88 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Система смазки двигателя ВАЗ 2110

СИСТЕМА СМАЗКИ

Рис. 2–69. Система смазки двигателя: 1 – канал в блоке цилиндров для подачи масла в масляную магистраль головки цилиндров; 2 – канал в головке цилиндров; 3 – патрубок отвода картерных газов в корпус воздушного фильтра; 4 – крышка маслоналивной горловины; 5 – патрубок вытяжного шланга; 6 – патрубок отвода картерных газов в задроссельное пространство карбюратора; 7 – масляная магистраль в головке цилиндров; 8 – распределительный вал; 9 – канал подачи масла к подшипнику распределительного вала; 10 – датчик контрольной лампы давления масла; 11 – редукционный клапан; 12 – канал подачи масла из фильтра в главную масляную магистраль; 13 – ведущая шестерня масляного насоса; 14 – ведомая шестерня масляного насоса; 15 – канал подачи масла от насоса к фильтру; 16 – противодренажный клапан; 17 – фильтрующий картонный элемент; 18 – масляный картер; 19 – маслоприемник;

20 – сливная пробка; 21 – перепускной клапан; 22 – масляный фильтр; 23 – канал подачи масла от коренного подшипника коленчатого вала к шатунному; 24 – канал подачи масла к коренному подшипнику коленчатого вала; 25 – главная масляная магистраль

Устройство системы смазки показано на рис. 2–69.

Система смазки комбинированная. Под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, опоры распределительного вала; разбрызгиванием – стенки цилиндров, поршни с поршневыми кольцами, кулачки распределительного вала, толкатели и стержни клапанов.

Рис. 2–70. Детали масляного насоса:

1 – корпус насоса; 2 – ведомая шестерня; 3 – ведущая шестерня;

4 – редукционный клапан; 5 – пружина редукционного клапана; 6 – пробка; 7 – уплотнительное кольцо; 8 – передний сальник коленчатого вала; 9 – крышка насоса; 10 – резиновое уплотнительное кольцо; 11 – маслоприемник

Масляный насос (рис. 2–70) шестеренчатый, с шестернями 2 и 3 внутреннего зацепления располагается на переднем торце блока цилиндров. Ведущая шестерня 3 масляного насоса установлена на двух лысках на переднем конце коленчатого вала. Для уменьшения механических потерь шестерни имеют трохоидальное зацепление. Маслоприемник 19 (см. рис. 2–69) крепится болтами к крышке второго коренного подшипника и к корпусу масляного насоса.

Масляный фильтр 22 полнопоточный, неразборный, с перепускным 21 и противодренажным 16 клапанами.

Заменять масло необходимо на горячем двигателе. Чтобы полностью слить масло, необходимо выждать не менее 10 мин после открытия сливного отверстия.

Рис. 2–15. Снятие масляного фильтра приспособлением А.60312

Заменяя масло, следует заменять и масляный фильтр, который отвертывается с помощью приспособления А.60312 (см. рис. 2–15). При установке фильтр завертывают вручную.

Разборка и сборка.

Осторожно закрепите масляный насос в тисках, чтобы не повредить крышку 9 (см. рис. 2–70).

Выверните винты крепления корпуса 1 насоса и крышки 9, выньте корпус, ведомую 2 и ведущую 3 шестерни. Отверните пробку 6 редукционного клапана 4 и выньте пружину 5 с клапаном.

Выпрессуйте из крышки 9 насоса самоподжимной сальник 8 коленчатого вала.

При сборке насоса смажьте наружный диаметр сальника моторным маслом и запрессуйте его в крышку 9 до упора.

Осторожно закрепите крышку в тисках, установите шестерни фасками на вершинах зубьев внутрь корпуса 1 и заверните винты крепления корпуса и крышки.

Вставьте редукционный клапан 4, пружину и заверните пробку клапана, установив под пробку алюминиевое уплотнительное кольцо 7 толщиной (1,5±0,2) мм.

Перед сборкой насоса обязательно смажьте моторным маслом ведущую и ведомую шестерни, корпус в зоне шестерен, уплотнительное резиновое кольцо 10 трубки маслоприемника 11 и редукционный клапан.

После сборки насоса при проворачивании рукой шестерен они должны вращаться плавно, без заеданий и рывков.

Проверка технического состояния деталей.

После разборки все детали промойте моющими средствами, продуйте сжатым воздухом и проверьте их состояние.

Рис. 2–71. Точки крепления крышки масляного насоса при фрезеровании плоскостей:

1 – сальник коленчатого вала; 2 – точки крепления крышки; 3 – пробка редукционного клапана.

X, Y – обрабатываемые плоскости

Алюминиевая крышка при проверке ее в зоне прилегания шестерен не должна иметь уступов, поверхность крышки должна быть плоской. При заметных износах зажмите крышку в точках 2 (рис. 2–71) и профрезеруйте поверхности X и Y до размера (13,5±0,3) мм. Максимальный съем металла не должен превышать 0,2 мм.

Сальник 1 коленчатого вала замените новым и запрессуйте до упора. При запрессовке сальника усилие должно прикладываться как можно ближе к наружному диаметру сальника.

Рис. 2–72. Предельные износы корпуса масляного насоса

Рабочие поверхности корпуса насоса не должны иметь царапин. Предельный размер гнезда под ведомую шестерню не должен превышать 75,10 мм (рис. 2–72). Минимальная ширина сегмента должна быть не менее 3,40 мм.

Рис. 2–73. Основные размеры новых деталей масляного насоса

Основные размеры новых деталей насоса показаны на рис. 2–73.

Рис. 2–74. Замер осевых зазоров шестерен масляного насоса: 1 – ведущая шестерня;

2 – ведомая шестерня; S – осевой зазор

Рис. 2–75. Предельные износы шестерен масляного насоса: а – ведущая шестерня;

б – ведомая шестерня

Замерьте индикатором максимальные осевые зазоры (рис. 2–74), которые не должны превышать для ведущей шестерни 0,12 мм, для ведомой – 0,15 мм. Если зазоры превышают предельные значения, замените шестерни. Предельные износы шестерен даны на рис. 2–75. Если их размеры превышают предельные значения, также замените шестерни.

Рис. 2–76. Основные данные для проверки пружины редукционного клапана масляного насоса

Система смазки деталей двигателя

Система смазки предназначена для смазывания трущихся деталей, для отвода продуктов трения, для предохранения деталей двигателя от коррозии и для охлаждения этих деталей. Система смазки состоит из масляного насоса, масляного фильтра и необходимого количества хорошего масла. Для водителя существенное значение имеет и мерная линейка — щуп, который может многое рассказать про работу его «друга».

Масляный насос «десяток» имеет индекс 2112. Он отличается от масляного насоса 2108 оригинальной крышкой из алюминия, в которой находятся бобышка и отверстие для крепления датчика положения коленчатого вала. Шестерни и чугунный корпус такие же, как и в двигателе 21083.

Масляный фильтр вбирает в себя как частицы износа трущихся деталей, так и продукты сгорания рабочей смеси, дополняя их при этом элементами собственного сгорания. Для «десяток» подходят масляные фильтры 2108. Внутрь масляного фильтра не заглянешь, но качество фильтрации играет существенное значение. Об этом будет сказано ниже. Поэтому можно предложить фильтр немецкой фирмы SCT-SM-101.

Проверять уровень масла нужно регулярно, если расход масла маленький — реже, а если большой, то чаще. Во время проверки обратите внимание на цвет масла. На мерной линейке буквы и метки должны хорошо просмаливаться через масло. Уровень масла должен быть между метками «max» и «min». Летом уровень можно держать выше середины: когда большое количество масла, охлаждение двигателя лучше. Зимой, наоборот, уровень масла должен быть ближе к «лип», ускоряет разогрев.

Есть много причин быстрого снижения качества масла и увеличения его расхода. Но главная причина — это с какой скоростью ездит водитель, количество ускорений и торможений.

Масло для «десяток» должно хорошо мыть, очищать и смазывать зимой и летом

Первое и самое главное правило для владельцев «десяток» — ваш «друг» не любит плохое масло. И вот почему. В исправном, нормальном двигателе небольшая часть масла попадает в цилиндр и сгорает там. А особенно в низкосортном (т. е. дешевом) масле содержится большое количество примесей, в основном фосфора, которые с выхлопными газами попадают на поверхность датчика кислорода и разрушают двуокись циркония; показатели датчика будут ненормальные. Эти примеси также отрицательно влияют на работоспособность нейтрализатора. Поэтому владельцы десяток, особенна на которых установлены датчики кислорода и нейтрализатор, должны забыть о дешевых маслах. Сразу после покупки автомобиля лучше заменить масло. Ждать 2000 километров пробега до первого ТО не стоит. Плохое масло или не очень чистый поддон картера могут через 100 километров повлиять на работу этих приборов.

В настоящее время выбор масел огромен, и современный технический уровень автомобильной техники требует применения смазочных материалов нового поколения, способных обеспечивать наивысшую работоспособность вашего «друга». Значительное влияние на срок службы двигателя и расход горючего, особенно многоклапанного с впрыском, оказывает качественный уровень моторного масла. К сожалению, многие водители не могут правильно выбрать для своего автомобиля масло и не имеют достаточных знаний, чтобы определить, что за масло в их канистре.

Читать еще:  Как правильно ездить в пробке

Какое масло и как его надо выбирать для «десяток»

Современные отечественные масла вполне выдерживают сравнение с зарубежными аналогами. Они в настоящее время маркируются, так же как и по международным стандартам, SAE и API. В первую очередь масла должны подбираться по уровню их эксплуатационных свойств, обозначаются эти масла в соответствии с системой API двумя буквами. Первая буква S означает: для 4-тактных бензиновых двигателей. Если первая буква С, то для дизельных двигателей. Вторая буква может быть от А до Z (девять букв), указывает на класс качества. Чем дальше буква в латинском алфавите от его начала, тем выше качество. Для вашего «друга» нужно качественное масло. Группы качества SG, SH, SJ рекомендуются для двигателей ВАЗ-2110 и ВАЗ-2112. Зарубежные масла класса SG сейчас встречаются реже. Они ориентируются на выпуск масел качества SH, SJ стандарта API.

Отечественные минеральные масла, относящиеся к категории SG, также могут относиться к высшей группе качества. К этим маслам относятся отечественные масла «Лукойл-Стандарт», «Спектрол» и др. Минеральные масла с синтетическими добавками (полусинтетика) категории качества SG, SJ имеют больше присадок, степень очистки выше. К таким маслам относятся «Лукойл-Люкс», «Esso-Ultra», «Лукойл-Супер» и др.

У синтетического масла категории качества SJ значительно расширен температурный диапазон, оно лучше очищает каналы и дольше сохраняет моющие свойства. К ним относятся «Лукойл-Синтетик», «Mobil 1» и др.

В этих высокоэффективных маслах нового поколения базовые масла (в полусинтетических или в полностью синтетических) заменены высококачественными искусственно синтезированными базовыми маслами. Химические и физические показатели синтетического масла являются более однородными, чем у минерального. Эта однородность обеспечивает отличную смазку при низкотемпературном запуске и отличную защиту его на всех, в том числе экстремальных режимах эксплуатации. Поэтому, независимо от того, заводите ли вы автомобиль холодным зимним утром или на большой скорости мчитесь по загородному шоссе, полусинтети-ческое, а еще лучше синтетическое обеспечит вам ту надежность, на которую вы хотите рассчитывать, приобретая эти масла.

Другим критерием для выбора масла является его вязкость. Надо исходить из требований двигателя и температуры окружающей среды. Вязкость является основным свойством масла и одним из главных показателей при выборе масла. Увеличение вязкости стабилизирует давление в системе смазки. Масло будет поступать в нужном количестве к трущимся деталям и удерживаться (самое главное) между ними. Чем выше вязкость, тем прочнее масляная пленка. Кроме того, снижается расход масла на угар. А мы уже сказали, что для «десяток», особенно с нейтрализатором, угар масла вреден. Например, масло средней вязкости при движении в городском цикле почти не расходуется. Но работа двигателя на загородной дороге на больших оборотах (при большой скорости) приведет к большому расходу масла. Любителям быстрой езды необходимо иметь масло класса 50 или даже 60, у которых вязкость самая большая, до 26 сантистоксов при температуре 100°С. Но увеличение вязкости приводит к увеличению расхода топлива.

Как минеральное масло может иметь вязкость класса 50, так и синтетическое — класса 60. У последних самая большая вязкость.

Международная классификация SAE соответствует вязкостно-температурным свойствам масел. Она подразделяет масла на зимние, летние и всесезонные. Например, зимнее SAE 10W, летнее SAE 40, всесезонные SAE 15W-40. Цифры обозначают класс вязкости. Буква W первая буква в слове Winter — зима.

Опыт эксплуатации семейства «десятых» моделей говорит, что по вязкости лучше всего во время обкатки применять масло 5W-30. В дальнейшем можно применять всесезонные масла 10W-40 или 5W-40. Минеральное, полусинтетику или синтетику выбирайте сами, их отличия были рассмотрены.

Температурный интервал моторных масел по классификации SAE

Основные моторные масла, которые завод рекомендует для системы смазки двигателей, — 2110, 2111 и 2112:

  • «Лукойл Люкс» SJ 5W-40, J0W-40, 15W-40
  • «Лукойл Супер» SG 5W-30, 5W-40, 10W-40, 15W-40
  • «ESSO ULTRA» SJ/SH10W-40
  • «SHELL HELUXSUPER» SG 10W-40

Полный перечень моторных масел, которые рекомендует завод для «десятки», имеется в руководстве по эксплуатации.

Когда надо менять масло

Мы уже рассмотрели необходимость первой замены масла сразу после покупки. По истечении времени обкатки, т. е. по истечении пробега 2000 километров, нужно второй раз поменять масло. Затем условия технического обслуживания требуют, чтобы через каждые 10 000 километров масло заменялось. Одно из преимуществ хорошего синтетического масла — срок службы его больше и менять его можно реже.

Обратите внимание, что при работе двигателя на некоторых автомобилях из выхлопной трубы идет дым синего цвета и расход масла увеличен, значит, двигатель работает как на бензине, так и на масле. Оно сильно угорает, это зависит как от самого масла, так и от неисправности автомобиля и стиля его вождения. Мерная линейка показывает, что масло сильно загрязнено и разбавлено топливом, так как сильно изношена поршневая группа. Следовательно, есть необходимость замены масла раньше срока на более вязкое.

В настоящее время разработаны и на импортных автомобилях применяют датчики состояния масла. Эти датчики подают сигнал на щиток приборов. По мере ухудшения свойств масла, наличия в нем примесей и т. д. загораются лампочки или, наоборот, горящих лампочек становится меньше. Это сигнал, что надо менять масло. Некоторые автомобили имеют индикаторы, которые показывают, сколько километров осталось до замены масла.

Пока на наших автомобилях таких датчиков нет — поэтому следите за состоянием и расходом масла сами.

Почему регулярно надо промывать систему смазки и топливную систему

Мы рассмотрели вопрос, как влияет работа си-стемы смазки на показатели работы двигателя. И простая замена одного масла на другое практически не улучшит эти показатели, если не промывать систему смазки.

После промывки системы смазки специальными маслами повышается компрессия и восстанавливаются тепловые зазоры клапанов. Это нормализует работу двигателя, улучшаются процесс смешивания компонентов рабочей смеси и продувка цилиндров. Увеличивается срок службы деталей газораспределительного и кривошипно-шатунного механизмов.

Во время промывки топливной системы удаляются смолистые отложения в форсунках, при этом нормализуется работа форсунок, что приводит к более полному сгоранию топлива, устраняется детонация и снижается токсичность выхлопных газов, увеличивается срок службы двигателя, особенно с системой питания с впрыском топлива.

Прежде чем поменять масло и масляный фильтр, промойте систему смазки, а лучше и систему впрыска.

СИСТЕМА СМАЗКИ ВАЗ 2110

Смазка двигателя – комбинированная. Под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники, пары “опора – шейка распредвала”. Разбрызгиванием масло подается на стенки цилиндров (далее к поршневым кольцам и пальцам), к паре “кулачок распределительного вала – толкатель” и стержням клапанов. Остальные узлы смазываются самотеком. Масляный насос – шестеренчатый, с шестернями внутреннего зацепления, редукционным клапаном. Смонтирован на передней стенке блока цилиндров (со стороны коленчатого вала). Ведущая шестерня (меньшего диаметра) установлена на двух лысках на переднем конце коленчатого вала. Предельный диаметр гнезда под ведомую (большую) шестерню при износе не должен превышать 75,10 мм, минимальная ширина сегмента на корпусе, разделяющего ведущую и ведомую шестерни, -3,40 мм. Осевой зазор не должен превышать 0,12 мм для ведущей шестерни и 0,15 мм – для ведомой. Маслоприемник крепится болтами к крышке второго коренного подшипника и корпусу насоса. Масляный фильтр – полнопоточный, неразборный, с перепускным и противодренажным клапанами. На внутренней поверхности втулок для смазки сделаны канавки, напоминающие резьбу: у втулок впускных клапанов – на всю длину, у выпускных – до половины длины отверстия (продольный разрез) 1 – шкив привода генератора (демпфер); 2 – масляный насос; 3 – зубчатый шкив насоса охлаждающей жидкости; 4 – шатун; 5 – поршневой палец; 6 – натяжной ролик; 7 – зубчатый шкив распределительного вала; 8 – передняя крышка привода механизма газораспределения; 9 – ремень привода механизма газораспределения; 10 – задняя крышка привода распределительного вала; 11 – сальник распределительного вала; 12 – крышка головки блока цилиндров; 13 – распределительный вал; 14 – передняя крышка подшипников распределительного вала; 15 – сетка маслоотделителя системы вентиляции картера; 16 – задняя крышка подшипников распределительного вала; 17- крышка маслозаливной горловины; 18 – топливный насос; 19 – распределитель зажигания; 20 – корпус вспомогательных агрегатов; 21 – отводящий патрубок рубашки охлаждения; 22 – толкатель; 23 – пружина клапана; 24 – датчик температуры охлаждающей жидкости; 25 – клапан; 26 – головка блока цилиндров; 27 – блок цилиндров; 28 – поршень; 29 – маховик; 30 – держатель заднего сальника коленчатого вала; 31 – задний сальник коленчатого вала; 32 – коленчатый вал; 33 – крышка коренного подшипника; 34 – поддон картера; 35 – приемник масляного насоса; 36 – крышка шатуна; 37 – передний сальник коленчатого вала; 38 – зубчатый шкив коленчатого вала; 39 – пробка сливного отверстия поддона картера; 40 – масляный фильтр; 41 – насос охлаждающей жидкости; 42 – выпускной коллектор; 43 – впускной коллектор; 44 – карбюратор; 45 – регулировочная шайба клапана; 46 – шланг вентиляции картера; 47 – сухарь клапана; 48 – направляющая втулка клапана; 49 – масляный щуп. Бензиновый, четырехтактный, четырехцилиндровый, рядный, с поперечным расположением, восьмиклапанный, с верхним расположением распределительного вала. Система питания – карбюраторная. Порядок работы цилиндров: 1-3-4-2, отсчет – от шкива коленчатого вала.

Читать еще:  Без каких предметов не обойтись водителю зимой

Рисунок 1. Двигатель ВАЗ 2110

Справа на двигателе (по ходу автомобиля) расположены: приводы распределительного вала и насоса охлаждающей жидкости (зубчатым ремнем) и генератора (поликлиновым ремнем). Слева расположены: датчик-распределитель зажигания (трамблер), термостат, датчик температуры охлаждающей жидкости, стартер (на картере сцепления). Спереди: свечи и провода высокого напряжения, масляный щуп, шланг вентиляции картера, генератор (внизу справа). Сзади: впускной и выпускной коллекторы, масляный фильтр, датчик давления масла, а также бензонасос, карбюратор и корпус воздушного фильтра (в верхней части). Двигатель модели 2110 пришел на смену двигателю 21083-80, который устанавливался на автомобили ВАЗ-2110-011 и ВАЗ-21111-011. 0т двигателя 21083-80 модель 2110 отличается распределительным валом 2110, обеспечивающим заданную мощность двигателя при работе на бензине АИ-91. В настоящее время двигатель 21083-80 не производится. На базе двигателя 2110 создана модель 2111.

Система смазки двигателя ВАЗ 2110

Подробная пошаговая статья с фотосопровождением по ремонту системы смазки двигателя автомобиля марки ВАЗ. Мы делали всю процедуру на десятой модели.

Работа системы смазки непосредственно влияет на работу «сердца автомобиля» — двигателя. В состав системы смазки входит масляной поддон, масляной фильтр, масляной насос и различные каналы. Все составляющие системы нуждаются в периодическом ремонте и замене сношенных деталей. Рассмотрим порядок действий, которые следует выполнять в процессе проведения ремонтных работ с автомобилем.

Система смазки двигателя ВАЗ 2110:

1. От «минусовой» клеммы аккумулятора отсоединим провод.

2. Из картера двигателя сливаем масло.

3. Ремень привода распределительного вала также снимаем.

4. Снимаем из двигателя масляный картер.

5. На «движке» с системой впрыска топлива отсоединяем от датчика положения коленвала колодку с проводами.

6. Используя две отвёртки, снимаем шкив с коленвала.

7.В случае, когда шпонка в пазу коленвала не держится, вынимаем её, чтоб не затерялась.

8. Отвинчиваем болты (их 3 штуки), с помощью которых крепится маслоприёмник (помните о том, что под болтами наличествуют плоские шайбы) и снимаем маслоприёмник.

10. Далее необходимо произвести замену уплотнительного кольца маслоприемника, которое порвалось или потеряло упругость.

11. Отвинчиваем болты (6 штук), с помощью которых масляной насос крепится к блоку цилиндров, и осуществляем снятие масляного насос вместе с прокладкой. Имейте ввиду, что под болтами наличествуют плоские шайбы.

12. Осуществляем поворот ведущей шестерни масляного насоса с целью правильной установки на коленчатый вал: на ведущей шестерне выступы должны совпасть с лысками, наличествующими на коленчатом валу.

13. Прежде чем начать установку насоса, смазываем моторным маслом рабочую кромку сальника. В процессе установки насоса рабочую кромку сальника аккуратно заправляем на шейку коленвала, используя деревянную палочку. После чего болты крепления насоса закрепляем. Затем устанавливаем все детали, которые были сняты в обратном порядке. Проверяем натяжение ремня привода распределительного вала.

Если сделано всё правильно, выявлены все дефекты деталей и осуществлена их замена, то система смазки автомобиля ВАЗ 2110 должна работать без перебоев. Кстати, при снятии масляного насоса, целесообразно осуществить замену переднего сальника коленвала.

Видео про систему смазки

Система смазки двигателя ВАЗ

Система смазки двигателя за счет подачи масла к трущимся поверхностям обеспечивает:

  • уменьшение трения и повышение механического КПД двигате­ля;
  • уменьшение износа трущихся деталей;
  • охлаждение деталей двигателя;
  • вынос продуктов износа из сопряжений деталей двигателя.

Система смазки двигателя ВАЗ — комбинированная, т.е. смазывание происходит одновременно двумя способами: под давлением и разбрызгиванием. При температуре масла 85 °С и частоте вращения коленвала 5600 мин-1, давление в системе смазки составляет от 3,5 до 4,5 кгс/см2. При минимальной частоте вращения коленчатого вала (от 850 до 900 мин-1) минимальное давление должно составлять не менее 0,5 кгс/см2. Вместимость системы смазки, включая масло в масляном фильтре, составляет 3,75 л.

Рис. Схема системы смазки двигателя ВАЗ:
1 — масляный насос; 2 — масляный картер: 3 — канал подачи масла от насоса к фильтру; 4 — горизонтальный канал для подачи масла от фильтра в масляную магистраль; 5 — канал для подачи масла к шестерне привода масляного насоса и распределителя зажигания; 6 — канал в шейке коленчатого вала; 7 — передний сальник коленчатого вала; 8 — канал подачи масла от масляной магистрали к коренному подшипнику и к валику привода масляного насоса и распределителя зажигания; 9 — шестерня привода масляного насоса и распределителя зажигания; 10 — валик привода масляного насоса и распределителя зажигания; 11 — канал для стока масла; 12 — канал в кулачке распределительного вала; 13 — магистральный канал в распределительном валу; 14 — канал в опорной шейке коленчатого вала; 15 — кольцевая выточка на средней опорной шейке распределительного вала; 16 — крышка маслоналивной горловины; 17 — наклонный канал с головке цилиндров; 18 — вертикальный канал в блоке цилиндров; 19 — масляная магистраль; 20 — датчики давления и контрольной лампы давление масла; 21 — канал подачи масла к коренному подшипнику; 22 — канал подачи масла от коренного подшипника к шатунному; 23 — указатель уровня масла; 24 — масляный фильтр; 25 — перепускной клапан масляного фильтра; 26 — противодренажный клапан

Система смазки двигателя ВАЗ состоит из следующих элементов:

  • масляный картер 2;
  • указатель уровня масла 23;
  • масляный насос 1;
  • приемный патрубок насоса с мелкой фильтрующей сеткой;
  • полнопоточный масляный фильтр 24;
  • редукционный клапан;
  • указатель давления масла;
  • датчики 20 давления масла;
  • контрольной лампы недостаточного давления масла в системе;
  • каналы подвода масла.

Под давлением смазываются подшипники коленчатого и распределительного валов, подшипники вала привода вспомогательных агрегатов, подшипник шестерни привода масляного насоса и распределителя зажигания.

Разбрызгиванием смазываются стенки цилиндров, поршни с поршневыми кольцами, поршневые пальцы в бобышках поршня, цепь привода распределительного вала, опоры рычагов привода клапанов и стержни клапанов в направляющих втулках.

Циркуляция масла в системе обеспечивается масляным насосом. Насос засасывает масло из картера и по каналу 3 в блоке цилиндров подает его в полнопоточный фильтр 24. Очищенное масло из фильтра, через главную масляную магистраль 19 и каналы 21 в блоке цилиндров, поступает к коренным подшипникам и подшипникам вала привода вспомогательных агрегатов. От коренных подшипников масло через внутренние каналы 22 в коленчатом валу поступает к шатунным подшипникам. Часть масла через отверстия в нижних головках шатунов разбрызгивается и смазывает цилиндры и детали поршневой группы двигателя. Через каналы 17 и 18 в блоке и головке цилиндров, далее через магистральный канал 13 в распределительном валу масло подается к подшипникам и кулачкам вала. Цепь привода распределительного вала смазывается маслом, выходящим из передних опор распределительного вала и вала привода вспомогательных агрегатов.

Читать еще:  Mazda 6 образца 2015

На блоке цилиндров установлены датчик давления масла и датчик контрольной лампы недостаточного давления установлены. Датчики соединяются с главной масляной магистралью. В момент запуска двигателя зажигается контрольная лампа зажигается, поскольку давление масла в системе надостаточное. При работающем двигателе лампа должна гаснуть. В нектороых случаях лампа может гореть и при нагретом двигателе, когда он работает на малых частотах вращения коленчатого вала при холостом ходе.

Масляный насос

В картере двигателя устанавливается шестеренчатый насос с маслоприемником и редукционным клапаном в крышке. Крепится насос к блоку цилиндров двумя болтами.

В корпусе насоса установлены шестерни: ведущая — неподвижно на валике насоса и ведомая — свободно на оси, запрессованной в корпус. Привод насоса осуществляется цепной передачей от звездочки коленчатого вала на звездочку вала привода вспомогательных агрегатов, который установлен в блоке цилиндров в сталеалюминиевых втулках. Валик имеет винтовую шестерню, находящуюся в зацеплении с шестерней привода масляного насоса и распределителя зажигания, которая вращается в металлокерамической втулке. На последних моделях автомобилей валик привода вспомогательных агрегатов устанавливается также в металлокерамических втулках.

Масляный фильтр

Фильтр полнопоточный, неразборный, навертывается на штуцер блока цилиндров и соединяется каналами с масляным насосом и главной масляной магистралью. Для снятия фильтра используется приспособление А.60312. При установке фильтр рекомендуется завертывать вручную без приспособления. В стальном корпусе фильтра установлен фильтрующий элемент из специального картона. Фильтр имеет противодренажный и перепускной клапаны. Противодренажный клапан не позволяет стекать маслу из системы при остановке двигателя, перепускной — перепускает масло при засорении фильтрующего элемента из насоса в главную масляную магистраль.

Вентиляция картера двигателя

Рис. Схема вентиляции картера двигателя автомобиля ВАЗ: 1 — трубка; 2 — маслоотделитель; 3 — крышка; 4 — шланги; 5 — пламегаситель; 6 — вытяжной коллектор; 7 — фильтрующий элемент; 8 — шланг; 9 — ось дроссельной заслонки; 10 — золотник; 11 — канавка золотника; 12 — калиброванное отверстие.

Вентиляция картера двигателя ВАЗ — принудительная, закрытая, не допускающая выделения картерных газов в атмосферу. Осуществляется за счет разрежения в цилиндрах двигателя.

Система вентиляции картера включает в себя:

  • шланг 4;
  • маслоотделитель 2;
  • вытяжной коллектор 6, размещенный снизу воздушного фильтра.

Картерные газы при работе двигателя отсасываются в вытяжной коллектор через маслоотделитель 2 с крышкой 3, где масло отделяется и стекает вниз по трубке 1. В шланге 4 установлен пламегаситель 5, не допускающий прорыва пламени в картер при «хлопках» в карбюратор.

Из вытяжного коллектора газы далее могут проходить двумя путями:

  • в воздушный фильтр, минуя фильтрующий элемент 7, и через карбюратор в цилиндры двигателя с горючей смесью;
  • через шланг 8 в золотниковое устройство карбюратора и далее в задроссельное пространство карбюратора.

Золотниковое устройство регулирует режим отсоса картерных газов при различной частоте вращения коленчатого вала и состоит из золотника 10 на оси 9 дроссельной заслонки первой камеры и калиброванного отверстия 12. Золотник имеет канавку 11.

При малой частоте вращения коленчатого вала (при закрытых дроссельных заслонках) разрежение на входе в карбюратор незначительное, и основная масса газов отсасывается по шлангу 8 через калиброванное отверстие 12 в задроссельное пространство карбюратора. Калиброванное отверстие ограничивает количество отсасываемых газов, и вентиляция оказывает малое влияние на величину разрежения за дроссельной заслонкой.

С повышением частоты вращения коленчатого вала при открывании дроссельной заслонки золотник 10 поворачивается и открывает дополнительный путь для газов по канавке 11. Газы отсасываются как по шлангу 8, так и в воздушный фильтр. Общее количество отсасываемых газов увеличивается.

При высокой частоте вращения коленчатого вала (дроссельные заслонки открыты) основная масса газов отсасывается в воздушный фильтр в пространство за фильтрующим элементом.

Схема системы смазки 16-ти клапанного двигателя ВАЗ-2112

Каждый водитель знает, что двигатель ВАЗ-2112 содержит масло, и что при помощи его происходит смазка всех узлов. Это нужно для того, чтобы детали, которые находятся в основном силовом агрегате — меньше изнашивались. Но, со временем масло имеет свойство терять свои полезные качества. Не каждый автолюбитель знает, как происходит сам процесс смазки. Именно поэтому, в данной статье повещается, как происходит процесс смазки и замена масла своими руками.

Схема и устройство двигателя

Многие автомобилисты знают устройство главного силового агрегата, но не все его помнят. Для того чтобы понять, как происходит сам процесс напомним, как устроен двигатель.

Схема устройства двигателя

1 — канал в блоке цилиндров подачи масла в масляную магистраль головки цилиндров; 2 — канал в головке цилиндров; 3 — патрубок отвода картерных газов в корпус воздушного фильтра; 4 — крышка маслоналивной горловины; 5 — патрубок вытяжного шланга; 6 — патрубок отвода картерных газов в задроссельное пространство; 7 — масляная магистраль в головке цилиндров; 8 — распределительный вал; 9 — канал подачи масла к подшипнику распределительного вала; 10 — датчик указателя давления масла; 11 — редукционный клапан; 12 — канал подачи масла из фильтра в главную масляную магистраль; 13 — ведущая шестерня масляного насоса; 14 — ведомая шестерня масляного насоса; 15 — канал подачи масла от насоса к фильтру; 16 — противодренажный клапан; 17 — фильтрующий картонный элемент; 18 — масляный картер; 19 — маслоприемник; 20 — сливная пробка; 21 — перепускной клапан; 22 — масляный фильтр; 23 — канал подачи масла от коренного подшипника коленчатого вала к шатунному; 24 — канал подачи масла к коренному подшипнику коленчатого вала; 25 — главная масляная магистраль

Как происходит смазка двигателя (схема и пояснение)

Схема циркуляции смазки по двигателю

Итак, когда рассмотрен вопрос устройства двигателя, можно перейти непосредственно к рассмотрению смазки. Сама система считается комбинированной.

При помощи давления смазываются: коренные и шатунные вкладыши коленчатого вала, распредвальные опоры, стенки цилиндров (при помощи разбрызгивания), поршни и маслосъёмные кольца, непосредственно распредвал, клапана и толкатели.

Масляный насос расположен внутри двигателя, и сверху видна только закрывающая крышка. Привод маслонасоса – механический, принудительный.

Схематическое изображение циркуляции масла

Замена смазочной жидкости

Для того чтобы заменить масло потребуется инструмент, 5 литров масла (о выборе масла здесь) и масляный фильтр.

Масло «Шел Хеликс» рекомендованное для заливки в двигатель 10 серии Лады

Итак, рассмотрим, непосредственно последовательность действий:

  1. Снимаем нижнюю защиту двигателя (если, она конечно есть).
  2. Выкручиваем сливную пробку поддона масла.

При помощи ключа откручиваем сливную пробку картера

Проводим демонтаж старого фильтра при помощи специального съемника

Для этого, при помощи специального инструмента откручиваем фильтрующий элемент. В новый фильтр, необходимо немного налить масла и закрутить на место старого. Стоит обратить внимание, что между мотором и фильтром есть медное уплотнительное кольцо, которое также подлежит замене.

Заливаем масло в фильтр

Откручиваем заливную пробку

Проверяем уровень масла на щупе

Выводы

Схема смазки двигателя ВАЗ-2112 достаточно простая. Стоит вспомнить, как устроен двигатель, и вопрос смазки становится понятным. Особое внимание, стоит уделить свойствам масла и своевременной замене. Так, при выборе смазочной жидкости необходимо руководствоваться рекомендациям завода изготовителя.

Источники:

http://www.automnl.com/model/vaz_2110/22/
http://www.vazbook.ru/10/2110/main/tech/sistema-smazki-detaley-dvigatelya
http://vuzlit.ru/985021/sistema_smazki_2110
http://fastmb.ru/autoremont/131-sistema-smazki-vaz-2110.html
http://ustroistvo-avtomobilya.ru/sistemy-smazki/sistema-smazki-dvigatelya-vaz/
http://carfrance.ru/sxema-smazki-dvigatelya-vaz-2112-16-klapanov/

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: