3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Самые интересные советские автомобили

Самые необычные советские автомобили. Часть 2

Совсем недавно мы вспомнили дюжину незаурядных отечественных машин: серийных и опытных, легковых, грузовых, автобусов. Поскольку подборка вызвала большой интерес, предлагаем вторую серию воспоминаний об уникумах.

В 1930-1940-х трехосные легковые автомобили делали несколько компаний. Идея заключалась в улучшении проходимости и увеличении полезной нагрузки. Не остался в стороне и Горьковский завод. ГАЗ-25 — седан и ГАЗ-21 (к Волге отношения не имеет) — пикап с 50-сильным двигателем и другими узлами «эмки» испытывали в 1937–1938 гг. и даже приняли к серийному производству.

Интересно, что в багажнике седана была пара дополнительных сидений.

И все же в серию машины не пошли, на ГАЗе совершенно справедливо решили, что полноприводные конструкции эффективнее.

ГАЗ-25

Как известно, самым престижным и малодоступным автомобилем СССР была Волга, сначала 21-я, затем 24-я. Сделать из престижного седана утилитарный пикап? Да-да, такие машины, сначала, кстати, еще на базе ГАЗ-М20 Победа, творили из измученных жизнью и авариями, а потом капитально отремонтированных Волг несколько заводов в разных концах страны. Нынче чудом сохранившимися экземплярами интересуются коллекционеры.

Пикап ГАЗ-24 Волга

Кабриолет и социализм — явления малосовместимые. Последними серийными, помимо ЗИЛов и Чаек, а также УАЗов и ЛуАЗов, которые кабриолетами назвать язык не поворачивается, были в 1950-х Москвичи и Победы. Но в 1964-м на МЗМА попал подаренный во Франции Н.С. Хрущеву голубой Renault Caravella, вдохновивший заводчан на постройку двух открытых Москвичей-408 Турист. Предусматривали и жесткий верх, и даже двигатель с впрыском топлива. Тем временем сменился генсек, Москвичи пытались показать новому — Л.И. Брежневу. Но не сложилось…

Троллейбус, как известно, штука экономичная и экологичная. Ну об экологии в 1950-х особо не думали, а вот экономичность была актуальна. Вот и изобрели троллейвоз на базе карьерного самосвала МАЗ-525 грузоподъемностью 25 000 кг. Машину в 1954-м сделали совместно с горняками и Харьковским трамвайно-троллейбусным управлением. В движении рогатый МАЗ приводили два электродвигателя Д-202 суммарной мощностью 172 кВт. Машину предназначали для работы в шахтах. Но для сложного и дорогого автомобиля нужно было как минимум протянуть туда тролли. Позднее аналогичные опытные машины строили на БелАЗе и на базе КрАЗа, но дальше испытаний дело так и не пошло.

Троллейвоз на базе карьерного самосвала МАЗ-525

Огромные многоосные МАЗы советские люди видели, в основном, на парадах. Ну или проходя службу в ракетных войсках, где чаще всего и применяли огромные конструктивно сложные машины. Каких только конструкций не строили в Минске! В том числе МАЗ-7907 колесной формулой 24х24. Между первыми шестью и вторыми шестью осями сделали шарнир, чтобы на машине можно было хоть куда-то вписаться. Управляемыми были первые четыре и последние четыре оси. Машину длиной более 29 м и снаряженной массой 65 800 кг с газовой турбиной в 1250 л.с. построили в 1985–1987 гг. Провели первые испытания, но вскоре проект остановили.

МАЗ-7907

Неординарный пикап — ЗАЗ-968МП. «Ноги» росли, разумеется, от внутризаводских грузовичков, которые в Запорожье для собственных нужд делали еще с 1960-х. Ну а машину на базе ЗАЗ-968М с небольшим кузовком между передними сиденьями и моторным отсеком в начале 1990-х выпускали серийно. В надежде на удержание падающего спроса. Построили около 2,5 тыс. пикапов ЗАЗ.

Самые интересные советские автомобили

До появления микроавтобусов РАФ именно ГАЗ-12 исполнял роль маршрутных такси.

Даже попав в опалу, Андрей Липгарт продолжил работать и стал крестным отцом еще одной знаковой советской машины. ЗИМ уникален хотя бы тем, что это первый в мире шестиместный легковой автомобиль с тремя рядами сидений и несущей конструкцией кузова. Возможно, это звучит так же громко, как «занял первое место в своем классе», но, тем не менее, заслуг машины не умаляет.

Седан длиной пять с половиной метров получился удачным во всех смыслах. У ЗИМа была солидная внешность (с явным вкраплением «кадиллаковских» мотивов), довольно высокий уровень комфорта (печка с подводом воздуха к задним сиденьям, трехдиапазонное радио и завидная плавность хода), а также неожиданная. близость к народу. Дело в том, что ГАЗ-12 стал первым и, как позже выяснится, единственным советским автомобилем высшего класса, который предлагался к продаже в частные руки. Правда, стоил ЗИМ почти в три раза дороже «Победы», но это, как говорится, уже другой вопрос.

«Козлик» в версии с тремя дверьми отличался боковым расположением запасного колеса, из-за чего водительская дверь была еще и пассажирской

Если предшественника «козлика» – армейский ГАЗ-67 – еще можно считать развитием конструкции «лендлизовского» Willys MA/MB, то 69-й – совсем другая тема.

Разработку легкого выносливого внедорожника под условным, но весьма живописным обозначением «Труженик» начали сразу после войны. Конструктивно машина получилась скорее традиционная – мощная лонжеронная рама, балки-мосты по кругу, великолепные характеристики геометрической проходимости. По долинам и по грязи «шестьдесят-девятый» ездил ничуть не хуже хваленых «ленд-роверов» и «джипов». Важнее, что «козлик», более чем на половину созданный из узлов и агрегатов других «газонов», вышел простым в обслуживании и феноменально ремонтопригодным. К тому же в свое время ГАЗ-69 активно шел на экспорт.

centerГАЗ-21 «Волга»/center

Вторая серия, она же «акулья пасть». Именно так выглядел изначальный прототип «Волги», забракованный маршалом Георгием Жуковым на госприемке. Машина стояла на конвейере с 1959 по 1962 годы. Общий тираж — 140 000 седанов

С этой машиной все просто. Не любить «волжанку» решительно невозможно, хотя никакой сенсацией в автомобильном мире она не стала. По сути основательно переработанная «Победа», «Волга» даже для своего времени была набором стандартных технических решений. Главной инновацией 21-й должна была стать автоматическая коробка передач, которой на ГАЗе планировали оснащать все машины, однако эта идея разбилась о твердь советских реалий. Хорошего масла для «автоматов» в СССР было не сыскать, а специалистов по их ремонту не было и подавно.

Зато по части харизмы «Волга», нарисованная Львом Еремеевым, заткнула за пояс и Ford Mainline, на который она походила своими ныне бессмертными обводами, и, конечно, все отечественные легковушки эпохи. Чего стоит только фигурка оленя на капоте!

centerГАЗ-13 «Чайка»/center

«Черный доктор» — уникальный универсал, следовавший за лимузинами престарелых членов политбюро с бригадой реаниматологов. Каковы вожди, таков и кортеж!

Красота – страшная сила. Пусть даже красота эта с сильнейшим американским акцентом. Глупо отрицать, что музой для дизайнеров «Чайки» (среди них был и создатель «Волги» ГАЗ-21 Лев Еремеев) стали заокеанские аналоги. Вернее, один вполне конкретный аналог – невероятно элегантный, но при этом жутко несчастливый Packard Caribbean/Patrician. Машина, ставшая последней в истории знаменитой американской фирмы, без существенных изменений перекочевала на кульманы газовских инженеров, после чего стала легендой в Советском Союзе.

Американизмами пронизана не только внешность «Чайки». Вместо прогрессивной «зимовской» несущей конструкции ГАЗ-13 получил раму, а рядную шестерку под капотом заменил 5,5-литровый 195-сильный V8, который затем использовался на бронетранcпортере БРДМ-2. Плюс, конечно, автомат, плюшевые сиденья, гидроусилитель руля и даже электростеклоподъемники.

Красавицу «Чайку» не предлагали к продаже простым смертным. ГАЗ-13 стал эксклюзивным транспортом советских чиновников разного калибра. Зато обычные граждане, провожая кортеж черных «Чаек», могли с гордостью за страну подумать: «Эх, ведь можем, ежели захотим!».

centerМосквич-408/center

За годы производства 408/412 примерил массу разнообразных решеток радиатора и вариантов фар головного света. Перед вами, пожалуй, один из самых классических вариантов

Автомобиль, ознаменовавший собой короткую золотую эпоху АЗЛК. История «Москвичей», начавшаяся с условно-лицензионных версий «Опель-Кадет», продолжилась более современной, но так похожей на Ford Anglia моделью 403. И только затем на вершину производственной цепочки взгромоздился элегантный, современный и ни у кого в общем-то не «слизанный» 408-й.

Выпуск этого милого седана стартовал в сентябре 1964-го. Достаточно взглянуть на тогдашних европейских одноклассников «Москвича», чтобы сразу проникнуться к машине уважением и симпатией. Кроме шуток, Opel Kadett A, Volkswagen typ 3 или Renault 8 на фоне советского автомобиля смотрелись довольно бледно. И именно 408-й проложил советским легковушкам тропинку на рынки не только Восточной, но и Западной Европы.

Эта модель, как и созданная на ее базе 412-я, успешно продавалась во Франции, Бельгии, Великобритании и в Скандинавских странах. В лучшие годы за границу уплывало свыше 50 процентов всех выпущенных на АЗЛК автомобилей! Жаль, что вся дальнейшая история завода на Волгоградском проспекте в Москве – лишь стремительное движение по наклонной плоскости.

1967 – настоящее время

Производство карьерных самосвалов в Жодино началось в 1958 году. До этого подобные машины выпускал МАЗ

На этом месте, в принципе, мог бы оказаться любой карьерный самосвал Белорусского автозавода. Многотонные исполины поражают воображение даже на фотографиях, а уж увидеть такого гиганта живьем – и вовсе незабываемо.

За полвека славной биографии предприятие из белорусского местечка Жодино выпустило свыше 130 тысяч грузовиков-монстров – значительно больше, чем американский Caterpillar, еще один авторитет в области крупногабаритного самосвалостроения.

«Белазы» разбирали престижные призы на международных специализированных выставках еще в советское время, а сегодня завод в Жодино является одним из главных добытчиков иностранной валюты для Белоруссии, выпуская полтора десятка моделей грузоподъемностью от 30 до 450 тонн.

1977 – настоящее время

«Нива» — один из немногих советских автомобилей, продававшихся в Японии

Многие патриоты из числа неравнодушных к автомобилям уверены – жанр легковых машин повышенной проходимости (или, проще говоря, комфортабельных внедорожников) придумали в СССР. В качестве аргумента часто приводят ГАЗ-72 – задранную «Победу» с приводом 4×4, что неизбежно порождает ожесточенные споры.

Оставаясь от них в стороне, заметим, что первым в мире компактным комфортабельным вездеходом имеет честь считаться ВАЗ-2121 «Нива». Соединив в едином форм-факторе легковую управляемость и комфорт, отличную проходимость, постоянный полный привод и несущую конструкцию кузова, «Нива» еще в 1970-х показала, какими будут внедорожники следующих 20-30 лет.

Не хотелось бы устраивать хит-парад в хит-параде, но возможно именно ВАЗ-2121 справедливо считать самым удачным советским автомобилем в истории. И годы, не властные над машиной, это лишь подтверждают.

Трехдверный кузов, передний привод, мощный мотор, — «восьмерка» казалась настоящим спорткаром

Еще один автомобиль, стыдно за который ВАЗу может быть только по одной-единственной причине: на конвейере «зубило» во всех его версиях простояло аж тридцать лет! Слишком много даже для культового автомобиля: сборка «Самар» прекратилась лишь в конце 2013 года.

Вообще же оригинальная «восьмерка» – прорыв для своего времени. Первая отечественная переднеприводная машина для начала 1980-х – это вызов общественным устоям. Смелый агрессивный дизайн, нетрадиционный для СССР двухобъемный кузов типа хэтчбек, а главное – инженерия высокой пробы. То, что в создании автомобиля принимали участие специалисты Porsche – отнюдь не красивая сказочка маркетингового отдела. В музейных запасниках немецкой фирмы хранится одна из первых серийных «восьмерок» (бежевый колер, коричневый салон): как свидетельство сопричастности к рождению русского «Спутника», ставшего затем «Самарой».

Читать еще:  Как выбрать бортовой компьютер

С 1984 года «АвтоВАЗ» сумел продать более 5,2 миллиона экземпляров «Самары». Из них 70 процентов пришлось на машины первого поколения. «Самары» продавались не только в России, но и на экспортных рынках. А в девяностых сборку особой версии пятидверки наладили даже в Финляндии на заводе Valmet.

10 неизвестных автомобилей СССР, которые определенно нужно увидеть

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

1980-е годы стали переломными не только для страны, но и для советской автомобильной промышленности. В это время были созданы проекты машин, способных стать лучшими в мире. В обзоре представлен рейтинг 10 самых-самых автомобилей СССР, о которых мало кто знает.

10. НАМИ-ЛуАЗ «Прото»

В 1989 году машина имела все шансы стать серийной моделью. Кроме традиционных требований к внедорожникам (проходимость и надежность), в «Прото» создали комфорт на уровне легкового автомобиля. Кузов сделан в виде силового металлического каркаса, на который навешены легкие стеклопластиковые панели. Двигатель от «Таврии» обеспечивал разгон автомобиля до 130 км/ч. В целом, получился современный компактный внедорожник с большими возможностями по дальнейшей модернизации. Но эту разработку ленинградской лаборатории НАМИ «зарубили» в Москве, автомобиль в серию не пошел.

9. НАМИ 0288 «Компакт»

«Компакт» — опытная машина, созданная в институте НАМИ и построенная в единственном экземпляре в 1988 году. Автомобиль имел ряд технических решений, которые были в новинку в СССР. На «Компакт» поставили бортовой компьютер, управляющий работой подвески. Двигатель от «Таврии» был модернизирован. Он работал на бензине и на водороде. Расход топлива – экономичные 5,4 литров на 100 километров. Если бы «Компакт» попал в производство, то стал бы сильным конкурентом популярному Daewoo Matiz.

8. НАМИ «Охта»

Проект «Охта» разработали в ленинградском отделении НАМИ и построили один экземпляр в 1987 году. Это 7-местный автомобиль с потрясающей возможностью трансформации салона. Средний ряд сидений складывается, образуя столик. Передние кресла разворачиваются на 180 градусов. Так простой салон превращается в уютное купе. А если нужно было перевезти груз, сиденья второго и третьего рядов снимались, и минивэн становится фургоном.

Для СССР конца 1980-х модель выглядела очень футуристично с ее обтекаемым кузовом и большой площадью остекления. Фары располагались очень низко. А из-под бампера на большой скорости выдвигался спойлер, улучшающий аэродинамику автомобиля.

7. ЗИЛ-4102

ЗИЛ-4102 разработали по указанию президента СССР Михаила Сергеевича Горбачёва взамен устаревшему ЗИЛ-41041. В Англии купили новый Rolls-Royce Silver Spirit для изучения. Также при проектировании машины опирались на американскую «школу» лимузиностроения и на конструкцию больших седанов Volvo 760.

В 1988 году были изготовлены два экземпляра ЗИЛ-4102. Внешний вид машины стал более «демократичным», чем прежний строгий стиль ЗИЛ-41041. Новинка кардинально отличалась от своего предшественника. Во-первых, машина была безрамная, с несущим кузовом. Многие наружные панели сделаны из стеклопластика. Автомобиль получил V-образный 8-цилиндровый двигатель объемом 7,68 л мощностью 315 л.с. Расход топлива по трассе составлял 18. 21 литров на 100 километров.

Салон очень просторный, отделан белой кожей, «леопардовыми» коврами и деревом. В богатую комплектацию президентского лимузина входят электрические стеклоподъемники, радиоприемник, акустическая система на 10 динамиков, проигрыватель на 10 компакт-дисков, бортовой компьютер и синтезатор речи. Несмотря на все новшества, ЗИЛ-4102 Горбачеву не понравился, и проект закрыли.

6. Москвич-2139 «Арбат»

В 1980-е руководство завода «Москвич» решило заменить модель 2140, которая давно устарела. Инженеры разработали ряд проектов, которые кардинально обновляли модельный ряд на десяток лет вперед. Рассмотрим самые интересные модели, о которых мало кто знает.

Москвич-2139 «Арбат» мог стать первым советским семиместным минивэном. Как и многие другие модели из этого обзора, у «Арбата» стальной кузов, на который крепятся пластиковые панели. Машина получила трансформируемый салон и многофункциональный руль. В 1991 году построили действующий образец, который так и остался концептом.

5. Москвич-2143 «Яуза»

Концепт-кар «Яуза» представлял дальнейшее развитие седанов Москвич-2141. Модель могла претендовать на звание автомобиля с самыми дурацкими окнами: верхние стекла были жестко зафиксированы, а открывались только нижние. В 1991 году собрали 3 экземпляра «Яузы».

4. Москвич-2144 «Истра»

Из всех концептов АЗЛК, нацеленных на 2000 год, самым реалистичным, является Москвич-2144 «Истра». Кузов у нее полностью алюминиевый. Единая боковая дверь открывается вверх, как у суперкаров, давая доступ в салон с множеством новинок. На лобовое стекло проецировалась информация о скорости автомобиля, а также изображение с прибора ночного видения. Безопасность машины улучшали ремни, подушки безопасности и антиблокировочная система тормозов (ABS). В машине стоит система климат-контроля, поэтому боковые стекла сделали не открывающимися, оставив только маленькие форточки.

Работа над замечательными концептами «Арбат», «Яуза» и «Истра» прекратилась с распадом СССР, а большинство других интересных идей так и осталось на бумаге.

3. ВАЗ-2702 «Пони»

В 1970-е годы при необходимости перевезти небольшой груз, например телевизор или стиральную машинку, приходилось гонять автомобиль грузоподъемностью свыше 3 тонн. ГАЗ-53 и ЗИЛ-130 были самым популярным «развозным» транспортом для разных служб. Это вызывало лишний расход топлива и ухудшало экологическую обстановку, особеноо в Москве.

Тогда на ВАЗе спроектировали компактный развозной электромобиль ВАЗ-2702 «Пони». Первый образец поехал в 1984 году. Он был сделан из алюминия, что сильно облегчило кузов. Но одновременно, это стало и основной проблемой машины: она была недостаточно прочной и надежной. Поэтому, несмотря на интересную и перспективную концепцию, «Пони» не получил дальнейшего развития. Так страна лишилась первого серийного электромобиля.

2. ЗИЛ-118 «Юность»

Автобус «Юность» разработали в начале 1960-х на базе представительского лимузина ЗИЛ-111. Его концепция была уникальной для тех лет. Главное отличие «Юности» от других автобусов – повышенный уровень комфорта и плавность хода. Машина ехала почти как легковушка. И не удивительно, ведь на «Юность» ставили двигатель от грузовика ЗИЛ-130, мощности которого хватало с избытком.

Автобусы собирали по несколько единиц в год по спецзаказам телевидения, КГБ и как машины «скорой помощи» для особо важных пациентов. Всего с 1963 по 1994 годы завод изготовил 93 машины.

1. МАЗ-2000 «Перестройка»

В 1988 году на Парижском автосалоне состоялся шумный дебют уникального советского грузовика – МАЗ-2000. Это была попытка инженеров Минского автозавода показать, как они себе представляют дальнобойный грузовик 2000 года. Согласно концепции, названной «Перестройка», тягач делится на две части. Модуль кабины жестко крепится к фургону. В нем ровный пол, высокая крыша, большое панорамное стекло. Кабина оборудована кондиционером, телевизором, магнитолой, столиком, холодильником, электроплитой, УКВ-радиостанцией и даже камерой заднего вида. И это все на грузовике 80-х годов!
Тяговый модуль вращается относительно кабины с помощью гидроцилиндров. На концепт поставили 6-цилиндровый дизель фирмы MAN мощностью 290 л.с. Благодаря улучшенной аэродинамике машина могла разогнаться до 120 км/ч. Подвеска на всех колесах – независимая, на пневмобаллонах. Тормоза оснащены антиблокировочной системой.

инженеры активно работали над машиной, было построено два рабочих экземпляра. Даже раработали проект как объединить несколько прицепов в ряд, образуя автопоезд грузоподъемностью 80 тонн. Но с распадом страны проект был закрыт, а наработки и патенты распроданы в западные фирмы.

К сожалению, в Советском Союзе концептуальные машины редко попадали в производство. Но самыми экзотическими все же остаются крутые спортивные автомобили, которые известны далеко не каждому.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Самые интересные советские автомобили

До появления микроавтобусов РАФ именно ГАЗ-12 исполнял роль маршрутных такси.

Даже попав в опалу, Андрей Липгарт продолжил работать и стал крестным отцом еще одной знаковой советской машины. ЗИМ уникален хотя бы тем, что это первый в мире шестиместный легковой автомобиль с тремя рядами сидений и несущей конструкцией кузова. Возможно, это звучит так же громко, как «занял первое место в своем классе», но, тем не менее, заслуг машины не умаляет.

Седан длиной пять с половиной метров получился удачным во всех смыслах. У ЗИМа была солидная внешность (с явным вкраплением «кадиллаковских» мотивов), довольно высокий уровень комфорта (печка с подводом воздуха к задним сиденьям, трехдиапазонное радио и завидная плавность хода), а также неожиданная. близость к народу. Дело в том, что ГАЗ-12 стал первым и, как позже выяснится, единственным советским автомобилем высшего класса, который предлагался к продаже в частные руки. Правда, стоил ЗИМ почти в три раза дороже «Победы», но это, как говорится, уже другой вопрос.

«Козлик» в версии с тремя дверьми отличался боковым расположением запасного колеса, из-за чего водительская дверь была еще и пассажирской

Если предшественника «козлика» – армейский ГАЗ-67 – еще можно считать развитием конструкции «лендлизовского» Willys MA/MB, то 69-й – совсем другая тема.

Разработку легкого выносливого внедорожника под условным, но весьма живописным обозначением «Труженик» начали сразу после войны. Конструктивно машина получилась скорее традиционная – мощная лонжеронная рама, балки-мосты по кругу, великолепные характеристики геометрической проходимости. По долинам и по грязи «шестьдесят-девятый» ездил ничуть не хуже хваленых «ленд-роверов» и «джипов». Важнее, что «козлик», более чем на половину созданный из узлов и агрегатов других «газонов», вышел простым в обслуживании и феноменально ремонтопригодным. К тому же в свое время ГАЗ-69 активно шел на экспорт.

centerГАЗ-21 «Волга»/center

Вторая серия, она же «акулья пасть». Именно так выглядел изначальный прототип «Волги», забракованный маршалом Георгием Жуковым на госприемке. Машина стояла на конвейере с 1959 по 1962 годы. Общий тираж — 140 000 седанов

С этой машиной все просто. Не любить «волжанку» решительно невозможно, хотя никакой сенсацией в автомобильном мире она не стала. По сути основательно переработанная «Победа», «Волга» даже для своего времени была набором стандартных технических решений. Главной инновацией 21-й должна была стать автоматическая коробка передач, которой на ГАЗе планировали оснащать все машины, однако эта идея разбилась о твердь советских реалий. Хорошего масла для «автоматов» в СССР было не сыскать, а специалистов по их ремонту не было и подавно.

Зато по части харизмы «Волга», нарисованная Львом Еремеевым, заткнула за пояс и Ford Mainline, на который она походила своими ныне бессмертными обводами, и, конечно, все отечественные легковушки эпохи. Чего стоит только фигурка оленя на капоте!

Читать еще:  Kia Niro Plug

centerГАЗ-13 «Чайка»/center

«Черный доктор» — уникальный универсал, следовавший за лимузинами престарелых членов политбюро с бригадой реаниматологов. Каковы вожди, таков и кортеж!

Красота – страшная сила. Пусть даже красота эта с сильнейшим американским акцентом. Глупо отрицать, что музой для дизайнеров «Чайки» (среди них был и создатель «Волги» ГАЗ-21 Лев Еремеев) стали заокеанские аналоги. Вернее, один вполне конкретный аналог – невероятно элегантный, но при этом жутко несчастливый Packard Caribbean/Patrician. Машина, ставшая последней в истории знаменитой американской фирмы, без существенных изменений перекочевала на кульманы газовских инженеров, после чего стала легендой в Советском Союзе.

Американизмами пронизана не только внешность «Чайки». Вместо прогрессивной «зимовской» несущей конструкции ГАЗ-13 получил раму, а рядную шестерку под капотом заменил 5,5-литровый 195-сильный V8, который затем использовался на бронетранcпортере БРДМ-2. Плюс, конечно, автомат, плюшевые сиденья, гидроусилитель руля и даже электростеклоподъемники.

Красавицу «Чайку» не предлагали к продаже простым смертным. ГАЗ-13 стал эксклюзивным транспортом советских чиновников разного калибра. Зато обычные граждане, провожая кортеж черных «Чаек», могли с гордостью за страну подумать: «Эх, ведь можем, ежели захотим!».

centerМосквич-408/center

За годы производства 408/412 примерил массу разнообразных решеток радиатора и вариантов фар головного света. Перед вами, пожалуй, один из самых классических вариантов

Автомобиль, ознаменовавший собой короткую золотую эпоху АЗЛК. История «Москвичей», начавшаяся с условно-лицензионных версий «Опель-Кадет», продолжилась более современной, но так похожей на Ford Anglia моделью 403. И только затем на вершину производственной цепочки взгромоздился элегантный, современный и ни у кого в общем-то не «слизанный» 408-й.

Выпуск этого милого седана стартовал в сентябре 1964-го. Достаточно взглянуть на тогдашних европейских одноклассников «Москвича», чтобы сразу проникнуться к машине уважением и симпатией. Кроме шуток, Opel Kadett A, Volkswagen typ 3 или Renault 8 на фоне советского автомобиля смотрелись довольно бледно. И именно 408-й проложил советским легковушкам тропинку на рынки не только Восточной, но и Западной Европы.

Эта модель, как и созданная на ее базе 412-я, успешно продавалась во Франции, Бельгии, Великобритании и в Скандинавских странах. В лучшие годы за границу уплывало свыше 50 процентов всех выпущенных на АЗЛК автомобилей! Жаль, что вся дальнейшая история завода на Волгоградском проспекте в Москве – лишь стремительное движение по наклонной плоскости.

1967 – настоящее время

Производство карьерных самосвалов в Жодино началось в 1958 году. До этого подобные машины выпускал МАЗ

На этом месте, в принципе, мог бы оказаться любой карьерный самосвал Белорусского автозавода. Многотонные исполины поражают воображение даже на фотографиях, а уж увидеть такого гиганта живьем – и вовсе незабываемо.

За полвека славной биографии предприятие из белорусского местечка Жодино выпустило свыше 130 тысяч грузовиков-монстров – значительно больше, чем американский Caterpillar, еще один авторитет в области крупногабаритного самосвалостроения.

«Белазы» разбирали престижные призы на международных специализированных выставках еще в советское время, а сегодня завод в Жодино является одним из главных добытчиков иностранной валюты для Белоруссии, выпуская полтора десятка моделей грузоподъемностью от 30 до 450 тонн.

1977 – настоящее время

«Нива» — один из немногих советских автомобилей, продававшихся в Японии

Многие патриоты из числа неравнодушных к автомобилям уверены – жанр легковых машин повышенной проходимости (или, проще говоря, комфортабельных внедорожников) придумали в СССР. В качестве аргумента часто приводят ГАЗ-72 – задранную «Победу» с приводом 4×4, что неизбежно порождает ожесточенные споры.

Оставаясь от них в стороне, заметим, что первым в мире компактным комфортабельным вездеходом имеет честь считаться ВАЗ-2121 «Нива». Соединив в едином форм-факторе легковую управляемость и комфорт, отличную проходимость, постоянный полный привод и несущую конструкцию кузова, «Нива» еще в 1970-х показала, какими будут внедорожники следующих 20-30 лет.

Не хотелось бы устраивать хит-парад в хит-параде, но возможно именно ВАЗ-2121 справедливо считать самым удачным советским автомобилем в истории. И годы, не властные над машиной, это лишь подтверждают.

Трехдверный кузов, передний привод, мощный мотор, — «восьмерка» казалась настоящим спорткаром

Еще один автомобиль, стыдно за который ВАЗу может быть только по одной-единственной причине: на конвейере «зубило» во всех его версиях простояло аж тридцать лет! Слишком много даже для культового автомобиля: сборка «Самар» прекратилась лишь в конце 2013 года.

Вообще же оригинальная «восьмерка» – прорыв для своего времени. Первая отечественная переднеприводная машина для начала 1980-х – это вызов общественным устоям. Смелый агрессивный дизайн, нетрадиционный для СССР двухобъемный кузов типа хэтчбек, а главное – инженерия высокой пробы. То, что в создании автомобиля принимали участие специалисты Porsche – отнюдь не красивая сказочка маркетингового отдела. В музейных запасниках немецкой фирмы хранится одна из первых серийных «восьмерок» (бежевый колер, коричневый салон): как свидетельство сопричастности к рождению русского «Спутника», ставшего затем «Самарой».

С 1984 года «АвтоВАЗ» сумел продать более 5,2 миллиона экземпляров «Самары». Из них 70 процентов пришлось на машины первого поколения. «Самары» продавались не только в России, но и на экспортных рынках. А в девяностых сборку особой версии пятидверки наладили даже в Финляндии на заводе Valmet.

Автомобили СССР, которые так и не увидели свет

В 1970-х конструкторы ВАЗ получили задачу разработать компактный грузовик. Да еще и работающий на электричестве! Первые «Пони» увидели дорогу в 1984 году. Для облегчения кузов изготовили из алюминия, но при испытаниях оказалось, что прочности грузовика не хватает для перевозки даже среднетяжелых грузов.

За основу умельцы взяли представительский лимузин ЗИЛ-111. Микроавтобус отличался повышенным уровнем комфорта и шел плавно, будто легковой автомобиль. Движок на «Юности» стоял мощный, донором стал грузовик ЗИЛ-130. Таких микроавтобусов собрали совсем немного и только по спецзаказам.

НАМИ 0288 «Компакт»

Рабочий концепт «Компакт» появился в 1988 году. На то время работа инженеров НАМИ выглядела потрясающе. Бортовой компьютер, возможность переключаться с бензина на водород, модернизированный движок… Но увы, модель так и не пошла в серию.

Легендарная «Нива» к 1989 году требовала уже более современной замены. Конструкторы НАМИ-ЛуАЗ решили сделать то, что сегодня звалось бы «паркетником»: проходимый надежный кроссовер с комфортабельным салоном легкового автомобиля. Серийному выпуску «Прото» помешал распад СССР.

Настоящий пришелец из будущего, правда? «Истра» и в самом деле планировалась к выпуску аж на 2000 год. Единственная дверь открывалась вверх, а на лобовое стекло проецировалась информация не только со спидометра, но и со специального прибора ночного видения. Климатконтроль, подушки безопасности, ABS — чудо, а не машина! К сожалению, АЗЛК успели выпустить единственный рабочий концепт, а после распада СССР стало как-то не до футуристичных автомобилей.

Очень перспективная, но так и не пошедшая в серию модель единственного пикапа СССР. Полный привод обеспечивал автомобилю высокую проходимость: ее и в самом деле предназначали для туристов. Кроме того, в кузове инженеры приспособили складную обогреваемую палатку — настоящая мечта любителей гитары и костра.

Тестовые автомобили ВАЗ-2103 разрабатывались совместно с итальянским концерном FIAT. Пятидверный хэчбек планировалось поставлять только зарубеж, но по каким-то причинам проект был зарублен после выпуска трех первых автомобилей. К слову, FIAT концепция настолько понравилась, что несколько лет спустя, в 1984 году, ВАЗ все-таки доработал и выпустил ставшей легендарной «четверку».

ВАЗ-Э1101 вполне мог бы составить конкуренцию знаменитому «Запорожцу». Малолитражный автомобиль создавался без привлечения иностранных специалистов. Представьте, только в 1971 году появилась первая ВАЗовская модель, которую не разрабатывали итальянцы. Этот проект не совсем погиб: машину отдали на ЗАЗ, где впоследствии доработали в «Таврию».

Экспериментальная модель, успевшая тем не менее поучаствовать в гонках — профессиональный автогонщик Алексей Ипатенко занял на этом красавце второе место (чемпионат СССР 1951 года). Руководство завода постановило, что выпускать двухдверный автомобиль такой компоновки в серию нерентабельно. На этом история МЗМА-403Э-424Э закончилась.

АЗЛК «Москвич-408 Турист»

Советский кабриолет, как вам? Под капотом «Москвич-408 Турист» находился движок от седана с электронным управлением. Мотор на 63 л.с. позволял развить ошеломительные (для 1964 года) 130 км/ч. Проект предназначался для экспорта, но к великому сожалению, был закрыт. Выпустили всего два кабриолета — ни один до наших дней не дожил.

А вот эта модель не пошла в серию только из-за ретроградов в руководстве автозавода. Над проектом ИЖ-19 работала молодая команда специалистов, адресовался автомобиль молодежной аудитории. Обратите внимание на горбик на капоте — подразумевалось, что под ним вольготно расположилась мощная V-образная «шестерка».

Полноприводная «Волга» за малым не вышла на советские дороги. Конструкторы решили использовать узлы реального внедорожника УАЗ-469, чтобы превратить комфортабельный автомобиль в рыцаря полей и болот. Первый же выпущенный вариант ГАЗ-24-95 получил Брежнев и, по слухам, был им очень доволен. В серию машина так и не пошла: завод счел проект слишком дорогим в реализации.

Юность тут что делает? Она выпускалась серийно хоть и малыми партиями. Как первое так и второе поколение.

С хэтчбэком ВАЗ совсем перегиб, учитывая что это универсал. А 4-ка явно не была первым универсалом, ведь была 2-ка.

Про первый пикап это совсем пиздежь.

Луаз тоже не паркетник.

Юность выпускалась как машина скорой помощи и реанимобиль. Пиздюком был, но застал. Это помимо гражданских. Автор — школота. Кстати, ТС, они бывает продаются на известных сайтах до сих пор.

Подтверждаю
Видел в Мосве, с надписью ЦИТО (Центральный институт травматологии и ортопедии (им. Н. Н. Приорова))

Около 100 выпустили, , вроде. Он даже в «Кавказской пленнице» засветился.

ГАЗ-24-95. В серию вообще не планировался, сделали для дорогого Леонида Ильича, на охоту ездить.

там был Старт, который был выпущен в количестве 150 штук (точное количество неизвестно)

«там был Старт». Точно, надо фильм пересматривать. Но «Старт» тоже хорош был!

Старт не экспериментальный, а вполне серийный автомобиль кустарного производства.

Да уже поправили!!

ГАЗ М-72 — вполне себе серийный. На агрегатах ГАЗ-69.

Да нихера не серийный. Меньше 5000 было выпушено. Я такую машину не могу найти под реставрацию.

«Меньше 5000» — это что, не серия? ;)))

» А вот с мотором не все так просто, не был там мотор ни от лимузина, ни от грузовика ЗИЛ-130, а нечто среднее, мотор лимузина, на двух карбюраторах, с его конструктивными особенностями, но со степенью сжатия как у грузовика.». Будьте добры, ссыль на источник, особенно о «двухкарбюраторном» моторе?

«Что же касается мотора, то конструкторы остановили свой выбор на обычной V-образной «восьмерке» от грузовика ЗИЛ-130. Этот мотор был чуть слабее «легкового» варианта, использовавшегося на лимузинах, но допускал применение низкооктанового топлива. Интересно, что гидротрансформатор с двухступенчатой планетарной коробкой передач перекочевал на микроавтобус без особых изменений.» (с)

Читать еще:  Выбираем накидку с подогревом на сиденья автомобиля

Самые интересные советские автомобили: ТОП-10

Статья об очень интересных моделях советских автомобилей, которые по разным причинам не пошли в производство. В конце статьи — видео о неизвестных автомобилях СССР.

Редкие авантюристы пытаются переломить ход событий, как, например, создатели «Маруси» или «Ё-мобиля». В первом случае Николаю Фоменко не хватило финансирования и опыта, во втором – Михаил Прохоров лишь использовал гениальную идею для яркой предвыборной кампании.

Сейчас уже не верится, что когда-то именно наши разработки брали на вооружение даже немецкие автопроизводители, а проекты некоторых машин могли бы стать одними из самых выдающихся в мире.

10. ЛуАЗ «Прото» (НАМИ)

Легендарная научная лаборатория по развитию автомобилестроения из Ленинграда в 1988 году получило непростое задание – разработку серийного советского джипа для нужд Минавтосельхозмаша. Автомобиль планировалось выпускать на Луцком заводе, чьи конструкторы параллельно с ленинградскими специалистами работали над своим видением будущего проекта.

Хотя обе команды получили одинаковое техническое задание, итог был диаметрально противоположен. Основными задачами будущей машины были следующие:

  • быть экономичной по расходу топлива;
  • иметь небольшую массу и максимальный КПД трансмиссии;
  • обеспечить должный комфорт;
  • обладать просторным салоном;
  • быть проходимым, надежным и ремонтопригодным.

Для конструкции кузова инженеры выбрали стальной штампованный каркас, который принимал на себя всю нагрузку, и пластмассу для наружных съемных панелей. Такое решение стало весьма практичным с точки зрения устойчивости к коррозии и механическим повреждениям. Пластмассовые элементы можно было красить отдельно от остального кузова, что обеспечивало чистоту штампованных деталей и меньшие требования к термостойкости пластмассы.

В техническом задании заказчика было прописано условие оснащения автомобиля двигателем МеМЗ—245 от популярной «Таврии». Однако в контексте внедорожника его мощность стала бы недостаточной, поэтому в качестве замены рассматривался двигатель от ВАЗ—2108.

Салон вмещал четырех пассажиров, а, благодаря возможности передвинуть спинки задних сидений на 10 сантиметров задний диван становился вполне комфортным и для троих человек. Более того, салон легко трансформировался в полноценное спальное место или же…в грузовую площадку в результате откидывания заднего борта.

Разработка вполне могла бы пойти в серийное производство благодаря своей современности и проходимости. Однако московские власти не оценили модель и не дали ход ее выпуску.

9. «Компакт» 0288 (НАМИ)

Этот образец в отличие от предыдущего даже успел повидать мир, показав себя на Токийском автосалоне 1989 года. Он сочетал в себе ряд уникальных для своей эпохи качеств:

  • новейший бортовой компьютер, руководивший подвеской;
  • компактность при внутреннем просторе;
  • экологичность.

Его конструкция также была стальной с навесными пластиковыми элементами, что снизило вес кузова всего до 65 кг. Силовой агрегат был взят от той же «Таврии», но модернизирован для меньшего загрязнения воздуха. Он мог работать на водороде и бензине, а потреблял всего 5,4 литра за сотню километров.

Отличительной особенностью модели являлась независимая пневмоподвеска «Мак-Ферсон» на передних колёсах, которая в тандеме с алюминиевым направляющим аппаратом давала возможность изменять дорожный просвет от 140 до 200 мм.

Если бы «Компакт» отправили в серийное производство, он мог бы серьезно поконкурировать с Daewoo Matiz, однако автомобиль так и остался в одиночном экземпляре.

8. «Охта» (НАМИ)

Еще один единственный в мире образец творчества ленинградского института, который пытался преодолеть отставание от других стран и разработать высокотехничную, современную модель.

По техническому заданию, новую машину планировалось собрать из деталей серийного ВАЗ-21083, который тогда считался самой передовой моделью с отработанным до автоматизма процессом производства. Он должен был вмещать большое число пассажиров, габаритами не превосходить «Жигули» и иметь хорошую аэродинамику. Сейчас всеми этими качествами наделен любой минивен или кроссовер, которые еще и впечатляют своими динамическими характеристиками.

Но в 87-м году умы НАМИ создали настоящее чудо – машина выглядела весьма футуристично благодаря обтекаемому, максимально застекленному кузову, а на определенной скорости из-под бампера выдвигался спойлер для повышения аэродинамических свойств.

Особенно удивлял салон-трансформер, рассчитанный на 7 человек: передние кресла можно было повернуть на 180 градусов, средний ряд сложить в виде столика и получить таким путем своеобразное купе. Если же требовалось перевезти груз, то складывался второй и третий ряд сидений, и машина превращалась в фургон.

Возвращаясь с фурором после Женевского автосалона, он был задержан на советской таможне за неуплату пошлины. К законным владельцам машина вернулась в чудовищном состоянии — разработчики не стали восстанавливать перспективный автомобиль, и память об Охре растворилась в давней истории.

7. ЗИЛ-4102

Этот автомобиль заказал действующий на тот момент президент Михаил Горбачев, чтобы заменить им уже не модный ЗИЛ-41041. Для разработки машины представительского класса был изучен американский опыт строительства лимузинов, вместительных седанов типа Volvo, а также приобретен и разобран на запчасти Rolls-Royce.

Проект получил более демократичный облик в отличие от строгого предшественника, а заодно несущий кузов и стеклопластиковые панели. Хотя лимузин получился на 0,5 м длиннее Волги, за счет облегченного кузова его вес составил на 0,5 т меньше ЗИЛа. Новинка обзавелась 7,6-литровым 315-сильным невероятно прожорливым мотором, который требовал до 21 литра бензина по трассе.

С конвейера спустили два образца – белого и черного цвета, в шутку названные именами президента и его супруги. Огромный салон отделали натуральным деревом и кожей белого цвета и украсили коврами, а техническая начинка состояла из акустической системы с проигрывателем на 10 дисков, электропривода на всех окнах, бортового компьютера и речевого синтезатора.

К сожалению, оба образца совершенно не впечатлили Горбачева, и он остановил процесс производства.

6. Москвич-2139 «Арбат»

Еще один советский минивен, которым директор АЗЛК планировал заменить Москвич-2140. Аналогично предыдущим участникам рейтинга, он имел стальной каркас с пластмассовыми панелями. Остальная задумка в основном повторяла Охту: передние кресла поворачивались во все стороны, второй ряд трансформировался в обеденный стол, даже салонные подушки регулировались по длине.

Для сборки опытного образца полностью использовались агрегаты и детали от Москвича–2141, кроме собственного 95-сильного 1,8-литрового двигателя. Уникальным отличием было внутреннее оснащение автомобиля: бортовой компьютер, кондиционер, аудиосистема, электронная приборная панель, даже мультируль. То есть, простой советский Москвич получил всю атрибутику современной иномарки.

Машина получила несколько наград на выставке на ВДНХ, но в серийное производство так и не пошла. Вмешались обстоятельства сугубо объективные – развал Союза, политические волнения и экономический кризис. АЗЛК необходимо было просто выжить, а не реализовывать новаторские идеи.

5. Москвич-2143 «Яуза»

К концу 80-х годов вся линейка моделей АЗЛК уже стала устаревшей, и пора было подумать над новыми идеями. При разработке концепции конструктора обратились к стилю биодизайна, повторяющему природные формы. Это округлые, плавные линии, без резких переходов, клиновидный кузов, травмобезопасный руль. Его окна получились слишком низко расположенными, поэтому над ними разместили дополнительный ряд, который выполнял чисто декоративные функции.

Салон не отличался какими-то уникальными элементами, имел штатную аудиосистему, стеклоподъемники на электроприводе, советский бортовой компьютер. В сердце автомобиля находился 95-сильный 1,8-литровый двигатель, который в дальнейшем планировалось довести до полноприводного варианта.

Однако в процессе тестирования было обнаружено множество недоработок, в том числе и нефункциональные окна, поэтому проект был признан неперспективным и не получил развития.

4. Москвич-2144 «Истра»

Еще один нереализованный проект завода АЗЛК времен конца 80-х годов. Истру можно назвать автомобилем будущего, так как она получила несколько уникальных решений. К ним можно отнести не имевший центральной стойки кузов из дюраля – сочетания алюминия и меди, и единственную широкую дверь, которая открывалась вверх и позволяла сесть на оба ряда сидений.

В ряде новшеств присутствовала система ABS, климат-контроль, 2 подушки безопасности, регулируемая электроникой пневмоподвеска и система самодиагностики. Вот только боковые окна были наглухо зафиксированы, так как конструкторы считали, что они не нужны при наличии системы кондиционирования.

Работа над фантастическим, но интересным концептом точно так же, как и в случае его собратьев, была прекращена после изменений в стране.

3. ВАЗ-2702 «Пони»

Если советскому гражданину требовалось перевезти небольшой груз в личных целях или сотруднику выставки переместить экспонат в другой павильон, приходилось нанимать грузовую машину типа ЗИЛ-130 или ГАЗ-53. Это требовало определенных расходов, большого количества топлива, а вдобавок портило экологичную обстановку.

Тогда и родился проект компактного электрического перевозчика малой грузоподъемности. Благодаря алюминиевому кузову грузовичок получился легким и маневренным, поэтому его можно было использовать в курортных зонах, для почтовых перевозок, для медицинских целей и торговли.

«Пони» вполне мог бы стать первым советским электромобилем, если бы не слабая прочность конструкции, которая делала его абсолютно нефункциональным.

2. ЗИЛ-118 «Юность»

Незаслуженно забыт этот великолепный автобус, имевший шасси от лимузина. На нем перемещалось руководство КПСС, сотрудники телевидения и КГБ. Под капотом он имел 200-сильный мотор от ЗИЛ-130, который обеспечивал плавный и динамичный ход.

Дизайнеры были вдохновлены американским автопромом, поэтому в автобусе можно увидеть черты Chevrolet. Панорамные окна, 2-метровый люк, отличная шумоизоляция делали его крайне уникальным по уровню комфортабельности, хотя по конструкции он ничем не отличался от аналогов.

Автобус собрал массу международный наград, удостоился восхищения Хрущева, заинтересовал собой компанию Ford и был выпущен тиражом в 93 экземпляра.

1. МАЗ-2000 «Перестройка»

Дебют грузовика на Парижском автосалоне был грандиозным и шумным за счет его перспективности, ведь инженеры Минского автозавода создали дальнобойщик будущего.

Тягач состоял из двух частей – кабины и, собственно, тягача. В кабине с высокой крышей имелось огромное панорамное окно, кондиционер, телевизор, холодильник, электрическая плитка, аудиосистема с радио, столик и даже камера заднего вида. Для 80-х годов это уже было технологиями будущего.

Грузовик оснастили 6-цилиндровым 290-сильным дизельным двигателем MAN, который вкупе с улучшенной аэродинамикой разгонял грузовик до 120 км/ч. Все колеса имели независимую подвеску на пневмобаллонах, а тормоза — с ABS.

Инженеры уже даже продумали проект объединения нескольких прицепов в единый ряд, чтобы образовать автопоезд грузоподъемностью до 80 тонн. Но опять повлиял распад СССР, а все чертежи и наработки проданы западным автопроизводителям.

Охватывает искренняя гордость за советских конструкторов и инженеров, чьи таланты, фантазия и возможности были абсолютно безграничными. И от осознания этого факта особенно обидно и больно, что эпоха перестройки разрушила не только великую державу, но и технологичные, оригинальные и перспективные разработки, которых более не видела российская автомобильная промышленность.

Видео о неизвестных автомобилях СССР:

Источники:

http://www.zr.ru/content/articles/903997-vspominaem-samye-neobychnye-sov/
http://motor.ru/selector/tencars.htm
http://novate.ru/blogs/030117/39448/
http://motor.ru/selector/tencars.htm
http://pikabu.ru/story/avtomobili_sssr_kotoryie_tak_i_ne_uvideli_svet_5466887
http://fastmb.ru/autonews/autonews_rus/2270-samye-interesnye-sovetskie-avtomobili-top-10.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector