Снятие и замена помпы
Снятие и замена помпы
Пошаговая процедура по демонтажу водяного насоса на автомобиле ВАЗ 2105-2110 своими руками.
Содержание статьи:
- Причины неисправности
- Порядок ремонта водяной помпы
- Видео
Поломка водяного насоса, негативным образом сказывается на эксплуатационные показатели двигателя. При выходе помпы из строя, двигатель автомобиля может перегреться. Перегрев двигателя влечёт за собой серьёзные последствия, вплоть до капитального ремонта. При заклинивании подшипника помпы на большинстве переднеприводных автомобилей ВАЗ, может порваться ремень ГРМ.
Почему ломается водяная помпа автомобиля
Определить, что помпа вышла из строя можно по повышенной шумности работы двигателя, а так же по люфту шкива привода водяного насоса.
Ещё одной причиной, по которой следует в срочном порядке заменить водяной механизм – утечка охлаждающей жидкости через его резиновые уплотнители и прокладки.
Самой распространённой причиной, по которой водяная помпа выходит из строя – охлаждающая жидкость, просачиваясь через резиновый уплотнитель, смывает смазку с подшипника, вследствие чего начинается его разрушение. Неправильная установка помпы, так же может привести к скорой поломке. При использовании некачественных охлаждающих жидкостей, воды или несвоевременного обслуживания системы охлаждения может произойти разрушение крыльчатки. Помимо прочего, помпа может прийти в негодность из-за протекающего радиатора отопилетя или масляного радиатора.
Видео с дельными советами:
Убедившись, что ваш автомобиль ВАЗ 2110 действительно нуждается в замене водяного насоса, приступаем непосредственно к процессам демонтажа и ремонта.
Порядок действий по снятию и замене водяного насоса:
1. Отключите «массу» на аккумуляторе – сняв клемму «–» с АКБ.
2. Через нижний краник радиатора слейте жидкость охлаждения двигателя.
3. Поршень первого, по порядку работы, цилиндра должен быть в положении верхней мёртвой точки.
4. Произведите снятие ролика для натяжки ремня.
5. Демонтируйте шкив привода распределительного вала.
6. Открутив четыре крепёжных болта и гайку, снимите крышку, закрывающую приводной ремень газораспределительного механизма.
7. При помощи отвёртки, вставленной в паз, отсоедините водяной насос от блока цилиндров.
9. Если вы приняли решение о замене насоса на автомобиле ВАЗ 2110, то установите новый. Новый насос рекомендуется устанавливать если сальник помпы пробит.
10. Если валик помпы имеет люфт, то водяной механизм тоже придётся менять.
11. Если корпус помпы (1), крыльчатка (2) или шкив с зубьями (3) имеют механические повреждения, то помпу тоже рекомендуется заменить.
12. Проверив момент затяжки стопорного винта на водяном насосе, при необходимости подтяните его.
13. Установите помпу, соблюдая порядок сборки в обратном порядке. Номер указанный на корпусе детали должен смотреть вверх.
14. Установив все демонтированные детали на место. Внимание: шкив распределительного вала ставится стороной, что выступает к двигателю машины.
15. Окончательным этапом проверьте соответствие меток ГРМ и залейте новую охлаждающую жидкость.
Видео: замена помпы на ВАЗ 2105-2107
Демонтируем на Audi A8 D2 4,2L 98 года:
Astra J 1.4T: замена помпы, ремня, антифриза, термостата a14net:
Замена помпы ВАЗ 2113, 2114, 2115 8 клапанов своими руками
Своевременная замена помпы на автомобилях АвтоВАЗ 2113-2115 моделей – залог надежной и безотказной работы двигателя.
Помпа или водяной насос является функциональной частью системы охлаждения ДВС, предназначение которой заключается в регулировке кругооборота жидкости по охлаждаемым контурам. Со временем, при эксплуатации мощность водяного насоса на отечественных автомобилях может снизиться, в результате чего двигатель будет подвержен перегреву – чтобы не допустить этого, важно своевременно диагностировать износ комплектующих и произвести их замену.
Замена помпы на АвтоВАЗ 2113-2115: что нужно и сколько стоит?
Среднестатистическая стоимость в 2018 году на процедуру замены помпы на семейство автомобилей ВАЗ 2113, 2114, 2115 варьируется от 500 до 1750 рублей, в зависимости от архитектуры ДВС, месторасположения СТО и зачастую также включает стоимость самого насоса. Однако процедура установки нового насоса не является сложной и свободно выполняется одной парой рук в домашних условиях, что позволяет прилично сэкономить на обслуживании автомобиля без снижения качества конечного результата.
Для собственноручного ремонта потребуется штатный набор инструментов, а именно:
- гаечные ключи на 10 и 17-19 в количестве 2-3 штук;
- головка на 10, желательно с длинным корпусом;
- шлицевая отвертка с длинной ручкой.
Также может понадобиться домкрат и баллонный ключ, герметик, новые фрикционные прокладки, ветошь для протирки и мягкая щетка.
Совместимость с авто
Совместимость с типом двигателя
Примерная стоимость, руб.
ВАЗ 2108-2115, KALINA
ВАЗ 2108-2115, KALINA
ВАЗ 2108-2115, KALINA
Как определить износ
Первым фактором, сигнализирующем о скором выходе из строя помпы на АвтоВАЗе является наличие запаха антифриза в салоне автомобиля. При появлении данного признака рекомендуется срочно произвести диагностический осмотр устройства. Также популярными симптомами выработки ресурса у мотора считаются:
- хронический перегрев двигателя, что определяется отметкой завышенной температуры на датчике;
- наличие подтеков охлаждаемой жидкости под капотом;
- люфт подшипников ГРМ или наличие посторонних звуков и скрипов под капотом.
Замена помпы
Установка новой помпы на ВАЗ 2113, 2114, 2115 не отличается излишней сложностью и без проблем выполняется даже при отсутствии практических навыков – достаточно придерживаться следующей инструкции:
- Для начала загоняем транспортное средство на смотровую яму или приподнимаем передок с помощью домкрата.
- Далее демонтируем защиту картера-коробки на днище авто и открываем авто.
- Затем откручиваем вентиль с радиатора, сливаем в подготовленную тару охлаждаемую жидкость.
- Теперь находим винт на блоке цилиндров двигателя, откручиваем и также сливаем всю жидкость с мотора.
Далее откручиваем кожух ремня, отвинчиваем болт зубчатого шкива, предварительно отметив стоковое положение метками на корпусе.
Проверка исправного функционирования устройства производится в движении на малой скорости по неровной дороге – если в салоне отсутствует запах охлаждаемой жидкости. А под капотом не издаются посторонние звуки, то работа выполнена качественно. Весь фронт работ по замене помпы, независимо от архитектуры двигателя займет не более 1 часа и не потребует сторонней помощи.
Также смотрите подробное видео замены помпы на автомобилях ВАЗ 2113, 2114 и 2115 с 8 клапанными ДВС:
Самостоятельная диагностика и замена помпы на автомобиле ВАЗ 2114/15
Помпа (водяной насос) является основным узлом системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания. Двигатель при работе нагревается до довольно высоких температур. Для избежания перегрева он охлаждается жидким антифризом, принудительно циркулирующим по каналам внутри корпуса. Именно помпа обеспечивает принудительную циркуляцию охлаждающей жидкости.
Назначение и расположение помпы в автомобилях ВАЗ 2114/15
Назначение водяного насоса во всех автомобилях одинаково — обеспечение принудительной циркуляции антифриза в системе охлаждения двигателя. С помощью помпы происходит интенсивное охлаждение главных узлов мотора — цилиндро-поршневой группы и головки блока цилиндров.
Срок службы водяного насоса на автомобилях ВАЗ 2114/15 в зависимости от условий эксплуатации, качества антифриза и самого насоса изменяется в широких пределах — от 40 до 150 тыс. км пробега.
Сама помпа представляет собой корпус с посадочным фланцем. Внутри корпуса на подшипнике установлен вал, на одном конце которого закреплена крыльчатка, перекачивающая охлаждающую жидкость (ОЖ), на другом — приводная шестерня. Чтобы антифриз не проникал внутрь подшипника и через него наружу, в корпус запрессован специальный сальник.
Внутри корпуса помпы на подшипнике установлен вал, на одном конце которого закреплена крыльчатка, на другом — приводная шестерня
Водяной насос встроен в силовой агрегат с правой (по ходу движения) стороны и задействован в работе газораспределительного механизма. Вал с крыльчаткой приводится в движение ремнём ГРМ, надетым на шестерёнку, что создаёт дополнительные сложности при неисправности помпы.
- Когда сальник начинает пропускать охлаждающую жидкость, она попадает на ремень ГРМ. Ремень из-за этого быстрее изнашивается.
- При заклинивании вала ремень ГРМ обрывается или слетает. Это часто приводит к столкновению поршней с клапанами и последующему капитальному ремонту двигателя.
- Отсутствие или недостаток антифриза в системе также может привести к перегреву мотора и, как следствие, к капитальному ремонту.
Водяной насос установлен в блоке цилиндров и входит в состав газораспределительного механизма
На классических моделях ВАЗ помпа вращается от шкива коленчатого вала посредством ремня привода генератора. На автомобилях с передним приводом она интегрирована в механизм газораспределения. Это позволило конструкторам уменьшить габариты силового агрегата.
Шкив насоса вращается ремнем ГРМ
В автомобилях ВАЗ 2114/15 с восемью- и шестнадцатиклапанными двигателями расположение помпы одинаково, а конструкция заметно различается. поэтому они не взаимозаменяемы. Основное отличие — большая ширина ремня ГРМ и приводной шестерни для мотора 16V. Поэтому помпы двигателей с разным количеством клапанов не взаимозаменяемы.
На 16-клапанном двигателе ВАЗ 2114 шестерёнка помпы расположена с левой стороны под натяжным роликом
Диагностика неисправностей
Поскольку водяной насос на ВАЗ 2114/15 полностью закрыт пластиковым кожухом газораспределительного механизма, визуально определить неисправности невозможно. Основные признаки неполадок в работе водяного насоса следующие.
- Во время работы двигателя со стороны ГРМ доносятся посторонние звуки (гул или скрежет), которые может издавать неисправный подшипник помпы. Однако аналогичный гул может появиться и в случае перетяжки ремня ГРМ после замены, а также при сильном износе натяжного ролика.
- На кожухе ГРМ, под машиной после стоянки или на днище кузова обнаружились следы антифриза.
- Резкое повышение температуры двигателя во время движения является следствием потери большей части охлаждающей жидкости. Это может произойти из-за пробоя радиатора или окончательного выхода помпы из строя.
В результате заклинивания подшипника шестёренка и вал насоса перекашивается, что может вызвать разрыв ремня ГРМ
Если сальник водяного насоса пропускает антифриз, его следы видны на блоке цилиндров
Для более точной постановки диагноза следует выполнить следующее.
- Ключом на 10 открутите три болта крепления и снимите защитный пластиковый кожух.
Откручиваются три болта крепления, и снимается защитный кожух
Почти всегда диагностика водяного насоса производится при замене ремня ГРМ. Согласно технической документации на автомобили ВАЗ 2114/15 на двигателях 8V ремень должен меняться каждые 60 тыс. км пробега, на двигателях 16V — каждые 45 тыс. км.
Замена помпы на двигателе 8V
Алгоритм снятия и установки помпы похож на процесс замены ремня ГРМ. Всю работу можно разделить на несколько этапов.
- Подготовка инструментов и рабочего места.
- Частичный слив антифриза и разборка механизма, снятие неисправного элемента.
- Приобретение новой помпы.
- Установка новой помпы и проверка её работоспособности.
Такая последовательность более целесообразна. Следует сначала снять и осмотреть старый насос, а потом покупать новый. Нередки случаи, когда исправная помпа менялась из-за износа прокладки и прохудившегося герметика.
Необходимые инструменты и расходные материалы
Для замены помпы автомобиля ВАЗ 2114/15 не потребуется загонять машину на эстакаду или смотровую яму. Достаточно гаража или ровной хорошо освещённой площадки. При работе используются следующие инструменты:
- стандартный набор накидных и рожковых ключей;
- комплект головок с воротком;
- домкрат и колёсные упоры;
- пассатижи с конусообразными губками, заострёнными на концах;
- отвёртки;
- ёмкость для слива ОЖ;
- ветошь;
- защитные перчатки.
Для замены водяного насоса ВАЗ 2114/15 потребуется стандартный набор инструментов
Демонтаж водяного насоса
Все работы проводятся на остывшем двигателе в следующем порядке.
- Открутите три болта крепления кожуха ГРМ.
- Риска на шестерёнке распределительного вала совмещается с выступом на корпусе двигателя (с левой стороны). Для этого домкратом поднимается и фиксируется упорами правая передняя часть кузова. При включённой четвёртой передаче правое переднее колесо медленно проворачивается руками до совмещения меток.
Перед снятием ремня ГРМ следует совместить метки на шкиве распредвала и двигателя
Снимается ремень ГРМ вместе с натяжным роликом
Ёмкость для слива ОЖ ставится со стороны сливной пробки
После слива ОЖ снимаются патрубки подогрева дроссельной заслонки
Отворачиваются пять болтов, удерживающих металлический кожух, и помпа снимается
При замене помпы обычно проверяется состояние ремня ГРМ и натяжного ролика. При необходимости они заменяются на новые.
Если причиной снятия насоса была течь антифриза, следует проверить и оценить люфт при вращении вала. Если люфта нет, нужно налить внутрь насоса немного керосина и посмотреть, надёжен ли сальник. Если сальник работоспособен, насос после чистки можно устанавливать обратно, предварительно обработав прокладку на фланце герметиком.
Выбор нового насоса
Чтобы не ошибиться при покупке нового насоса, нужно взять с собой в магазин старый экземпляр. При этом следует иметь в виду, что производители постоянно совершенствуют защиту от подделок, поэтому на новой помпе можно заметить следующие отличия:
- лопасти крыльчатки выполнены прямыми в виде трапеции, а не изогнутыми, как это делалось ранее;
- на торце шкива нанесена лазерная маркировка;
- на крыльчатке отлит логотип производителя (например, TZA);
- упаковка запечатана бумажной пломбой, на которой указан каталожный номер детали.
На оригинальную запчасть производитель TZA наносит лазерную маркировку
Новые модели водяных насосов комплектуются фланцевой прокладкой из мягкой пробки. С картонной прокладкой продаются подделки и насосы старых выпусков.
Видео: обзор водяных насосов ТЗА
Установка нового насоса
При установке новой помпы на фланец и прокладку следует нанести высокотемпературный герметик, а затем аккуратно вставить прокладку в гнездо. Отверстия на фланце и блоке совпадают только в одном положении — поэтому ошибиться здесь невозможно.
Перед установкой насоса на прокладку наносится герметик
Порядок установки нового насоса следующий.
- Прикрутите и затяните болты на фланце водяного насоса.
- Установите и закрепите металлический кожух.
- Поставьте шкив распределительного вала и притяните его болтом. Наденьте натяжной ролик и ремень ГРМ.
Устанавливается натяжной ролик и ремень ГРМ
Ремень ГРМ нгатягивается до такой степени, чтобы его нельзя было повернуть рукой больше чем на 90°
Видео: замена помпы на ВАЗ 2114
Замена помпы на двигателе 16V
При замене помпы на ВАЗ 2114/15 с шестнадцатиклапанным двигателем к рекомендованному порядку действий добавляется несколько дополнительных операций:
- снятие двух шестерён распределительных валов вместо одной;
- демонтаж дополнительного опорного ролика;
- для доступа к помпе снимается колесо и через арочный проём нижняя часть защитного кожуха.
На двигателе 16V снимаются две шестерёнки распредвалов и металлическая пластина
При обратной сборке следует обратить внимание на положение меток на шкивах распределительных валов. Допускается максимальное отклонение в сторону на половину зуба. После натяжения ремня нужно провернуть коленчатый вал несколько раз, чтобы убедиться в правильном совмещении меток.
Установка дополнительного насоса
Для повышения эффективности отопителя салона некоторые автовладельцы устанавливают на ВАЗ 2114 дополнительный электрический насос от «ГАЗели». После такого тюнинга печка начинает обогревать салон при температуре антифриза 50 °С.
Для монтажа дополнительного насоса потребуется:
- реле на 4 контакта и дополнительный разъём;
- гнездо под предохранитель;
- медные многожильные провода;
- резиновые патрубки для подсоединения помпы.
Дополнительный насос крепится скобой к одному из болтов коробки передач
Перед монтажом рекомендуется снять крышку электронасоса и «посадить» её на герметик — на «ГАЗели» в этом месте нередко возникает течь. Затем насос прикручивается к одному из болтов крепления коробки передач.
После этого подающий патрубок отопителя отсоединяется от мотора и подключается к дополнительному насосу. В разрыв между водяной рубашкой двигателя и новым агрегатом вставляется второй патрубок. Электрическое подключение производится к любой кнопке на приборной панели.
Для включения насоса вместе с зажиганием от кнопки электрическое подключение проводится через реле
Самостоятельная замена помпы на автомобиле ВАЗ 2114/15 не представляет большой сложности. Наличие стандартного набора инструментов и свободного времени избавит автовладельца от поездки в автосервис и денежных расходов. Не забывайте следить за уровнем антифриза и ваша новая помпа прослужит долго.
Замена помпы Лада Приора
Вступление
Водяной насос на автомобиле обеспечивает циркуляцию охлаждающей жидкости по системе, тем самым обеспечивая охлаждения двигателя и обогрев салона.
Важность в правильной и четкой работе данного элемента является в том, что он находится на приводе ремня ГРМ, который в свою очередь вращает распределительные валы. Довольно часто случается, что виновником обрыва ремня газораспределительного механизма является именно помпа.
Как известно при обрыве ремня ГРМ на автомобилях ВАЗ с 16-ти клапанным двигателем происходит загиб клапанов. В данной статье описан процесс диагностики и замены помпы своими руками. Это поможет Вам произвести диагностику механизма газораспределения и обезопасить себя и свой автомобиль от дорогостоящего ремонта.
Причины неисправности
Водяной насос двигателей Приоры является очень ненадежным элементом, поэтому пренебрегать его заменой при смене ремня не рекомендуется, лучше менять комплект полностью.
Итак, поговорим об основных неисправностях помпы, при которых она подлежит обязательной замене:
- Течь. В водяном насосе имеется специальное отверстие для отвода охлаждающей жидкости при не герметичности сальника. Со временем, уплотнительный сальник на валу под воздействием высоких температур становится менее эластичным и начинает пропускать ОЖ. Обнаружить подтек можно заглянув под крышку ГРМ.
- Износ подшипника. При такой проблем помпа начинает очень сильно скрипеть и греметь на холодном двигателе, с прогревом данные симптомы могут исчезать. Определить без снятия ремня данную проблему тяжело и легко можно спутать с износившимися роликами.
- Крыльчатка. При обрыве или провороте крыльчатки нарушается циркуляция ОЖ в автомобиле, следовательно, двигатель авто начинает перегреваться что может привести к большим затратам на его ремонт.
- Клин. Самая страшная и неприятная поломка помпы. Клин помпы обязательно сопровождается обрыв ремня ГРМ и, следовательно, загибом клапанов, что при проведении ремонта довольно дорого.
Когда менять
Замену помпы желательно производить с каждой заменой ремня ГРМ, а это при 60-70 тысяч км пробега. Но случается такие моменты, что водяной насос может выйти из строя уже при 30 тысячах км. Поэтому рекомендуется чаще прислушиваться к работе двигателя и не игнорировать появившиеся шумы в его работе, а в скором времени устранять их.
Лучшая помпа для ВАЗ, цена
Лучшая помпа эта та помпа, которую ставят на заводе изготовителе. А ставят на заводе именно помпы фирмы ТЗА. Данную помпу можно купить в любом магазине автозапчастей стоимость ее до 2 тысяч рублей. Но не всегда дорогое значит самое лучшее.
Есть хорошие помпы фирмы Luzar стоят они немного дешевле, а в качестве исполнения практически не уступают ТЗА. Стоимость помпы Luzar от 1000 рублей.
Замена помпы
Процесс по замене или диагностике помпы производится после снятия ремня ГРМ, как снять или заменить ремень ГРМ можно прочитать тут.
Необходимый инструмент:
- Трещотка и удлинитель;
- Головка на «10», «15», «17» мм;
- TORX T30;
- Герметик;
Пошаговая инструкция
- Если в процессе замены ремня ГРМ при диагностике насоса охлаждающей жидкости обнаружились неисправности в помпе, то ее обязательно необходимо заменить.
- Замена помпы происходит после снятия ремня ГРМ.
- Перед тем как снять ремень рекомендуется открутить шкивы распределительных валов, так как при снятом ремне это сделать намного сложнее.
- Не перепутайте расположение шкивов. Шкив впускного распродавала внутри имеет кольцо для работы датчика фаз.
- Далее необходимо слить охлаждающую жидкость.
- Ключом на «13» отворачиваем пробку в блоке цилиндров и сливаем Антифриз в тару объемом 5-10 литров.
- Демонтируем кронштейн крепления натяжного ролика.
- Откручиваем пластиковую основу крышки ГРМ головкой на «10»мм и снимаем ее.
- Откручиваем три болта крепления помпы и вынимаем ее.
- Перед установкой нового насоса очищаем поверхность от грязи во избежания перекоса помпы, что может привести к не соосности элементов ГРМ и повреждению ремня.
Устанавливаем новый насос охлаждающей жидкости в обратной последовательности с установкой ремня ГРМ.
Процесс работы завершен. Надеемся, наша статья была Вам полезна.
Помпа на ВАЗ 2114/2115: замена своими руками
ВАЗ 2114 и ВАЗ 2115 считаются своего рода «звёздами» АВТОВАЗа начала 2000 годов. Эти модели действительно отличаются неприхотливостью и долговечностью. Каждый владелец, который внимательно следит за своим четырёхколёсным другом, понимает, как важно обеспечивать своевременный уход механизмам. Для поддержания работы двигателя в штатном режиме достаточно вовремя менять масло и следить за системой охлаждения. Однако если замена масла обычно не представляет трудностей для водителей, то работа с системой охлаждения и, в частности, с помпой может вызвать некоторые затруднения.
Для чего нужна помпа в автомобиле
Говоря о работе двигателя, нельзя не оценить и функционал системы охлаждения. Ведь именно благодаря её качественной работе становится возможным эксплуатация мотора при любой погоде и в любом режиме.
Двигатель — это очень сложный узел любого автомобиля. Постоянное трение поршней приводит к тому, что части мотора быстро нагреваются, это может привести к их «заклиниванию». Исключить перегрев двигателя можно только одним способом — постоянным поддерживанием штатной температуры. Именно для этого в устройстве машины и создана система охлаждения.
В расширительный бачок заливается охлаждающая жидкость (на автомобилях ВАЗ 2114, ВАЗ 2115 с одним и тем же успехом может использоваться как тосол, так и антифриз). Из бака жидкость по трубкам поступает в водяной насос (его второе название — помпа), а оттуда уже в радиатор и к блоку цилиндров. Именно циркуляция жидкостей обеспечивает качественное и своевременное охлаждение мотора.
Стандартное изделие в металлическом корпусе оснащено крыльчаткой для создания давления тосола в системе
Водяной насос приводится в движение после запуска силового агрегата. На ВАЗ 2114, 2115 он находится в системе ГРМ, то есть крыльчатка насоса запускается ремнём ГРМ. Крыльчатка вращает лопастями, благодаря чему тосол начинает циркулировать по всей системе. Если бы помпы не было, то смысла во всей охлаждающей системе не наблюдалось.
Помпа служит одной-единственной цели — создавать необходимое давление в системе для бесперебойной циркуляции тосола.
Замена помпы на ВАЗ 2114 (8 клапанов)
Замена водяного насоса — эта та редкая процедура, которая рано или поздно будет нужна любому автомобилю. Помпа по своему устройству — максимально простой прибор, поэтому и ломается нечасто. Однако со временем или из-за агрессивной манеры езды может выйти из строя любой агрегат.
Как проверить помпу
На ВАЗ 2114,2115 очень легко выявить неисправность водяного насоса. Не нужно обладать какими-то специальными знаниями, так как существует всего три признака, на которые нужно обратить внимание.
Перегрев двигателя
Если даже в зимнее время года при езде на небольшие расстояния вентилятор не справляется с охлаждением, то этот признак может свидетельствовать о том, что с помпой не всё в порядке. Если стрелка прибора на температуре мотора постоянно находится выше рабочей отметки в 90 градусов, то самое время провести проверочные работы:
Завести мотор, прогреть его до рабочей температуры.
Если сразу из печки начинает поступать холодный воздух, то циркуляция в системе охлаждения не работает нормально.
Необходимо заменить помпу, так как неисправность связана с повреждениями крыльчатки.
Ремень ГРМ изнашивается неравномерно
При осмотре гидрораспределительного механизма ВАЗ 2114, ВАЗ 2115 можно заметить неравномерный износ ремня. Действительно, в силу того, что помпа напрямую направляется ремнём ГРМ, он изнашивается неравномерно (например, только с одной стороны) — этот признак также свидетельствует о поломках водяного насоса.
Потребуется снять ремень, чтобы убедиться в реальности своих догадок. Из-за износа подшипников помпы он может разбалтываться, в связи с чем быстро порвётся. Тогда как сама помпа может ещё выполнять свою функцию в штатном режиме какое-то время.
В идеале ремень ГРМ должен равномерно изнашиваться с двух сторон
Течь помпы
Если водяной насос стоит на автомобиле очень долго, то рано или поздно сальник настолько сильно износится, что начнёт протекать. Течь тосола в ГРМ под помпой — это один из признаков неисправности помпы. При выделении нескольких капель в сутки ситуацию нельзя считать критичной: насос в целом справляется со своей работой, обеспечивая качественное охлаждение мотора. Однако если из-под помпы вытекает большое количество тосола, нужно менять насос в срочном порядке.
Обильная течь говорит о потере герметизации помпы и о её выходе из строя
В некоторых случаях протечки могут наблюдаться как из-за износа сальника, так и из-за неправильной установки прокладки во время замены помпы.
Готовим инструменты
Независимо от того, какая именно проблема возникла на вашем автомобиле, единственным решением для её устранения можно считать замену помпы. Эту работу на ВАЗ 2114, ВАЗ 2115 можно выполнить и самостоятельно, так как удобная конструкция машины вполне позволяет провести все этапы работ без специальных навыков и умений.
Для начала нужно будет подготовить нехитрый инструмент:
гаечные ключи на 10, 17 и 19;
торцовая головка на 10;
плоская отвёртка с тонким лезвием.
Без этого трубчатого торцевого ключа невозможно будет открутить труднодоступные болты на креплении помпы
Как поменять помпу
Порядок работ на ВАЗ 2114, 2115 с 8-клапанным двигателем определяется следующим образом:
Снять защитный кожух с ГРМ.
Слегка ослабить ролик — натяжитель.
Чуть-чуть уменьшить степень натяжения ремня генератора, после чего снять ремень генератора и ремень ГРМ.
От помпы отключить все шланги (возможно вытекание тосола, поэтому рекомендуется заранее подставить под помпу ёмкость или проложить место ветошью).
Слить из системы тосол (достаточно отвернуть пробку из радиатора, чтобы жидкость вытекла за 10 минут).
Отсоединить защитную крышку насоса и вытащить помпу.
После демонтажа обязательно нужно очистить поверхности фланца от потёков и грязи, а также удалить остатки старой резиновой прокладки.
Далее потребуется выполнить все работы по установке новой помпы в обратном порядке.
Видео: процедура замены водяного насоса своими руками
Необходимо менять резиновую прокладку даже в том случае, если на ней нет следов износа или повреждений. Для надёжности герметизации рекомендуется промазывать термостойким герметиком как место посадки помпы, так и её стык с блоком цилиндров.
Рекомендуется убедиться, что новая и старая помпы полностью идентичны
Как поменять патрубки на помпе
Замена патрубка на водяном насосе целесообразна в тех случаях, когда шланг вздулся или имеет мелкие трещинки, через которые проступает тосол. Существенный недостаток смены патрубков заключается в том, что они расположены ниже помпы — то есть придётся домкратить кузов и подлезать снизу.
Старые патрубки снимаются после того, как были слит антифриз и демонтирована сама помпа. Важно очистить место посадки от пыли, грязи и потёков охлаждающей жидкости. После подсоединить к новой помпе новые патрубки, установив на стыке новую прокладку. Рекомендуется пользоваться термостойким герметиком для надёжности соединений.
Перед установкой новых патрубков необходимо слить тосол из системы охлаждения
Как поставить дополнительную помпу на ВАЗ 2114, 2115
Опытные владельцы ВАЗ знают, что «четырнадцатая» и «пятнадцатая» идеально подходят для проведения самых разных экспериментов по установке того или иного оборудования. Например, если штатного обогрева на ВАЗ 2114 через печку владельцу недостаточно, то можно установить вторую (дополнительную помпу). Суть этой процедуры заключается в том, что помпа будет качать тосол по малому кругу, обеспечивая, таким образом, более качественное охлаждение мотора и поддерживая температуру в салоне зимой.
Второй водяной насос заставляет систему охлаждения работать с максимальной продуктивностью
Установка дополнительной помпы занимает максимум 10 минут времени, однако процедура несколько увеличится по срокам из-за того, чтобы придётся сливать тосол из системы.
Заранее нужно будет приобрести следующие запчасти:
водяной насос (для моделей 2114 и 2115 идеальным решением считается помпа производства Bosch 0 392 020 034);
несколько шлангов разной длины (в зависимости от диаметра малого круга) с хомутами;
крепёж для помпы.
Собираем конструкцию
В этом деле уже потребуется кое-какой опыт самостоятельного обслуживания ВАЗ. Так, чтобы установить дополнительную помпу, необходимо:
Собрать сам этот узел из трёх частей — помпы и двух патрубков (самый короткий шланг работает на отвод, более длинный — на всос тосола).
Далее слить охлаждающую жидкость из системы.
Возле днища машины нащупать два шланга, идущих от печки, снять тот, который работает на отвод.
Вместо него подсоединить собранный узел.
После этого саму помпу прикрепить к картеру механической коробки переключения передач. Лучше использовать для этого кронштейны и винты.
Завершающий этап — это заливка нового тосола.
Для крепления насоса можно использовать крепёж любого вида, главное — обеспечить надёжность соединения
Замена помпы на ВАЗ 2114, ВАЗ 2115 (16 клапанов)
Процедура замены водяного насоса на моторах 8 и 16 клапанов будет несколько различаться. Дело в том, что на ВАЗ 2114 с 8 клапанами стоит только один шкив коленчатого вала, а на машинах с 16-клапанным мотором — два. То есть конструкции автомобилей с разными типами двигателей несколько отличаются друг от друга.
В связи с этим нужно быть предельно внимательным: помпы для ВАЗ с 8 или 16 клапанами нельзя считать взаимозаменяемыми. То есть, при покупке нового водяного насоса следует убедиться, что он подходит именно к вашему типу двигателя на ВАЗ.
Процедура замены водяного насоса
Для начала потребуется снять пластиковый кожух защиты ремня ГРМ, однако это не так просто, как на ВАЗе с 8 клапанами:
Для того чтобы снять кожух потребуется снять шкивы с обоих коленвалов.
И также нужно отсоединить два ролика ГРМ — опорный и натяжной.
Снять помпу без демонтажа шкивов и роликов невозможно.
Также потребуется снять правое переднее колесо. Рекомендуется использовать домкрат, чтобы поднять кузов на нужную высоту. Только так можно будет добраться до болтовых соединений, которыми кожух ГРМ крепится к мотору.
Далее можно руководствоваться той схемой, которая приведена для 8-клапанных двигателей.
Работа по замене водяного насоса на ВАЗ 2114 и ВАЗ 2115 не представляет особых сложностей. Главное — тщательно подойти к выполнению каждого этапа процедуры и работать только исправными инструментами. Замена помпы своими руками — это та работа, которая не нуждается в спецподготовке.
Помпа замедленного действия: о чем умалчивают на ВАЗе
Чтобы не подорваться на мине, достаточно знать, где она заложена. Давайте поиграем в саперов и выясним, когда действительно нужно менять насосы охлаждающей жидкости и ремни ГРМ на вазовских моторах.
Двигатели отечественной разработки для Грант, Калин, Приор, Вест и Иксреев, за исключением ВАЗ-11183, относятся к категории «втыковых». Что означает — при обрыве ремня газораспределительного механизма поршни встречаются с клапанами. Читай — рвануло и привело мотор к дорогостоящей в ремонте разрухе.
Двигатель ВАЗ-21116
И ежу ясно: если вовремя менять ремень, натяжные ролики и помпу, то риск получить разруху, уж если и не будет сведен к нулю (поправка на некачественные комплектующие), то станет существенно меньше.
Клапана двигателя ВАЗ-21116
Рядовому потребителю из официальных документов доступны только те, что прилагаются к автомобилю. Что из них следует? Открываем сервисную книжку Гранты. Замена ремня ГРМ — на 75 тыс. километров пробега для 8-клапанного мотора, про ремень 16-клапанного ни слова! Та же ситуация и с Калиной — мне попалась книжка, где об одном двигателе молчок, а на другом только проверяем состояние ремня, но и речи нет о плановой замене. С Приорой еще веселее — встречаются сервисные книжки, где вообще ни слова о механизме газораспределения, зато ремень компрессора кондиционера упоминают чуть ли не в каждом талоне ТО.
С Вестой и Иксреем прогресс налицо — на 45, 75, 105, 135 и 165 тыс. регулируем зазоры в механизме газораспределения. А первый раз планово вспоминаем ремень ГРМ вместе с роликами на 180 тыс. километров пробега! Это для 16-клапанных моторов ВАЗ-21129, 21179 и 8-клапанника Весты ВАЗ-11189. Не могу обойтись без цитаты: «2.11. Заменить ремень ГРМ вместе с роликами. 2.12. Заменить зубчатые шкивы коленчатого вала и распределительного вала (валов). Заменить зубчатый ремень, натяжитель и опорный ролик (для двигателя ВАЗ-11189 8-кл. только натяжитель) привода газораспределительного механизма двигателя. Отрегулировать натяжение зубчатого ремня». Мало того что масло масляное (дважды меняем один и тот же ремень), из всех деталей не вспомнили о самой уязвимой — помпе!
Водяной насос системы охлаждения двигателя
Вот она, мина — водяной насос. Относится к системе охлаждения, но приводится ремнем механизма газораспределения. Если помпа даст клина из-за кончины подшипника, то срежет зубья у ремня, и далее — разруха в моторе. И именно об этой детали «забыли» упомянуть в разделе регламентных работ всех сервисных книжек. Что с ней делать? Потребителю остается только гадать. Ждать кончины от естественного износа на «втыковом» моторе? Глупость. А если менять, то когда? Похоже, мина даже не сам водяной насос, а совершеннейшее к нему пренебрежение во всей официальной для потребителя «литературе» ВАЗа.
Новые вазовские моторы сейчас комплектуют качественными зубчатыми ремнями известных брендов. Верю, если не попадет на него масло — 180 тысяч он выходит. Но неужели разница в комплектующих столь велика, что на 8-клапаннике ВАЗ-11186 для Гранты ремень надо менять на 75-й тысяче, а на его ближайшем родственнике ВАЗ-11189 — на 180-й?
Продолжим исследование. Шкивам и вовсе сносу нет. Подшипник прижимного ролика до 180 тысяч? Допустим, хотя верится с трудом. Только зачем менять все это хозяйство на 180-й тысяче, если расчетный ресурс мотора — 220 тыс. км? Освежить перед кончиной или капремонтом? Не верите — посмотрите на фото, отснятое в цехах, где производят двигатели ВАЗа.
Регламентные работы для двигателей ВАЗа.
Сейчас на новых моторах применяют и корейские помпы, по слухам, более качественные. Но хоть режьте меня — не выходит ни одна помпа 200 тысяч. Не верю! Мало того, вижу полную неразбериху в сервисных книжках, отсутствие единого подхода к обслуживанию одних и тех же газораспределительных механизмов от модели к модели и, главное, безразличное отношение к потребителю. Не от всех заводчан — от тех, кто отвечает за конкретное направление и убивает бестолковыми бумажками работу других создателей автомобилей Волжского автозавода. Но коли заряд заложен, а специалисты не помогли, значит, разминировать будем сами.
Насос охлаждающей жидкости корейского производства к двигателю ВАЗ-21179
Владелец любой пожилой иномарки с ремнем в приводе ГРМ подтвердит — ремонтники настаивают на том, чтобы при плановой смене ремня заменять и помпу, и прижимные ролики с подшипниками в сборе. И детали эти зачастую продаются комплектом. Причем со скидкой — весь набор дешевле, чем ремень, ролики, помпа в отдельности.
Не хочу лишний раз убеждать, что скупой платит дважды, но с годами пришел к выводу — западные производители вписывают в регламент смену ремня не из-за ремня как такового, а из-за помпы и подшипников натяжителей. Просто нужен повод для надежности сменить весь комплект деталей, связанный с приводом распредвала, и они его нашли.
Предлагаю так же действовать и с нашими двигателями. Почему? Формально на каждом ТО надо бы снять крышку и осмотреть ремень ГРМ и водяной насос. Надрыв ремня увидеть можно, подтек на помпе — тоже. И в том, и в другом случае деталь меняют не затягивая. Но это неисправность. А если все внешне нормально, идеальный вариант — включить профилактическую замену в регламент.
Ремень ГРМ
Как бы действовал сам, не имея четких указаний в сервисной книжке? И на 8-клапанном, и на 16-клапанном моторе менял бы как минимум помпу, а лучше и ремень, и натяжитель в промежутке между 60-й и 70-й тысячей километров пробега. По сроку, если пробеги небольшие, на шестой год эксплуатации.
Источники:
http://fastmb.ru/autoremont/163-snyatie-i-zamena-pompy.html
http://autorn.ru/vaz/2113/390-zamena-pompy-vaz-2113-2114-2115-8-klapanov-svoimi-rukami.html
http://carnovato.ru/zamena-pompyi-na-vaz-2114/
http://enginehack.ru/zamena-pompy/
http://vazweb.ru/desyatka/ohlazhdenie/zamena-pompyi-na-vaz-2114.html
http://www.zr.ru/content/articles/902065-pompa-zamedlennogo-dejstviya-o/