3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Стали ли российские дороги безопаснее

Содержание

Стали ли российские дороги безопаснее

Статья о том, стали ли дороги России безопаснее, каковы основные причины ДТП и какие меры для уменьшения аварий предпринимаются. В конце статьи — видео о безопасных дорогах.

Содержание статьи:

  • Статистические данные ГИБДД за 2016 год
  • Наиболее распространенные причины ДТП
  • Второстепенные причины аварий
  • Безопасность на дороге: кто виноват и что делать
  • Предпринимаемые меры
  • Видео о безопасности на дорогах

Внушительный процент ДТП на автодорогах никого не удивляет, это самый опасный способ передвижения. В результате автомобильных аварий гибнет больше людей, чем с участием любого другого транспорта — воздушного, железнодорожного, морского.

Статистические данные ГИБДД за 2016 год

Если верить заявлению главы Госавтоинспекции РФ В. Нилову, количество автомобильных аварий за прошедший год значительно уменьшилось.

Госавтоинспекция регулярно собирает и обрабатывает сведения о происшествиях на дорогах страны — такой подход позволяет выявить наиболее «опасные зоны» и в будущем уделять им повышенное внимание. Подобная информация дает возможность отслеживать изменения на дорогах и в поведении водителей и пешеходов.

По данным статистики за 2016 год, количество смертельных случаев в результате ДТП понизилось на 12,1%, что составило около 3-х тысяч человек. Для сравнения: за 2015 год на дорогах погибло 23 114 человек, за 2016 — 20 308 человек.

В ситуации с общим количеством ДТП тоже наблюдается улучшение — число аварий снизилось на 5,6%.

Согласно приведенным данным снизилось также и число пострадавших (по вине водителей или по своей) пешеходов — погибших на 17,3%, получивших ранение — на 7,4%.

По словам представителей Госавтоинспекции, ситуация на дорогах уверенно улучшается с каждым годом в течение нескольких последних лет. Но так ли это на самом деле? Отражают ли цифры реальное положение на дорожном полотне? От чего зависит безопасность на дороге и чему стоит уделить внимание для ее повышения?

Наиболее распространенные причины ДТП

Причин, которые провоцируют аварии, предостаточно. Все их условно можно разделить на основные и второстепенные. К основным следует отнести нарушение правил и состояние дорожного полотна.

Нарушение ПДД

«Авось проскочу на красный», «авось обгоню на запрещенном участке» и т.п.— одни из самых распространенных и опасных причин аварий. Водитель почему-то думает только о том, что он проскочит, но вот о том, увернется ли от его машины пешеход или другой автомобиль — этому аспекту внимания почти не уделяется. По статистике, от 80 до 90 % аварий происходят именно из-за подобных нарушений ПДД.

Существует две основные категории нарушителей — безобидный и агрессивный. Автовладельцы первой категории практически не представляют угрозы. Они отпускают вольности в вождении только в той ситуации, когда это никому (по крайней мере теоретически) не сможет повредить. Например, могут проскочить на красный или через пешеходный переход на пустынной улице.

Водители же второй категории уверены в том, что правила дорожного движения написаны лишь для того, чтобы «гаишникам было за что бабки срубить». И если этого самого гаишника не видно на горизонте, то такой водитель не остановится ни перед чем не только в переносном, но нередко и в прямом смысле. Именно поклонники такого стиля вождения и становятся чаще всего причиной аварий.

Но есть еще и третья разновидность нарушителей — бессознательные. Они не имеют своей целью самоутвердиться за счет вызывающего поведения, они просто не видят причины соблюдать правила, если есть возможность их игнорировать. Такие автомобилисты, как говорится, надеются на русский «авось». И это делает их опасными, ведь по поведению таких водителей сложно угадать заранее, что они могут сделать в следующий момент. Агрессивного нарушителя заметить (и держаться настороже) гораздо проще.

Состояние дорожного полотна

Как всем известно, в России две проблемы. Первую из них мы описали выше, а вторая — это состояние дорог. Несмотря на то, что работы по улучшению дорожного полотна последние годы ведутся более интенсивно, до идеала еще очень далеко. Ямы, выбоины, ухабы, не укрепленные обочины — все это сказывается на безопасности не лучшим образом.

А если добавить сюда плохое освещение на пешеходных переходах и в местах массового скопления людей, неисправные светофоры и т.п., то не приходится удивляться высокому проценту ДТП.

Второстепенные причины аварий

Использование мобильного во время движения

Вряд ли будет преувеличением сказать, что каждый водитель нарушал это правило. Каким бы безобидным не казался этот поступок, он может если не спровоцировать ДТП, то замедлить реакцию водителя в случае аварийной ситуации. И дело здесь не только в том, что одна рука занята телефоном; человек во время разговора увлечен самой беседой, а не дорогой и переключиться с одного на другое в экстренных случаях быстро не получится.

А есть ведь и такие водители, которые умудряются не только писать за рулем SMS, но и смотреть фильмы на планшете или общаться по видеосвязи.

Вождение в нетрезвом виде

Настоящий бич отечественных автодорог. Ежегодно от рук, а точнее колес, пьяных водителей гибнет несколько тысяч человек. Несмотря на строгие меры, предпринимаемые автоинспекцией в этом направлении, количество пьяных за рулем уменьшается не так интенсивно, как хотелось бы.

Водитель в нетрезвом виде опасен даже больше, чем агрессивный нарушитель ПДД, так как часто им становится, ведь находится в стадии «море по колено» и готов к «великим свершениям». И все это в комплекте с нарушенной координацией и замедленной реакцией.

В эту категорию попадают также водители под действием психотропных, наркотических и тому подобных веществ.

Неисправность автомобиля

Качеству и своевременности техосмотров уделяется повышенное внимание, но это не дает гарантий. Аварии по причине неисправности тормозной и прочих систем — явление довольно частое.

Агрессивность за рулем

Здесь речи идет не столько о нарушении правил, сколько о несоблюдении моральных и этических норм. Для многих водителей подрезать другой автомобиль или не пропустить пешехода вполне естественно, даже если в остальном это прилежный и дисциплинированный участник движения.

Недостаток практики

Даже будучи идеальным водителем под надзором инструктора и на автодроме, сложно адаптироваться к реалиям городских дорог и магистралей. Здесь нужно не только знать правила, но и уметь быстро ориентироваться в ситуации, что для водителей-новичков особенно сложно. Замедленная реакция или растерянность часто оказываются причиной тяжелых ДТП.

Поведение пешеходов

Все вышеперечисленное относится не только к тем, кто находится за рулем. За последние годы жесткого контроля со стороны автоинспекции или хотя бы боязни штрафов, водители стали более дисциплинированными и ответственными.

А вот в отношении пешеходов ситуация другая. Выскочить на проезжую часть из-за угла, не дождаться разрешающего сигнала светофора или просто руководствоваться правилом «не трамвай — объедет» у многих в порядке вещей. Поэтому пешеходы гораздо чаще, чем хотелось бы, являются не только участниками, но и виновниками ДТП.

Читать еще:  ТОП-31 популярный тайваньский видеорегистратор Мио (Mio)

Если взрослый пешеход, выскакивая из-за угла, все же опасается быть сбитым и готов в любую минуту отскочить на тротуар, то дети пренебрегают даже минимальной осторожностью.

Причем ситуация усугубляется еще и психологическими факторами — многих водителей (особенно женщин) «перспектива» сбить ребенка пугает гораздо сильнее, чем авария с участием взрослого. А парализованный ужасом в экстренной ситуации автомобилист упустит возможность избежать столкновения, даже если она представится.

Психологический фактор

Какой бы заезженной ни была эта тема, но придется повториться — менталитет играет значительную роль в жизни страны и на дороге в частности. Налет разгильдяйства, непризнание авторитетов/правил, надежда на тот самый «авось» и стремление к лихачеству — ярко выраженные черты российского (и не только) гражданина, будь он участник автомобильного или пешеходного движения. Слишком большое количество людей соблюдают ПДД только из страха перед штрафными санкциями и готовы их нарушить в любой момент.

Безопасность на дороге: кто виноват и что делать

Несмотря на статистику и заверения органов автоинспекции в улучшении ситуации на дорогах, безопасности дорожного движения в России далеко до идеала. Автовладельцы винят во всем властей, так как обустройство дорог оставляет желать лучшего, власти винят автомобилистов, нарушение правил для которых почти норма. А итогом этого противостояния является высокий уровень риска ДТП, так как каждый старается свалить вину на другого, забывая о своих обязанностях.

Безопасность дорожного движения можно обеспечить лишь комплексом мер, повышающим уровень защищенности участников движения от ДТП и их последствий. И принимать участие в этом мероприятии должны все, начиная от органа, выделяющего средства на содержание автодорог, и заканчивая пешеходами.

На какие факторы, влияющие на уровень риска ДТП, обращается усиленное внимание:

  1. Соблюдение правил дорожного движения как водителями, так и пешеходами.
  2. Своевременный ремонт и разметка дорожного полотна. На участках автодорог с правильно нанесенной разметкой и установленными светоотражающими направляющими столбиками количество дорожно-транспортных происшествий значительно ниже, несмотря на более высокую скорость движения автомобилей.
  3. Возведение дорожных сетей, удобных в эксплуатации и соответствующих требованиям безопасности.
  4. Своевременная установка и поддерживание в рабочем состоянии светофоров, элементов освещения и дорожных знаков.
  5. Контроль технического состояния автомобилей и своевременное устранение неполадок.
  6. Требование к наличию светоотражающих элементов у пешеходов в темное время суток на неосвещенных и неприспособленных к пешему передвижению участках дороги.
  7. Контроль и усовершенствование свода правил дорожного движения и работы сотрудников автоинспекции.

Усиленная работа над этими проблемами позволила если не идеализировать, то по крайней мере улучшить ситуацию на дорогах.

Предпринимаемые меры

За последние годы рабочие функции Госавтоинспекции претерпели значительные изменения и доработки. Причем направление этих изменений не ограничилось выявлением и наказанием нарушителей.

Кроме ужесточения наказания за нарушение правил дорожного движения, больше внимания стало уделяться искоренению пьянства за рулем. Сотрудники автоинспекции не только проводят регулярные «повальные» проверки водителей на содержание алкоголя в крови. К профилактическим мероприятиям привлекаются медицинские работники, представители СМИ и даже добровольцы-гражданские.

Кроме того, ряд мероприятий направлен на пропаганду безопасного вождения. Какими бы бесполезными ни казались агитационные рекламные щиты и постоянное повторение прописных истин в СМИ и сети Интернет, регулярное напоминание об опасности и возможности ее избежать делает свое дело. Многие водители и пешеходы стали внимательнее и дисциплинированнее.

Дети на дороге

Самый страшный кошмар любого водителя — внезапно появившийся на дороге ребенок. К сожалению, детство многих современных родителей пришлось на то время, когда игра на проезжей части была если не нормой, то вполне допустимой вольностью, а игнорирование «зебры» — обычным делом.

Поэтому знакомство ребенка с правилами дорожного движения часто происходит самостоятельно и, к сожалению, слишком поздно. Этой проблеме также стало уделяется больше внимания — сотрудники ГИБДД проводят беседы в школах и детских садах, устраиваются обучающие мероприятия с участием добровольцев и сотрудников автоинспекции, дети с раннего возраста изучают правила как теоретически, так и на практике.

Да, на российских дорогах стало безопаснее, но не безопасно. Если присмотреться к статистике, то представленные улучшения — это только первый шаг долгого и сложного пути. Снижение смертности на 12% — это, безусловно, прогресс и повод для радости. Но согласятся ли с этим остальные 88%? Над представленной проблемой нужно упорно работать, чтобы количество пополнивших эти самые 88% с каждым годом уменьшалось.

Видео о безопасности на дорогах:

Смертность на дорогах и Стратегия безопасности: проблемы есть, решений нет

В России стало модно заботиться о безопасности на дорогах. Что нам сулит очередной документ, заглядывающий на шесть лет вперед?

Ежегодные экономические потери нашей страны от аварий составляют около двух процентов ВВП, ведь треть погибших в авариях — это граждане в возрасте от 26 до 40 лет, наиболее активные. В начале года Правительство России утвердило Стратегию по безопасности дорожного движения на 2018–2024 годы. Документ станет основой для реализации государственной программы на всех уровнях — от федерального до муниципального.

Vision Zero по-русски

В 2017 году впервые в новой истории России количество смертей на дорогах оказалось ниже двадцати тысяч (19 088). То есть на 100 тысяч жителей у нас приходилось 13,4 погибших (для сравнения: в ЕС — около пяти). К 2024 году этот показатель планируют снизить до четырех человек, а к 2030‑му смертность на дорогах и вовсе хотят свести к нулю! Фантастика, не правда ли?

В Швеции стратегию Vision Zero («Видение нуля»), направленную на полное исключение смерти при ДТП, приняли в уже далеком 1997 году. С тех пор ежегодное количество жертв на дорогах страны сократилось более чем на 50% — с 541 до 254 человек. В этом небольшом государстве власти ответственнее, дороги ровнее, автопарк гораздо современнее.

Некоторые европейские страны, включая Швецию, взялись добиваться «абсолютного нуля», уже решив все проблемы с качеством трасс и разветвленностью дорожной сети, а также оснащенностью спасательных служб. Вдобавок у них давно стали нормой шесть подушек и ESP, а у нас миллионы автомобилей не оснащены даже простейшими системами безопасности. В разделе направлений и задач Стратегии значится почти 40 пунктов с общими формулировками вроде «совершенствование системы управления безопасностью дорожного движения». Раз конкретика пока не озвучена правительством, расскажем, как нам видится забота о безопасности.

Эх, дороги!

Недавно Минтранс отчитался, что 80% федеральных трасс страны приведено в нормативное состояние. Хорошему асфальту и правильно расставленным знакам действительно можно порадоваться. Однако разметка у нас сходит за одну зиму и, даже будучи новой, не имеет светоотражающих свойств (на многих зарубежных трассах используется разметка со светоотражающим эффектом, который значительно повышает комфорт и безопасность при ночной езде).

Львиная доля основных шоссе у нас двухполосные. Поставить отбойники, спасающие от лобовых столкновений, на них нельзя — иначе как обгонять? А когда на встречку вылетает грузовик, не спасут даже пять звезд Euro NCAP. Понятно, что расширить все дороги невозможно — на новый-то асфальт денег не хватает. Однако в опасных местах можно, по примеру скандинавов, применять схему «2 + 1», когда центральная полоса работает попеременно то в одном, то в другом направлении. Но только не так, как это реализовано на трассе М10 — со сменой полосы на изгибе рельефа, с постоянными поворотами налево и отсутствием отбойника.

Любопытно, что в документе прямо написано: совершенствование дорожных условий и инфраструктуры будет происходить «за счет малозатратных, но эффективных меропри­ятий». Что это означает? Лечить смертельную болезнь травами и заговорами? Можно еще церковь привлечь, сейчас это модно. А если серьезно, то конкретные примеры уже есть. Вместо надежных, но дорогих бетонных или двойных металлических отбойников на дорогах ставят тросовые. Это лучше, чем ничего.

Количество погибших в России в ДТП на 100 тыс. жителей, чел.

Всё плохо

Обучение водителей, несмотря на все реформы, у нас во многом остается профанацией. В автошколах по-прежнему учат не ездить, а сдавать экзамены. Коррупционная составляющая не исчезла, просто такса поднялась. Конечно, нельзя всех красить одним цветом, есть и положительные примеры, но об отрицательных знает буквально каждый водитель.

То же касается техосмотра. Получить, не показывая автомобиль, диагностическую карту — легальную, внесенную в базу — стóит в Москве примерно вдвое дороже официального тарифа. Сейчас предлагают внедрить обязательную фото- и видеофиксацию тех­осмотра. Затраты колоссальные, а какой толк? Камера зафиксирует лишь визит к оператору, но не реальное состояние автомобиля. Может, отменим этот бесполезный техосмотр, если не получается навести порядок?

Другой пункт в документе призывает повысить защищенность «наиболее уязвимых участников дорожного движения, прежде всего детей и пешеходов». Что-то мне подсказывает, что это будет реализовано за счет установки камер на переходах и очередного повышения штрафов. А за воспитание пешеходов когда возьмемся? Курс безопасности движения должен стать обязательным в школах, ведь виноватыми в дорожных коллизиях на зебре очень часто бывают как раз бесколесные. Штраф с них содрать сложно, потому и отыгрываются на водителях. Вдобавок еще и велосипедистов активно «приглашают» на дороги, не удосужившись провести среди них хотя бы агитацию за соблюдение правил дорожного движения.

Внедрение системы ЭРА-ГЛОНАСС — безу­словно, правильный шаг. Но без эффективной спасательной инфраструктуры вдоль трасс толку от нее чуть. В чем смысл от звонка в скорую на 5–10 минут раньше, если ближайшая машина — в часе езды, причем это древняя «буханка» с минимальным набором средств спасения? На магистралях и в ближайших к ним населенных пунктах должны быть организованы многофункциональные станции спасателей с медицинскими и пожарными машинами, а где-то и с вертолетами. Подобные станции есть, но их крайне мало.

Читать еще:  Что такое двухмассовый маховик и как он работает

Количество погибших в ДТП в России, чел.

Реклама — двигатель закона

В документе упоминается о различных формах агитации за соблюдение правил дорожного движения. В том числе о денежной: водители, систематически нарушающие правила, рискуют лишиться прав или, как минимум, больше заплатят за полис ОСАГО. Согласен, некоторых несознательных можно исправить только рублем. Но пункт о «формировании положительного имиджа сотрудника Госавтоинспекции» поставил меня в тупик. Ведь еще семь лет назад с пафосом и за миллиарды рублей налогоплательщиков милицию переименовали в полицию. Это не дало эффекта? Требуется новая волна облагораживания?

Да и кого «рекламировать», если патрулей на дорогах с каждым днем всё меньше? Камеры видят далеко не все нарушения и даже в Москве позволяют местами ездить так, как захочется. Снижение вероятности встретить живого гаишника радует водителей самой опасной категории — нетрезвых. Я не утверждаю, что патруль на каждом перекрестке сведет смертность к нулю (это явное заблуждение), но недавнее решение сократить в ГИБДД России десять тысяч сотрудников, по большей части постовых, ­правильным не считаю.

Любопытен заключительный раздел Стратегии, в котором перечислены риски и угрозы на пути к «нулевой» безопасности на дорогах. Первым пунктом идет «неконтролируемый рост автомобилизации». Допустим, Москва уже подошла к тому пределу, когда поток в городе действительно нужно искусственно ограничивать. Пусть не без ошибок, но власти это делают и предлагают альтернативу (общественный транспорт, каршеринг, прокат велосипедов). А как быть остальным 135 миллионам жителей? Расстояния в стране огромные, общественный транспорт развит слабо.

Но дальше всё по делу. Составители документа признают разрыв между темпами автомобилизации и ростом дорожной сети, неудовлетворительное качество техосмотра и обучения водителей, солидный возраст автопарка, несовершенство системы оказания первой помощи, недостаток внимания к причинам детского травматизма. И даже — наличие в стране экономических проблем, что совсем не вяжется с тем, что транслируют по федеральным телеканалам. Этим проблемам уже десятки лет! Так с чего вдруг нам удастся их решить в ближайшие шесть?

Станут ли дороги безопаснее за $2 млрд

В течение 6 лет на программу по повышению безопасности на дорогах государство выделит огромную сумму — 52,8 млрд рублей (почти $2 млрд). И программа, и объемы ее финансирования окончательно утверждены правительством. «Известия» выяснили, из каких источников возьмутся деньги, на что чиновники потратят выделенные средства и, главное, станут ли в итоге российские дороги безопаснее.

С недавних пор проблема безопасности дорожного движения стала очень актуальной в чиновничьих кругах. Статистику аварийности и смертности на российских дорогах сегодня знает всякий чиновник, имеющий отношение к дорожно-транспортным делам. Недавно эта тема стала главным предметом обсуждения на Госсовете. А на последнем заседании правительства федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах» была утверждена и получила серьезное финансирование. Ее разработчики, предложив три варианта финансирования, никак не думали, что будет утвержден самый дорогой их них — стоимостью почти $2 млрд. Никогда раньше правительство не выделяло столько денег на такие «ерундовые» статьи расходов.

На что же собираются потратить эти деньги наши чиновники? Во-первых, средства пойдут на пропаганду стереотипов законопослушного поведения у участников дорожного движения, формирование у населения негативного отношения к правонарушениям на дорогах. Это основная статья расходов. До 2012 года на эти цели будет потрачено 10,2 млрд рублей из федерального и еще 3,5 млрд из региональных бюджетов.

Вторая по значимости, но наиболее затратная статья расходов по повышению безопасности на дорогах — строительство внеуличных пешеходных переходов, оптимизация дорожного движения и борьба с заторами. На эти цели федеральный центр выделит 7,6 млрд рублей. А регионы должны добавить 26,4 млрд на совершенствование транспортной инфраструктуры в городах, на которые приходится более 70% всех аварий. Деньги пойдут на строительство и переустройство дорожной сети с ликвидацией мест частых аварий и заторов, оптимизацию скоростного режима и автоматизацию дорожного движения. Речь также идет об оборудовании перекрестков ограждениями, дорожными знаками, освещением и светофорами.

Чтобы снизить высокую смертность на дорогах, которая во многом вызвана тем, что медицинская помощь оказывается не вовремя, немалые средства будут направлены на создание системы быстрого оказания первой помощи пострадавшим — для спасателей из МЧС закупят реанимобили, оснастят их оборудованием и системами связи.

Не последняя статья расходов в новой программе — изменение нормативно-правовой базы. ГИБДД давно настаивает на увеличении штрафных санкций для нерадивых водителей и пешеходов до уровня, соразмерного тяжести и потенциальной опасности нарушения. Кроме этого, разрабатывается новая схема выдачи прав, взимания штрафов, а также контроля за их оплатой, для чего в стране создается единая база данных на автовладельцев с занесением в нее аварийной, страховой и штрафной истории каждого водителя.

Однако, несмотря на федеральный статус программы, полнота ее реализации вызывает серьезные сомнения. Большую часть расходов по самой затратной и хлопотной статье — капитальное дорожное строительство — переложили на региональные бюджеты, редко «страдающие» обилием средств. Деньги на эти цели по идее выделены большие: 26,4 млрд рублей хватило бы на строительство от 300 до 500 подземных пешеходных переходов по всей стране. Однако вряд ли программа будет профинансирована регионами в полном объеме. Сегодня в России на это способны не более 10 регионов. В итоге программу может постичь печальная судьба, а мы так и не увидим новых пешеходных переходов.

Интернет-опрос

На что надо потратить $2 млрд, выделенные на безопасность дорожного движения?

Выезды на встречку и «зебры» уйдут в прошлое

Более половины региональных трасс в России не дотягивают по качеству до необходимых стандартов — такие данные в ходе Госсовета были озвучены президентом РФ Владимиром Путиным. По имеющимся данным, каждое третье ДТП в стране происходит из-за плохих дорог. При этом в авариях ежегодно погибают более 30 тысяч человек, еще больше остаются инвалидами. По мнению экспертов, есть ряд первостепенных решений, которые помогут принципиально изменить ситуацию и сделать российские дороги в разы безопаснее.

В первую очередь, на дорогах необходимо максимально разделить потоки транспорта, считает автомобильный эксперт Вячеслав Субботин. Для этого следует устанавливать, как в большинстве развитых стран, основательные барьеры посреди проезжей части. Они не позволят даже теоретически выехать на встречную полосу. «Мы прекрасно знаем, что самые страшные столкновения — это лобовые, именно в таких авариях погибает больше всего людей», — пояснил «URA.RU» Субботин. По его словам, в СССР не строили такие барьеры по вполне объективным причинам — автопарк был очень скромным, приоритет отдавался общественному транспорту, дороги строили узкие, а скоростной режим был небольшим, но сейчас изменения жизненно необходимы.

По мнению председателя Движения автомобилистов России Виктора Похмелкина, необходимо, по возможности, расширять дороги. «У нас большинство дорог — двухполосные, а это значит, что автомобилисты вынуждены часто выходить на обгоны. Надо стремиться хотя бы к трем полосам движения — это позволит значительно уменьшить смертность», — заявил собеседник «URA.RU».

Эксперты сходятся во мнении относительно опасности пешеходных переходов — их нужно убрать как можно скорее, в первую очередь — с многополосных дорог. «Переходы должны быть или подземные, или проходить по воздуху в виде мостиков над проезжей частью. Нынешние переходы через шестиполосные магистрали представляют без преувеличения смертельную опасность — чаще всего они не освещены, водитель успевает заметить человека на „зебре“ не ранее, чем за 25 метров, и подчас просто не успевает затормозить», — объясняет Субботин. Идея строительства подземных и наземных переходов нередко подвергается критике со стороны урбанистов — такие архитектурные решения неоднократно назывались «уродством». По мнению председателя движения автомобилистов России, в данном вопросе нужно грамотно расставлять приоритеты. «Кому-то не нравится их внешний вид, но это отнюдь не проблема. Во-первых, на первом месте должна быть безопасность, во-вторых, при желании переходы можно возводить в виде красивых архитектурных объектов. Такие примеры тоже есть».

Кроме того, автоэксперты считают важным строить современные автомобильные развязки — чтобы крупные магистрали не пересекались без светофоров, это тоже минимизирует риск столкновений. Также, Субботин указывает на важность обустройства обочин.

«В случае аварии машина не должна улетать в пятиметровый овраг, где навалена всякая арматура. Обочины должны быть преимущественно безопасными. Также необходимо в особо опасных местах, например на затяжных спусках, монтировать так называемые „ловушки“ — это инженерные устройства, куда может безопасно въехать автомобиль, у которого отказали тормоза».

Субботин признает, что на сегодняшний день есть серьезные проблемы с освещением: «Не надо освещать все трассы, но опасные места — необходимо. Автомобилисты, в частности, перестанут вылетать с дорог при опасном повороте». И конечно же, отмечает эксперт, необходимо выстроить эффективную систему оказания медицинской помощи при ДТП: «К сожалению, сегодня людям, попавшим в аварию, приходится часами ждать помощи. Многие могли бы выжить, если бы эта система была выстроена». Субботин убежден, что нацпроект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» может оказаться эффективным в решении перечисленных проблем. «Однако важно, чтобы средства не разлетелись на сомнительные цели, как это, увы, раньше бывало.

Стало ли на дорогах безопаснее

И вообще, можно ли доверять статистике ГИБДД , не лукавят ли цифры. Как правильно оценивать безопасность дорожного движения.

Читать еще:  Новый BMW 3

Обо всём этом слушайте в плеере выше.

Аудио: Стало ли на дорогах безопаснее

Читайте также

Температура в России сейчас на 10 градусов выше нормы, Трамп прилетел в Индию мириться с Талибан, МВД при помощи камер начнет искать преступников по татуировкам и походке

Дмитрий Белецкий — с главными темами дня

Китайские власти заявили о наличии вакцины против коронавируса, а 8 россиян с охваченного коронавирусом круизного лайнера Diamond Princess доставлены в Казань

Дмитрий Белецкий — с главными темами дня

Логинов отказался от масс-старта на чемпионате, синоптики рассуждают о предстоящем лете, Путин возложил венок к Могиле Неизвестного солдата, заливщик льда выиграл матч в НХЛ

Игорь Измайлов — с главными темами дня

Овечкин стал лучшим снайпером в истории хоккея, сотрудники крупных компаний начали удалять свои аккаунты в соцсетях, в сети появился ролик с новым айфоном

Игорь Измайлов — с главными темами дня

Россия отмечает день защитника отечества, погода в Москве побила все рекорды за одну неделю, почти 11 тысяч человек, остаются под контролем в связи с коронавирусом

Игорь Измайлов — с главными темами дня

МИД осудил учения США с ядерным ударом по России, сериал «Друзья» возвращается на экраны, в Берлине продолжается 70 кинофестиваль

Игорь Измайлов — с главными темами дня

На следующей неделе ожидается похолодание, на Украине бесятся из-за прибывших из Китая, мужчины рассказали о своих ожиданиях на 23 февраля

Игорь Измайлов — с главными темами дня

Полиция Италии проводит обыски в номерах российских биатлонистов

Игорь Измайлов — с главными темами дня

Минпромторг предложил повысить транспортный налог на старые автомобили, голосование по поправкам к Конституции состоится в конце апреля, россияне стали чаще жаловаться на то, что смартфоны их подслушивают

Игорь Измайлов — с главными темами дня

В России падают цены на авиабилеты, а больше всего зарплата вырастет в Татарстане

Игорь Измайлов — с главными темами дня

Путин обвинил украинские власти в торговле русофобией, а россиянка судится из-за того, что её поместили в карантин с подозрением на коронавирус

Игорь Измайлов — с главными темами дня

Возрастная категория сайта 18+

Смертность на дорогах и Стратегия безопасности: проблемы есть, решений нет

В России стало модно заботиться о безопасности на дорогах. Что нам сулит очередной документ, заглядывающий на шесть лет вперед?

Ежегодные экономические потери нашей страны от аварий составляют около двух процентов ВВП, ведь треть погибших в авариях — это граждане в возрасте от 26 до 40 лет, наиболее активные. В начале года Правительство России утвердило Стратегию по безопасности дорожного движения на 2018–2024 годы. Документ станет основой для реализации государственной программы на всех уровнях — от федерального до муниципального.

Vision Zero по-русски

В 2017 году впервые в новой истории России количество смертей на дорогах оказалось ниже двадцати тысяч (19 088). То есть на 100 тысяч жителей у нас приходилось 13,4 погибших (для сравнения: в ЕС — около пяти). К 2024 году этот показатель планируют снизить до четырех человек, а к 2030‑му смертность на дорогах и вовсе хотят свести к нулю! Фантастика, не правда ли?

В Швеции стратегию Vision Zero («Видение нуля»), направленную на полное исключение смерти при ДТП, приняли в уже далеком 1997 году. С тех пор ежегодное количество жертв на дорогах страны сократилось более чем на 50% — с 541 до 254 человек. В этом небольшом государстве власти ответственнее, дороги ровнее, автопарк гораздо современнее.

Некоторые европейские страны, включая Швецию, взялись добиваться «абсолютного нуля», уже решив все проблемы с качеством трасс и разветвленностью дорожной сети, а также оснащенностью спасательных служб. Вдобавок у них давно стали нормой шесть подушек и ESP, а у нас миллионы автомобилей не оснащены даже простейшими системами безопасности. В разделе направлений и задач Стратегии значится почти 40 пунктов с общими формулировками вроде «совершенствование системы управления безопасностью дорожного движения». Раз конкретика пока не озвучена правительством, расскажем, как нам видится забота о безопасности.

Эх, дороги!

Недавно Минтранс отчитался, что 80% федеральных трасс страны приведено в нормативное состояние. Хорошему асфальту и правильно расставленным знакам действительно можно порадоваться. Однако разметка у нас сходит за одну зиму и, даже будучи новой, не имеет светоотражающих свойств (на многих зарубежных трассах используется разметка со светоотражающим эффектом, который значительно повышает комфорт и безопасность при ночной езде).

Львиная доля основных шоссе у нас двухполосные. Поставить отбойники, спасающие от лобовых столкновений, на них нельзя — иначе как обгонять? А когда на встречку вылетает грузовик, не спасут даже пять звезд Euro NCAP. Понятно, что расширить все дороги невозможно — на новый-то асфальт денег не хватает. Однако в опасных местах можно, по примеру скандинавов, применять схему «2 + 1», когда центральная полоса работает попеременно то в одном, то в другом направлении. Но только не так, как это реализовано на трассе М10 — со сменой полосы на изгибе рельефа, с постоянными поворотами налево и отсутствием отбойника.

Любопытно, что в документе прямо написано: совершенствование дорожных условий и инфраструктуры будет происходить «за счет малозатратных, но эффективных меропри­ятий». Что это означает? Лечить смертельную болезнь травами и заговорами? Можно еще церковь привлечь, сейчас это модно. А если серьезно, то конкретные примеры уже есть. Вместо надежных, но дорогих бетонных или двойных металлических отбойников на дорогах ставят тросовые. Это лучше, чем ничего.

Количество погибших в России в ДТП на 100 тыс. жителей, чел.

Всё плохо

Обучение водителей, несмотря на все реформы, у нас во многом остается профанацией. В автошколах по-прежнему учат не ездить, а сдавать экзамены. Коррупционная составляющая не исчезла, просто такса поднялась. Конечно, нельзя всех красить одним цветом, есть и положительные примеры, но об отрицательных знает буквально каждый водитель.

То же касается техосмотра. Получить, не показывая автомобиль, диагностическую карту — легальную, внесенную в базу — стóит в Москве примерно вдвое дороже официального тарифа. Сейчас предлагают внедрить обязательную фото- и видеофиксацию тех­осмотра. Затраты колоссальные, а какой толк? Камера зафиксирует лишь визит к оператору, но не реальное состояние автомобиля. Может, отменим этот бесполезный техосмотр, если не получается навести порядок?

Другой пункт в документе призывает повысить защищенность «наиболее уязвимых участников дорожного движения, прежде всего детей и пешеходов». Что-то мне подсказывает, что это будет реализовано за счет установки камер на переходах и очередного повышения штрафов. А за воспитание пешеходов когда возьмемся? Курс безопасности движения должен стать обязательным в школах, ведь виноватыми в дорожных коллизиях на зебре очень часто бывают как раз бесколесные. Штраф с них содрать сложно, потому и отыгрываются на водителях. Вдобавок еще и велосипедистов активно «приглашают» на дороги, не удосужившись провести среди них хотя бы агитацию за соблюдение правил дорожного движения.

Внедрение системы ЭРА-ГЛОНАСС — безу­словно, правильный шаг. Но без эффективной спасательной инфраструктуры вдоль трасс толку от нее чуть. В чем смысл от звонка в скорую на 5–10 минут раньше, если ближайшая машина — в часе езды, причем это древняя «буханка» с минимальным набором средств спасения? На магистралях и в ближайших к ним населенных пунктах должны быть организованы многофункциональные станции спасателей с медицинскими и пожарными машинами, а где-то и с вертолетами. Подобные станции есть, но их крайне мало.

Количество погибших в ДТП в России, чел.

Реклама — двигатель закона

В документе упоминается о различных формах агитации за соблюдение правил дорожного движения. В том числе о денежной: водители, систематически нарушающие правила, рискуют лишиться прав или, как минимум, больше заплатят за полис ОСАГО. Согласен, некоторых несознательных можно исправить только рублем. Но пункт о «формировании положительного имиджа сотрудника Госавтоинспекции» поставил меня в тупик. Ведь еще семь лет назад с пафосом и за миллиарды рублей налогоплательщиков милицию переименовали в полицию. Это не дало эффекта? Требуется новая волна облагораживания?

Да и кого «рекламировать», если патрулей на дорогах с каждым днем всё меньше? Камеры видят далеко не все нарушения и даже в Москве позволяют местами ездить так, как захочется. Снижение вероятности встретить живого гаишника радует водителей самой опасной категории — нетрезвых. Я не утверждаю, что патруль на каждом перекрестке сведет смертность к нулю (это явное заблуждение), но недавнее решение сократить в ГИБДД России десять тысяч сотрудников, по большей части постовых, ­правильным не считаю.

Любопытен заключительный раздел Стратегии, в котором перечислены риски и угрозы на пути к «нулевой» безопасности на дорогах. Первым пунктом идет «неконтролируемый рост автомобилизации». Допустим, Москва уже подошла к тому пределу, когда поток в городе действительно нужно искусственно ограничивать. Пусть не без ошибок, но власти это делают и предлагают альтернативу (общественный транспорт, каршеринг, прокат велосипедов). А как быть остальным 135 миллионам жителей? Расстояния в стране огромные, общественный транспорт развит слабо.

Но дальше всё по делу. Составители документа признают разрыв между темпами автомобилизации и ростом дорожной сети, неудовлетворительное качество техосмотра и обучения водителей, солидный возраст автопарка, несовершенство системы оказания первой помощи, недостаток внимания к причинам детского травматизма. И даже — наличие в стране экономических проблем, что совсем не вяжется с тем, что транслируют по федеральным телеканалам. Этим проблемам уже десятки лет! Так с чего вдруг нам удастся их решить в ближайшие шесть?

Источники:

http://fastmb.ru/autonews/autonews_rus/1713-stali-li-rossiyskie-dorogi-bezopasnee.html
http://www.zr.ru/content/articles/911601-stremlenie-k-nulyu/
http://iz.ru/news/309597
http://ura.news/articles/1036278358
http://www.kp.ru/radio/26645.7/3664045/
http://www.zr.ru/content/articles/911601-stremlenie-k-nulyu/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector