2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Почему BlaBlaCar стал в Украине платным?

Содержание

Почему BlaBlaCar стал в Украине платным?

Статья о сервисе BlaBlaCar в Украине — история вопроса, почему БлаБлаКар стал в Украине платным. В конце статьи — видео о мошенничестве на BlaBlaCar.

Содержание статьи:

  • Суть изменений
  • Немного истории
  • В чём причина монетизации
  • Проблемы BlaBlaCar в Украине
  • Советы клиентам сервиса
  • Хорошие новости
  • Видео про мошенничество на BlaBlaCar

Разработчики популярного в сети Интернет ресурса для поиска попутчиков в поездках BlaBlaCar объявили об изменении правил работы сервиса. Теперь услуги BlaBlaCar в Украине стали платными. Переход на новый этап начался 10 октября.

Суть изменений

Прежде всего, разработчики подчеркнули, что для самих водителей сервис останется бесплатным. А вот пассажирам придётся раскошелиться: доступ к ресурсу для них будет стоить 49 гривен на один день, или 59 гривен на месяц. Бронирование длительных поездок будет платной, но за бронирование короткой поездки до 120 км платить не нужно.

Если пользователь BlaBlaCar был зарегистрирован до вступления изменений в силу, он может продолжать бесплатно пользоваться услугами сервиса на протяжении трёх месяцев. Активировать этот доступ необходимо до 1 ноября 2018 года. Если подтверждение регистрации до этой даты не будет произведено, пользователь автоматически получает статус ранее не зарегистрированного.

Новые пользователи, прошедшие регистрацию на ресурсе, получают один месяц бесплатного бронирования. Далее им придётся приобретать платный доступ.

Оплачивать доступ к ресурсу можно либо на сайте, либо в мобильном приложении. Оплатить транспортные расходы водителю автомобиля, как и прежде, можно наличными.

Немного истории

BlaBlaCar – французский сервис, который распространён в большом количестве стран. Основан сервис в 2006 году, его основатель – Фредерик Маззелла.

Важным преимуществом BlaBlaCar перед автостопом заключается в том, что и водитель, и пассажиры могут заранее распланировать своё путешествие, выбрать машину, попутчиков. Голосование на трассе – вещь непредсказуемая и даже опасная. В случае оформления поездки через интернет-сервис риски существенно ниже.

В 2018 году компания отчиталась о том, что она работает в двадцати двух странах Европы, Азии и Латинской Америки, её услугами пользуется более 65 миллионов пользователей. В украинской сети он появился в начале 2014 года и к сегодняшнему моменту является одним из наиболее быстро растущих направлений французского сервиса.

По итогам первых трёх кварталов 2018 года работа BlaBlaCar в Украине признана прибыльной. Руководители компании отметили, что эта прибыльность достигнута впервые с того момента, как сервис пришёл в украинскую сеть. Аналитики BlaBlaCar прогнозируют, что на конец 2018 года услугами компании воспользуются около 50 миллионов пассажиров, что на 40 процентов превышает показатели прошлого года.

В чём причина монетизации

BlaBlaCar – огромная корпорация, которая в существенной мере контролирует трафик междугородних пассажирских перевозок. Изначальное декларирование цели компании – создание условий, выгодных и пассажирам, и водителям – обеспечила популярность услуге. Это, без сомнения, существенный плюс для пользователей сервиса.

BlaBlaCar – это прекрасный пример так называемой уберизации экономики. Слово происходит от названия интернет-сервиса поиска такси, в своё время созданного в США. Данный термин обозначает применение цифровой площадки для организации сделок между поставщиком услуг и его клиентом напрямую, минуя посредников. На самом деле, в словах «минуя посредников» кроется подвох: при уберизации посредник никуда не девается, его роль берёт на себя владелец электронной площадки.

Таким образом, деятельность BlaBlaCar в направлении монетизации своих услуг в Украине вполне закономерна и объяснима: это те самые средства, которые посредник (хозяин сервиса) желает получить и получает за свои услуги.

Тут стоит сказать о том, что уберизация – не такое уж безобидное явление для экономики. По сути, этот процесс уводит рыночные сегменты в тень, лишая их влияния общественных механизмов регулирования. «Убер» вполне может устанавливать собственные правила игры.

Если перевести это теоретизирование в сферу BlaBlaCar, то получается, что сферу междугородних перевозок страны начинает контролировать зарубежная компания.

Проблемы BlaBlaCar в Украине

Интересно, что по словам самих руководителей компании BlaBlaCar, Украина – это первая страна, где их детище дало сбой. Случилось это ещё в 2016 году, когда пользователей сервиса всколыхнула новость об исчезновении водителя, взявшего попутчиков. Ни в одной из тех 22 стран, в которых на тот момент работал сервис, таких инцидентов не случалось.

Естественно, тут же возникли вопросы у украинских пользователей системы: насколько безопасно ездить с BlaBlaCar? Вопросы к безопасности сервиса периодически возникают и в других странах, где функционирует служба, но там таких вопиющих случаев пока не было.

Монетизацию сервиса владельцы компании считают также одной из мер повышения уровня безопасности BlaBlaCar. По мнению разработчиков, оплата услуг служит дополнительным подтверждением личности и должна повысить градус доверия между водителем и пассажиром.

Ещё одной мерой повышения безопасности владельцы службы называют технологию подтверждения личности при помощи официальных документов. Эту меру BlaBlaCar также планирует внедрить в ближайшее время.

Советы клиентам сервиса

На сегодняшний день, владельцы сервиса советуют своим клиентам соблюдать следующие меры безопасности:

  • все условия поездки лучше оговаривать заранее, вплоть до того, с какой максимальной скоростью будет ехать водитель;
  • маршрут поездки лучше описать как можно более подробно;
  • обязательно договориться о багаже;
  • обсудить, допустимо ли в дороге курение;
  • не назначать посадку-высадку в безлюдных местах;
  • оговорить форс-мажорные ситуации, например, как будет оплачиваться непредвиденный ремонт в случае поломки;
  • в дальней дороге лучше ехать с одним-двумя незнакомыми между собой попутчиками;
  • перед поездкой лучше оставить близким информацию о своём путешествии, марке автомобиля, пункте назначения.

Перед поездкой нужно обязательно проверить документы! Если информация в документах удостоверения личности отличается от заявленных на сайте сервиса, от поездки лучше отказаться.

Хорошие новости

Монетизируя сервис, владельцы службы не могли не предложить ряд опций, которые призваны несколько «подсластить пилюлю» пользователям системы.

Не так давно компания вошла в положение пользователей, которые проживают в небольших городках и селениях, в пригородах мегаполисов, в стороне от основных магистралей и транспортных артерий страны. Теперь водителям разрешено отклоняться от оговоренного основного маршрута.

До недавнего времени BlaBlaCar рекомендовал пассажирам договариваться с водителем о встрече в точке маршрута в центре города или на выезде из него. Водитель не имел права отклоняться от заявленного маршрута. Теперь ситуация изменилась: пассажир указывает точный адрес «точки А» и «точки Б», а сервис выбирает водителей, которые могут сделать небольшое разумное отклонение от своего пути, чтобы привезти попутчика туда, куда ему необходимо. Эти точки будут ложиться в качестве дополнительных точек заявленного водителем маршрута.

Как бы то ни было, ставший платным сервис пока по-прежнему пользуется большим спросом со стороны украинских авто-путешественников. Стоимость услуг пока не выглядит очень большой, да и мягкие условия вступления монетизации в силу пока не дают в полной мере оценить последствия решения руководителей компании. Во что выльется процесс монетизации услуг BlaBlaCar в Украине – покажет ближайшее время.

Видео про мошенничество на BlaBlaCar:

Сообразить на двоих. Почему BlaBlaCar станет платным и как сервис усилит безопасность его пользователей

Фото: из личных архивов

Руководитель BlaBlaCar в Украине Алексей Лазоренко рассказал Фокусу о коммерциализации и безопасности сервиса, а также о том, какими перспективными шеринговыми проектами могли бы заняться украинские предприниматели

В мире растёт спрос на шеринговые сервисы — сайты, на которых человек может поделиться с другими частью имеющихся у него свободных ресурсов, будь то общая поездка на автомобиле, выполнение несложного поручения или продажа ненужных вещей. Кризис 2008–2009 годов, от которого так до конца и не оправилась мировая экономика, породил целое поколение «новых бедных» — достаточно образованных людей, стремящихся вести активную социальную жизнь, модно одеваться и путешествовать, но не имеющих для этого средств. Шеринговые сервисы как раз позволяют им это делать, затратив меньше денег, чем при пользовании традиционными видами услуг. К примеру, благодаря сервису совместных поездок BlaBlaCar передвигаться между городами можно дешевле, чем на поезде или автобусе.

Одна из неотъемлемых частей продвижения подобных сервисов — «евангелизация», убеждение потенциальных пользователей в том, что продукт преследует цель принести не только прибыль владельцам, но и пользу для общества, и второе якобы важнее, чем первое. Глава украинского подразделения французского сервиса совместных поездок BlaBlaCar Алексей Лазоренко идеально вписывается в роль «евангелиста шеринговой экономики» — он много и с удовольствием говорит о преимуществах новой модели потребления.

В Украине BlaBlaCar работает более двух лет. Сколько людей вам за это время удалось увлечь идеей совместных поездок?

— Украина — один из наиболее быстро развивающихся рынков среди стран, в которых работает наш сервис. Лишь за последний год в Украине зарегистрировалось более миллиона новых пользователей. Практически все эти люди уже ездили при помощи BlaBlaCar. Показательный пример: в один из летних выходных по маршруту Киев — Одесса водители сервиса предложили 4 тыс. пассажирских мест. Это 80 плацкартных вагонов. То есть мы уже весомый игрок на транспортном рынке, который влияет на пассажирскую логистику страны.

Кто ключевой клиент BlaBlaCar? Считается, что вы ориентированы в основном на хипстеров.

— Ядро аудитории — это действительно молодые люди в возрасте 25–30 лет, хотя на самом деле наша ауди­тория очень широкая. Это люди, которые знают цену деньгам и стремятся рационально распоряжаться своим бюджетом.

«Это вызов шеринговой экономике. Проблема безопасности существует, и, признаюсь, до конца не понятно, как возникновение подобных инцидентов изначально предотвратить»

о недавнем убийстве под Киевом водителя, взявшего в поездку попутчиков через BlaBlaCar

Недавно вы заявили о том, что через несколько месяцев, как и в большинстве стран, начнёте взимать комиссию с пассажиров в размере 20% от стоимости поездки, забронированной онлайн. Вы уверены, что украинцев не отпугнёт коммерциализация сервиса?

— Даже с учётом комиссии сервиса использование BlaBlaCar для пассажиров обычно более выгодно, чем традиционные виды перевозок, иногда поездка с попутчиком на его авто дешевле в несколько раз.

Экономия экономией, но как насчёт безопасности? Этим летом под Киевом убили водителя, взявшего незнакомых людей в поездку через BlaBlaCar.

— Этот случай — беспрецедентная история. BlaBlaCar уже более десяти лет работает во многих странах, но ничего подобного никогда не происходило. К сожалению, это неизбежное проявление закона больших чисел в нашей жизни — когда у тебя обширная выборка, то даже при ничтожно низкой вероятности наступления какого-либо события оно может случиться. При использовании традиционного транспорта тоже бывают трагедии.

Читать еще:  Как охладить салон авто

Но безопасность — это не частная проблема BlaBlaCar, а бич любых шеринговых сервисов. Достаточно посмотреть на число скандалов с онлайн-площадкой для краткосрочной аренды частного жилья по всему миру Airвnв: сексуальные домогательства, слежки за гостями, появление в сданной квартире неадекватного хозяина после приёма наркотиков…

— Да, это вызов шеринговой экономике. Проблема безопасности существует, и, признаюсь, до конца не понятно, как возникновение подобных инцидентов изначально предотвратить.

Но я бы безопасность не назвал бичём сервисов совместного пользования ресурсами. В шеринговой экономике саморегулирование работает достаточно хорошо. Благодаря системе оценок и отзывов от предыдущих контрагентов мы имеем возможность верифицировать благона­дёжность своего потенциального визави. «Костяк» сервисов совместного использования составляют как раз люди с очень хорошей репутацией.

«В Берлине сейчас работает более десятка компаний, предоставляющих каршеринг. Часовая аренда авто стоит 5-7 евро, гораздо дешевле, чем такси. На мой взгляд, эта идея сейчас просто «горит», и украинским предпринимателям стоит воспользоваться моментом»

На эту тему провели уже множество социологических исследований. Лично мы опросили более 18 тыс. человек в Европе, кому можно более доверять — человеку с хорошей онлайн-репутацией: заполненным профилем в социальных сетях и на шеринговых сервисах, имеющему много позитивных откликов (так называемый социальный капитал), или своему соседу и коллеге по работе. Более 80% респондентов ответили, что склонны больше доверять человеку с хорошей онлайн-репутацией. Сеть действительно позволяет гораздо быстрее и лучше узнавать людей, чем в офлайне. Чтобы что-то выяснить о человеке, нужно услышать мнение о нём как минимум нескольких других людей. В том же BlaBlaCar это можно сделать за пару минут, просмотрев отзывы о водителе предыдущих его пассажиров и посмотреть на выставленные ими оценки.

Водители автобусов не борются с вами, как таксисты с Uber?

— Как-то был иск автобусного лобби в Испании. Нас обвиняли в ценовом демпинге и нечестной конкуренции. Однако суд полностью отклонил требования истцов, подтвердив, что BlaBlaCar строго соблюдает законы. Правительства тех стран, в которых мы работаем, относятся к нам достаточно позитивно. К примеру, во Франции, где родился BlaBlaCar, под наш сервис даже адаптировали законодательство — ввели юридическое определение совместной поездки и совместных затрат на поездку. Все прекрасно понимают, что шеринговые сервисы необходимы для экономики. Мы длительное время потребляли неразумно много ресурсов. Задача сокращения потребления энергоносителей и сырья стоит достаточно остро, и шеринговые сервисы помогают её решать. Поэтому глупо вставлять нам палки в колёса.

К украинским властям это тоже относится? Проблемы зарегулированности бизнеса, несовершенства фискальной политики, коррупции вас затрагивают?

— Мы успешно работаем на многих развивающихся рынках с несовершенным законодательством и высоким уровнем коррупции: в Бразилии, Мексике, Индии, Турции. Украинские чиновники далеко не самый худший вариант публичной администрации. Несмотря на проблемы, общие для всех постсоветских стран, чувствуется, что Украина меняется к лучшему.

Вы не боитесь, что в постсоветских странах с BlaBlaCar произойдёт та же история, что с Facebook и «ВКонтакте» — появится локальная копия сервиса, которая перетянет на себя существенную часть пользователей?

— Тут немного разные кейсы. Клоны BlaBlaCar регулярно появляются во всех странах, где мы работаем, и даже в тех странах, куда ещё не зашли. Но эти проекты обычно нежизнеспособны. Уникальность BlaBlaCar не в функционале сайта, который скопировать предельно просто, а в большом числе лояльных клиентов. У нас 35 млн активных пользователей.

Для привлечения такого количества посетителей на сайт, чтобы водители с высокой долей вероятности могли найти пассажира, а пассажиры водителя, нужно вкладывать в сервис большие инвестиции на протяжении длительного времени. В общей сложности в BlaBlaCar уже вложили $300 млн, и сейчас мы продолжаем реинвестировать в развитие всю прибыль.

Чтобы перехватить лидерство у BlaBlaCar, нужно или придумать какие-то небывалые инновации, которых в подобных сервисах существовать даже теоретически не может, либо выйти на рынок с космическими бюджетами, попросту говоря, перекупить наших клиентов.

Пока единственный пример успешной конкуренции с нами — это китайский сервис Didi, который работает в сегменте как внутригородских поездок, так и междугородних. Это очень сильный игрок с миллиардными бюджетами. Пытаясь бороться с Didi в своём сегменте, Uber «сжёг» миллиарды долларов, но в итоге им пришлось с Didi объединиться. Поэтому нам, вероятно, на китайский рынок выйти будет сложно.

Но я не думаю, что в СНГ возможно появление сильного конкурента. Основатель Facebook Цукерберг долгое время не уделял постсоветскому пространству достаточного внимания, поэтому у создателя «ВКонтакте» Дурова была возможность завоевать этот рынок. Мы же изначально старались покрывать своим присутствием как можно больше стран, мы работаем от Лиссабона до Владивостока.

Вы говорите, что пока реинвестируете всю полученную прибыль. Когда вы начнёте извлекать деньги из проекта?

— Глобально BlaBlaCar раскрыл свой потенциал не больше чем на 20%. Очень много стран, где нас всё ещё нет. Даже там, где мы есть, мы должны расти. К примеру, во Франции, где возник BlaBlaCar, нашим сервисом пользуются около 15% населения. Это довольно много, но даже там сообщество до сих пор растёт с ускорением. Мы понимаем, что в этой стране пользователей у нас может быть гораздо больше. Кроме междугородних есть пригородные, внутригородские поездки. Не исключено, что однажды нам будет что предложить и в этом очень конкурентном сегменте.

Кроме того, у нас большой социальный капитал — лояльная аудитория, и мы можем её использовать для запуска новых сервисов. Идей на самом деле может быть очень много. По сути шеринговыми проектами пронизана вся наша жизнь. Мы приглашаем друзей переночевать у нас дома, договариваемся о совместных поездках на машине, одалживаем деньги и инструменты… Сейчас технологии позволили расширить круг такого peer-to-peer взаимодействия от «друзья и семья» до планетарного масштаба и делать всё те же привычные вещи, только уже с миллионами людей по всему миру.

Какие шеринговые проекты, на ваш взгляд, в Украине могут оказаться интересными для локального бизнеса?

— Украина в этом плане следует мировым трендам. Здесь есть сервисы продажи ненужных вещей (OLX), поиска совместного жилья, поездок на автомобиле, использования рабочего пространства, финансовых ресурсов, своего времени, образования или талантов — проекты типа «Метнись кабанчиком», на котором можно найти исполнителя для таких несложных разовых задач, как уборка или доставка документов. Другое дело, что подобными сервисами пока охвачена небольшая аудитория и их проникновение достаточно легко углубить.

Если же говорить о конкретных проектах, которые бы мне хотелось здесь поскорее увидеть, — в Украине пока нет сервисов каршеринга, кратковременной аренды автомобилей. Если вам нужна машина на несколько часов, это очень удобно. При помощи приложения вы ищете ближайшую машину, едете на ней, куда вам необходимо, и оставляете там машину. Вам не нужно беспокоиться о парковке или возврате автомобиля на станцию проката. К примеру, в Берлине сейчас работает более десятка компаний, предоставляющих подобные услуги. Часовая аренда авто стоит 5-7 евро, гораздо дешевле, чем такси. На мой взгляд, эта идея сейчас просто «горит», и украинским предпринимателям стоит воспользоваться моментом.

Добро за деньги: Почему BlaBlaCar стал платным

Крупнейший сервис для поиска попутчиков BlaBlaCar стал платным в России и на Украине. И, судя по возмущению в сети, многих наших граждан этот факт задел за живое. Царьград выяснил, что на самом деле представляет собой BlaBlaCar и почему его популярность в России вызывает тревогу

Крупнейший сервис для поиска попутчиков BlaBlaCar стал платным в России и на Украине. И, судя по возмущению в сети, многих наших граждан этот факт задел за живое. Царьград выяснил, что на самом деле представляет собой BlaBlaCar и почему его популярность в России вызывает тревогу

«BlaBlaCar запускает платные опции в России» — рассылку с таким заголовком получили сегодня все российские пользователи крупнейшего сервиса для поиска попутчиков. В ней авторы сообщили, что теперь каждый потенциальный пассажир должен будет купить подписку на месяц за 199 рублей либо на один день – за 149 рублей. Платными станут поездки на расстояние 120 км и более. При этом взимать деньги за них будут только с пассажиров, а для водителей сервис остается бесплатным.

Этот факт, кстати, возмутил любителей путешествовать на попутках.

«@BlaBlaCarRU собирается ввести платную подписку для пассажиров. Не для тех, кто зарабатывает на этом сервисе, гоняя на микроавтобусе в рейсы, нееее!», — пишет в Twitter пользователь с ником «Дизайнер».

«Всё, #blablacar, пока. Сколько на этом наваривают водители — нет, надо списать деньги с пассажиров за возможность бронить поездки», — возмущается @YourPalestine.

Наверное, все, кто часто пользуется сервисом, хоть раз попадали на водителей микроавтобусов и маршруток, которые используют BlaBlaCar для наживы, набирая много пассажиров за довольно приличную сумму с каждого. При том, что изначальная концепция сервиса состояла в том, что водитель может лишь частично покрывать свои транспортные расходы за счет попутчиков, а не получать от своих поездок прибыль.

Из-за частоты подобных историй в 2017 году компании даже предъявили обвинение в организации регулярных нелегальных коммерческих перевозок, а в июле 2018-го этот вопрос поднимался Минтрансом.

Стоит отметить, что монетизировать поездки именно для пассажиров в России компания планировала еще два года назад. Тогда ее представитель Сергей Авакян-Ржевский уточнял, что сервисный сбор может составить до 20% стоимости поездки. При этом в ряде европейских стран подобные сборы уже установлены.

Фото: www.globallookpress.com

Но разберемся, что собой представляет BlaBlaCar. Большинству из нас он представляется удобной платформой, позволяющей значительно экономить на междугородних поездках. Но вместе с тем это крупнейший в мире международный онлайн-сервис, которым пользуются десятки миллионов человек. В 2006 году его основал француз Фредерик Маззелла, впоследствии сервис появился в 22 странах Европы, Северной и Латинской Америки и Азии. В Россию он пришел в 2014 году, и за первые 10 месяцев работы в нем зарегистрировались около 1 млн российских пользователей.

В нашей стране BlaBlaCar стал фактическим монополистом в сфере междугородних перевозок. Единственного конкурента в этой сфере – BeepCar, запущенного Mail.Ru Group в 2017 году – французская компания выкупила в августе этого года.

Итак, BlaBlaCar – это огромная компания, представленная в 22 странах мира, а в России фактически контролирующая сферу междугородних перевозок. Она создает условия, которые выгодны пользователям (водителям и пассажирам), так как они экономят деньги – это обеспечивает сервису популярность. С другой стороны, постепенная монетизация поездок приносит существенный доход самой компании. Так, в 2015 году Business Insider оценил ежегодную выручку BlaBlaCar в $72 млн.

По сути, мы имеем дело с одним из двигателей «уберизации» экономики. Это понятие обозначает использование бизнесом цифровой платформы для проведения прямых сделок между клиентами и поставщиками услуг в обход посредников.

Фото: Sharaf Maksumov / Shutterstock.com

Само понятие образовано от названия американской компании Uber, создавшей мобильное приложение для поиска, вызова и оплаты такси. Отличие от обычных такси в том, что водителем Uber может быть любой желающий, а сделки между водителем и пассажиром заключаются напрямую. Прибыль от этих сделок идет сразу в карман водителю, и лишь определенный процент (около 20%) перечисляется Uber. За счет этого функционирование сервиса оказывается выгодно и пользователю, и владельцу.

Читать еще:  Что такое МРЭО

Но здесь есть опасность. Все эти «уберы» с помощью цифровых платформ и осуществления сделок без посредников выводят определенный сегмент рынка из-под контроля общепринятого регулятора, уводя его в тень и устанавливая там свои правила игры. В случае с BlaBlaCar это сфера междугородних перевозок. Вместо государства ее у нас начинает всеохватно контролировать глобальная компания, притом даже не российская.

Достаточно представить простую ситуацию: накаляется политическая обстановка, к примеру, между Россией и Францией, отношения двух стран ухудшаются, и Франция вводит в отношении России санкции. Блокируется BlaBlaCar, и множество людей, привыкших им пользоваться регулярно, сталкиваются с проблемами. А здесь уже можно вообразить, к примеру, общественные волнения, протесты и так далее.

Пока это, конечно, звучит скорее фантастично, но вот более реальный пример. Тот же самый Uber в некоторых странах наделал много шума из-за его возросшей популярности. Пассажиры все чаще выбирали его вместо обычных такси, и тут уже против популярного сервиса восстали таксисты – они просто остались без работы.

Кроме того, водители Uber не платили налоги со своей деятельности, что также безмерно злило таксистов и напрягало органы власти. В итоге ряд стран, среди которых Канада, Бразилия, Франция, Германия, Испания и другие, столкнулись с забастовками таксистов, судами и даже жестокими нападениями на водителей. Кто гарантирует, что Россию не ждут подобные проблемы в случае с BlaBlaCar?

BlaBlaCar может стать платным до конца года. Интервью с CEO

Руководитель BlaBlaCar в Украине Алексей Лазаренко — о заработках и инвестициях, проверках водителей, нелегальных маршрутках и популярных маршрутах

Алексей Лазаренко — генеральный директор BlaBlaCar в Украине. Пять лет он руководил этим сервисом не только в Украине, но и в России. Затем локальный менеджмент появился в каждой из стран.

С 2010 года Алексей с друзьями — Олегом Сербиным, Виталием Островским и Андреем Бондарем — развивали локальный сервис Podorozhniki.com, альтернативу общественному транспорту. Он помогал попутчикам находить друг друга, в том числе по городу. Стартап подписал партнерство с крупными мероприятиями, такими как Казантип, Global Gathering и активно набирал клиентов.

В 2014 году французский BlaBlaCar вышел на наш рынок и купил проект ребят. По разным оценкам — от $1 млн до $3 млн.

LIGA.net поговорила с Алексем Лазаренко о показателях компании в Украине, решениях проблем с безопасностью поездок, переходе на платную модель и водителях на luxury машинах.

О ЗАРОБОТКАХ, КОНКУРЕНТАХ И ПЕРЕХОДЕ НА ПЛАТНУЮ МОДЕЛЬ

— Абсолютно разный сервис, разный масштаб, но ДНК сохранилась. У BlaBlaCar был некий стереотип, что в постсоветских странах люди более замкнуты, чем в Европе. И никто никого к себе в машину пускать не будет.

Но поколение, на которое ориентировался сервис Подорожники, формировалось в эпоху открытой информации и интернета. И как оказалось, в каком-то смысле эти люди имели намного больше общего с европейцами, чем с людьми из Советского Союза.

Для BlaBlaCar наш и российский рынки были очень интересны. Это 200 млн человек, которые активно перемещаются между городами с подходящей для сервиса географией. Выход к нам подтвердил тот факт, что сервис может расти не только в рамках европейской ментальности.

Сегодня мы готовимся праздновать в Украине 5 млн пользователей. А начинали с десятков тысяч. После успеха в нашей стране BlaBlaCar запустился в Турции, Индии, Мексике, Бразилии. В мире у нас уже более 70 млн пользователей. И Украина — один из самых быстрорастущих регионов.

— Сколько из этих 5 млн — водители?

— 37%. При этом больше половины пассажиров имеют права. Это говорит о том, что мы оптимизируем использование автомобильного транспорта.

— Вы пробовали вводить платную подписку в конце прошлого года. Как она пошла?

— Сейчас сервис в большинстве стран присутствия монетизирован. Во Франции, например, взимается определенный сервисный сбор при бронировании каждой поездки исходя из ее стоимости. Для водителя это все бесплатно.

— В России перевозчики подают на BlaBlacar в суд. Как обстоят дела у нас?

— Безусловно, сервис растет, и у традиционных перевозчиков могут возникать к нам вопросы. Но в Украине подобных претензий не было. Более того, в Украине спрос со стороны коммерческих перевозчиков был одним из самых высоких в мире.

Мы блокировали десятки тысяч таких профайлов. Но в конце концов осознали, когда пообщались с пользователями, что многим не так уж и принципиально ехать в машине или микроавтобусе, или даже большом автобусе.

Предлагая несколько транспортных альтернатив на одной платформе, мы увеличим количество мест отправления и прибытия, доступных временных рамок и комфорта. Такое решение позволит BlaBlaCar стать глобальным маркетплейсом для совершения междугородних поездок по автодорогам и удовлетворить более широкий спектр потребностей пассажиров.

Каждый сможет найти для себя оптимальный вариант поездки (по времени и месту отправления, размеру багажа, наличию wi-fi, для поездки большой компанией и т.д.)

— Busfor, Flixbus — ваши конкуренты?

— Да, безусловно. Но напрямую в лоб мы с Busfor пока что не конкурируем. Они занимаются автобусными перевозками. Мы пока что сосредоточены на поездках peer-to-peer, а это разные пользователи

— Uber?

О ПРОВЕРКАХ ВОДИТЕЛЕЙ, ТРАГИЧНЫХ СЛУЧАЯХ И НЕЛЕГАЛЬНЫХ МАРШРУТКАХ

— Какие пять самых популярных направлений в Украине?

— Киев-Одесса, Киев-Львов, Львов-Краков, Киев-Харьков. Киев-Чернигов. Популярны поездки в Днепр, Черкассы, Ровно. Есть еще фактор сезонности. В летний период растет Одесса, в зимний, на Рождество — Львов. Кстати, уже около 20% поездок происходят прямо до двери. Стало больше водителей. И найти такого, который выезжает из твоего района или проезжает мимо, становится все легче.

Никто до BlaBlaCar не предлагал междугородние поездки от двери до двери, и, кажется, вряд ли кто-то сможет в ближайшее время, поскольку это требует огромной ликвидности и фрагментации, которая формируется годами или огромными инвестициями.

— Есть распространенное мнение, что BlaBlaCar является помощником для нелегальных перевозчиков. Он собирает людей в маршрутки без документов.

— Это слишком громкое заявление. Конечно же, BlaBlaCar не является драйвером таких перевозок. Мы блокируем нелегальных перевозчиков довольно-таки много. У нас есть алгоритмы, которые неплохо научились идентифицировать таких парней.

Но BlaBlaCar пришел к выводу, что можно построить более широкую платформу. Мы все-таки приняли решение идти в сторону автобусов, как я упоминал раньше. В частности во Франции была анонсирована сделка с одним из крупнейших автобусных перевозчиков. С ним мы будем идти и в другие страны Европы. В Украине тоже будет возможность бронировать автобусные перевозки.

— Будете ли делать идентификацию этих перевозчиков? Чтобы они загружали документы в систему.

— Безусловно, это так и происходит. Но в Украине этот процесс еще не запущен. Сейчас мы в процессе подготовки. В России проверка документов уже идет. Могут публиковать свои маршруты коммерческие перевозчики, которые подтвердили легальность своей деятельности. Подобное будет и в Украине уже скоро.

Были неприятные случаи, когда водители BlaBlaCar прощались с жизнью из-за опасных попутчиков. Как вы отреагировали?

— Это единичные случаи за всю историю BlaBlaCar во всех странах. И безусловно, когда происходят какие-то инциденты, мы взаимодействуем с пострадавшими и правоохранительными органами. Ведем себя максимально открыто. Нет ни одного инцидента, на который бы мы закрыли глаза.

— У вас будет какой-то секьюрити чек?

— Более эффективной проверки, чем отзывы и рейтинги, пока что не существует. Важно понимать, что человека, который задумал что-то плохое, не остановит практически никакая проверка. Но наша площадка — все же не место для таких вещей, поскольку очевидно, что остаться незамеченным не удастся.

К тому же опция ID-чека у нас уже запущена во многих странах.

В Украине есть с этим технические сложности. Например, у МВД нет открытых API, по которым можно было идентифицировать валидность паспорта и его владельца по номеру. Практически во всех странах это есть. Мы ищем локальное решение, и уже есть определенные идеи.

— Какие причины есть, когда вы отказываете в сервисе водителю или пассажиру? Блокируете аккаунт?

— Все очень банально. Например, если пассажир пожаловался на опасное вождение. Если человек регулярно бронирует поездки и не приходит, тоже блокируем. Блокируем за жалобы, если человек занимается систематической коммерческой деятельностью (извозом), а не просто подвозит людей.

— А потом они приходят под новыми аккаунтами?

— В том числе. И мы снова их блокируем. Играть постоянно в кошки-мышки нет смысла. И мы скоро предложим коммерческим перевозчикам формат взаимодействия.

ОБ ИНВЕСТИЦИЯХ, ПОПУЛЯРНЫХ МАШИНАХ И СРЕДНЕМ ЧЕКЕ

— Сколько вы инвестировали в Украину?

— Сколько людей в команде?

— У нас небольшая команда — 5 человек. Это маркетинг и коммуникации. Во Франции — разработка. Служба поддержки работает из Варшавы.

— Сколько вообще совершается поездок?

— В Украине это несколько десятков тысяч в день. К примеру в период новогодних праздников водителями было предложено для бронирования порядка 1 млн мест. На Пасху — около полумиллиона. И практически все они были забронированы.

— Средняя стоимость поездки?

— А если в общем рынок поездок оценить, который вы создали?

На каких машинах возят попутчиков блаблакарщики?

— Volkswagen — на первом месте. Также в топ вошли Renault, Opel, Daewoo, Skoda, Ford.

— Сколько у вас в системе машин из сегмента luxury?

Большая новость: BlaBlaCar становится платным для пассажиров в России и Украине!

Придется покупать подписку.

Придется покупать подписку.

Сегодня Travelhacks со ссылкой на vc.ru сообщил, что BlaBlaCar в России начнет брать плату за использование своих услуг. «Новая газета» уточнила, что сервис карпулинга станет платным и для Украины.

«С 10 октября 2018 года при бронировании поездок от 120 километров нужно будет оплатить доступ: стоимость подписки на день составит 149 рублей, на месяц — 199 рублей. Короткие поездки останутся бесплатными, водители также продолжат пользоваться сервисом бесплатно», — сообщает vc.ru со ссылкой на представителей компании.

«В Украине доступ к сервису будет стоить 49 гривен за один день и 59 гривен за месяц», — пишет «Новая газета».

В сообщении самой компании (на данный момент недоступно, видимо, решили переписать) подчеркивается, что все уже зарегистрированные пользователи получают трехмесячный бесплатный доступ. Правда, само текст сообщения довольно запутанный и предлагает активировать этот трехмесячный доступ любой поездкой на BlaBlaCar до 5 ноября. В общем, надо ли его активировать или он достанется всем зарегистрированным пользователям, пока непонятно, даже СМИ (в нашем случае «Новая газета» и vc.ru) пишут по-разному.

Если же пользователь зарегистрируется после 10 октября, сервис предложит ему месяц пробного бесплатного использования.

Чем это важно для путешественников?

  • Для тех направлений, где нет альтернативы в виде общественного транспорта, стоимость поездки для пассажира незначительно, но увеличится.
  • Для коротких поездок сервис по-прежнему бесплатен, это круто!
  • Требование что-то заплатить самому сервису может удивить тех, кто пользуется BlaBlaCar редко.
  • Публикация поездок остается бесплатной. Как сохранится и главная проблема сервиса: частое несоответствие автомобилей по размерам и количеству пассажиров тому, что было заявлено.


Нам нужна поддержка наших читателей.

Читать еще:  Неисправности гидроусилителя руля

Спасибо, что прочитали этот текст до конца, мы старались. Весь проект PRTBRT создан небольшой командой из двух человек, сейчас сайт читают 200 тысяч человек в месяц — это невероятно здорово!

Но, чтобы проект продолжал жить, нам нужна помощь наших читателей. Помочь PRTBRT можно, подписавшись на ежемесячное пожертвование (от 1 доллара) на сайте Patreon. Кстати, за пожертвования мы предлагаем бонусы! Плюс в этой колонке главного редактора мы объясняем, почему решились на такой шаг.

Ищите лучшие тексты PRTBRT по ссылке. Нас можно читать везде, но особенно удобно — в Facebook, «ВКонтакте», и Telegram канале. Плюс, у нас есть Instagram, там красиво!

Сообразить на двоих. Почему BlaBlaCar станет платным и как сервис усилит безопасность его пользователей

Фото: из личных архивов

Руководитель BlaBlaCar в Украине Алексей Лазоренко рассказал Фокусу о коммерциализации и безопасности сервиса, а также о том, какими перспективными шеринговыми проектами могли бы заняться украинские предприниматели

В мире растёт спрос на шеринговые сервисы — сайты, на которых человек может поделиться с другими частью имеющихся у него свободных ресурсов, будь то общая поездка на автомобиле, выполнение несложного поручения или продажа ненужных вещей. Кризис 2008–2009 годов, от которого так до конца и не оправилась мировая экономика, породил целое поколение «новых бедных» — достаточно образованных людей, стремящихся вести активную социальную жизнь, модно одеваться и путешествовать, но не имеющих для этого средств. Шеринговые сервисы как раз позволяют им это делать, затратив меньше денег, чем при пользовании традиционными видами услуг. К примеру, благодаря сервису совместных поездок BlaBlaCar передвигаться между городами можно дешевле, чем на поезде или автобусе.

Одна из неотъемлемых частей продвижения подобных сервисов — «евангелизация», убеждение потенциальных пользователей в том, что продукт преследует цель принести не только прибыль владельцам, но и пользу для общества, и второе якобы важнее, чем первое. Глава украинского подразделения французского сервиса совместных поездок BlaBlaCar Алексей Лазоренко идеально вписывается в роль «евангелиста шеринговой экономики» — он много и с удовольствием говорит о преимуществах новой модели потребления.

В Украине BlaBlaCar работает более двух лет. Сколько людей вам за это время удалось увлечь идеей совместных поездок?

— Украина — один из наиболее быстро развивающихся рынков среди стран, в которых работает наш сервис. Лишь за последний год в Украине зарегистрировалось более миллиона новых пользователей. Практически все эти люди уже ездили при помощи BlaBlaCar. Показательный пример: в один из летних выходных по маршруту Киев — Одесса водители сервиса предложили 4 тыс. пассажирских мест. Это 80 плацкартных вагонов. То есть мы уже весомый игрок на транспортном рынке, который влияет на пассажирскую логистику страны.

Кто ключевой клиент BlaBlaCar? Считается, что вы ориентированы в основном на хипстеров.

— Ядро аудитории — это действительно молодые люди в возрасте 25–30 лет, хотя на самом деле наша ауди­тория очень широкая. Это люди, которые знают цену деньгам и стремятся рационально распоряжаться своим бюджетом.

«Это вызов шеринговой экономике. Проблема безопасности существует, и, признаюсь, до конца не понятно, как возникновение подобных инцидентов изначально предотвратить»

о недавнем убийстве под Киевом водителя, взявшего в поездку попутчиков через BlaBlaCar

Недавно вы заявили о том, что через несколько месяцев, как и в большинстве стран, начнёте взимать комиссию с пассажиров в размере 20% от стоимости поездки, забронированной онлайн. Вы уверены, что украинцев не отпугнёт коммерциализация сервиса?

— Даже с учётом комиссии сервиса использование BlaBlaCar для пассажиров обычно более выгодно, чем традиционные виды перевозок, иногда поездка с попутчиком на его авто дешевле в несколько раз.

Экономия экономией, но как насчёт безопасности? Этим летом под Киевом убили водителя, взявшего незнакомых людей в поездку через BlaBlaCar.

— Этот случай — беспрецедентная история. BlaBlaCar уже более десяти лет работает во многих странах, но ничего подобного никогда не происходило. К сожалению, это неизбежное проявление закона больших чисел в нашей жизни — когда у тебя обширная выборка, то даже при ничтожно низкой вероятности наступления какого-либо события оно может случиться. При использовании традиционного транспорта тоже бывают трагедии.

Но безопасность — это не частная проблема BlaBlaCar, а бич любых шеринговых сервисов. Достаточно посмотреть на число скандалов с онлайн-площадкой для краткосрочной аренды частного жилья по всему миру Airвnв: сексуальные домогательства, слежки за гостями, появление в сданной квартире неадекватного хозяина после приёма наркотиков…

— Да, это вызов шеринговой экономике. Проблема безопасности существует, и, признаюсь, до конца не понятно, как возникновение подобных инцидентов изначально предотвратить.

Но я бы безопасность не назвал бичём сервисов совместного пользования ресурсами. В шеринговой экономике саморегулирование работает достаточно хорошо. Благодаря системе оценок и отзывов от предыдущих контрагентов мы имеем возможность верифицировать благона­дёжность своего потенциального визави. «Костяк» сервисов совместного использования составляют как раз люди с очень хорошей репутацией.

«В Берлине сейчас работает более десятка компаний, предоставляющих каршеринг. Часовая аренда авто стоит 5-7 евро, гораздо дешевле, чем такси. На мой взгляд, эта идея сейчас просто «горит», и украинским предпринимателям стоит воспользоваться моментом»

На эту тему провели уже множество социологических исследований. Лично мы опросили более 18 тыс. человек в Европе, кому можно более доверять — человеку с хорошей онлайн-репутацией: заполненным профилем в социальных сетях и на шеринговых сервисах, имеющему много позитивных откликов (так называемый социальный капитал), или своему соседу и коллеге по работе. Более 80% респондентов ответили, что склонны больше доверять человеку с хорошей онлайн-репутацией. Сеть действительно позволяет гораздо быстрее и лучше узнавать людей, чем в офлайне. Чтобы что-то выяснить о человеке, нужно услышать мнение о нём как минимум нескольких других людей. В том же BlaBlaCar это можно сделать за пару минут, просмотрев отзывы о водителе предыдущих его пассажиров и посмотреть на выставленные ими оценки.

Водители автобусов не борются с вами, как таксисты с Uber?

— Как-то был иск автобусного лобби в Испании. Нас обвиняли в ценовом демпинге и нечестной конкуренции. Однако суд полностью отклонил требования истцов, подтвердив, что BlaBlaCar строго соблюдает законы. Правительства тех стран, в которых мы работаем, относятся к нам достаточно позитивно. К примеру, во Франции, где родился BlaBlaCar, под наш сервис даже адаптировали законодательство — ввели юридическое определение совместной поездки и совместных затрат на поездку. Все прекрасно понимают, что шеринговые сервисы необходимы для экономики. Мы длительное время потребляли неразумно много ресурсов. Задача сокращения потребления энергоносителей и сырья стоит достаточно остро, и шеринговые сервисы помогают её решать. Поэтому глупо вставлять нам палки в колёса.

К украинским властям это тоже относится? Проблемы зарегулированности бизнеса, несовершенства фискальной политики, коррупции вас затрагивают?

— Мы успешно работаем на многих развивающихся рынках с несовершенным законодательством и высоким уровнем коррупции: в Бразилии, Мексике, Индии, Турции. Украинские чиновники далеко не самый худший вариант публичной администрации. Несмотря на проблемы, общие для всех постсоветских стран, чувствуется, что Украина меняется к лучшему.

Вы не боитесь, что в постсоветских странах с BlaBlaCar произойдёт та же история, что с Facebook и «ВКонтакте» — появится локальная копия сервиса, которая перетянет на себя существенную часть пользователей?

— Тут немного разные кейсы. Клоны BlaBlaCar регулярно появляются во всех странах, где мы работаем, и даже в тех странах, куда ещё не зашли. Но эти проекты обычно нежизнеспособны. Уникальность BlaBlaCar не в функционале сайта, который скопировать предельно просто, а в большом числе лояльных клиентов. У нас 35 млн активных пользователей.

Для привлечения такого количества посетителей на сайт, чтобы водители с высокой долей вероятности могли найти пассажира, а пассажиры водителя, нужно вкладывать в сервис большие инвестиции на протяжении длительного времени. В общей сложности в BlaBlaCar уже вложили $300 млн, и сейчас мы продолжаем реинвестировать в развитие всю прибыль.

Чтобы перехватить лидерство у BlaBlaCar, нужно или придумать какие-то небывалые инновации, которых в подобных сервисах существовать даже теоретически не может, либо выйти на рынок с космическими бюджетами, попросту говоря, перекупить наших клиентов.

Пока единственный пример успешной конкуренции с нами — это китайский сервис Didi, который работает в сегменте как внутригородских поездок, так и междугородних. Это очень сильный игрок с миллиардными бюджетами. Пытаясь бороться с Didi в своём сегменте, Uber «сжёг» миллиарды долларов, но в итоге им пришлось с Didi объединиться. Поэтому нам, вероятно, на китайский рынок выйти будет сложно.

Но я не думаю, что в СНГ возможно появление сильного конкурента. Основатель Facebook Цукерберг долгое время не уделял постсоветскому пространству достаточного внимания, поэтому у создателя «ВКонтакте» Дурова была возможность завоевать этот рынок. Мы же изначально старались покрывать своим присутствием как можно больше стран, мы работаем от Лиссабона до Владивостока.

Вы говорите, что пока реинвестируете всю полученную прибыль. Когда вы начнёте извлекать деньги из проекта?

— Глобально BlaBlaCar раскрыл свой потенциал не больше чем на 20%. Очень много стран, где нас всё ещё нет. Даже там, где мы есть, мы должны расти. К примеру, во Франции, где возник BlaBlaCar, нашим сервисом пользуются около 15% населения. Это довольно много, но даже там сообщество до сих пор растёт с ускорением. Мы понимаем, что в этой стране пользователей у нас может быть гораздо больше. Кроме междугородних есть пригородные, внутригородские поездки. Не исключено, что однажды нам будет что предложить и в этом очень конкурентном сегменте.

Кроме того, у нас большой социальный капитал — лояльная аудитория, и мы можем её использовать для запуска новых сервисов. Идей на самом деле может быть очень много. По сути шеринговыми проектами пронизана вся наша жизнь. Мы приглашаем друзей переночевать у нас дома, договариваемся о совместных поездках на машине, одалживаем деньги и инструменты… Сейчас технологии позволили расширить круг такого peer-to-peer взаимодействия от «друзья и семья» до планетарного масштаба и делать всё те же привычные вещи, только уже с миллионами людей по всему миру.

Какие шеринговые проекты, на ваш взгляд, в Украине могут оказаться интересными для локального бизнеса?

— Украина в этом плане следует мировым трендам. Здесь есть сервисы продажи ненужных вещей (OLX), поиска совместного жилья, поездок на автомобиле, использования рабочего пространства, финансовых ресурсов, своего времени, образования или талантов — проекты типа «Метнись кабанчиком», на котором можно найти исполнителя для таких несложных разовых задач, как уборка или доставка документов. Другое дело, что подобными сервисами пока охвачена небольшая аудитория и их проникновение достаточно легко углубить.

Если же говорить о конкретных проектах, которые бы мне хотелось здесь поскорее увидеть, — в Украине пока нет сервисов каршеринга, кратковременной аренды автомобилей. Если вам нужна машина на несколько часов, это очень удобно. При помощи приложения вы ищете ближайшую машину, едете на ней, куда вам необходимо, и оставляете там машину. Вам не нужно беспокоиться о парковке или возврате автомобиля на станцию проката. К примеру, в Берлине сейчас работает более десятка компаний, предоставляющих подобные услуги. Часовая аренда авто стоит 5-7 евро, гораздо дешевле, чем такси. На мой взгляд, эта идея сейчас просто «горит», и украинским предпринимателям стоит воспользоваться моментом.

Источники:

http://fastmb.ru/autonews/autonews_ukr/3167-pochemu-blablacar-stal-v-ukraine-platnym.html
http://focus.ua/economics/358582
http://tsargrad.tv/articles/dobro-za-dengi-pochemu-blablacar-stal-platnym_162949
http://tech.liga.net/technology/interview/seo-blablacar-v-ukraine-servis-mojet-stat-platnym-do-kontsa-goda
http://perito-burrito.com/posts/blablapay
http://focus.ua/economics/358582

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector
×
×
×
×