1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Почему в России растет спрос на грузовики

Почему в России растет спрос на грузовики

Статья-рассуждение о главных причинах того, почему в России растет спрос на грузовые автомобили. В конце статьи — интересное видео о том, как российские грузовики ездят по бездорожью!

Впрочем, поводов для оптимизма мало. Возможно, ключевую роль в наметившейся тенденции сыграл отложенный спрос, и в скором времени произойдет откат назад. Проще говоря, продажи грузовиков снова рухнут. Но это самый пессимистичный сценарий. Не исключено, что рынок грузовых автомобилей, наконец, стабилизируется и с каждым годом будет демонстрировать пусть и небольшой, но все же рост.

Впечатляющая статистика

По итогам августа текущего года совокупный объем отечественного рынка новых грузовых автомобилей достиг 4,7 тыс. единиц. Примечательно, что по сравнению с аналогичным периодом 2015 г. этот показатель в 2016 г. возрос на 21,1%. Вместе с тем аналитики из агентства «Автостат» подчеркивают, что спрос на грузовые машины увеличивается планомерно, месяц за месяцем. То есть, резких скачков не наблюдается. При этом начало нынешнего года не предвещало для производителей грузовиков ничего хорошего. Дело в том, что в период с января по август 2016 г. было реализовано лишь 31,3 тыс. единиц грузовой техники, что на 3,4% меньше, чем за 8 месяцев 2015 г.

Почетное второе место досталось другому отечественному бренду – «ГАЗ». С начала текущего года он реализовал 678 грузовых машин, продемонстрировав впечатляющую динамику. По сравнению с 2015 г. продажи этого производителя выросли на рекордные 49,7%.

На третьем месте разместился белорусский завод «МАЗ». С начала 2016 г. производитель из РБ реализовал на российском рынке 334 единиц грузовой техники. Это на 38% больше, чем в 2015 г. Что же касается четвертого и пятого места, то его заняли «ISUZU» и «MERCEDES» соответственно. Последний автоконцерн увеличил продажи на 3,9%, а первый – на 13,4%.

Места в рейтинге хватило всем

Правда кроется в деталях

Генеральный директор «КамАЗа» Сергей Когогин высказывает осторожный оптимизм по поводу сложившейся ситуации. Оно и не удивительно, ведь объяснить происходящее с помощью логических доводов не представляется возможным. В любой момент может начаться обратный процесс.

Тем не менее, цифры говорят сами за себя. По словам Сергея Когогина, в первом полугодии 2016 г. вверенное ему предприятие выпускало до 180 машин в сутки. Во втором же удалось выйти на более высокий показатель – 200 единиц техники.

Подобный рост можно объяснить тем, что в августе завод уходил на корпоративный отпуск сроком 2 недели. Вот в преддверии относительно большого простоя и было принято решение заранее выпустить определенное количество грузовиков, чтобы предвосхитить ожидаемый спрос. Выбранная тактика полностью себя оправдала. Вся произведенная грузовая техника была раскуплена.

Составление прогнозов – занятие неблагодарное. Но, наверное, эту прописную истину забыли те эксперты, которые в марте текущего года в один голос заявляли, что наметившийся спрос на грузовые автомобили не будет долгосрочным. Как показало время, они глубоко ошибались. Также ими был сделан еще один прогноз, согласно которому инвестиции в рынок грузовой техники резко сократятся. Однако и этого не произошло.

Основные заказчики

Своим выросшим выручкам производители грузовых автомобилей обязаны в первую очередь различным строительным организациям и предприятиям, которые нуждаются в новой спецтехнике. Немалую роль в увеличении спроса сыграли и транспортные компании. Как здесь не вспомнить появление на рынке такой единицы спецтехники, как новенький магистральный тягач от «КамАЗа».

Он был вызван тем, что на протяжении последних нескольких лет редкие предприятия и компании занимались обновлением собственного автопарка. Проще говоря, практически все пользовались старой спецтехникой. И вот, когда она массово начала выходить из строя и требовать дорогостоящего ремонта, возрос спрос на новые грузовики.

Закономерная тенденция

По мнению Владимира Беспалова, на коммерческом рынке происходят более интенсивные процессы, чем в легковом секторе. По этой причине закупка новой спецтехники – скорее острая необходимость, чем прихоть. Тем более, в настоящее время сложились благоприятные условия для обновления автопарка. Существует много стимулирующих государственных программ. К тому же, по наблюдениям Владимира Беспалова, стоимость отечественных автомобилей на данном этапе выгодно отличается от цен на импортные аналоги.

Сергей Когогин во многом согласен с Владимиром Беспаловым. Также он отмечает, что отечественные производители спецтехники, в частности грузовых автомобилей, обязаны щедрой господдержке. Без нее, как считает генеральный директор «КамАЗа», повышенного спроса на грузовики не было бы.

Вместе с тем ряд аналитиков и экспертов уверены, что наибольшее влияние на рост продаж грузовой техники оказывает девальвация отечественной валюты. Пускай, в последнее время рубль укрепился и уже не срывается в пике, как было раньше, но тенденция остается прежней.

Конкуренты не дремлют

Если весной текущего года рост продаж демонстрировал, как правило, «КамАЗ», то сейчас вырисовывается несколько иная картина. Увеличили свою выручку и зарубежные компании. Правда, им пока далеко до российского автогиганта, но процесс, как говорится, пошел.

Например, хорошие результаты показала компания «Volvo Group Trucks Russia», которая имеет собственный завод в России. По итогам 1-го полугодия 2016 г. она реализовала почти столько же грузовиков, как и за аналогичный период 2015 г. Ожидается, что 2-ое полугодие станет для нее более результативным.

Именно поэтому «КамАЗ» планирует до конца 2016 г. произвести не менее 20 тыс. грузовых машин. Если все пойдет по плану, по итогам текущего года завод из Набережных Челнов выпустит около 35 тыс. единиц техники. Даже если не удастся реализовать все машины, распродать остатки можно и в 2017 г.

Однако некоторые эксперты высказывают опасения, что «КамАЗу» не удастся реализовать свои планы. Может случиться так, что под воздействием как внешних, так и внутренних факторов спрос на отечественную спецтехнику резко упадет. И тогда склады российского автогиганта окажутся переполнены никому ненужной спецтехникой. Исключать подобного никак нельзя. Учитывая возможные риски, эксперты советуют руководству «КамАЗа» быть более последовательными. Но, похоже, никто не собирается сворачивать с намеченного пути.

Полный «ГАЗ»

Не склонен драматизировать не столь далекое будущее и президент группы «ГАЗ» Вадим Сорокин. Он заявляет, что никто не будет корректировать уже созданные бизнес-планы. Взят окончательный и безоговорочный курс на наращивание производственных мощностей. Однако у него нет никаких иллюзий по поводу того, что второе полугодие 2016 г. окажется более благоприятным, чем первое. По крайней мере, Вадим Сорокин не видит никаких предпосылок для дальнейшего роста рынка грузовиков, так как инвестиционная активность потребителей пока еще не достигла своего пика. Но несмотря на это, сокращать или удерживать производство грузовиков в сложившейся ситуации, по его глубокому убеждению – неблагоразумно.

Сергей Удалов, исполнительный директор «Автостата», заявляет, что беспокоиться отечественным производителям грузовой техники не стоит, пока все складывается в их пользу. Но и расслабляться не нужно. Они всегда должны быть готовы к тому, что государственная поддержка может быть урезана, и в таком случае им придется очень несладко.

Более того, многие строительные организации, транспортные компании уже заканчивают обновление своего автопарка. А это значит, что вскоре они перестанут покупать новую спецтехнику. Закупленных машин им хватит как минимум на лет 5-6, а то и более. В этот период ими будет приобретаться лишь та спецтехника, которой нет аналогов. Проще говоря, отечественные производители уже сейчас должны заняться модернизацией существующих моделей. В противном случае образовавшуюся на рынке нишу займут зарубежные бренды.

Благо, у российских автоконцернов сейчас есть все условия и возможности, чтобы заработать большие деньги. Накопленных финансовых ресурсов должно с лихвой хватить на то, чтобы разработать новые грузовики, которые будут оснащены по последнему слову техники.

Видео о том, как российские грузовики ездят по бездорожью:

Ханс Тарделль, «Скания-Русь»: рынок растет и будет демонстрировать рост

Российский грузовой рынок иномарок в последние годы давал мало поводов для оптимизма. Но «нижняя» точка пройдена, – считает наш собеседник. Что заставит расти спрос на грузовики, и почему так сложно продавать в России машины с заводским газовым оборудованием? На вопросы Kolesa.ru отвечает гендиректор российского офиса Scania Ханс Тарделль.

К.: Как «Скания-Русь» заканчивает 2016 год? Каков общий объем продаж и, если это не секрет, объем по моделям?

Х. Т.: Первое, что важно отметить: в этом году российский рынок наконец-то преодолел нижний порог кризиса и начал уверенное, хоть и пока медленное восстановление. Рынок техники грузоподъемностью свыше 16 тонн растет, начиная с мая 2016 года, и по итогам ноября рост рынка техники грузоподъемностью свыше 16 тонн по сравнению с аналогичным периодом 2015-го составил 12,5%, а рост европейских производителей – 12,6%. По итогам прошедших 11 месяцев мы получили 2 802 заказа на грузовые автомобили различных сегментов, что почти на 42% превышает аналогичный показатель 2015 года (1 622). Это позволяет нам оптимистично смотреть на следующий год.

По отдельным сегментам наши показатели также достаточно высоки. Например, мы продолжаем демонстрировать очень хорошие результаты по реализации Scania для клиентов лесной промышленности. По итогам продаж с января по ноябрь 2016 года мы занимаем первое место среди «европейской семерки» (Scania, Mercedes-Benz, MAN, DAF, Iveco, Volvo, Renault – прим. ред.) с долей в 34%. Среди всех марок в целом мы уступаем только отечественным производителям с долей в 12,7%.

На фото: Scania R-Series ‘2016–н.в.

Вообще, расстановка сил на российском рынке сегодня во многом определяется макроэкономическими показателями в стране, поэтому отечественные производители занимают большую часть рынка.

Например, рынок автобусов стабильно растет, но происходит это за счет отечественного производителя, доля которого в 2016 году составила 95%. В этом плане нам помогают наши проекты локализации производства, например, сотрудничество с Группой ГАЗ, на предприятиях которой с использованием агрегатной базы Scania производятся междугородние автобусы ЛиАЗ «Вояж» и туристические автобусы ЛиАЗ «Круиз».

В этом году мы преодолели очередной рубеж локализации производства и начали распространение этих моделей автобусов через дилерскую сеть Scania. Если подсчитать совокупные продажи автобусов Scania и автобусов ЛиАЗ на шасси Scania через дилерские сети Scania и Группы ГАЗ, то они составляют 28% доли рынка «европейской семерки».

На фото: Scania R 730 6×2 Highline ‘2016–н.в.

К.: Каковы ваши оптимистичный, средневзвешенный и пессимистичный сценарии по грузовому рынку России в 2017 году? Хотя бы в одном из них допускается рост спроса?

Х. Т.: Россия – очень изменчивый и достаточно непредсказуемый рынок, но как мы видим из показателей этого года, ситуация понемногу стабилизируется. Рынок растет и с большой долей вероятности продолжит демонстрировать рост в 2017 году. Как я уже отметил, тут большую роль играет реализация отложенного спроса у покупателей. Как мы помним, рынок буквально замер, когда сильно вырос курс евро. Клиенты перестали обновлять свои парки. Но на самом деле, очень долго так продолжаться не может.

В определенный момент эксплуатация старой техники начинает приносить убытки, несопоставимые с себестоимостью новой. Нам кажется, что этот момент настал, поэтому рост будет. Для нас вопрос лишь в том, насколько он будет сильным, но мы смотрим на свои возможности оптимистично.

Мы видим, что в ситуации общей стабилизации рынка клиенты снова позволяют себе долгосрочное планирование, а это очень важный для нас показатель. Scania всегда позиционировала себя на рынке как компания, предлагающая широкий набор сервисных услуг и техники исключительного качества. Думаю, в будущем году показатели эффективности снова будут цениться больше, чем мимолетная выгода от приобретения более дешевой техники.

На фото: Scania R 500 6×4 Highline Timber Truck ‘2016–н.в.

К.: Как вы преодолеваете трудный экономический период, находите ли новые для себя бизнес-направления? Может быть, постгарантийный сервис или трейд-ин?

Х. Т.: На самом деле, мы постоянно, не только в периоды кризиса, работаем над разработкой продуктов и предложений для наших клиентов, наиболее выгодных с точки зрения стоимости эксплуатации техники. Например, в этом (2016-м, — прим. ред.) году мы запустили новую программу Service Exchange (вторая жизнь для запчастей), рассчитанную на снижение расходов на ремонт техники. Мы понимаем, что некоторые агрегаты (турбины, редукторы, коробки передач, двигатели и другие запчасти) достаточно дорогие. Поэтому, чтобы оградить своих клиентов от соблазна на самостоятельный, а это всегда значительно уступающий в качестве, ремонт, мы предлагаем широкий ассортимент запчастей из нашего обменного фонда.

Читать еще:  10 ошибок при покупке новой машины

Все запчасти, представленные в этом фонде, восстановлены в заводских условиях Scania за рубежом, поэтому не уступают новым в качестве, но при этом гораздо дешевле. Мы также предлагаем нашим клиентам уникальное сервисное решение «Scania Драйв», позволяющее заметно повысить эффективность бизнеса. В состав программы помимо лизингового финансирования транспортных средств входят также сервисный контракт, продленная до 4-х лет гарантия на силовую линию, страхование, система мониторинга автопарка Scania и сертификат на обучение двух водителей. По нашим подсчетам экономическая выгода от приобретения «Scania Драйв» достигает 5% от общей стоимости транспортного средства и комплекса услуг.

В следующем году (2017-м, прим. ред.) мы планируем запуск новой программы периодического обслуживания Scania Maintenance. Это схема обслуживания, при которой дата и состав ТО будут определяться состоянием транспортного средства, тогда как сейчас наиболее распространен принцип с фиксированным интервалом между ТО и стандартным набором оказываемых услуг. Такая система обеспечит гарантированную выгоду нашим партнерам – за счет сокращения визитов на сервисные станции Scania и замены только тех компонентов, которые требуются конкретной машине на момент ТО. Пока мы прорабатываем все детали, но позже обязательно расскажем об этой программе подробнее.

К.: Продолжает ли развиваться дилерская сеть марки в России? Появляются ли новые дилеры или же, наоборот, некоторым приходится уйти из бизнеса?

Х. Т.: Число официальных дилеров Scania в России на сегодняшний день составляет 60. Мы активно инвестируем средства в развитие дилерской сети в России. В сентябре 2016 года была открыта новая станция сервисного обслуживания дочернего дилера Scania ООО «Скания Сервис» в Московской области, г. Голицыно.

К.: Чувствуете ли вы повышение спроса на зерновозы и другую грузовую технику для сельского хозяйства, иными словами – помогает ли вам импортозамещение?

Х. Т.: Сегмент агротехники продолжает демонстрировать стабильные результаты. По итогам 11 месяцев 2016 года доля европейских производителей составила 17% с 654 единицами отгруженной техники. Scania входит в тройку лидеров среди «европейской семерки», наша доля составляет 17,3%. При этом в сегменте специализированного транспорта по перевозкам зерновых и масляничных культур мы являемся безусловными лидерами, уступая только локальным производителям.

На фото: Scania R 500 6×2 Highline ‘2016–н.в.

К.: Вы одни из немногих производителей, кто уделяет большое внимание газомоторному топливу, продавая машины с заводским газовым оборудованием. Сколько машин передано клиентам за последние годы? С какими сложностями они сталкиваются? Что нужно сделать, чтобы газовые грузовики стали популярнее?

Х. Т.: Да, действительно, Scania уделяет отдельное внимание по развитию этого направления, в том числе и в России. Наших клиентов привлекает возможность максимально экологичного, эффективного и экономичного транспорта. Последнее, пожалуй, наиболее актуально в кризисный период.

В непростые кризисные условия все без исключения клиенты – и малый бизнес, и большие предприятия – столкнулись с необходимостью пересмотреть подходы к управлению бюджетом, и природный газ, в силу невысокой себестоимости в России, стал отличным вариантом решения проблемы. В России розничная цена одного кубометра природного газа – это чуть меньше литра обычного дизельного топлива – составляет 12 рублей. К тому же ГМТ практически полностью сгорает при использовании, не оставляет нагара и сажи на двигателе и не смывает масляную пленку с деталей, увеличивая срок службы двигателя приблизительно на 40%. Мы проводили мониторинг работы первого газового автомобиля Scania в России и подсчитали: при пробеге 190 000 км экономия составит около 900 000 рублей. Согласитесь, выгода ощутимая.

Сейчас в России мы реализуем газомоторные седельные тягачи с колесной формулой 4х2 и шасси под различные надстройки с колесными формулами 4х2 и 6х2, в этом году было реализовано 13 единиц такой техники.

Однако реализация подобной техники на российском рынке имеет свои специфические особенности. Как я уже упоминал, внедрение техники на ГМТ в России происходит при значительной поддержке государства. Это для нас одновременно хороший момент и не очень. С одной стороны, Scania под программы господдержки не попадает как иностранный производитель, поэтому с точки зрения цен нам сложно конкурировать с отечественными компаниями. Газомоторная техника сама по себе стоит чуть дороже, но добавьте к этому стоимость газобаллонного оборудования и таможенную пошлину, которая для тягачей составляет пусть всего 5%, но для грузовых шасси – уже 15%, и разница получается существенная.

На фото: Scania R440 Streamline 6×2 tractor Normal cab ‘2013–н.в.

Поэтому мы понимаем, что клиент несколько раз подумает, прежде чем отказываться от помощи государства и возможности немного сэкономить. Однако плюсы от подобных инициатив мы тоже видим. Дело в том, что помимо непосредственно внедрения ГМТ техники в российские автопарки, наличие подобных программ поддержки оказывает влияние на развитие газозаправочной инфраструктуры в стране. Проще говоря, спрос рождает предложение. Если владельцы автопарков будут рассматривать приобретение – пусть даже пока с учетом субсидий – газомоторной техники, тогда и компании, занимающиеся развитием газозаправочной инфраструктуры, будут видеть смысл в создании новых станций. Все-таки на данный момент недостаточный уровень развития инфраструктуры – главное препятствие для повсеместного внедрения ГМТ техники в России.

Нам в свою очередь это выгодно потому, что доступность топлива вероятнее всего подтолкнет пользователей газомоторной техники на приобретение её вне зависимости от субсидий, а с учетом показателей качества и экономической эффективности. Здесь наша экспертиза и многолетний опыт – наш главный козырь, и мы высоко оцениваем свою конкурентную способность. Это же касается и мер, необходимых для популяризации ГМТ техники. На мой взгляд, та работа, которая уже ведется по этому направлению в России государством, заслуживает похвалы. Нам, как производителю такой техники, остается только проводить дополнительную разъяснительную работу с конечными пользователями о выгоде использования газового топлива по сравнению с дизельным.

Индекс фуры: рынок грузовиков покатился с горы

Рынок грузовых автомобилей в России снизился на 4% за 11 месяцев 2019 года, об этом свидетельствует статистика аналитического агентства «Автостат Инфо», предоставленная «Известиям». Отечественные компании, широко представленные в сегменте среднетоннажных грузовиков, пока что в плюсе, в то время как иностранные компании ушли в серьезное пике на 14%. Основное падение пришлось на сегмент магистральных грузовиков, а это говорит о падении коммерческих перевозок. Чем меньше по дорогам страны едет фур с товарами, тем сильнее падает экономика, говорят опрошенные «Известиями» эксперты.

Рынок не обнадеживает

С января по ноябрь 2019 года в России было продано 68,8 тыс. грузовых автомобилей, что на 3,8% ниже в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, когда было продано 71,5 тыс. машин. Продажи иностранных грузовиков за 11 месяцев составили 30,3 тыс. штук (-13,7%), отечественных — 38,5 тыс. грузовиков (+5,8%). Безусловный лидер грузового рынка КамАЗ за этот период реализовал 24,6 тыс. автомобилей (+8%), ГАЗ занимает вторую строчку с результатом 5,6 тыс. авто (+6%). На третьей ступеньке Scania, реализовавшая 4339 грузовиков, продажи шведского автопроизводителя упали сразу на 22,6% с начала года.

Занимающая четвертое место компания Volvo смогла продать 4921 машину (-14%), замыкает пятерку лидеров грузового рынка Mercedes-Benz (3531 шт.; -14,3%). Далее в десятке популярных грузовых компаний в порядке убывания идут MAN (3941 шт.; -13,3%), Isuzu (2762 шт.; -24,1%), «Урал» (2290 шт.; -1,8%), DAF (2149 шт.; -13,5%), МАЗ (2580 шт.; -5%).

Двигатель тягача на линии сборки грузового автомобиля «КамАЗ»

Снижение продаж ведущих европейских производителей грузовиков обусловлено в первую очередь общей экономической ситуацией в России и лишь во вторую налоговыми маневрами и финансовым стимулированием со стороны государства, считает начальник отдела региональных продаж «Скания-Русь» Александр Бабушкин.

«Это снижение было прогнозируемым, поскольку прошлый 2018 год был пиком непрерывного стремительного роста после разворота в 2016 году, за которым должно было последовать неизбежное циклическое снижение. Тем не менее Scania в России приближается к концу года в соответствии с намеченным планом. Сохранять позитив нам помогает долгосрочный характер взаимодействия с клиентами и фокус внимания на качество оказываемых услуг, а не на объемы продаж. Если же говорить о прогнозах на 2020 год, то при отсутствии существенного экономического роста транспортные компании в большинстве своем смогут обеспечивать лишь замещение старых автомобилей, но не расширение парка, что в основном они уже успели сделать на протяжении 2017–2018 годов. Поэтому мы прогнозируем дальнейшее снижение объемов продаж на рынке тяжелой грузовой техники», — отметил в разговоре с «Известиями» Бабушкин из Scania.

Россияне в плюсе

В свою очередь, на КамАЗе отмечают, что компания чувствует себя уверенно на падающем рынке за счет расширения модельной линейки.

«КамАЗ чувствует себя лучше рынка по той простой причине, что мы еще несколько лет назад начали внедрять новый модельный ряд, который позволил нам занять те сегменты, в которых мы не были представлены ранее. У нас традиционно продажи были в основном в сегменте строительной техники, полноприводных грузовиках, но не в магистральных тягачах. За счет того, что мы вывели новые модели, в частности 5490 (5490 Neo), мы смогли сохранить и продажи на относительно высоком уровне, и долю рынка», — рассказал руководитель пресс-службы КамАЗа Олег Афанасьев.

Линия сборки кабин грузового автомобиля «КамАЗ»

Собеседник отметил, что в ближайшие два года КамАЗ намерен дополнительно увеличить свой модельный ряд за счет выхода на рынок легких коммерческих грузовиков. Последние традиционно были козырем ГАЗа, но не менее ощутимую помощь Горьковскому автозаводу в этом году оказали среднетоннажные грузовики. По прогнозу ГАЗа по итогу этого года объем рынка среднетоннажников останется на уровне прошлого года или покажет небольшой прирост — на 1–2%, при этом рост продаж среднетоннажиков ГАЗа составляет около 10%.

«Объясняется это как в целом ростом продаж «ГАЗона Next», так и ростом спроса на «ГАЗон Next 10», который вышел на рынок в 2018 году. Также драйвером в продажах стал внедорожный грузовик «Садко Next». В следующем году мы ожидаем стагнацию рынка или падения примерно на 2–3%, что связано с отсутствием признаков оживления деловой активности и низкими темпами обновления парков в коммерческом секторе. Мы планируем укрепить свои позиции на рынке за счет расширения линейки грузовиков», — сообщили «Известиям» в пресс-службе «Группы ГАЗ».

Фура не заводит экономику

Отрицательные результаты иностранных производителей связаны прежде всего со снижением продаж магистральных тягачей. Это немаловажный фактор, поскольку на долю автотранспорта приходится 80% всех перевозок грузов по России. Падение продаж грузовиков находится в корреляции с замедлением динамики розничной торговли в России. По данным Росстата, за три квартала 2019 года перевозки автомобильным транспортом увеличились на 3,1% (до 4,2 млн т).

В целом по итогу года прогнозируется падение коммерческих перевозок автомобильным транспортом, затем будет небольшой прирост (около 2%), отмечает директор центра экономики транспорта Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Татьяна Кулакова. По ее словам, снижение продаж грузовых автомобилей является опережающим экономическим индикатором, который говорит о событиях, которые еще только должны произойти.

Новые грузовые тягачи КамАЗ-5490 NEO

«В целом в грузоперевозках автомобильный транспорт занимает очень большую долю. Среднее расстояние, которое проходят автомобили, постоянно растет, сейчас в коммерческих перевозках оно составляет 85 км. В экономике страны коммерческий транспорт играет огромную роль. На покупке грузового автомобиля сказываются показатели экономического роста страны в целом, уверены ли перевозчики и компании, что смогут окупить эти автомобили. Сейчас крупный ритейл снижает активность из-за того, что доходы населения падают, а это непосредственно связано с розничным товарооборотом. Снижение грузоперевозок и продаж грузовиков — один из опережающих индикаторов, которые предсказывают нам, что будет с ВВП в будущем, по этим показателям очень часто прогнозируют состояние экономики», — заметила Кулакова.

Читать еще:  Фары заднего хода, освещение панели приборов, моторного отсека

Падение продаж грузовиков — общее отражение состояния экономики страны, соглашается с Кулаковой независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев.

«Грузоперевозки — это прежде всего товары народного потребления, строительные материалы, руды, сырье, наливные грузы и т.д. Падение продаж магистральных тягачей происходит потому, что закончилась господдержка по лизингу и прямые скидки на технику. Сложность еще в том, что у бизнеса банально не хватает денег на импортную, более дорогую технику. Для сохранения автопарка коммерсанты вынуждены чаще ремонтировать технику, проводить капремонты, а не покупать новую. И эта тенденция продолжится, поскольку объективных экономических перспектив возврата к росту рынка нет. Возможно, будет небольшой рост на подержанную технику», — заключил Бургазлиев.

Почему в России растет спрос на грузовики

Общий экспорт продукции российского автопрома (автомобили, сборочные комплекты, комплектующие) вырос в 2019 г. на 17% до $4 млрд, указано в исследовании EY. Рост зарубежных поставок наблюдается уже третий год подряд.

Результат превзошел ожидания правительства. В долгосрочной стратегии развития автопрома, утвержденной весной 2018 г., предполагалось, что в 2019 г. экспорт в базовом сценарии достигнет $2,9 млрд, оптимистичном – $3,4 млрд. Аналогичная ситуация была и в 2018 г. Тогда экспорт составил $3,4 млрд, а целевой уровень стратегии в зависимости от сценария – $2,5–2,8 млрд.

По итогам 2019 г. первое место в общей структуре экспорта автопрома вернули легковые и легкие коммерческие (LCV) автомобили – их доля составила 44% (год назад лидировали автокомпоненты с долей 47%). Они же обеспечили основную прибавку общего экспорта: поставки выросли на 34% до $1,7 млрд. В предыдущие четыре года экспорт либо стагнировал, либо рос, но меньшими темами, чем в 2019 г. (в 2017 г. – на 18%). Экспорт легковых автомобилей и LCV в 2019 г. в количественном выражении увеличился на 21% до 113 200 шт., оценивает EY.

Бурный рост поставок автомобилей за рубеж в 2019 г. связан, прежде всего, с восстановлением спроса в странах СНГ, объясняет EY. Об этом говорит и представитель Российского экспортного центра (РЭЦ).

Продажи легковых автомобилей и LCV на одном из основных экспортных рынков российских автозаводов – казахстанском – выросли на 23,3% до 71 417 шт., а в денежном выражении – почти на 32% до $1,71 млрд (данные отраслевого союза «Казавтопром»). В топ-3 рынка – Lada, Hyundai и Toyota. Рост рынка ускоряется: в 2017 г. он вырос в количественном выражении на 7%, в 2018-м – на 25%. Автомобильный рынок Белоруссии тоже продолжает расти, но динамика замедляется. В 2018 г. продажи увеличились на 54%, а в 2019 г. – на 22%, достигнув 64 504 машин, следует из данных Белорусской автомобильной ассоциации (емкость в денежном выражении не уточняется). В тройке лидеров – Lada, Renault и Volkswagen. Для сравнения: российский рынок сократился на 2,3% до 1,76 млн легковых автомобилей и LCV (данные АЕБ). В денежном выражении рынок легковых автомобилей увеличился на 5,6% до 2,54 трлн руб., по оценке «Автостата».

Российские автозаводы начали активно развивать экспорт на фоне сильно сократившегося после 2013 г. рынка, напоминает аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. На динамике также сказались господдержка (прежде всего – компенсация части логистических расходов) и расширение сборочного производства российских брендов в Казахстане, где был введен утилизационный сбор.

Крупнейший российский автопроизводитель (и экспортер машин) «АвтоВАЗ» реализовал в 2019 г. на зарубежных рынках около 50 000 машин, сообщала компания. Это на 32% больше, чем в 2018 г. Главные экспортные рынки Lada – Белоруссия, Казахстан и Узбекистан. Зарубежные продажи выпущенных в России автомобилей Renault выросли на 14% до 15 785 шт., основные рынки – Белоруссия, Казахстан и Киргизия, рассказал представитель компании. Группа VW, по словам представителя, экспортировала из России 24 600 машин (в 2018 г. – около 20 000), из них почти 10 000 – Skoda Kodiaq в Европу. Экспорт Nissan из России упал на 27% до 4168 шт., машины поставляются в Казахстан и Белоруссию. УАЗ поставил за рубеж 5720 машин (рост на 29%), из них почти 80% отправились в страны СНГ и ближнего зарубежья. Рост связан с расширением географии реализации и модельного ряда на существующих рынках сбыта, поясняет представитель УАЗа.

В 2020 г. экспорт продукции российского автопрома может составить в зависимости от сценария стратегии автопрома $3,4–4,2 млрд.

Экспорт в 2020 г. будет расти, считает Беспалов: рынок в России стагнирует и автозаводы продолжат развивать зарубежные поставки, чтобы загрузить мощности. «Наши ожидания достаточно сдержанны. В первую очередь это связано с имеющимися и вновь появляющимися барьерами», – говорит представитель РЭЦа. Например, это касается введения утилизационного сбора. Преодолеть эти барьеры поможет организация локальной сборки, а также увеличение количества стран, с которыми подписываются соглашения о зоне свободной торговли, отмечает представитель РЭЦа.

Экспорт легковых автомобилей, скорее всего, вырастет в 2020 г. на 10–15%, для роста экспорта грузовых автомобилей и автобусов больших предпосылок не видно, говорит партнер EY Сергей Павлов. «На рынок в целом и экспорт из России в частности может сильно повлиять ситуация с эпидемией коронавируса», – предупреждает он. Многие цепочки поставок замкнуты на Китай, а способность китайских заводов компонентов к ритмичной работе в следующие два месяца под вопросом, поясняет Павлов. Это поставит под угрозу производство в России и других странах, указывает он. Кроме того, продолжает эксперт, развитие эпидемии может спровоцировать ограничение спроса со стороны частных лиц и компаний.

Несмотря на рост цен на 17% в первом полугодии

Несмотря на падение спроса на новые грузовики и легкие коммерческие автомобили, вторичный рынок вышел в плюс. Спрос на тяжелую технику вырос на 2%, на небольшие грузовики — на 26%. При этом подержанная техника продолжает дорожать — средняя цена на нее в РФ выросла на 17%, достигнув 1,05 млн руб. в сегменте грузовиков, и на 6% до 566,9 тыс. руб. в сегменте LCV. Ниже этой планки коммерческую технику с пробегом можно купить из крупных городов только в Барнауле, Волгограде, Ульяновске, Омске и Тольятти.

Число предложений о продаже грузовиков в январе—июне выросло на 4%, до более чем 200 тыс. объявлений, спрос на них — на 2%, следует из исследования Avito. Эксперты проанализировали более 200 тыс. предложений о покупке грузовых автомобилей. Ажиотаж на рынке грузовиков среди 23 крупнейших российских городов (в их числе — 15 городов-миллионников, а также Барнаул, Ижевск, Саратов, Иркутск, Тольятти, Тюмень, Краснодар и Ульяновск) зафиксирован в Тольятти: за шесть месяцев там на 17% выросло число предложений, спрос — на 13%.

Также спрос на грузовики в январе-июне увеличился в Красноярске (на 10%), Омске (на 8%) и Волгограде (на 7%). При этом наиболее активно предложения о покупке грузовиков появлялись помимо Тольятти в Нижнем Новгороде (рост на 4%) и Казани (на 2%).

Спрос на такую технику рос, несмотря на увеличение ее стоимости. За полгода цена на грузовики выросла на 17%, до в среднем 1,05 млн руб. Причем аналогичная динамика зафиксирована во всех 23 городах. Минимальное удорожание составило 15% в Санкт-Петербурге, максимальное (45%) в Барнауле. Впрочем, в последнем такую технику можно все еще приобрести в среднем выгоднее, чем в других городах: за 981,9 тыс. руб. Также в топ-5 городов с самыми доступными ценами вошли Волгоград со средней ценой в 971,2 тыс. руб., Ульяновск (857 тыс. руб.), Тольятти (802,4 тыс. руб.) и Омск (713,2 тыс. руб.). Дороже всего грузовики продаются в Казани (1,6 млн руб.), Санкт-Петербурге (1,61 млн руб.) и Москве (1,7 млн руб.).

Наиболее активно их покупают в Новосибирске (рост спроса на 47%). При этом число предложений растет медленнее: в среднем по РФ оно увеличилось только на 4%. Цена на такие автомобили увеличилась на 6%, до 566,9 тыс. руб. Дешевле всего небольшие грузовики продавались в Омске (398 тыс. руб.), дороже всего — в Москве (859,4 тыс. руб.).

25 лет «Газели» — объекту шуток, который на самом деле спас ГАЗ и помог многим заработать

Рынок новых грузовиков, по данным «Автостата», в январе—мае сократился на 5,1%, до 29,5 тыс. штук. В мае продажи упали на 17,8%, до 5 тыс. машин. Лидер сегмента КамАЗ снизил реализацию на 22,2%, до 1,5 тыс. штук, ГАЗ — на 14,4%, до 540 автомобилей, Volvo — на 18,8%, до 441 штук, белорусский МАЗ, напротив, нарастил продажи на 5%, до 295 штук. Самое большое снижение на 42,8%, до 289 штук показывает Scania. В минусе по итогам пяти месяцев остается и сегмент LCV, показывая падение на 7,8%, до 41,1 тыс. штук. В мае падение продаж легких коммерческих автомобилей составило 20,6%, до 7,6 тыс. единиц. Сократил реализацию и лидер рынка ГАЗ — на 16,5%, до 3,5 тыс. автомобилей, УАЗ снизил реализацию на 7,5%, до 1,2 тыс. штук, Lada — на 19,4%, до 732 штук, Ford — на 12,5%, до 717 машин, Volkswagen — на 22,5%, до 375 штук.

Почему автопроизводители прогнозируют падение продаж по итогам года

Крупнейшие российские автопроизводители и ассоциация «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) пересмотрели прогнозы по продажам на 2019 год в сторону пессимистичных, вплоть до двукратного падения. Они просят у правительства возобновить программы поддержки спроса на фоне падения рынка в последние месяцы. Но действовавшие программы, например, в легковом сегменте, из-за ограничений по стоимости приобретаемого автомобиля направлены в основном на АвтоВАЗ, продажи которого стабильны и без субсидирования спроса.

Почему в России растет спрос на грузовики

Пока рынок новых машин еще только нащупывает дно, кривая продаж автомобилей с пробегом уже поползла вверх. Так, в феврале вторичный авторынок увеличился на 10,9%, выйдя в плюс впервые с декабря 2014 года, когда на фоне обвала рубля россияне и граждане соседних республик массово скупали автомобили — как новые, так и подержанные. А в марте реализация бэушных машин продолжила набирать обороты, показав рост в 13,1%, согласно данным «Автостата». Это обеспечило положительный результат и по итогам первого квартала: 1 млн 116 тыс. автомобилей, что на 6,1% больше по сравнению с прошлым.

Низкий курс рубля сделал автомобили в России самыми дешевыми в мире и крайне привлекательными для иностранцев. Покупатели из Китая и Европы наряду с нашими соседями из стран СНГ стали частыми посетителями российских автосалонов. Однако скоро поток зарубежных гостей должен сойти на нет, поскольку цены на автомобили вновь поползли вверх.

Валютный парадокс

toyota-Corolla-2013

Из-за пикирующего рубля, падение которого продолжается с осени 2014 года, автомобили в России стали самыми дешевыми в мире. Дело в том, что рублевые ценники на них растут в значительно меньшей степени, чем валютные котировки, поскольку в условиях обвального спроса автопроизводители стараются до последнего сдерживать рост цен. Только в прошлом году, согласно данным PwC в России, средняя стоимость нового легкового автомобиля в долларовом эквиваленте снизилась на 22%, тогда как в рублях она увеличилась на те же 22%.

Читать еще:  Opel Crossland X 2018

Как говорит директор по продажам ГК.

Аналитики составили рейтинг 50 крупнейших региональных рынков легковых автомобилей с пробегом в России по итогам пяти месяцев текущего года. Об этом говорится в пресс-релизе агентства «Автостат», поступившем в «Газету.Ru».

Согласно исследованию, в январе-мае объем вторичного рынка легковых авто в России составил 2 млн 15,2 тыс. ед., показав рост на 10,7% к аналогичному периоду прошлого года.

Лидирующие позиции традиционно заняли Москва и Московская область, суммарная доля которых превысила 12%. При этом столичный рынок показал рост на 8,6% (до 135,9 тыс. ед.), а подмосковный — на 15,1% (до 117,7 тыс. ед.). Третья строчка рейтинга, с долей менее 5%, принадлежит Краснодарскому краю, продажи в котором и составили 88,5 тыс. машин с пробегом (+6,4%).

В Санкт-Петербурге объем вторичного рынка увеличился на 18,7% (до 75,4 тыс. ед). В пятерку лидеров рейтинга вошла и Ростовская область (59,9 тыс. ед.; +10,3%).

Далее идут Свердловская область (59,3 тыс. ед.;.

Статья-рассуждение о главных причинах того, почему в России растет спрос на грузовые автомобили. В конце статьи — интересное видео о том, как российские грузовики ездят по бездорожью!
Содержание статьи:

Кризис кризисом, но жить и работать надо. Иначе как объяснить такой феномен, что в период нестабильной экономической ситуации в РФ, когда финансовые сложности испытывают как физические, так и юридические лица, продажи грузовых автомобилей демонстрируют завидный рост?

Впрочем, поводов для оптимизма мало. Возможно, ключевую роль в наметившейся тенденции сыграл отложенный спрос, и в скором времени произойдет откат назад. Проще говоря, продажи грузовиков снова рухнут. Но это самый пессимистичный сценарий. Не исключено, что рынок грузовых автомобилей, наконец, стабилизируется и с каждым годом будет демонстрировать пусть и небольшой, но все же рост.

Впечатляющая статистика

В сентябре 2016 года объем рынка легковых автомобилей с пробегом в России составил 461,5 тысячи единиц — на 0,1% меньше, чем годом ранее.

С одной стороны, отрицательная динамика совсем небольшая, подчеркиваются профильные эксперты. Но с другой стороны, прервался рост рынка, который можно было фиксировать на протяжении последних семи месяцев.

читайте также

Естественно, в лидерах по объему продаж подержанных машин — продукция концерна Lada. При этом в сентябре 2016 года было продано на 7,8 процента меньше машин этой марки, чем год назад — 126,9 тысячи штук. Второе место по числу перешедших из рук в руки машин занимает Toyota с показателем 51,6 тысячи машин. И у нее, в отличие от Lada, наблюдается рост (+4,5 процента). А замыкает тройку лидеров бренд Nissan, продажи на «вторичке» у которого тоже выросли на 3,6 процента.

На фоне незначительного снижения продаж стоит отметить, что большинство марок с этой точки зрения продолжают наращивать объемы.

В России рынок автомобилей с пробегом в июне вырос на 12,4% по сравнению с показателями предыдущего года, составив 450 тыс. штук. Об этом сообщает аналитическое агентство «Автостат» со ссылкой на собственные данные.

Агентство выяснило, что лидером вторичного рынка в стране остается Lada. На долю машин этой марки приходится почти 28% от общего объема, или 125,6 тыс. штук. Среди иномарок лидером оказалась Toyota, чей результат достиг 51,9 тыс. подержанных экземпляров. Третье место занял еще один японский бренд — Nissan с 23,6 тыс. штук автомобилей с пробегом.

Среди моделей на российском вторичном рынке лидерство в июне сохранил ВАЗ 2114 с объемом 13,6 тыс. машин, второе место занял ВАЗ 2107 с 13,2 тыс. подержанных экземпляров, а на третьей позиции оказался Ford Focus с 11,3 тыс. штук.

По данным «Автостата», Ford Focus пока удерживает титул самой продаваемой иномарки на рынке легковых автомобилей с пробегом.

По итогам первой половины 2016 года объем рынка.

Москва, 15 Июня 2016, 11:14 — REGNUM Отечественный вторичный авторынок продолжает демонстрировать рост на фоне сокращения рынка новых машин, сообщает «АВТОСТАТ».

По итогам мая 2016-го года сменили владельцев 419,2 тыс. автомобилей, что на 17,4% больше, чем год назад. Рост вторичного автомобильного рынка за первые пять месяцев 2016 года составил 10,7%, а общее количество проданных вновь машин достигло в России 2,0152 млн штук.

Лидером российского вторичного рынка является марка LADA. В мае 2016 года автомобили этой марки были заново проданы 119,8 тыс. раз, что на 5,5% больше чем в мае 2015 года. Основная причина этого — рапространенность марки в стране и доступные цены, особенно на старые машины. За первые пять месяцев текущего года на вторичном рынке было реализовано 569,9 тыс. автомобилей LADA, что лишь на 0,4% ниже, чем за тот же период 2015 года.

Второе место на российском рынке автомобилей с пробегом в мае занимает Toyota с продажей 48,2 тыс. штук и ростом.

Российский рынок легковых автомобилей в феврале 2016 года вырос на 10,9 процента до 370 тысяч единиц, сообщает «Автостат». Положительная динамика продаж отмечена впервые с декабря 2014 года.

По мнению руководителя пресс-службы «Автостата» Азата Тимерханова, увеличение продаж является «эффектом низкой базы» предыдущего года. При этом в марте 2015 года объем рынка составил 380 тысяч автомобилей, что сопоставимо с текущими результатами. «Это позволяет надеяться на восстановление рынка», — отметил Тимерханов.

Весь предыдущий год подержанные автомобили покупались лучше новых, но динамика продаж оставалась отрицательной — от минус 9,5 процента в январе до минус 26,6 процента в декабре. В первый месяц 2016 года было куплено 308,8 тысяч машин с пробегом, что на 6,8 процента ниже результата января 2015 года.

Продажи новых легковых автомобилей в феврале 2016 года снизились на 13,4 процента. В тройку лидеров отечественного авторынка вошли «АвтоВАЗ» с результатом 19035.

Агентство «Автостат» провело анализ рынка подержанных автомобилей в России и установило, что в апреле его объем составил 479 890 машин, что на 16,5% больше, чем в апреле прошлого года. При этом за первый квартал этого года объем вторичного рынка легковых автомобилей достиг 1 595 985 единиц, показав рост на 9%.

Лидерство на «вторичке» по-прежнему сохраняет Lada: продажи в апреле составили 137 549 машин, что на 2,8% больше, чем год назад. Далее — Toyota и 53 421 подержанный экземпляр (+24,3%). Третье место у Nissan — 25 244 штуки (24,9%). Замыкают пятерку лидеров Chevrolet (20 458 штук, +27,1%) и Hyundai с итогов в 20 084 машин (+37,3%).

В ведущую десятку вторичного рынка в апреле также вошли Ford (18 255 штук, +22,5%), Volkswagen (17 036 машин, +31%), Kia (16 192 штуки, +42,7%), Mitsubishi (14 751 штука. +18,4%) и Renault (14 640 машин, +22,2%).

По динамике роста лучший результат показали SsangYong (+50,2%), Kia (42,7%), Lexus (41,6%), Lifan (39,6%) и Geely.

Рынок автомобилей с пробегом составил в феврале почти 370 000 машин – на 10,9% больше, чем годом ранее, и на 20% больше, чем в январе 2016 г., сообщил «Автостат». Последний раз рост был в декабре 2014 г. А, например, в феврале 2015 г. рынок сократился на 22,5%.

Теперь же, по данным Auto.ru, вырос и спрос, и предложение. В последнюю неделю февраля российские пользователи сайта разместили больше объявлений о продаже машин, чем в любую из недель 2015 г., сказал его представитель. И сняли их, продав автомобили, на 30% больше, чем месяцем ранее.

Продажи новых авто в феврале 2016 г. упали, по данным комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), на 13,4% год к году – до 111 145.

В первой половине 2015 г. через автосалоны продавалось лишь 8% машин с пробегом, писал «Автобизнес ревю». Сейчас доля таких авто растет, уверен директор подразделения по продаже автомобилей с пробегом BlueFish группы «Рольф» Алексей Баринов. В продажах.

Вторичный авторынок: стабилизация или ослабление?
Падение продаж новых автомобилей подстегнула рост вторичного рынка. Оно и понятно: и цены на новые авто кусаются, и общая ситуация в стране и мире не располагает к чрезмерным тратам.
В итоге, по данным аналитического агентства «Автостат», за последние десять месяцев (январь-октябрь) рынок подержанных автомобилей в России вырос на 6,9% (5,16 млн. машин) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

В том числе и потому, что автодилеры все больше внимания стали уделять стимулированию продаж на вторичном рынке. Скажем, в крупной мультибрендовой компании ГК «АвтоСпецЦентр» рост продаж в сентябре относительно августа составил 8%, а в октябре прирост к сентябрю был уже на уровне 21%. Второе дыхание продажам поддержанных автомобилей дала программа утилизации, представив существенный стимул к обмену старых автомобилей на новые.
Сейчас практически каждый крупный дилерский центр имеет собственные.

Руководитель отдела продаж компании «Автопробег» Дмитрий Коробков объяснил, почему в России так резко подорожали подержанные иномарки

Согласно исследованию компании SmartUs, в мае цены на авто с пробегом до трех лет в среднем выросли в России аж на 29%, до 853,7 тыс. рублей за штуку. О том, что вызвало столь резкий рост цен на подержанные иномарки и стоит ли летом ждать нового витка подорожания, газете ВЗГЛЯД рассказал руководитель отдела продаж компании «Автопробег» Дмитрий Коробков.

«Дилеры ничего ввозить не будут»

— Дмитрий, согласно данным компании SmartUs, цены на подержанные автомобили до трех лет в мае 2010 года выросли в среднем на 29,6%. Согласны ли вы с подобной статистикой?
— Цены повысились — это факт. Все дело в том, что резко увеличился спрос на авто. Соответственно, поднялись цены на поддержанные машины возраста от двух до трех лет.

— А почему вырос спрос?
— Это идет из-за корректировки таможенных пошлин. Рынок в ожидании новых.

В июне 2016 года объем рынка легковых автомобилей с пробегом в России составил 450 тысяч единиц, что на 12,4% больше, чем годом ранее. Примерно на столько же процентов «упал» рынок новых авто, но в абсолютном выражении подержанных машин продается гораздо больше. Раза в три. По итогам всего первого полугодия 2016 года россияне перепродали примерно 2,5 млн легковушек, рост рынка машин б/у — 11%.

Лидером вторичного рынка по-прежнему остается LADA, но в общем объеме перепродаж машин ее доля не занимает и трети. Первой среди иномарок является японская Toyota, как вы понимаете, Сибирь и Дальний Восток все еще значительно влияют на статистику вторичного рынка своими праворульными машинами. Третье место занимает Nissan, таковы данне аналитического агентства «АВТОСТАТ».

Чаще всего перепродаются вазовские LADA 2114, «семерки», а у иномарок — Ford Focus.

Самые свежие новости и полезные советы по автомобильной теме читайте в нашем канале в Telegram.

В итоге, по данным аналитического агентства «Автостат», за последние десять месяцев (январь-октябрь) рынок подержанных автомобилей в России вырос на 6,9% (5,16 млн. машин) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В том числе и потому, что автодилеры все больше внимания стали уделять стимулированию продаж на вторичном рынке. Скажем, в крупной мультибрендовой компании ГК «АвтоСпецЦентр» рост продаж в сентябре относительно августа составил 8%, а в октябре прирост к сентябрю был уже на уровне 21%. Второе дыхание продажам поддержанных автомобилей дала программа утилизации, представив существенный стимул к обмену старых автомобилей на новые.

Сейчас практически каждый крупный дилерский центр имеет собственные подразделения, специализирующиеся на перепродажах подержанных машин. Причем в Москве доля продаж подержанных через официальных дилеров составляет около 27%. В то время как спрос на подержанные транспортные средства продолжает расти, продажи на рынке новых.

Источники:

http://fastmb.ru/autonews/autonews_rus/1330-pochemu-v-rossii-rastet-spros-na-gruzoviki.html
http://www.kolesa.ru/article/hans-tardell-skaniya-rus-rynok-rastet-i-budet-demonstrirovat-rost
http://iz.ru/954141/timur-khasanov/indeks-fury-rynok-gruzovikov-pokatilsia-s-gory
http://www.vedomosti.ru/auto/articles/2020/02/06/822361-rossiiskih-avtomobilei
http://www.kommersant.ru/doc/4039736
http://www.divers-motors.ru/pochemu-v-rossii-vnov-rastet-rynok-poderzhannykh-mashin

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector