Почему Tesla терпит убытки?
Почему Tesla терпит убытки?
Статья о компании Tesla Motors — история развития и успеха, причины неудач. Роль Илона Маска в развитии бренда. В конце статьи — видео интересных фактов о Тесла Моторс.
Содержание статьи:
- Под покровительством ученого
- Первые шаги
- Первые трудности
- Эпоха Маска
- Особенности Tesla
- Избыточный спрос рождает убытки
- Видео интересных фактов о компании Tesla Motors
В 2016 году основной новостью в автомобильном мире был затяжной кризис у компании Tesla, которая больше года подряд терпела убытки. Потом один успешный квартал — и снова потери размером в 620 миллионов долларов.
В чем же секрет мировой популярности и столь же феноменальной убыточности новаторской компании?
Под покровительством ученого
Двух инженеров и полных противоположностей – Марка Тарпеннинга и Мартина Эберхарда – познакомил общий друг. Они вместе играли в музыкальной группе, предоставляли консалтинговые услуги и разрабатывали различные бизнес-идеи, каковой, например, стала компания по выпуску электронных книг.
После развода Эберхард решил порадовать себя новым спортивным автомобилем, но все они поглощали более 8 литров за сотню, что вынудило инженера задуматься об электромобиле. Углубившись в изучение вопроса, он наткнулся на компанию AC Propulsion, в чьем владении был экспериментальный маленький электрокар Tzero. Когда инженер сел за руль, и крошка дала ускорение, сравнимое в Lamborghini, он понял, что это далеко не игрушка — такие машины имеют право на существование.
Марк Тарпеннинг в свою очередь пытался понять, почему столь перспективное направление производства еще не реализовано крупными автопроизводителями. Они видели основную проблему в слаборазвитой отрасли по выпуску аккумуляторов, причем основной акцент делался именно на свинцово-кислотные батареи. Тогда как литий-ионные батареи ежегодно становятся эффективнее на 7%, дешевле в изготовлении и имеют намного больший потенциал. Благодаря им электрические двигатели не только обеспечат внушительный крутящий момент при выжимании газа, но и с помощью рекуперативного торможения позволят батарее подпитываться энергией.
В процессе продумывания бизнес-плана, подсчета необходимых средств, презентаций на разнообразных мероприятиях партнерам стало понятно, что создать автомобиль с нуля им не удастся. Выбор инженеров пал на компактный Lotus Elise британского производства, который был достаточно легким для установки на него аккумулятора. Теперь оставалось найти инвестора.
Еще в 2001 году Мартин Эберхард на конференции Марсианского общества познакомился с бизнесменом, инженером и изобретателем Илоном Маском.
После двухчасовой презентации молодой человек не без доли скептицизма, но согласился вложить 7,5 миллионов долларов в новую компанию и вошел в ее правление.
Первые шаги Tesla – история начала компании
Первый родстер новоиспеченного автопроизводителя рождался в муках. Эберхард и Тарпеннинг были полны идей, но совершенно не владели знаниями по их осуществлению. Оказалось, что переделать кузов Elise под технические задумки Tesla настолько же сложно, как просто создать новую модель. Наброски будущего автомобиля, сделанные рукой Эберхарда, были настолько нелепыми, что руководство Lotus боялось опозорить свой бренд договором с сумасшедшими изобретателями.
Помог Эберхарду его друг, промышленный дизайнер Билл Моггридж, который облачил идею в конкретные привлекательные формы. И в рождественские праздники все члены правления Tesla за исключением Илона Маска, который как раз стал отцом двойни, собрались в доме Эберхарда и путем голосования выбрали дизайн будущего автомобильного образца.
На презентацию родстера в июне 2006 года в Санта-Монике было приглашено огромное количество гостей, в том числе и звезд Голливуда во главе с действующим губернатором Арнольдом Шварценеггером. Эберхард, в отличие от смущенного, никому на тот момент не известного Илона Маска блистал на сцене, расписывая достоинства нового автомобиля, а за интервью с ним боролись десятки телеканалов.
Уже через 2 недели после презентации у компании было свыше сотни заказов на электромобили, а сам родстер получил награду Global Green 2006 Product Design Award из рук Михаила Горбачева.
Первые трудности
С первых же дней старта производства Tesla ей не удавалось соответствовать собственным же планам выпуска. Руководители рассчитывали уже в 2007 году иметь не менее 500 экземпляров на продажу, однако и в 2008 году поставок так и не было. Следовало определиться: или стать первопроходцами на рынке электрокаров, или все усилия бросить на доведение модели до совершенства, устраняя многочисленные недостатки.
Проблемы на производстве были связаны одновременно с неорганизованностью и с чрезмерным идеализмом. Изначальный план состоял в том, чтобы Tesla обеспечивала детали ходовой части, а Lotus бы их собирал. Такая стратегия выглядела быстрой и дешевой. Однако Tesla стала брать на себя все больше и больше, сотни узлов вместо планируемого десятка.
Он изменил уровень порога дверей, заменил фары и сиденья на эксклюзивные, сделанные на заказ, запросил более дорогой материал для приборной панели. Таким образом, сроки выпуска постоянно сдвигались и срывались из-за внезапных доработок. В итоге компания неожиданно для самой себя обнаружила, что вместо пары собственных разработок вынуждена отправлять английскому сборщику целые сотни автомобильных компонентов, еще более запутывая и без того сложные финансовые дела Tesla. Отца-основателя и главного разработчика первого электрокара Мартина Эберхарда отстранили от руководства, отправив следить за производством, и к числу остальных проблем присоединились взаимные судебные иски членов правления.
Эпоха Маска
С 2009 года руководство компанией на правах основного инвестора, вложившего 55 миллионов долларов, принял на Илон Маск. Одним из первых его решений стал отзыв 75% реализованных экземпляров родстера. Владельцы жаловались на ненадежность конструкции, даже «звездный» обладатель электрокара Джордж Клуни не один час провел на обочине из-за поломок.
В том же году американское правительство, активно поддерживающее экологическое направление, выделило ссуду на 465 миллионов долларов для развития Tesla. Это вливание потребители обязаны благодарить за выход седана S с улучшенной трансмиссией и более качественной сборкой.
Маск принципиально изменил стратегию развития, переориентировав производство на массовые продажи. Для этого автомобиль должен был стать максимально бюджетным, экологичным и надежным. Таким образом, необходимо было снизить стоимость с сотни тысяч долларов до тридцати.
Особенности Tesla
Разные производители пытались использовать различные батареи для опытных образцов электромобилей. Отличительной чертой моделей Tesla стали гальванические элементы питания, в которых тысячи литий-ионных батарей образуют единую зарядную систему. Подобные аппараты применяются в бытовой технике, ноутбуках и планшетах, но для автомобилей компания удешевила процесс производства, одновременно снизив вес получаемого изделия.
Несмотря на распространенное мнение об опасности такого рода аккумулятора, многочисленные тесты и годы использования на автомобилях Tesla показывают надежную защиту от вспучивания, перегревания, воспламенения за счет грамотной терморегуляции. А для удобства водителя и не в ущерб элегантности внешнего вида автомобиля весь блок батарей находится под полом машины, что также разительно отличает модели Tesla от аналогичных электромобилей.
Не менее уникальна история и с созданием двигателя. Инженеры компании, чтя память Николы Теслы, взяли за основу разработку самого ученого. Классический мотор, имеющий жидкое охлаждение, работает от переменного 3-фазного 4-полосного тока. Компактный агрегат легче и практичнее традиционного двигателя внутреннего сгорания, а также дает возможность исключить из конструкции трансмиссию ради прямого привода. Именно с этой силовой установкой электромобили получили наибольшую популярность и смогли развивать скорость до 208 км/ч.
И, наконец, ратуя не только за чистоту, но и за безопасность, конструкторы постарались максимально обезопасить будущих владельцев автомобиля. Корпус электрокара сделан из ударопрочной стали, а водителя и его пассажиров защищают целых 8 подушек безопасности.
Избыточный спрос рождает убытки
Сейчас все проблемы компании Илон Маск списывает на сложности с изготовлением Model 3, продажи которой стартовали летом 2017 года. При плане в выпуске 5 тысяч экземпляров к концу года на данный момент завод выдает не более 260 штук в неделю. Виновником глава компании сделал производителя аккумуляторных батарей, который своевременно не поставил качественное оборудование, а потому инженерам Tesla пришлось тратить лишнее время и ресурсы на то, чтобы самим доработать аккумуляторы. Хотя зачем было собирать предзаказ такого объема, чтобы впоследствии с ним попросту не справиться?
На фоне этой задержки, новостью о которой быстро разнеслась с помощью СМИ, цена акций сразу подешевела на 3%. Беспокоят инвесторов компании и такие нюансы, как крайне малое количество официальных сервисов для электромобилей. Тогда как Volkswagen со дня на день должны выпустить аналог Tesla, который уже обещает быть в разы дешевле и обеспечить потенциальных потребителей должной инфраструктурой.
Кроме того, компания оповестила сотрудников о сокращении, которое затронет от 400 до 700 человек из работающих сейчас 33 тысяч. Руководство таким образом планирует бороться с недостаточной эффективностью текущего производства и «оптимизировать» без разбора и рабочих, и инженеров. Все, попавшие под сокращение, сотрудники получат щедрые бонусы, а их места сразу планируется заполнить более перспективными.
Параллельно Илон Маск ведет переговоры с японскими корпорациями по возведению гигантского завода по производству автомобильных аккумуляторов, которыми можно в полной мере обеспечить весь объем производства Tesla. Однако пока проект находится на стадии планирования, так как подобная идея потребует слишком глобальных финансовых вливаний для соответствующего уровня роста.
Следует отдать должное основателям компании Tesla – они являются революционерами в своей области, решившими воплотить мечту многих автопроизводителей в реальность. К сожалению, они сами не понимали, с какими проблемами и расходами столкнутся. Современный мир абсолютно не готов к электрическому транспорту, а потому, прежде чем разрабатывать машину и технологии для нее, следует в первую очередь продумать вопрос производства, эксплуатации и утилизации аккумуляторных батарей.
Эффективность Илона Маска сейчас возведена в ранг легенды, а его эффективность подтверждается одним лишь тем фактом, что при баснословном состоянии он лично утверждает все расходы дороже 10 тысяч долларов. Похоже, что он мечтает о том, чтобы его заводы заполнили роботы, максимально продуктивные, способные контролировать процесс выпуска электрокара от начала и до конца. К сожалению, при таком подходе все его самые инновационные идеи так никогда и не станут бюджетными и доходными.
Видео интересных фактов о компании Tesla Motors:
Почему «Тесла» останется убыточной
Технологические прорывы, умелое использование «зелёного» тренда, бурный рост, успех, оглушительная мировая слава и регулярные убытки ошеломляющих масштабов. Как это сочетается? Как это вообще может быть, если убыточное предприятие, по логике, должно разориться? Кто виноват, наконец?
Есть мнение, что Илон Макс — мошенник. Или же просто скверный менеджер. Это может быть так, или не так, — не важно, ибо достоинства Маска не имеют отношения к делу. Зато, к делу прямое отношение имеет гулкий термин «инновационная экономика».
Суть горячо любимых в наши дни инноваций заключается в том, что конкурентоспособность предприятия должна повышаться не за счёт оптимизации производственных процессов, снижения издержек и эффективного маркетинга, а за счёт изобретений и внедрения новых технологий. Звучит это очень хорошо. Прогрессивно. И, кстати, гуманно. Так как снижение издержек, необходимое в рамках старой «доинновационнай» схемы, это низкие зарплаты и сокращение сотрудников. Но есть нюанс. Инновации требуют колоссальных вложений в исследовательские и опытно-конструкторские работы, и лишь малая часть из этих вложений окупается. Не как исключение, а как правило, титанические усилия и огромные затраты ведут лишь к открытию того факта, что «это работать не может».
Зато, потом-то, когда нужная технология создана, вложения окупятся? Скорее всего. Если тут же забить на инновации и заняться скучными, абсолютно не современными вещами: оптимизацией, снижением издержек и маркетингом. В этом случае, может, когда-то даже удастся отдать долги, — ведь на этапе исследований фирма существовала за счёт кредитов, — и заработать кое-что для себя, не только для банков. Но и тут есть нюанс. Даже много нюансов. Например, продажам всего «инновационного» способствует хайп. Далеко не факт, что без хайпа товар вообще будет пользоваться спросом, даже при больших расходах на рекламу.
Главный же нюанс в том, что извлекать прибыль теперь не нужно. Прошла мода. Предприятия «зомби» — «Тесла» лишь самое знаменитое из них — ныне явление массовое, и в «развитых» странах составляют от 30 до 50% всех предприятий. «Дешёвые деньги» избавляют предпринимателей от обременительной необходимости добиваться экономической эффективности бизнеса. Убытки? И ладно. Берём кредит. А потом новый, на погашение старого. Банк даёт, потому что, выплаты по кредиту — его доход. Риск же, что должник разорится и платить перестанет — минимален. Ведь, потерпев убытки, он просто возьмёт новый кредит. И работает же! Не только у Маска. В этой области Маск ничего не изобрёл, и действует по схеме уже традиционной.
В результате и люди имеют работу, и богатство нации растёт, как на дрожжах. Ведь, выданные кредиты — это богатство, а работники тратят деньги, номинально «оживляя экономику». И инновации, разумеется. Без огромных, долгосрочных и рискованных вложений они были возможны лет 100-150 назад, когда тот же самый Никола Тесла совершал великие открытия силами себя гениального, и по современным меркам «в гараже». Теперь, нет. Частные предприниматели могут позволить себе заниматься инновациями только за счёт «дешёвых денег».
«Тесла» терпит убытки, просто потому что, регулярные убытки — необходимое условие существования «инновационной экономики». Инновации же, в свою очередь, являются необходимым условием и даже локомотивом современной экономики «атлантического» образца. Ведь, именно то, что прибыли не приносит, в Китае производиться точно не будет. Вот, если попытать извлечь из инноваций выгоду, оптимизировать процессы, снижать себестоимость… тут-то и окажется, что достигаются эти эффекты путём переноса производства в страну с дешёвой рабочей силой.
То есть, система работает и работает очень хорошо. Но есть нюанс. Размножение зомбиапокалипсис в экономике ведёт к раздутию долгового пузыря. А так не может продолжаться бесконечно.
Кроме того, не эффективные, убыточные заводы, которые не закрываются лишь потому, что люди в таком случае останутся без работы, — это то, за что в своё время критиковали советскую экономическую модель…
Чудеса на виражах. Почему инвесторы верят Tesla, несмотря на убытки
Автомобиль Tesla Motors Model 3
МОСКВА, 8 фев – ПРАЙМ, Наталья Карнова. Американский производитель электромобилей Tesla отчитался о рекордном убытке в четвертом квартале 2017 года. Чистый убыток, приходящийся на акционеров, составил 675,35 млн долларов, что в 5,6 раза больше показателя годом ранее, но меньше прогнозов аналитиков.
Квартальная выручка Tesla в годовом выражении выросла на 44,3%, до 3,29 млрд долларов. По итогам 2017 года чистый убыток компании вырос втрое, до 1,961 млрд долларов. Разводненный убыток на акцию составил 11,83 доллара против 4,68 доллара в 2016 году. Годовая выручка увеличилась в 1,6 раза, до 11,76 миллиарда долларов.
Пока рынок игнорирует столь слабую отчетность. Цены акций остаются вблизи максимальных уровней, обеспечивая компании текущую капитализацию, констатирует начальник аналитического отдела ИК “Церих Кэпитал Менеджмент” Николай Подлевских. “Банкет” продолжается за счет стремительного роста заимствований. Скорость этого роста впечатляет. Но пока эта скорость падения в пучину безнадежного долга перекрывается космическими полетами рекламных компаний и новых обещаний”, – рассуждает он.
На этой неделе Tesla совершила успешный запуск новейшей ракеты-носителя Falcon Heavy со спортивным автомобилем Tesla Roadster в качестве полезной нагрузки. Ракета вывела автомобиль, за рулем которого сидит манекен в скафандре, на гиперболическую орбиту Земли, после чего он отправился в путешествие в далекий космос по гелиоцентрической орбите. Компания SpaceX вела прямую трансляцию запуска новой ракеты и приземления разгонных блоков ее первой ступени, а затем транслировала космический полет автомобиля.
АМБИЦИИ И РЕАЛЬНОСТЬ
Опрошенные агентством “Прайм” аналитики уверены, что никакого влияния на IT-сектор и рынок вообще ни отчетность Tesla, ни столь впечатляющие пиар-акции не оказывают. По словам ведущего стратега “Атона” Алексея Каминского, это компания из индустриального сектора с фокусом на электромобили. В масштабах рынка она пока слишком маленькая (хотя этого не скажешь по медийному весу), чтобы оказывать на него серьезное воздействие. В январе компания уже анонсировала схожие цифры по производственным показателям, и это ни на что особо не повлияло, напомнил эксперт БКС Брокер Альберт Короев.
Tesla отчиталась о крупнейших квартальных убытках
На этом фоне компания продолжает анонсировать амбициозные планы на будущее. По словам финансового директора Tesla Дипака Ахуджи, в новом 2018 году ожидается рост операционного дохода до “устойчиво позитивного” уровня. Компания планирует достигнуть суммарных продаж Model S и Model X примерно в 100 тысяч автомобилей. К концу первого квартала прогнозируется достичь уровня недельного производства Model 3 в 2,5 тысячи штук, а к концу второго — 5 тысяч. Ранее предполагалось, что компания сразу начнет производить эту модель в таком объеме, однако этого не удалось сделать из-за проблем с продажами. В третьем квартале 2017 года было продано всего 260 Model 3.
При этом она поставила в четвертом квартале лишь 1542 автомобиля Model 3, тогда как аналитики ожидали 4100, отметил Короев. “Проблемы с батареями тормозили производство”, – добавил он. Tesla сама признает, что производство данной модели включает едва ли не половину расходов компании.
РАСХОДЫ И ЭКОНОМИЯ
В целом эксперты, опрошенные агентством “Прайм”, в качестве причин высоких убытков отмечают, что Tesla много инвестирует в новые технологии. Деятельность одной из передовых компаний мира требует значительных затрат. По подсчетам Bloomberg, в среднем она ежеминутно тратит порядка 8 тысяч долларов или 480 тысяч долларов в час. Если не появится новый источник средств – а привлечь надо почти 2 млрд долларов, деньги у компании полностью закончатся к августу 2018 года, подсчитали в агентстве.
Пока для восполнения финансирования Tesla наращивает капитальные расходы. На текущий момент объем ее долговых обязательств со сроком погашения в 2018 году составляет 1,4 млрд долларов. “У компании очень высокая долговая нагрузка – общий долг порядка 10 млрд долларов, который надо обслуживать “здесь и сейчас”, тогда как основные доходы компании лежат в будущих периодах и вовсе не гарантированы (всегда есть execution риски и конкуренция)”, – говорит Каминский.
Традиционные облигации компания в последний раз выпускала в августе прошлого года со сроком погашения в 2025 году и доходностью в 5,3%. В начале этого года она привлекла 546 млн долларов с помощью выпуска облигаций, обеспеченных активами. Обеспечением бондов стали лизинговые платежи по автомобилям марок Model S и Model X. К такому долговому инструменту компания обратилась впервые, и он оказался востребован у инвесторов. Они получают деньги от платежей по лизингу транспортных средств, а затем от стоимости перепродажи автомобиля.
Параллельно Tesla пытается экономить, насколько возможно. В конце января ее глава Илон Маск предложил лишить себя зарплаты на 10 лет. Вместо этого он будет получать опционы на акции компании. Для получения первой премии рыночная капитализация компании должна вырасти до 100 млрд долларов с нынешних 60 млрд долларов. Следующие награды возможны по мере роста капитализации Tesla на каждые 50 млрд долларов. Всего, согласно плану Маска, за десять лет рыночная цена Tesla должна достигнуть 650 млрд. Это в шесть раз больше текущей стоимости крупнейшего в мире автопроизводителя Volkswagen.
LIFE ON MARS?
Для перелома убыточного тренда Маск и компания пытаются максимально автоматизировать производство, но риски усиления конкуренции на рынке электромобилей для компании растут. Чтобы изменить ситуацию, необходимо соблюдение ряда условий.
“Во-первых, должны сбыться агрессивные планы по производству (с этим есть проблемы) и продажам (конкуренты не дремлют) электромобилей. Во-вторых, важно, чтобы сам тренд на глобальную “электромобилизацию” не затормозился и не развернулся. И, наконец, в-третьих, фокус компании и самого Маска не должен “распыляться” (вспомним туннели Hyperloop, ракеты SpaceX и т.д.), что неизбежно влечет за собой рост рисков исполнения планов по ключевому бизнесу компании”, – рассуждает Каминский из “Атона”.
Глава Tesla может лишиться зарплаты в компании, получив опционы при росте капитализации
Тем не менее, по мнению Подлевских, расчеты Tesla на рост операционного дохода уже в 2018 году выглядят весьма сомнительно. Так было уже много раз, но число поклонников гения Маска не только не уменьшается, но еще и растет. Рост одалживаемых компании денег лучше всего говорит об этом. Красивым обещаниям и некоторым реальным успехам пока удается нивелировать отрицательные результаты деятельности компании.
“Раскрученная Маском эксплуатация веры людей в чудо доросла до космических масштабов. Не удивлюсь, если талантливый менеджер и гениальный иллюзионист сможет через некоторое время продавать места в марсианских гаражах. Но слишком долго на обещаниях ехать не получится и рано или поздно придется спускаться на землю реальных потребностей, реальных возможностей и реальных продаж. Так что много-много у компании будет еще неожиданных для ее акционеров поворотов. А акции компании со временем еще смогут стать флагманом падения сектора, а может и всего фондового рынка”, – заключил Подлевских.
Tesla: рекордные убытки, обвал спроса и утрата господдержки. Это конец?
Грозит ли Tesla процедура банкротства? Такой вопрос всё чаще задают себе не только аналитики автомобильного рынка, но и обыватели, сопереживающие человеку, который взялся «лечить электричеством» автомобильный мир.
«Н ам понадобилось 15 лет, чтобы начать выпуск доступных электромобилей с большим запасом хода. Наши машины могут приносить нам прибыль. Мы ожидаем, что во второй половине 2018 года мы впервые нашей истории наконец-то получим эту прибыль, при этом баланс между поступлениями и платежами будет положительным». Эти фразы за авторством Илона Маска, президента и генерального директора Tesla, любой желающий обнаружит в отчёте о результатах деятельности за 2 квартал 2018 года. Опять же, любой желающий, просмотрев предыдущие отчёты, без труда обнаружит и подтверждение слов Маска: на своих электромобилях за всё время существования Tesla он пока не заработал ни цента.
Итак, во втором квартале 2018 Tesla показала рекордный убыток в $717,5 млн, что почти вдвое больше, чем за аналогичный период прошлого года ($385,8 млн). Таким образом, побит антирекорд, установленный в первом квартале текущего года, когда компания недосчиталась $709,5 млн, при этом убыток за первое полугодие 2018 года почти сравнялся с убытком за весь прошлый год! Всего же начиная с 2011 года (именно с этого времени на сайте компании представлена отчётность) Tesla принесла инвесторам $4,5 млрд убытков. Для сравнения, это столько же, сколько правительство Китайской Народной Республики с 2009 года вложило в собственную автомобильную промышленность с целью наладить производство конкурентоспособных электромобилей.
Ниже представлены два «хронологических» графика, размещённых на одной системе координат: мы объединили выручку (средства, полученные от реализации товаров и услуг) и убытки. Как видно, убытки растут вместе с выручкой. Проще говоря, может возникнуть впечатление, что Илону Маску нужно не наращивать выпуск автомобилей, а сокращать его, ибо недалёк тот день, когда «переполнится чаша». Здесь бы, к слову, пригодился и третий график – продажи автомобилей, однако мы решили не прилагать его в силу некоторых причин.
Конечно, со стороны хорошо бы видеть зависимость между «штуками» и финансовыми показателями, но в данном случае это может лишь осложнить восприятие. Дело в том, что у Tesla существует большой разрыв между «произведёнными» автомобилями и «доставленными клиенту». К примеру, согласно упомянутому отчёту за 2 квартал 2018 года, Tesla «выпустила 53 339 автомобилей», а «доставила» только 40 768. У крупных компаний с налаженной логистикой эта разница очень маленькая, причём не всегда число произведённых машин больше числа проданных. У Tesla разрыв большой, и он может внести только путаницу.
Можно было бы ориентироваться только на «выручку», однако и эта цифра в данном случае — лукавая. Вспомним, что с 2016 года Tesla Motors (с 1 февраля 2017 года компания называется Tesla) поглотила компанию Solar City, и с тех пор структура выручки изменилась. Так, в первом полугодии 2018 года из $7,4 млрд выручки $1,3 млрд приходится на деятельность, не связанную с автомобилями: продажу солнечных аккумуляторов и панелей, накопителей энергии (как домашних так и промышленных), зарядных устройств, да и самой электроэнергии, полученной путём эксплуатации солнечных батарей. Эти решения весьма популярны в Калифорнии, где изрядная часть населения живёт в собственных домах: люди получают выгоду не только отказавшись от «внешнего» электричества, но и непрерывно продавая излишки «своей» энергии государственным и частным энергетическим компаниям.
Отметим, что эта доля «неавтомобильной» выручки постоянно растёт – с 9% в 2016 году до 17% в первом полугодии 2018 года. Собственно, именно ради диверсификации (читай – придания большей устойчивости автомобильному бизнесу Tesla) Маск в 2016 году и продавил через инвесторов решение о покупке Solar City, основателями которой были двоюродные братья Маска, а сам Илон владел 22% акций. Напомним, что Solar City и до покупки была одним из крупных поставщиков «солнечной» энергии в калифорнийские дома.
А вот ещё одна часть выручки, поступавшая от инжиниринговой деятельности, наоборот, исчезла. И не удивительно. Вспомним, что все (около 2 400 штук) электрические Toyota RAV4, которые несколько лет назад продавались в лизинг через дилеров Калифорнии, в какой-то момент попали под отзыв как раз из-за низкого качества комплектующих, поставленных Tesla. Daimler, который в своё время тоже размещал заказ у Илона Маска, в итоге не только свернул сотрудничество, но и продал свои 3,9% акций Tesla, выручив за них $780 млн.
Итак, компания фиксирует рекордные убытки, активно увольняет сотрудников (в этом году контрактов лишились около 4 тысяч человек), продолжает тратиться на отзывы автомобилей и гарантийное обслуживание (качество хромает на обе ноги) и… наращивает производство. Нет ли здесь противоречия, и почему в заголовке материала мы упомянули «обвал спроса»?
Обратимся к данным, которые уже много лет готовит совместно портал HybridCars и агентство Baum&Associates. Речь идёт о продажах автомобильной «зелени» на рынке США. Отметим, что модели Tesla – единственные, по которым аналитики дают оценочные данные. По всем остальным гибридам и электромобилям у них на руках данные о постановке на учёт. Так вот, если смотреть на цифры Model S и Model X, картина вырисовывается печальная. По итогам за июнь 2018 года продажи первой упали на 54,5% относительно июня прошлого года и на 33,3% относительно мая 2018 года. По второй падение составило 38,1% и 13,3% соответственно. Что касается продаж за полугодие, Model S упала на 18,9% (9 тысяч), Model X – на 9,9% (8,2 тысячи). Более того, в июне относительно мая в США упали продажи и Tesla Model 3 аж на 12,7% — до 5,5 тысяч штук. Как это возможно, если, по словам Маска, еженедельный объём производства Model3 как раз в июне уже превысил 5 тысяч штук, а подавляющее большинство заказчиков Model 3, заплативших возвратный взнос в $1000, именно что американцы?
Почему мы акцентируем внимание на местных покупателях? Дело в том, что в США действует федеральная скидка на покупку электромобилей и подключаемых гибридов – со списком моделей, покупателям которых такая скидка полагается, можно ознакомиться здесь . Для электромобилей она составляет $7500, для гибридов – до $7500 в зависимости от параметров модели. Так вот, волна заказов на Model3 как раз и была спровоцирована сочетанием этой скидки и доходами целевого покупателя Model 3, который, в отличие от богатеев, приобретающих Model S и Model X, считает деньги. Однако уже в этом году скидка начнёт таять: дело в том, что именно в июле на территории США была продана 200-тысячная модель Tesla.
Обратите внимание: по оценкам Baum&Associates и HybridCars продажи Tesla в США в этом году почти до экземпляра совпадают с теми “доставками”, которые Маск приводит в отчёте (40 980 штук против 40 768). Интересно и другое: американский спрос на Tesla в 2017 и 2016 годах отличается на 2,7 тысячи машин. С учётом продаж Model 3 в прошлом году, которые составили 1 770 единиц, можно сделать однозначный вывод: потенциал по росту в США и Model S, и Model X уже исчерпан, а скачок 2016 года связан с запуском Model X.
В своё время правительство США ограничило действие скидки как раз этой цифрой. Формулировка длинная, но вполне себе прозрачная. «Со второго календарного квартала после календарного квартала, в котором отдельно взятым производителем для использования на территории США начиная с 31 декабря 2009 года был продан 200-тысячный автомобиль (в данном случае – электромобиль, прим. авт.), начинается годичный период поэтапного сокращения скидки. Покупатель, купивший автомобиль этого производителя в первые два квартала годичного периода по сокращению скидки может востребовать 50% от суммы скидки ($3750), а в последние два квартала – 25% скидки ($1750). По окончании годичного периода по сокращению скидки программа полностью прекращает своё действие в отношении данного производителя».
Интересно, что в этом году в попытке выполнить своё предвыборное обещание Дональд Трамп попытался одним махом отменить эту скидку для всех, однако в рамках проведённой налоговой реформы «зелёные лоббисты» сумели её сохранить.
Понятно, что отсутствие скидки на Tesla резко подкосит спрос на модели компании в США. Может быть, поэтому в последнем отчёте Маск понизил декларируемую планку безубыточности по ежегодному выпуску с 500 тысяч машин до 350 тысяч. Между тем, его обещание хотя бы на протяжении одного квартала выйти в прибыль не так уж нереально, как может показаться. В конце концов, ещё не одна сотня тысяч человек ждет свою Tesla Model 3, хотя эксперты постоянно говорят об оттоке заказов как раз в связи с грядущим прекращением действия скидки. Более того, убытки Tesla подскочили в прошлом году именно в тот момент, когда Маск начал технологическую подготовку производства «трёшки», и в этом смысле те траты можно отнести к «расходам будущих периодов», которые закладываются в цену продукции. Если всё второе полугодие Маск продолжит еженедельно выпускать по 7 тысяч машин (всех моделей) — глядишь, на текущем спросе это и впрямь позволит ему на коротком отрезке времени выйти в плюс.
Более того, видно, что Маску ну просто до зарезу нужно показать хороший результат в этом году, для чего он идёт на всяческие ухищрения. К примеру, он начал требовать от поставщиков комплектующих временно сбросить цены. А вот другой пример: Маск поднимает в листе ожидания тех покупателей Model 3, которые выбирают наиболее дорогие версии – это вызвало сильное негодование остальных.
Однако из поля зрения основной массы аналитиков почему-то выпадает такой простой и типично американский способ поправки дел как банкротство. И может быть, не зря 1 апреля 2018 года Маск уже пошутил на эту тему в своём твиттере? Вполне может быть, что эту процедуру можно будет повернуть так, чтобы перезапустить скидочную федеральную программу на следующие 200 тысяч «электричек» Tesla. Вот это был бы номер. Но если Маска всё же уволят, ничего страшного. У него есть космическая SpaceX, компания по бурению тоннелей Boring Co и скоростной Hyperloop, где он в доле. Без дела не останется.
Почему компания терпит убытки
Tesla может стать еще одной неудачей Илона Маска: несмотря на новые разработки, компания несет огромные убытки. По подсчетам Bloomberg, каждый час структура теряет $0,5 млн. Эксперты говорят, что Илону Маску срочно нужны $2 млрд. Пойдут ли на это инвесторы и почему Tesla убыточна, разбирался Иван Якунин.
6 августа 2018 года, два часа ночи по Нью-Йорку — именно в это время, по подсчетам Bloomberg, у Tesla закончатся деньги, если компания не найдет стабильные источники дохода. Причин для серьезных убытков несколько. Как отмечают иностранные аналитики, в производстве нет инноваций: например, батареи те же, что и у других концернов. Но конкуренты, в отличие от Tesla, экономят на серийном производстве, отмечает главный редактор портала Авто@Mail.Ru Денис Смольянов: «Автомобили Tesla в производстве стоят дороже условных Toyota или Volkswagen, потому что у Toyota и Volkswagen налажено массовое производство автомобилей, а у Tesla, мягко говоря, нет. Проблемы компании с выпуском третьей модели огромны, потому что они так и не смогли наладить все это, также есть большие затраты на инвестирование в новые продукты. Действительно сложно сказать, что с ней будет в перспективе 5–10 лет. Что касается грузовика — здесь у меня гораздо больше скепсиса. Грузовик у них стоит очень дорого, и это не перевозки как бы себя красивого, это бизнес, а в бизнесе компании начинают просто высчитывать прибыль. Я не уверен, что Tesla, которая имеет свои ограничения, например, по пробегу, превзойдет в ближайшем будущем старые добрые американские грузовики».
На прошлой неделе Tesla представила два новых продукта: грузовик на электротяге и спорткар. Последний уже набрал тысячу предзаказов, которые принесут компании $250 млн. А вот об интересе к грузовику пока говорить не приходится: стоимость километра значительно выше, чем у конкурентов на бензине. К тому же, Tesla не успевает производить свою Model 3, которая пользуется спросом. Финансовые проблемы исчезнут, когда компания наладит серийное производство, считает главный редактор портала «За рулем» Артур Саруханов: «На разработку этих самых новинок были большие издержки. Здесь как раз возникает эта проблема: деньги нужны сегодня, а отдача, вполне возможно, будет только через несколько лет».
Впрочем, как отмечают журналисты, инвесторы пока не спешат забирать деньги из Tesla: акции медленно, но растут. По всей видимости, на это влияет феномен, который можно назвать «фактором Илона Маска». Молодому изобретателю, который хочет сделать технологии доступными каждому, привыкли верить, отметил старший партнер инвесткомпании RB Partners Алексей Горячев: «Все производители сейчас идут в эту сторону. Скоро и Porsche, Mercedes, и другие бренды сделают этот автомобиль, увидев ошибки, через которые прошла Tesla, уйдет эксклюзивность. С точки зрения развития я бы в это не инвестировал. Почему инвестируют другие? Потому что они продолжают верить, что это первый шаг на рынок, что Tesla удержит своих потребителей, которые хотят именно Tesla и хотят противопоставить себя владельцам других автомобилей. То же самое, что происходило с iPhone, и Маска традиционно поддерживает большое количество инвесторов — у них нет ощущения, что завтра он не найдет новые деньги для того, чтобы двигаться дальше. Поэтому эта венчурная модель будет продолжать работать, как мне кажется, еще какое-то время».
Еще одной проблемой Илона Маска могут стать японские конкуренты. Как говорят эксперты, там переход на электрокары поддерживают на государственном уровне. Но на стороне Маска — мировая известность и репутация, и пока неизвестно, что больше поможет бизнесу.
Первичное размещение Tesla состоялось в 2010 году по цене $17 за акцию, сейчас бумага компании стоит более $300.
Tesla понесла рекордные убытки в истории
Tesla отчиталась об убытке за III квартал в размере $619 млн. Это самый большой квартальный убыток в истории компании. В прошлом году за тот же период компания получила $22 млн прибыли. Производитель электромобилей объяснил потери расходами на развитие производства Model 3 и покрытие спроса на Model S и Model X.
Американский производитель электромобилей Tesla предупредил, что выход на объемы производства в 5 тысяч седанов Model 3 в месяц займет больше времени, чем ожидалось.
Компания планировала выйти на этот показатель выпуска до конца текущего года, однако в среду было объявлено, что цель не будет достигнута ближе к завершению первого квартала 2018 года. Это обусловлено задержками в поставках аккумуляторов, производство которых началось в июле на заводе Tesla в штате Невада.
Эта существенная задержка по сравнению с первоначальными планами может оказать дополнительное давление на главного исполнительного директора компании Илона Маска, отмечает MarketWatch. Третий квартал стал для Tesla наихудшим в истории. Чистый убыток компании в июле-сентябре составил $619 млн по сравнению с прибылью в $22 млн, полученной за аналогичный период прошлого года.
Скорректированный убыток в расчете на акцию равнялся $2,92, что существенно превышает средний прогноз опрошенных Thomson Reuters аналитиков в $2,28. За счет 36%-ного повышения продаж Model X выручка Tesla в третьем квартале подскочила на 30% – до $2,98 млрд. Это превзошло ожидания экспертов, прогнозировавших этот показатель на уровне $2,95 млрд.
Инвесторы в ожидании выхода на рынок Model 3 подняли цены акций Tesla более чем на 50% с начала текущего года. В результате рыночная стоимость производителя электромобилей превзошла капитализацию General Motors Co., хотя Tesla ни разу не показывала годовую прибыль и производит не более 84 тыс. машин в год.
Маск прогнозировал, что компания выпустит более 1,5 тыс. Model 3, в третьем квартале, к концу этого года доведет производство до 5 тыс. в неделю и до 10 тыс. в неделю в 2018 году. Однако в начале октября Tesla неприятно удивила инвесторов, сообщив об отставании от плановых показателей. Гендиректор Tesla Илон Маск сказал, что компания погружена в «производственный ад».
В третьем квартале Tesla выпустила только 260 автомобилей Model 3. Предзаказ на Model 3 оформили более 500 тысяч клиентов. Компания старается устранить факторы, задерживающие производство, однако трудно прогнозировать сроки полного решения проблем, говорится в нынешнем сообщении Tesla. Компания признала наличие сложностей с автоматизацией производства, о которых ранее говорили источники The Wall Street Journal.
Стоимость акций Tesla на бирже NASDAQ на закрытии торгов снизилась на 3,15% и составила $321,08. После закрытия основной сессии бумаги компании подешевели на 4,5%, до $306,64. Капитализация компании сейчас составляет около $55,3 млрд по сравнению с $61 млрд у GM
Источники:
http://fastmb.ru/autonews/autonews_mir/2284-pochemu-tesla-terpit-ubytki.html
http://zen.yandex.ru/media/id/5dcfb8b4452197271c9be3ae/5e3527f2098ea638b78a9542
http://1prime.ru/articles/20180208/828431841.html
http://www.kolesa.ru/article/tesla-rekordnye-ubytki-obval-sprosa-i-utrata-gospodderzhki-eto-konets
http://www.kommersant.ru/doc/3475926
http://pikabu.ru/story/tesla_ponesla_rekordnyie_ubyitki_v_istorii_5455360