Топ 10 культовых автомобилей советского кино
Топ 10 культовых автомобилей советского кино
Статья о 10 наиболее интересных автомобилей советского кино — их характеристики, а также интересные факты. В конце статьи — видео погони из фильма «Кавказская пленница».
Если вспомнить старую советскую классику, то и у Юрия Деточкина, и у Шурика, и у нестареющего Штрилица, и у других известных персонажей на съемочной площадке были свои автопомощники, без которых бы сам фильм смотрелся совершенно по-другому. Вот о них мы сейчас и расскажем.
Рейтинг культовых автомобилей советского кинематографа
10. КрАЗ-256 Б из фильма «Мимино»
Открывает наш рейтинг классика украинской автопромышленности – грузовик КрАЗ из «Мимино». Стоит отметить, что эту ленту показывают по отечественному телевидению так же часто, как «Иронию Судьбы». Но если последнюю крутят только в новогодние праздники, то «Мимино» могут показывать круглый год.
Кому не знаком простой и смешной сюжет этого фильма? Его знают даже школьники. Рубик Хачикян – обычный армянский водитель, приехавший в Москву за новым самосвалом. Безусловно, было бы логичным, если бы он получил в столице ЗиЛ-130, однако сценаристы и режиссёры фильма решили посадить Хачикяна на более солидный грузовик КраАЗ, который собирался в украинском Кременчуге.
В кабине этого грузовика главные герои спят, потом долго колесят по центру Москвы. Затем они долго прощаются у двери самосвала, однако вместо расставания достают из кабины «москвичевские» покрышки и отправляются искать покупателя.
Первую партию КрАЗ-256 выпустили в конце 1961 года. На нем был установлен четырёхтактный восьмицилиндровый дизельный мотор ЯМЗ-238 рабочим объемом 14,87 л. Мощность составляла 235 «лошадей».
9. «ЗИЛ-130» и «Москвич-412» из «Невероятных приключений итальянцев в России»
В этом совместном фильме Эльдара Рязанова и итальянского режиссера Франко Проспери очень много довольно зрелищных погонь. Следует отметить, что в советских кинолентах редко делали подобные трюки. Однако в этой ленте они смотрелись впечатляюще.
В главной сцене погони друг с другом противостояли два советских автогиганта – «Москвич-412» и «ЗИЛ-130». Кстати, в Италии эта картина называлась «Одна безумная, безумная, безумная гонка по России».
8. ЗАЗ-965 из фильма «Три плюс два»
Эту веселую комедию также видели практически все. Съемки проходили недалеко от поселка Новый Свет в Крыму. В картине две молодые девушки катаются на небольшом «Запорожце». Герой Андрея Миронова, который приехал на отдых на «Волге», вначале обзывал ЗАЗ-965 «консервной банкой», но потом он жалел машинку и говорил о ее беззащитности, так как влюбился в одну из героинь.
Эта машина была оснащена четырехцилиндровым мотором объемом всего 0,746 л. мощностью 23 «лошадки». Этот автомобиль мог разогнаться до 90 км/ч. Это последняя советская машина, оснащенная тумблерным переключателем поворотов и дверьми, которые открывались против движения автомобиля.
Существует интересная легенда о формировании стоимости этого автомобиля. На момент появления он стоил 1 800 рублей, что было равно стоимости тысячи бутылок водки (1,80 руб.). Если сравнить цену автомобиля со средней зарплатой, то работающий человек мог приобрести ЗАЗ-965 за 20 своих зарплат.
В народе это авто получило много прозвищ: «Запор», «ЗАЗик», «Жужик», «Малыш». Несмотря на насмешки, эта машина пользовалась огромной популярностью. Мало того, даже сейчас есть ценители этой модели.
7. Packard 120 из фильма «Утомленные солнцем»
Эти автомобили на то время считались элитными. На них передвигались Франклин Рузвельт, короли Норвегии и Югославии, генерал из Китая Чжан Цзолин, император Японии и Иосиф Сталин.
Съемочная группа утверждала, что этот автомобиль им предоставила областная филармония, но это не так. Ведь филармония не могла обладать таким шикарным авто. Для съемок Никита Михалков позаимствовал представительскую машину у одного коллекционера из Москвы.
Автомобили марки Packard начали выпускать с 1898 года. С этим связана одна интересная легенда. Джеймс Уорден Паккард захотел купить авто и отправился за ним в Кливленд. Там он приобрел машину марки Vinton. Но, по слухам, домой он так и не добрался, поскольку у автомобиля перегрелся мотор, соскочили шины, порвалась цепь привода. Паккард вернулся в Кливленд и начал предъявлять претензии, на что ему ответили: «Если вы такой умный, возьмите и сделайте автомобиль сами!» Паккард подумал и ответил, что сделает. И он сдержал свое слово.
Через год он представил авто собственного производства. Со временем его компания стала крупнейшим производителем престижных автомобилей. Даже кризис 30-х годов Паккард пережил без проблем благодаря производству Packard 120. Этот автомобиль и увозит товарища Котова в самом конце фильма. Кстати, эти автомобили активно завозили в СССР специально для НКВД.
6. «Москвич-400» из фильма «Москва слезам не верит»
В этом фильме главная героиня ездит на ВАЗ-2103 с неисправным карданным валом, но у Катерины не было времени отогнать авто в мастерскую. Но зрителям больше запомнился другой четырехколесный персонаж – «Москвич-400».
Антонина с подругами на нем едет на дачу для знакомства с родителями жениха. Потом тот же «Москвич» забирает Катю с ребенком из роддома. В фильме есть сцена, в которой хозяин ремонтирует постаревший «Москвич» и говорит, что на нем будут еще его внуки ездить, мол, при нормальном уходе машина может проработать хоть сто лет.
Стоит отметить, что «Москвич-400» является точной копией немецкого «Опеля Кадетт К 38» 1938 года, который был взят как трофей в Германии. Кстати, на ранних моделях «Москвича» можно встретить комплектующие со свастикой.
У «Москвича-400» сзади только один габаритный огонь и нет указателей поворотов. Поэтому 400-е «Москвичи» очень популярны у работников ГИБДД. Однако заработать на этом у них не выходит, поскольку повороты не предусмотрены заводом-изготовителем. Еще никто не запрещал водителю показывать повороты рукой.
5. «Москвич-408» из фильма «Бриллиантовая рука»
Еще один «Москвич», который действительно стал культовым благодаря веселому фильму о контрабандистах. После выхода этой комедии многие советские граждане мечтали приобрести этот автомобиль. А как иначе, если по сюжету ленты на нем ездили настоящие бандиты (мафиози того времени). Чего стоит только фраза самого главного контрабандиста страны («Шефа»): «По совету друзей я решил приобрести автомобиль последней марки «Москвич»».
Но мало кто знает, что эта фраза стала достаточно большим проколом. Дело в том, что на момент съемок фильма последней моделью был «Москвич-408», участвующий в кино. Однако перед самым выходом картины в прокат московский автозавод АЗЛК представил обновленную модель «Москвич-412», которая отличалась от своего предшественника более мощным мотором. Наверняка такой прокол смогли заметить только опытные автомобилисты. Другие же зрители просто наслаждались интересным сюжетом и превосходной игрой актеров.
Кстати, по сюжету некоторые действия происходят в Стамбуле. Однако на самом деле съемки проходили в Баку. Чтобы придать городу необходимую атмосферу, нужно было найти много иномарок. И с этой задачей Леонид Гайдай (режиссер фильма) успешно справился. Для этой ленты он привез в Баку практически все иномарки СССР. Поэтому зрители не заметили подмены.
4. СМЗ С3А из фильма «Операция «Ы» и другие приключения Шурика»
После этого фильма двухместное четырёхколёсное авто-мотоколяска получило прозвище «моргуновка», поскольку им управлял герой Евгения Моргунова. Все ключевые действия с этой инвалидкой снимались в Москве. Причем все трюки (разворот авто руками, запрыгивание в него на ходу) выполнялись Никулиным, Вициным и Моргуновым без привлечения дублеров.
Однако на то время перебирать особо не приходилось, поэтому ездили и на этом. СМЗ С3А была довольно дорогой в изготовлении, поскольку в ней использовался цельнометаллический кузов из хромансилевых труб. Скорость была низкой, если сравнивать с автомобилями (до 60 км/ ч), так как использовался слабый двигатель. Единственным плюсом можно было считать простоту и ремонтопригодность этой мотоколяски.
3. Adler Trumpf из фильма «Кавказская пленница»
Все помнят красное авто, на котором разъезжали Трус, Балбес и Бывалый. Однако мало кто знает, что это Adler Trumpf — личная машина Никулина, которую он предоставил для съемок.
Это немецкий автомобиль, который переводится как «козырь». Причем снималась машина под родным регистрационным номером. После съемок Никулин купил новый автомобиль, а «Трумпф» остался ржаветь в цирковом гараже. Когда Никулин умер, скульптор Александр Рукавишников решил поставить великому актеру памятник. Рукавишников сделал точную копию Adler Trumpf в натуральную величину, а рядом поставил скульптурное изображение Никулина. С 2000 года этот памятник стоит возле цирка на Цветном бульваре в Москве.
Но вернемся к автомобилю. Он был оборудован рядным четырехцилиндровым карбюраторным мотором объемом 1645 куб. см. Мощность мотора составляла 48 «лошадок». Автомобиль мог разгоняться до 115 км/ч. Причем цена авто составляла всего 4 тысячи рейхсмарок, что было вполне доступной суммой.
2. Mercedes-Benz 230 из фильма «17 мгновений весны»
Стоит отметить, что съемочная группа не смогла в точности придерживаться сюжета книги. В ней Штирлиц ездил на «Хорьхе-853». Однако сценаристы не нашли подобного автомобиля, поэтому усадили штандартенфюрера в Mercedes-Benz 230 1938 года. За рулем этого автомобиля Вячеслав Тихонов, который играл Штирлица, провел много съемочных часов. Правда, иногда этот автомобиль заменяли на «дублеров», поскольку съемки проводились в разных местах, а перевозить автомобиль было накладно.
Стоит отметить, что эта машина из мосфильмовского гаража снималась во многих культовых фильмах: «Тегеран-43», «Щит и меч», «Освобождение», «Судьба человека».
1. ГАЗ-21 из фильма «Берегись автомобиля»
Эта «Волга» заслуженно заняла первое место нашего рейтинга. Перед съемками студия Мосфильма получила совершенно новый автомобиль ГАЗ-21. Кинематографисты сразу обрадовались, однако потом поняли, какая ответственность на них лежит. Важно было не повредить социалистическое имущество.
Каскадер Александр Микулин смог быстро обучить Смоктуновского навыкам вождения. Причем Иннокентий был хорошим учеником, так как за время съемок не пострадала ни одна машина. Все трюки были тщательно продуманы. Волга действительно проскакивала под грузовиком-трубовозом, разворачивалась на 180 градусов, въезжала на трейлер, пряталась на откосе автодороги. Однако перед этим машину немного доработали: добавили дополнительный лист в рессоры и изменили жесткость амортизаторов.
Многие помнят сцену с троллейбусом, который выпрыгивает на тротуар. Все снималось вживую, в обычный день, и другие автомобили в кадре – это машины обычных москвичей.
Этот автомобиль снимался также в «Бриллиантовой руке». «Такси на Дубровку» – это перекрашенная Волга из «Берегись автомобиля».
Подведем итоги
Эти автомобили навсегда останутся в памяти зрителей, которые смотрели выше приведенные фильмы в детстве и молодости. А такое не забывается.
Погоня из фильма «Кавказская пленница» — в видео:
ТОР-10 самых ярких автомобилей-киногероев из фильмов советской эпохи
КрАЗ-256Б из к/ф «Мимино». Как же можно забыть представителей украинского автопрома в советском кино? За КрАЗом водитель приезжает из Армении в российскую столицу. В кабине этой машины главные герои ночуют, а затем долго едут по центральным улицам Москвы. Хачикян и Мизандари долго прощаются у открытой двери КрАЗа, но вместо расставания берут из кабины новые «москвичевские» автопокрышки редкой ныне марки М-107 и идут в одну из московских новостроек на поиски покупателя. Со слов Фрунзика Мкртчяна нам достоверно известно, что это КрАЗ-256 «модель Бе».
ЛАЗ «Украина-1» из к/ф «Королева бензоколонки». В фильме, снимавшемся на Полтавщине, сыграл эпизодическую роль настоящий концепт-кар! Это, конечно же, диковинный автобус «Украина», который якобы курсирует по маршруту «Киев – Ялта». Упомянутая машина была создана всего в двух экземплярах на Львовском автобусном заводе. Помимо совершенно нового кузова, она имела целый ряд новых узлов: пневматическую подвеску, телескопические амортизаторы, гидроусилитель руля, 5-ступенчатую коробку передач и много иных невиданных в то время наворотов. Внутри «Украины-1» стояли кресла самолетного типа на 36 пассажиров.
ЗАЗ-965 из к/ф «Три плюс два». В веселой киноистории, снятой в окрестностях Нового Света, две молодые барышни разъезжают на компактном «Запорожце». Андрей Миронов, приехавший в кинокартине на море на «Волге» сначала обзывал ЗАЗик «консервной банкой марки Запорожец», а в конце фильма, проникшись чувствами к одной из героинь фильма, жалеет машину и напоминает всем о ее беззащитности.
ГАЗ-21 из к/ф «Берегись автомобиля». Специально для съемок Иннокентий Смоктуновский по настоянию режиссера сдал на водительские права. И с тех пор всем другим маркам предпочитал «Волгу», считая ее самой надежной. Трюки за него выполнял каскадер, причем без комбинированных съемок. В распоряжении каскадера имелась одна обыкновенная серийная машина. В ней не установили ни усиленного двигателя, ни других дополнительных «наворотов». Он действительно на полной скорости проскакивал под мчащимся грузовиком-трубовозом, с ходу разворачивался на 180 градусов, въезжал на быстро идущий трейлер, прятал машину на откосе дороги. Из фильма «Берегись автомобиля» тот же экземпляр ГАЗ-21 перекочевал в «Три тополя на Плющихе», но уже в виде такси. И это же самое такси заказывали на Дубровку в «Бриллиантовой руке».
СЗД С3А из к /ф «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». Инвалидка С3А после известной советской комедии навсегда получила прозвище «моргуновка» по фамилии актера Евгения Моргунова, сыгравшего роль Бывалого. Основные действия с компактным родстером снимались в Москве. Самое интересное, что все трюки (и разворот машины руками, и запрыгивание на ходу) выполнялись главными героями, без дублеров.
Adler Trumpf из к/ф «Кавказская пленница». Adler Trumpf – это личный автомобиль Никулина, любезно предоставленный им для съемок фильма. В фильме автомобиль фигурирует со своими регистрационными номерами 91-63 ЮАР, где буква «Ю» говорит о Подмосковной регистрации автомобиля, буква «А» – о регистрации машины в 1959-60 году, а «Р» – о принадлежности транспортного средства частному владельцу. Автомобиль, сыгравший в фильме Гайдая, уже не имел переднего привода и ряда родных деталей, так как ко времени съемок ему было уже более 30 лет, и он пережил несколько технических вмешательств. В частности, на Trumpf были установлены двигатель, коробка и задний мост от 400-го «Москвича».
«Москвич-400» из к/ф «Москва слезам не верит». Главная героиня передвигается на подобающем ее положению собственном автомобиле «Жигули» ВАЗ-2103. Однако гораздо более яркую роль в этом фильме сыграл совсем другой персонаж – автомобиль «Москвич-400». В первой серии картины Антонина с подругами едет в нем на дачу, чтобы познакомиться с родителями жениха. Затем этот же «Москвич» увозит Катерину с дочкой из родильного дома. Во второй серии хозяин копается в капоте сильно постаревшего «Москвича» и приговаривает: «На нем еще мои внуки ездить будут. При хорошем уходе машина может сохраниться хоть сто лет». В конце фильма все та же легковушка снова появляется в кадре, чтобы собрать всех главных героев этой истории на квартире у Катерины. Особенно теплые чувства к «Москвичу» 1949 года питал Алексей Баталов, исполнивший роль слесаря Гоши. Дело в том, что точь-в-точь такой же автомобиль был самой первой легковушкой в жизни актера. В армии он служил в автомобильном батальоне, где водил лишь грузовики и автобусы. Демобилизовавшись в 1953 году, сразу же получил довольно крупную сумму денег от Анны Ахматовой, которая была другом семьи Баталовых и дала деньги, чтобы юноша приоделся. Но вместо пальто и обуви тот купил машину.
Mercedes-Benz 230 (W143) из к/ф «17 мгновений весны». В книге Штирлиц колесил по Германии на «Хорьхе-853». Но поскольку съемочной группе не удалось найти подобной машины, кинематографисты усадили штандартенфюрера в более скромный «Мерседес» 1938 года выпуска. Послужной список этого киногероя из мосфильмовского гаража весьма богат: его можно видеть в фильмах «Освобождение», «Щит и меч», «Судьба человека», «Тегеран-43». За рулем этой с виду неказистой машины актер Вячеслав Тихонов провел не один съемочный час. Впрочем, в некоторых эпизодах этот автомобиль приходилось заменять на «дублеров». Дело в том, что натурные съемки происходили в разных, порой удаленных друг от друга местах, и перевозить машину было слишком накладно.
«Москвич-408» из к/ф «Бриллиантовая рука». Сегодня трудно представить, чтобы воротилы незаконного бизнеса передвигались на массовых седанах. В СССР все было возможно. Шеф хвастался своим красным автомобилем: «По совету друзей я приобрел автомобиль марки «Москвич». Последняя модель!». С «Москвичом-408» связан один смешной случай. В конце фильма его поднимает в воздух милицейский вертолет и герой Папанова командует: «Спокойно, Козлодоев! Сядем все!» В следующее мгновение связанный Горбунков выпадает из багажника машины.
ЗИС-8 из к/ф «Место встречи изменить нельзя». В культовом фильме Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя» снялись несколько раритетных автомобилей. И бандиты, и сотрудники МУРа разъезжают на продукции автозавода имени Сталина. Только у одних это фургон-хлебовоз ЗиС-5, а у других – городской автобус ЗиС-8 по прозвищу «Фердинанд». Какое-то время после съемок картины автобус находился в подмосковном Калининграде (ныне Королёв). Сейчас автобус-киногерой занимает почетное место в музее киностудии «Мосфильм».
Самые яркие автомобили советского кино (14 фото)
Сделать это совсем не просто, но с чего-то ведь надо начинать. Итак, вот тринадцать эпохальных автомобилей нашего кино по моей версии…
Москвич-412, «Гонщики», 1972 г., режиссер И. Масленников.
Немудреный, в общем-то, фильм смотрят до сих пор. Я счет своим просмотрам потерял давно. Картина отразила эпоху расцвета советского ралли, когда наши машины и гонщики неплохо выступали даже за рубежом. За рулем на съемках сидели ведущие советские спортсмены. А главным автомобилем фильма стал, конечно, Москвич-412. Он к моменту появления фильма уже неплохо показал себя в многокилометровых марафонах, а впереди еще были успехи в ралли «Тур Европы». А, в общем-то, фильм говорил о простых вещах: умении с честью проигрывать и выигрывать, порядочности. Может, потому его до сих пор и смотрят?
Horch 853A, «Щит и меч», 1968 г., режиссер Владимир Басов.
Не буду распинаться о сомнительных художественных достоинствах романа Вадима Кожевникова. Хорошие режиссер и замечательные актеры сделали все, что могли. Но этот сериал для мальчишек конца 1960-х — начала 1970-х стал еще и энциклопедией автомобилей 1930-х годов. Самым удивительным и величественным из них был, конечно же, Horch 853, в который многие влюбились именно после этого фильма, и — навсегда. Машина, снимающаяся в сериале, — очень известная. Принадлежала Александру Алексеевичу Ломакову — коллекционеру, которого в 1970-е знали все, кто интересовался ретротехникой. Horch снялся во многих фильмах, жив, к счастью, и сегодня.
ГАЗ-ММ, «Счастливый рейс», 1949 г., режиссер В. Немоляев.
Действие бесхитростное, но назидательное, в стиле того времени (версия для стереокино называлась «Машина 22-12») разворачивалось на фоне жизни гаража. В фильме играли ЗИС-101 и ЗИС-110Б, но главный автомобильный персонаж — старенькая, замученная жизнью (двери, скажем, обшиты дощечками) полуторка. Ее водитель, сыгранный Николаем Крючковым, трудолюбив и честен, а потому в финале едет с любимой девушкой в открытом ЗИСе. Каждому по труду!
МАЗ-516, «Мировой парень», 1971 г., режиссер Юрий Дубровин.
Белорус на МАЗе (самая продвинутая на тот момент модификация с третьей подъемной осью) в некой азиатской стране борется на гонках с прожженными западными «акулами» автомобильного бизнеса. Исход борьбы, конечно, предрешен. А лучшие эпизоды фильма, вероятно, те, в которых в «акулах» режиссер вдруг все-таки робко вселяет нечто человеческое. В начале 1970-х мальчишки от фильма были в восторге! А такой МАЗ теперь, наверное, и не найти.
ГАЗ-М20 Победа, 1956 г., «Дело № 306», режиссер Анатолий Рыбаков.
Оттепельный детектив, очень неплохо снятый по всем канонам жанра. Кто преступник действительно догадывались не сразу. Победа — орудие преступления, совершенного хорошо законспирированной шпионкой! Наивные наводчики-подельники выдают про нее сакраментальное: «Сука!». Помимо обычной Победы в эпизоде засветилась и версия с открытым кузовом.
ЗАЗ-965, «Три плюс два», 1963 г., режиссер Г. Оганесян.
Знаменитая отпускная комедия про отношения полов разделила героев и в автомобильном плане. Мужчинам — солидная Волга, девушкам — неказистый, но милый Запорожец. Отношение к ЗАЗ-965 во многом сформировал именно этот фильм.
Mercedes-Вenz 230 (W 143), «Семнадцать мгновений весны», 1973 г., режиссер Т. Лиознова.
«Мерседес, как у Штирлица» — фраза, вошедшая и в наш быт, и в наш фольклор. В романе Максим Максимыч ездил на Хорьхе, но для фильма (еще одна мальчишеская энциклопедия старых иномарок) логично выбрали более массовый и простой (в картине снимали несколько машин) Mercedes-Benz семейства W 143. Не только во времена съемок фильма, но и позже таких седанов и в ГДР, и у нас еще было довольно много. До 1980-х на них ездили как на обычных машинах. Теперь в Россию завозят все больше пафосные, дорогие модели. Но и Мерседесы, «как у Штирлица», к счастью, все же сохранились.
Pontiac Grand Ville, «Мираж», 1983 г., режиссер Алоиз Бренч.
Из приключенческого романа Д. Чейза известный в советские времена детективами латышский режиссер Бренч извлек, в основном, социальную начинку. Фильм снимали в Латвии и в Крыму. С иномарками в те времена было сложно. Поэтому роль банковского броневика играла неважно закамуфлированная Нива. Но Pontiac абсолютно настоящий! Автомобиль сохранился и сейчас мирно живет в Латвии.
ГАЗ-21 Волга, «Берегись автомобиля», 1966 г., режиссер Э. Рязанов.
Конечно, Волга засветилась во множестве фильмов, скажем, «Три плюс два», «К Черному морю», «Мертвый сезон». Но в первую очередь с Волгой ассоциируется все-таки культовая, как теперь говорят, комедия Эльдара Рязанова про честного угонщика, порядочного следователя и примитивных и трусливых советских жуликов. Даже в СССР Волги попадали и в руки нечестных граждан, но добром это для них не кончалось!
Москвич-402, «К черному морю», 1957 г., режиссер А. Тутышкин.
В этой простенькой комедии эпохи бурного развития автотуризма дебютировала Волга, на которой ездил отрицательный (опять!) персонаж. А главный автомобильный герой все же — не пафосный, но добрый и надежный Москвич-402 — самый доступный на то время (Запорожцев еще не было) отечественный автомобиль. В хороших руках такие Москвичи, переходя от предков к потомкам, жили в семьях десятилетиями. Кто бы мог подумать, что когда-нибудь они станут предметом коллекционирования!
Москвич-407, «Зеленый огонек», 1964 г., режиссер В. Азаров.
Следующий Москвич сыграл роль в доброй и наивной комедии про последний рабочий день в такси замученной нелегкой жизнью малолитражки и первый — молодого водителя. В последние годы стало модно делать стилизации на тему той машинки. Здорово!
Ford Prefect, «Сердца четырех», 1941 г., режиссер К. Юдин.
Беззаботная комедия, снятая перед самой войной, послужила поводом для исследований и споров про маленький открытый автомобиль, который по фильму находится в военной части на испытаниях. В юности я сам считал, что это открытый КИМ-10-51. На самом деле это его предок — британский Ford Prefect 93А c левым рулем. Где та машина, никому не ведомо. А вообще, модификация довольно редкая.
ЗИС-8, «Место встречи изменить нельзя», 1979 г., режиссер С. Говорухин.
Зеленый автобус по прозвищу «Фердинанд», управляемый немногословным шофером Копытиным, в нашем фольклоре занимает место, вполне сравнимое с Мерседесом Штирлица. Хорошо, что автобус жив до сих пор, по-прежнему работает на Мосфильме. Правда, таких вершин в карьере, как в сериале Говорухина, у него уже больше не было.
ТОР-10 самых ярких автомобилей-киногероев из фильмов советской эпохи
КрАЗ-256Б из к/ф «Мимино». Как же можно забыть представителей украинского автопрома в советском кино? За КрАЗом водитель приезжает из Армении в российскую столицу. В кабине этой машины главные герои ночуют, а затем долго едут по центральным улицам Москвы. Хачикян и Мизандари долго прощаются у открытой двери КрАЗа, но вместо расставания берут из кабины новые «москвичевские» автопокрышки редкой ныне марки М-107 и идут в одну из московских новостроек на поиски покупателя. Со слов Фрунзика Мкртчяна нам достоверно известно, что это КрАЗ-256 «модель Бе».
ЛАЗ «Украина-1» из к/ф «Королева бензоколонки». В фильме, снимавшемся на Полтавщине, сыграл эпизодическую роль настоящий концепт-кар! Это, конечно же, диковинный автобус «Украина», который якобы курсирует по маршруту «Киев – Ялта». Упомянутая машина была создана всего в двух экземплярах на Львовском автобусном заводе. Помимо совершенно нового кузова, она имела целый ряд новых узлов: пневматическую подвеску, телескопические амортизаторы, гидроусилитель руля, 5-ступенчатую коробку передач и много иных невиданных в то время наворотов. Внутри «Украины-1» стояли кресла самолетного типа на 36 пассажиров.
ЗАЗ-965 из к/ф «Три плюс два». В веселой киноистории, снятой в окрестностях Нового Света, две молодые барышни разъезжают на компактном «Запорожце». Андрей Миронов, приехавший в кинокартине на море на «Волге» сначала обзывал ЗАЗик «консервной банкой марки Запорожец», а в конце фильма, проникшись чувствами к одной из героинь фильма, жалеет машину и напоминает всем о ее беззащитности.
ГАЗ-21 из к/ф «Берегись автомобиля». Специально для съемок Иннокентий Смоктуновский по настоянию режиссера сдал на водительские права. И с тех пор всем другим маркам предпочитал «Волгу», считая ее самой надежной. Трюки за него выполнял каскадер, причем без комбинированных съемок. В распоряжении каскадера имелась одна обыкновенная серийная машина. В ней не установили ни усиленного двигателя, ни других дополнительных «наворотов». Он действительно на полной скорости проскакивал под мчащимся грузовиком-трубовозом, с ходу разворачивался на 180 градусов, въезжал на быстро идущий трейлер, прятал машину на откосе дороги. Из фильма «Берегись автомобиля» тот же экземпляр ГАЗ-21 перекочевал в «Три тополя на Плющихе», но уже в виде такси. И это же самое такси заказывали на Дубровку в «Бриллиантовой руке».
СЗД С3А из к /ф «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». Инвалидка С3А после известной советской комедии навсегда получила прозвище «моргуновка» по фамилии актера Евгения Моргунова, сыгравшего роль Бывалого. Основные действия с компактным родстером снимались в Москве. Самое интересное, что все трюки (и разворот машины руками, и запрыгивание на ходу) выполнялись главными героями, без дублеров.
Adler Trumpf из к/ф «Кавказская пленница». Adler Trumpf – это личный автомобиль Никулина, любезно предоставленный им для съемок фильма. В фильме автомобиль фигурирует со своими регистрационными номерами 91-63 ЮАР, где буква «Ю» говорит о Подмосковной регистрации автомобиля, буква «А» – о регистрации машины в 1959-60 году, а «Р» – о принадлежности транспортного средства частному владельцу. Автомобиль, сыгравший в фильме Гайдая, уже не имел переднего привода и ряда родных деталей, так как ко времени съемок ему было уже более 30 лет, и он пережил несколько технических вмешательств. В частности, на Trumpf были установлены двигатель, коробка и задний мост от 400-го «Москвича».
«Москвич-400» из к/ф «Москва слезам не верит». Главная героиня передвигается на подобающем ее положению собственном автомобиле «Жигули» ВАЗ-2103. Однако гораздо более яркую роль в этом фильме сыграл совсем другой персонаж – автомобиль «Москвич-400». В первой серии картины Антонина с подругами едет в нем на дачу, чтобы познакомиться с родителями жениха. Затем этот же «Москвич» увозит Катерину с дочкой из родильного дома. Во второй серии хозяин копается в капоте сильно постаревшего «Москвича» и приговаривает: «На нем еще мои внуки ездить будут. При хорошем уходе машина может сохраниться хоть сто лет». В конце фильма все та же легковушка снова появляется в кадре, чтобы собрать всех главных героев этой истории на квартире у Катерины. Особенно теплые чувства к «Москвичу» 1949 года питал Алексей Баталов, исполнивший роль слесаря Гоши. Дело в том, что точь-в-точь такой же автомобиль был самой первой легковушкой в жизни актера. В армии он служил в автомобильном батальоне, где водил лишь грузовики и автобусы. Демобилизовавшись в 1953 году, сразу же получил довольно крупную сумму денег от Анны Ахматовой, которая была другом семьи Баталовых и дала деньги, чтобы юноша приоделся. Но вместо пальто и обуви тот купил машину.
Mercedes-Benz 230 (W143) из к/ф «17 мгновений весны». В книге Штирлиц колесил по Германии на «Хорьхе-853». Но поскольку съемочной группе не удалось найти подобной машины, кинематографисты усадили штандартенфюрера в более скромный «Мерседес» 1938 года выпуска. Послужной список этого киногероя из мосфильмовского гаража весьма богат: его можно видеть в фильмах «Освобождение», «Щит и меч», «Судьба человека», «Тегеран-43». За рулем этой с виду неказистой машины актер Вячеслав Тихонов провел не один съемочный час. Впрочем, в некоторых эпизодах этот автомобиль приходилось заменять на «дублеров». Дело в том, что натурные съемки происходили в разных, порой удаленных друг от друга местах, и перевозить машину было слишком накладно.
«Москвич-408» из к/ф «Бриллиантовая рука». Сегодня трудно представить, чтобы воротилы незаконного бизнеса передвигались на массовых седанах. В СССР все было возможно. Шеф хвастался своим красным автомобилем: «По совету друзей я приобрел автомобиль марки «Москвич». Последняя модель!». С «Москвичом-408» связан один смешной случай. В конце фильма его поднимает в воздух милицейский вертолет и герой Папанова командует: «Спокойно, Козлодоев! Сядем все!» В следующее мгновение связанный Горбунков выпадает из багажника машины.
ЗИС-8 из к/ф «Место встречи изменить нельзя». В культовом фильме Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя» снялись несколько раритетных автомобилей. И бандиты, и сотрудники МУРа разъезжают на продукции автозавода имени Сталина. Только у одних это фургон-хлебовоз ЗиС-5, а у других – городской автобус ЗиС-8 по прозвищу «Фердинанд». Какое-то время после съемок картины автобус находился в подмосковном Калининграде (ныне Королёв). Сейчас автобус-киногерой занимает почетное место в музее киностудии «Мосфильм».
Самые яркие автомобили советского кино (14 фото)
Сделать это совсем не просто, но с чего-то ведь надо начинать. Итак, вот тринадцать эпохальных автомобилей нашего кино по моей версии…
Москвич-412, «Гонщики», 1972 г., режиссер И. Масленников.
Немудреный, в общем-то, фильм смотрят до сих пор. Я счет своим просмотрам потерял давно. Картина отразила эпоху расцвета советского ралли, когда наши машины и гонщики неплохо выступали даже за рубежом. За рулем на съемках сидели ведущие советские спортсмены. А главным автомобилем фильма стал, конечно, Москвич-412. Он к моменту появления фильма уже неплохо показал себя в многокилометровых марафонах, а впереди еще были успехи в ралли «Тур Европы». А, в общем-то, фильм говорил о простых вещах: умении с честью проигрывать и выигрывать, порядочности. Может, потому его до сих пор и смотрят?
Horch 853A, «Щит и меч», 1968 г., режиссер Владимир Басов.
Не буду распинаться о сомнительных художественных достоинствах романа Вадима Кожевникова. Хорошие режиссер и замечательные актеры сделали все, что могли. Но этот сериал для мальчишек конца 1960-х — начала 1970-х стал еще и энциклопедией автомобилей 1930-х годов. Самым удивительным и величественным из них был, конечно же, Horch 853, в который многие влюбились именно после этого фильма, и — навсегда. Машина, снимающаяся в сериале, — очень известная. Принадлежала Александру Алексеевичу Ломакову — коллекционеру, которого в 1970-е знали все, кто интересовался ретротехникой. Horch снялся во многих фильмах, жив, к счастью, и сегодня.
ГАЗ-ММ, «Счастливый рейс», 1949 г., режиссер В. Немоляев.
Действие бесхитростное, но назидательное, в стиле того времени (версия для стереокино называлась «Машина 22-12») разворачивалось на фоне жизни гаража. В фильме играли ЗИС-101 и ЗИС-110Б, но главный автомобильный персонаж — старенькая, замученная жизнью (двери, скажем, обшиты дощечками) полуторка. Ее водитель, сыгранный Николаем Крючковым, трудолюбив и честен, а потому в финале едет с любимой девушкой в открытом ЗИСе. Каждому по труду!
МАЗ-516, «Мировой парень», 1971 г., режиссер Юрий Дубровин.
Белорус на МАЗе (самая продвинутая на тот момент модификация с третьей подъемной осью) в некой азиатской стране борется на гонках с прожженными западными «акулами» автомобильного бизнеса. Исход борьбы, конечно, предрешен. А лучшие эпизоды фильма, вероятно, те, в которых в «акулах» режиссер вдруг все-таки робко вселяет нечто человеческое. В начале 1970-х мальчишки от фильма были в восторге! А такой МАЗ теперь, наверное, и не найти.
ГАЗ-М20 Победа, 1956 г., «Дело № 306», режиссер Анатолий Рыбаков.
Оттепельный детектив, очень неплохо снятый по всем канонам жанра. Кто преступник действительно догадывались не сразу. Победа — орудие преступления, совершенного хорошо законспирированной шпионкой! Наивные наводчики-подельники выдают про нее сакраментальное: «Сука!». Помимо обычной Победы в эпизоде засветилась и версия с открытым кузовом.
ЗАЗ-965, «Три плюс два», 1963 г., режиссер Г. Оганесян.
Знаменитая отпускная комедия про отношения полов разделила героев и в автомобильном плане. Мужчинам — солидная Волга, девушкам — неказистый, но милый Запорожец. Отношение к ЗАЗ-965 во многом сформировал именно этот фильм.
Mercedes-Вenz 230 (W 143), «Семнадцать мгновений весны», 1973 г., режиссер Т. Лиознова.
«Мерседес, как у Штирлица» — фраза, вошедшая и в наш быт, и в наш фольклор. В романе Максим Максимыч ездил на Хорьхе, но для фильма (еще одна мальчишеская энциклопедия старых иномарок) логично выбрали более массовый и простой (в картине снимали несколько машин) Mercedes-Benz семейства W 143. Не только во времена съемок фильма, но и позже таких седанов и в ГДР, и у нас еще было довольно много. До 1980-х на них ездили как на обычных машинах. Теперь в Россию завозят все больше пафосные, дорогие модели. Но и Мерседесы, «как у Штирлица», к счастью, все же сохранились.
Pontiac Grand Ville, «Мираж», 1983 г., режиссер Алоиз Бренч.
Из приключенческого романа Д. Чейза известный в советские времена детективами латышский режиссер Бренч извлек, в основном, социальную начинку. Фильм снимали в Латвии и в Крыму. С иномарками в те времена было сложно. Поэтому роль банковского броневика играла неважно закамуфлированная Нива. Но Pontiac абсолютно настоящий! Автомобиль сохранился и сейчас мирно живет в Латвии.
ГАЗ-21 Волга, «Берегись автомобиля», 1966 г., режиссер Э. Рязанов.
Конечно, Волга засветилась во множестве фильмов, скажем, «Три плюс два», «К Черному морю», «Мертвый сезон». Но в первую очередь с Волгой ассоциируется все-таки культовая, как теперь говорят, комедия Эльдара Рязанова про честного угонщика, порядочного следователя и примитивных и трусливых советских жуликов. Даже в СССР Волги попадали и в руки нечестных граждан, но добром это для них не кончалось!
Москвич-402, «К черному морю», 1957 г., режиссер А. Тутышкин.
В этой простенькой комедии эпохи бурного развития автотуризма дебютировала Волга, на которой ездил отрицательный (опять!) персонаж. А главный автомобильный герой все же — не пафосный, но добрый и надежный Москвич-402 — самый доступный на то время (Запорожцев еще не было) отечественный автомобиль. В хороших руках такие Москвичи, переходя от предков к потомкам, жили в семьях десятилетиями. Кто бы мог подумать, что когда-нибудь они станут предметом коллекционирования!
Москвич-407, «Зеленый огонек», 1964 г., режиссер В. Азаров.
Следующий Москвич сыграл роль в доброй и наивной комедии про последний рабочий день в такси замученной нелегкой жизнью малолитражки и первый — молодого водителя. В последние годы стало модно делать стилизации на тему той машинки. Здорово!
Ford Prefect, «Сердца четырех», 1941 г., режиссер К. Юдин.
Беззаботная комедия, снятая перед самой войной, послужила поводом для исследований и споров про маленький открытый автомобиль, который по фильму находится в военной части на испытаниях. В юности я сам считал, что это открытый КИМ-10-51. На самом деле это его предок — британский Ford Prefect 93А c левым рулем. Где та машина, никому не ведомо. А вообще, модификация довольно редкая.
ЗИС-8, «Место встречи изменить нельзя», 1979 г., режиссер С. Говорухин.
Зеленый автобус по прозвищу «Фердинанд», управляемый немногословным шофером Копытиным, в нашем фольклоре занимает место, вполне сравнимое с Мерседесом Штирлица. Хорошо, что автобус жив до сих пор, по-прежнему работает на Мосфильме. Правда, таких вершин в карьере, как в сериале Говорухина, у него уже больше не было.
Самые известные авто советского кино (14 фото)
Среди героев картин зачастую можно встретить и автомобили. Без них атмосфера фильма полностью теряется, они становятся символом эпохи, главным атрибутом картины. Давайте вспомним такие самые известные машины из любимых советских фильмов.
1. Москвич-412, «Гонщики», 1972 г., режиссер И. Масленников. Немудреный, в общем-то, фильм смотрят до сих пор. Я счет своим просмотрам потерял давно. Картина отразила эпоху расцвета советского ралли, когда наши машины и гонщики неплохо выступали даже за рубежом. За рулем на съемках сидели ведущие советские спортсмены. А главным автомобилем фильма стал, конечно, Москвич-412. Он к моменту появления фильма уже неплохо показал себя в многокилометровых марафонах, а впереди еще были успехи в ралли «Тур Европы». А, в общем-то, фильм говорил о простых вещах: умении с честью проигрывать и выигрывать, порядочности. Может, потому его до сих пор и смотрят?
2. Horch 853A, «Щит и меч», 1968 г., режиссер Владимир Басов. Не буду распинаться о сомнительных художественных достоинствах романа Вадима Кожевникова. Хорошие режиссер и замечательные актеры сделали все, что могли. Но этот сериал для мальчишек конца 1960-х — начала 1970-х стал еще и энциклопедией автомобилей 1930-х годов. Самым удивительным и величественным из них был, конечно же, Horch 853, в который многие влюбились именно после этого фильма, и — навсегда. Машина, снимающаяся в сериале, — очень известная. Принадлежала Александру Алексеевичу Ломакову — коллекционеру, которого в 1970-е знали все, кто интересовался ретротехникой. Horch снялся во многих фильмах, жив, к счастью, и сегодня.
3. ГАЗ-ММ, «Счастливый рейс», 1949 г., режиссер В. Немоляев. Действие бесхитростное, но назидательное, в стиле того времени (версия для стереокино называлась «Машина 22-12») разворачивалось на фоне жизни гаража. В фильме играли ЗИС-101 и ЗИС-110Б, но главный автомобильный персонаж — старенькая, замученная жизнью (двери, скажем, обшиты дощечками) полуторка. Ее водитель, сыгранный Николаем Крючковым, трудолюбив и честен, а потому в финале едет с любимой девушкой в открытом ЗИСе. Каждому по труду!
4. МАЗ-514, «Мировой парень», 1971 г., режиссер Юрий Дубровин. Белорус на МАЗе (самая продвинутая на тот момент модификация с третьей подъемной осью) в некой азиатской стране борется на гонках с прожженными западными «акулами» автомобильного бизнеса. Исход борьбы, конечно, предрешен. А лучшие эпизоды фильма, вероятно, те, в которых в «акулах» режиссер вдруг все-таки робко вселяет нечто человеческое. В начале 1970-х мальчишки от фильма были в восторге! А такой МАЗ теперь, наверное, и не найти.
5. ГАЗ-М20 Победа, 1956 г., «Дело № 306», режиссер Анатолий Рыбаков. Оттепельный детектив, очень неплохо снятый по всем канонам жанра. Кто преступник действительно догадывались не сразу. Победа — орудие преступления, совершенного хорошо законспирированной шпионкой! Наивные наводчики-подельники выдают про нее сакраментальное: «Сука!». Помимо обычной Победы в эпизоде засветилась и версия с открытым кузовом.
6. ЗАЗ-965, «Три плюс два», 1963 г., режиссер Г. Оганесян. Знаменитая отпускная комедия про отношения полов разделила героев и в автомобильном плане. Мужчинам — солидная Волга, девушкам — неказистый, но милый Запорожец. Отношение к ЗАЗ-965 во многом сформировал именно этот фильм. А еще он побудил нас несколько лет назад, знакомясь с Запорожцем, соорудить на тему той старой комедии стилизацию.
7. Mercedes-Вenz 230 (W 143), «Семнадцать мгновений весны», 1973 г., режиссер Т. Лиознова. «Мерседес, как у Штирлица» — фраза, вошедшая и в наш быт, и в наш фольклор. В романе Максим Максимыч ездил на Хорьхе, но для фильма (еще одна мальчишеская энциклопедия старых иномарок) логично выбрали более массовый и простой (в картине снимали несколько машин) Mercedes-Benz семейства W 143. Не только во времена съемок фильма, но и позже таких седанов и в ГДР, и у нас еще было довольно много. До 1980-х на них ездили как на обычных машинах. Теперь в Россию завозят все больше пафосные, дорогие модели. Но и Мерседесы, «как у Штирлица», к счастью, все же сохранились.
8. Pontiac Grand Ville, «Мираж», 1983 г., режиссер Алоиз Бренч. Из приключенческого романа Д. Чейза известный в советские времена детективами латышский режиссер Бренч извлек, в основном, социальную начинку. Фильм снимали в Латвии и в Крыму. С иномарками в те времена было сложно. Поэтому роль банковского броневика играла неважно закамуфлированная Нива. Но Pontiac абсолютно настоящий! Автомобиль сохранился и сейчас мирно живет в Латвии.
9. ГАЗ-21 Волга, «Берегись автомобиля», 1966 г., режиссер Э. Рязанов. Конечно, Волга засветилась во множестве фильмов, скажем, «Три плюс два», «К Черному морю», «Мертвый сезон». Но в первую очередь с Волгой ассоциируется все-таки культовая, как теперь говорят, комедия Эльдара Рязанова про честного угонщика, порядочного следователя и примитивных и трусливых советских жуликов. Даже в СССР Волги попадали и в руки нечестных граждан, но добром это для них не кончалось!
10. Москвич-402, «К черному морю», 1957 г., режиссер А. Тутышкин. В этой простенькой комедии эпохи бурного развития автотуризма дебютировала Волга, на которой ездил отрицательный (опять!) персонаж. А главный автомобильный герой все же — не пафосный, но добрый и надежный Москвич-402 — самый доступный на то время (Запорожцев еще не было) отечественный автомобиль. В хороших руках такие Москвичи, переходя от предков к потомкам, жили в семьях десятилетиями. Кто бы мог подумать, что когда-нибудь они станут предметом коллекционирования!
11. Москвич-407, «Зеленый огонек», 1964 г., режиссер В. Азаров. Следующий Москвич сыграл роль в доброй и наивной комедии про последний рабочий день в такси замученной нелегкой жизнью малолитражки и первый — молодого водителя. В последние годы стало модно делать стилизации на тему той машинки. Здорово!
12. Ford Prefect, «Сердца четырех», 1941 г., режиссер К. Юдин. Беззаботная комедия, снятая перед самой войной, послужила поводом для исследований и споров про маленький открытый автомобиль, который по фильму находится в военной части на испытаниях. В юности я сам считал, что это открытый КИМ-10-51. На самом деле это его предок — британский Ford Prefect 93А c левым рулем. Где та машина, никому не ведомо. А вообще, модификация довольно редкая.
13. ЗИС-8, «Место встречи изменить нельзя», 1979 г., режиссер С. Говорухин. Зеленый автобус по прозвищу «Фердинанд», управляемый немногословным шофером Копытиным, в нашем фольклоре занимает место, вполне сравнимое с Мерседесом Штирлица. Хорошо, что автобус жив до сих пор, по-прежнему работает на Мосфильме. Правда, таких вершин в карьере, как в сериале Говорухина, у него уже больше не было.
Источники:
http://fastmb.ru/autonews/autonews_rus/1291-top-10-kultovyh-avtomobiley-sovetskogo-kino.html
http://www.autocentre.ua/news/avtoprikol/tor-10-samykh-yarkikh-avtomobiley-kinogeroev-iz-filmov-sovetskoy-epokhi-57018.html
http://fishki.net/auto/2313191-samye-jarkie-avtomobili-sovetskogo-kino.html
http://www.autocentre.ua/news/avtoprikol/tor-10-samykh-yarkikh-avtomobiley-kinogeroev-iz-filmov-sovetskoy-epokhi-57018.html
http://fishki.net/auto/2313191-samye-jarkie-avtomobili-sovetskogo-kino.html
http://ribalych.ru/2017/06/11/avto-sovetskogo-kino/