегулируйте стояночную тормозную систему (см. «Регулировка привода стояночного тормоза» ).

Рис. 9.3. Детали тормозного механизма заднего колеса (показаны детали тормозного механизма с левой стороны): 1–чашки прижимных пружин; 2–прижимные пружины; 3–опорные стойки; 4–регулировочный клин зазоров; 5–распорная планка; 6–стяжная пружина; 7–фиксирующая пружина; 8–задняя колодка; 9–разжимной рычаг стояночного тормоза; 10–нижняя стяжная пружина; 11–пружина регулировки зазоров; 12–передняя колодка

ЗАМЕНА РАБОЧИХ ЦИЛИНДРОВ ТОРМОЗНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЗАДНИХ КОЛЕС

Если в процессе эксплуатации появились потеки тормозной жидкости на тормозном барабане и внутренней стороне колеса или заклинило поршни в цилиндре, замените рабочий цилиндр.

Вам потребуются: специальный ключ «на 11» для гаек трубопроводов, ключ-шестигранник «на 5».

1. Включите I передачу и установите упоры под передние колеса.

2. Снимите заднее колесо с соответствующей стороны.

3. Очистите от грязи место крепления тормозной трубки и болты крепления рабочего цилиндра с обратной стороны тормозного щита.

4. Снимите тормозной барабан (см. выше).

5. Аккуратно поднимите рычаг стояночного тормоза – верхние концы колодок отойдут от упоров поршней.

6. Отверните гайку крепления тормозной трубки к рабочему цилиндру и заглушите отверстие трубки, например, колпачком клапана выпуска воздуха.

После длительной эксплуатации гайка тормозной трубки «срастается» с трубкой в одно целое, поэтому при попытке отвернуть гайку трубка скручивается и ломается. В этом случае только немного строньте гайку трубки, затем выверните болт крепления цилиндра и отсоедините его от трубки, свинчивая цилиндр с ее гайки. После отсоединения цилиндра от трубки подвижность освободившейся гайки можно восстановить, смочив ее тормозной жидкостью и поворачивая гайку ключом попеременно в обе стороны.

7. Выверните болт крепления рабочего цилиндра, придерживая цилиндр с другой стороны.

8. . и снимите рабочий цилиндр.

9. Если на клапане выпуска воздуха нового цилиндра нет защитного колпачка, снимите его со старого клапана.

10. Установите рабочий цилиндр в порядке, обратном снятию.

11. Установите тормозной барабан.

13. Несколько раз резко нажмите на педаль тормоза, чтобы подвести тормозные колодки к барабану.

Устройство и принцип работы тормозной системы автомобиля

Тормозная система автомобиля (англ. — brake system) относится к системам активной безопасности и предназначена для изменения скорости движения автомобиля вплоть до его полной остановки, в том числе экстренной, а также удержания машины на месте в течение длительного периода времени. Для реализации перечисленных функций применяются следующие виды тормозных систем: рабочая (или основная), запасная, стояночная, вспомогательная и антиблокировочная (система курсовой устойчивости). Совокупность всех тормозных систем автомобиля называется тормозным управлением.

Рабочая (основная) тормозная система

Главное предназначение рабочей тормозной системы заключается в регулировании скорости движения автомобиля вплоть до его полной остановки.

Читать еще:  Как забрать автомобиль со штрафстоянки

Основная тормозная система состоит из тормозного привода и тормозных механизмов. На легковых автомобилях применяется преимущественно гидравлический привод.

Гидропривод состоит из:

  • главного тормозного цилиндра (ГТЦ)
  • вакуумного усилителя
  • регулятора давления в задних тормозных механизмах (при отсутствии АВS)
  • блока ABS (при наличии)
  • рабочих тормозных цилиндров
  • рабочих контуров

Главный тормозной цилиндр преобразует усилие, сообщаемое водителем педали тормоза, в давление рабочей жидкости в системе и распределяет его по рабочим контурам.

Для увеличения силы, создающей давление в тормозной системе, гидропривод оснащается вакуумным усилителем.

Регулятор давления предназначен для уменьшения давления в приводе тормозных механизмов задних колес, что способствует более эффективному торможению.

Контуры тормозной системы, представляющие собой систему замкнутых трубопроводов, соединяют между собой главный тормозной цилиндр и тормозные механизмы колес.

Контуры могут дублировать друг друга или осуществлять только свои функции. Наиболее востребована двухконтурная схема тормозного привода, при которой пара контуров работает диагонально.

Запасная тормозная система

Запасная тормозная система служит для экстренного или аварийного торможения при отказе или неисправности основной. Она выполняет те же функции, что и рабочая тормозная система, и может функционировать и как часть рабочей системы, и как самостоятельный узел.

Стояночная тормозная система

Основными функциями и назначением стояночной тормозной системы являются:

Устройство тормозной системы автомобиля

Основой тормозной системы являются тормозные механизмы и их приводы.

Тормозной механизм служит для создания тормозного момента, необходимого для торможения и остановки транспортного средства. Механизм устанавливается на ступице колеса, а принцип его работы основан на использовании силы трения. Тормозные механизмы могут быть дисковыми или барабанными.

Конструктивно тормозной механизм состоит из статичной и вращающейся частей. Статичную часть у барабанного механизма представляет тормозной барабан, а вращающуюся – тормозные колодки с накладками. В дисковом механизме вращающаяся часть представлена тормозным диском, неподвижная – суппортом с тормозными колодками.

Управляет тормозными механизмами привод.

Гидравлический привод не является единственным из применяемых в тормозной системе. Так в системе стояночного тормоза используется механический привод, представляющий собой совокупность тяг, рычагов и тросов. Устройство соединяет тормозные механизмы задних колес с рычагом стояночного тормоза. Также существует электромеханический стояночный тормоз, в котором используется электропривод.

В состав тормозной системы с гидравлическим приводом могут быть включены разнообразные электронные системы: антиблокировочная, система курсовой устойчивости, усилитель экстренного торможения, система помощи при экстренном торможении (Brake Assist System).

Существуют и другие виды тормозного привода: пневматический, электрический и комбинированный. Последний может быть представлен как пневмогидравлический или гидропневматический.

Принцип работы тормозной системы

Работа тормозной системы строится следующим образом:

  • При нажатии на педаль тормоза водитель создает усилие, которое передается к вакуумному усилителю.
  • Далее оно увеличивается в вакуумном усилителе и передается в главный тормозной цилиндр.
  • Поршень ГТЦ нагнетает рабочую жидкость к колесным цилиндрам через трубопроводы, за счет чего растет давление в тормозном приводе, а поршни рабочих цилиндров перемещают тормозные колодки к дискам.
  • Дальнейшее нажатие на педаль еще больше увеличивает давление жидкости, за счет чего срабатывают тормозные механизмы, приводящие к замедлению вращения колес. Давление рабочей жидкости может приблизиться к 10-15 МПа. Чем оно больше, тем эффективнее происходит торможение.
  • Опускание педали тормоза приводит к ее возврату в исходное положение под действием возвратной пружины. В нейтральное положение возвращается и поршень ГТЦ. Рабочая жидкость также перемещается в главный тормозной цилиндр. Колодки отпускают диски или барабаны. Давление в системе падает.

Важно! Рабочую жидкость в системе нужно периодически менять. Сколько тормозной жидкости потребуется на одну замену? Не более литра-полутора.

Основные неисправности тормозной системы

В таблице ниже приведены наиболее распространенные неисправности тормозной системы автомобиля и способы их устранения.

СимптомыВероятная причинаВарианты устранения Слышен свист или шум при торможенииИзнос тормозных колодок, их низкое качество или брак; деформация тормозного диска или попадание на него постороннего предметаЗамена или очистка колодок и дисковУвеличенный ход педалиУтечка рабочей жидкости из колесных цилиндров; попадание воздуха в тормозную систему; износ или повреждение резиновых шлангов и прокладок в ГТЦЗамена неисправных деталей; прокачка тормозной системыУвеличенное усилие на педаль при торможенииОтказ вакуумного усилителя; повреждение шланговЗамена усилителя или шлангаЗаторможенность всех колесЗаклинивание поршня в ГТЦ; отсутствие свободного хода педалиЗамена ГТЦ; выставление правильного свободного хода

Заключение

Тормозная система является основой безопасного движения автомобиля. Поэтому на нее всегда должно быть обращено пристальное внимание. При неисправности рабочей тормозной системы эксплуатация транспортного средства запрещается полностью.

Тормозные механизмы задних колес.

Тормозной механизм задних колес (рис. 13.11) барабанного типа. На тормозном щите 20 установлены две тормозные колодки с фрикционными накладками: первичной 4 и вторичной 18. На первичной колодке накладка короче, чем на вторичной. Нижний конец первичной колодки упирается в головку 2 регулировочного винта 1, а нижний конец вторичной — в гайку регулировочного винта 19. Верхние концы обеих колодок упираются в толкатели

9 рабочего тормозного цилиндра 12 и притягиваются друг к другу верхними стяжными пружинами 8 и 16. Верхняя стяжная пружина 8 первичной колодки 4 имеет большее число витков и меньший диаметр проволоки. От смещения колодки удерживаются стержнями 6. Между колодками установлена распорная планка 15. На вторичной колодке, на оси 14 шарнирно установлен рычаг 17 привода стояночного тормоза, который соединен с тросом 5. Барабан 7 тормозного механизма устанавливается на ступице колеса и крепится болтами. Тормозной щит крепится к фланцу, приваренному к рукаву корпуса заднего моста. Рабочий тормозной цилиндр 12 состоит из чугунного корпуса, внутри которого установлены два поршня 10 с манжетами 11 и распорной пружиной между ними. Цилиндр с двух сторон закрыт резиновыми чехлами 13 от попадания пыли и грязи. С внутренней стороны на цилиндре сделаны два отверстия: одно для подводящего трубопровода, в другое устанавливается перепускной клапан для удаления воздуха.

Рис. 13.10. Тормозной механизм переднего колеса:

  • 1 — ступица колеса; 2 — суппорт тормозного механизма; 3 — подвижная скоба;
  • 4 — направляющая шпилька тормозных колодок; 5,7 — трубопроводы подвода тормозной жидкости к цилиндрам; 6 — тормозная колодка с фрикционной накладкой; 8 — поршень тормозного цилиндра; 9 — перепускной клапан прокачки тормозов; 10 — тормозной диск

При создании давления в гидроприводе поршни рабочего тормозного цилиндра расходятся в стороны и раздвигают колодки. Причем сначала отходит первичная колодка, поскольку она притянута более слабой пружиной. Коснувшись барабана, первичная колодка силой трения увлекается вслед за барабаном и через регулировочный винт и гайку прижимает вторичную колодку. В этом случае первичная колодка является активной, а вторичная — сервоколодкой, чем обеспечивается наибольшая эффективность торможения. Первичную колодку нельзя менять местами с вторичной. Если затормаживание осуществляется при неподвижном автомобиле за счет привода стояночной тормозной системы, то сначала прижимается к барабану первичная колодка, а затем — вторичная.

Рис. 13.11. Тормозной механизм заднего колеса:

  • 1 — регулировочный винт; 2 — головка регулировочного винта; 3 — нижняя стяжная пружина; 4 — первичная тормозная колодка с фрикционной накладкой;
  • 5 — трос привода стояночной тормозной системы; 6 — стержни крепления колодок; 7 — тормозной барабан; 8 — стяжная пружина первичной колодки;
  • 9 — толкатель колодки; 10 — поршень рабочего тормозного цилиндра;
  • 11 — манжета рабочего тормозного цилиндра; 12 — рабочий тормозной цилиндр;
  • 13 — защитная манжета; 14 — ось рычага привода стояночного тормоза;
  • 15 — распорная планка; 16 — пружина вторичной колодки; 17 — рычаг привода стояночной тормозной системы; 18 — вторичная тормозная колодка; 19 — гайка регулировочного винта; 20 — тормозной щит

При износе фрикционных накладок необходимо отрегулировать зазор между колодками и барабаном. Для этого нужно вывесить колесо и широкой отверткой через отверстие в нижней части тормозного щита вращать за зубчики регулировочный винт 1 до затормаживания колеса (не вращается от руки), затем повернуть винт в обратную сторону до свободного вращения колеса.

Источники:

http://vaz-2101-07.ru/4_upr/15.html
http://fastmb.ru/autoremont/314-tormoznye-mehanizmy-zadnih-koles-9472-razborka-i-sovety.html
http://lektsii.org/7-50699.html
http://autorambler.ru/bz/remont/amulet_brakeSyst_10/brand131model106modif452tag336.html
http://zen.yandex.ru/media/id/5af18a29d7bf213d532f5d27/5bcdea0e4b784900ac54381a
http://studme.org/263862/tehnika/tormoznye_mehanizmy_zadnih_koles

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: