От чего зависит цена на бензин в России
От чего зависит цена на бензин в России
Росстат свидетельствует о том, что бензин в стране, начиная с января, подорожал, если усреднить подорожание разных марок топлива, на 0,3%.
Содержание статьи:
- Почему растет цена на бензин
- От чего зависит цена на топливо
- Разные подходы к прогнозам и вычислениям бензиновых цен
Такое явление экономисты объясняют тем, что акцизы с начала годы выросли в два раза. 1 литр в среднем стал дороже на 2 рубля. Сказалось и то, что бензин подорожал на биржевом рынке.
Логические парадоксы в действии
Казалось бы, связь двух величин, «стоимость сырой нефти» и «цена на бензин», находится на уровне задачки по формальной логике для младших классов. Если нефть дешевеет, то и бензин, из которой его производят, тоже должен дешеветь. Но это в идеале и «без поправки на ветер». Хотя на официальном уровне, вроде бы, именно так и понимают эту взаимосвязь. Во всяком случае, министр финансов Российской Федерации Антон Силуанов считает, что повышение акцизов принесет в бюджет дополнительные 90 млрд. рублей дохода, но при этом владельцы автомобилей подорожания не ощутят, ведь «нефть дешевеет, будет дешеветь и бензин».
Так почему же все-таки бензин дорожает и дорожает, меняется лишь скорость, с которой растут ценники?
Начнем с того, что сомнительной кажется и прибыль бюджета в 90 млрд. рублей. Действительно, рост акцизов должен дать прямую прибавку к поступлениям в бюджет. При этом акциз напрямую плюсуется к цене бензина. Однако вышеприведенная цифра получается в том случае, если потребление бензина остается на прежнем уровне. На сегодняшний день действуют факторы, которые могут изменить ситуацию. В частности, платежеспособный спрос. В настоящее время у населения, предпринимателей и у компаний этот спрос практически исчерпан. Увеличатся цены, но при этом произойдет падение спроса. Причем последний упадет больше, чем вырастет цена на топливо. Повышение акцизов в результате уменьшит поступления в бюджет, параллельно вызвав падение производства в стране.
Теперь вернемся к постоянному подорожанию бензина. Раньше его в основном объясняли тем, что нефть на мировом рынке стоит дорого, поэтому нефтедобывающим компаниям невыгодно реализовывать ее внутри страны по низким ценам. Мол, работают законы свободной экономической модели, и с этим ничего не поделаешь. Но теперь-то нефть падает в стоимости на мировых рынках. А цены в России на бензин продолжают идти вверх.
Теперь уже чиновники не любят ссылаться на ситуацию на мировом рынке, а указывают иные причины, часто довольно неубедительные, что не может не раздражать потребителей, не до конца понимающих, за что они платят деньги. Россия – один из мировых лидеров по добыче нефти, а бензин для внутреннего покупателя дорожает. Но для этого парадокса существует объяснение – верное, или не совсем верное, это уже другой вопрос. И звучит оно на первый взгляд достаточно парадоксально – цена бензина практически не зависит от цены сырой нефти.
Цена бензина как сумма составляющих
Любая цена складывается путем суммирования. И стоимость сырья не всегда является определяющей. Цена топлива во многом зависит от величины различных налогов, расхода средств на производство, прибыли нефтеперерабатывающих заводов, владельцев заправок. Специалисты утверждают, что стоимость нефти составляет лишь около 7% цены бензина, которую за него платит потребитель, заливая в бак машины. А вот разного вида налоги, акцизы, НДС влияют на величину 60% стоимости литра автомобильного топлива в РФ. И это не чисто российский феномен, а общемировая практика. Так, в США налоговая составляющая стоимости бензина – 50%. При этом иногда приводят неправильную цифру в 12%. Но это лишь часть налогов, которыми облагается бензин. Необходимо добавлять еще и налоги, которыми облагается сама добыча нефти и экспортные налоги в странах, поставляющих свою добытую нефть на американский рынок. Вот и выходят в результате усредненные 50%.
В российских реалиях рост цен на бензин обусловлен еще и тем, что теперь нефтяники стараются компенсировать за счет внутреннего рынка свои убытки на внешних рынках.
С таким ходом мысли согласны некоторые видные эксперты. Таково, например, мнение директора Института энергетической политики Владимира Милова. Он уверен, что причина роста цен на бензин – раздувание маржи, которое стало возможной из-за того, что вся нефтяная отрасль страны, включая переработку и сбыт, чрезмерно олигополизирована. А объяснения нанятых «экспертов» о большой составляющей налогов — это уловка, уводящая от истинного положения вещей. При этом В. Милый все же считает, что бензин не может стать дешевле в разы. Производители должны получать прибыль. Но если бензин дорожает на фоне дешевеющей нефти, то это признак нездоровой ситуации во всей цепочке от нефтедобычи до сбыта топлива.
Считать можно по-разному
В прошлые «тучные» годы даже на государственном уровне нередко было принято озвучивать цифры в двух выражениях — сначала в национальной валюте, а потом отдельно в долларах США. С того момента, как рубль пошел на понижение, долларовый эквивалент на уровне озвучивания доходов и размеров поддержки по госпрограммам приказал долго жить. Однако когда речь заходит о стоимости бензина, то нередко озвучивается утверждение, что бензин на самом деле и не подорожал, ведь если пересчитать его цену в долларах, то получится совсем другая тенденция. Такой подход не то, чтобы совсем лишен смысла, но строго говоря, является передергиванием фактов. Долларовая составляющая в производстве автомобильного топлива несомненно есть — это импортное оборудование для нефтедобычи, переработки нефти. Но львиная доля приходится на оплату труда российских граждан, занятых в нефтяной отрасли, и на налоги и акцизы, измеряющиеся в рублях.
Вопрос цен на бензин в объяснении чиновников разных российских ведомств во все времена являлся и является какой-то головоломкой. Никогда не имелось четкого ответа, прогноза на стоимость одного литра. Потребитель уже привык не доверять таким прогнозам, поскольку у представителей разных ведомств могут отличаться в разы не только цифры, но и направление – подорожание, удешевление.
Кажется, что математика здесь ни при чем, это, скорее, гадание. Так, на парламентских слушаниях замминистра финансов говорил о росте цен на бензин в пределах 5%. Но тут же заместитель министра энергетики назвал уже другую цифру – 10%. Вот и весь прогноз. Для покупателя бензина такая разница в прогнозах существенна, исходя из цены приходится планировать семейный бюджет или бизнес. Но с таким же успехом мог прозвучать и другой прогноз. Никто не отвечает впоследствии за предсказание, потом все привычно сваливают на изменение загадочной и не слишком определенной экономической конъюнктуры. При этом все уже знают, что эта конъюнктура почему-то всегда работает против потребителя автомобильного топлива и никогда не складывается в его пользу. За тот период, когда нефть в мире подешевела на 20%, бензин для покупателя в России стал дороже на 5%.
Этот парадокс нельзя объяснить с позиций большой налоговой составляющей в стоимости топлива. Если рассматривать цену как сумму, то уменьшение одной составляющей при неизменности остальных может привести только к уменьшению цены одного литра топлива. Объяснять, как такое происходит, используя арифметику, чиновники почему-то не спешат, предпочитая пространные рассуждения и способ гадания относительно прогнозов. При этом о прошлых предсказаниях вспоминать не спешат. Создается впечатление, что рост цен на топливо – это какой-то природный, неизбежный процесс, которому невозможно противостоять на государственном уровне, а чиновники лишь оправдывают его. Но экономика рукотворна, хоть и подчиняется жестким законам, это не цунами и не землетрясение. В сохранении высоких цен на бензин и определенной привязке их к курсу доллара заинтересованы нефтедобывающие и нефтеперерабатывающие компании. Если велика налоговая составляющая цены, то ее можно уменьшить, и это не обязательно приведет к уменьшению поступлений в бюджет.
Подешевевший бензин может стать двигателем для роста экономики страны. Мгновенно снизятся расходы населения и бизнеса на транспорт. Транспортная составляющая в ценах всех продуктов станет меньше. Освободившиеся средства пойдут на потребление, в том числе, и на покупку новых машин, на инвестиции. Произойдет оживление в реальном секторе экономики. Не в последнюю очередь снизятся цены на сельскохозяйственную продукцию, расширится ее производство. Инфляция приостановится. Отсюда и новые поступления в бюджет, и постепенный рост благосостояния граждан.
Сиюминутное наполнение бюджета — вещь нужная. Однако средство не должно превращаться в цель. Налоговую нагрузку в цене бензина необходимо снижать, хоть на первых порах это и будет болезненно для бюджета. Специалисты считают, что эту составляющую реально снизить вдвое. Но для этого необходима политическая воля. Если Россия в прошлом оказалась подсаженной на нефтяную иглу, что во многом привело к сегодняшнему кризису, то эту зависимость неплохо бы использовать во благо развития экономики в наши дни, но уже по другой схеме. Кризис приходит и уходит, а нефть остается в недрах, она никуда не ушла.
Вот интересное видео о росте цен на бензин — смотрим!
Как формируется стоимость бензина в России, и кто виноват в росте цен на самом деле
С начала года в России бензин по данным Росстата подорожал на 5.3 процентных пункта. Происходит это главным образом из-за подорожания нефти, которая теперь стоит порядка 77.3 долларов за баррель, вместо 47.9. Однако, если разобраться в цене на бензин, то станет очевидно, что от цены нефти здесь мало что на самом деле зависит. Самая большая часть ценообразования – это акцизы и налоги, которые взымает государство.
Например, в мае 2018 года в цене бензина АИ-92 налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) занимал 38.1 процент стоимости. На акцизы в цене приходилось 19.1 процента. На НДС и прочие налоги еще 16.54 процента стоимости. Если все посчитать, то получится, что 73.8% цены бензина водитель, по сути, платит не перерабатывающей компании и АЗС, а государству.
Для перекрытия себестоимости нефти от стоимости берется только 8.26 процентов, за транспортировку, переработку, хранение и отвалку – 10.36 процентов, а за содержание АЗС – 7.37 процентов. Таким образом, цена на горючее фактически не зависит от нефтяных компаний. Она напрямую регулируется государственной налоговой политикой.
Секрет в том, что формула расчёта стоимости не бензин включает в себя такие параметры, как курс доллара и котировки на нефтяных рынках. При этом в российских реалиях между курсом доллара и нефтяными котировками прямая взаимосвязь – чем дешевле нефть, тем слабее рубль.
Иронично, что нефть при этом перерабатывается в России, а значит, расчёт ведется все-таки в рублях. Несмотря на это, при каждом падении цен на ресурсы власти сразу же повышают акцизы на топливо. Делается это с одной простой целью – компенсировать недостающие доходы за счет подорожания топлива.
Но почему же цена на бензин растет, когда дорожает нефть? Здесь все еще проще. Так как торговать нефтью становиться выгодно, компании стремятся продать ее как можно больше, сокращая тем самым запасы для внутреннего потребления и закономерным образом повышая тем самым их цену.
Пока же российские власти объявили крайний срок, до которого будут удерживать текущие цены на топливо, как после этого изменится стоимость бензина — не известно, но скорее всего снова выростет.
Как формируется цена на топливо в России?
Бензины и дизельное топливо являются уже конечными продуктами, которые с момента добычи нефти проходят достаточно длинный путь. Рассмотрим механизм ценообразования на моторные топлива и какие факторы на него влияют.
Путь нефти
Чтобы ответить на вопрос, поставленный выше, для начала стоит рассмотреть путь нефтепродуктов на рынок, выделив основные этапы.
- Поиск месторождений – производится с помощью фотосъемки поверхности земли, исследований пустот между плитами земной коры, сейсмоволнами и другими современными методами.
- Разработка месторождения – бурится серия скважин, среди которых присутствуют основные (из них ведется добыча), нагнетательные и контрольные, обеспечивающие максимально возможный коэффициент извлечения нефти.
- Транспортировка в сепараторы – данный этап необходим для очистки нефти от газа и других примесей.
- Транспортировка на НПЗ – производится по нефтепроводу или специальным транспортом: ж/д и автоцистернами, а также танкерами, если заводы по переработке находятся в другой стране.
- Переработка нефти – сырье перерабатывается на НПЗ, в результате чего получаются светлые (бензин, керосин, дизельное топливо, нафта) и темные (битум, гудрон, мазут и другие) нефтепродукты.
- Отправка на хранение или оптовая продажа топлива – транспортируется по нефтепроводу или в цистернах на транспорте, принадлежащем нефтеперерабатывающей компании или подрядчику, отвечающему исключительно за перевозку.
- Поступление в розничную сеть заправок – отсюда готовое топливо попадает в баки автомобилей и другой техники.
Все вышеперечисленные этапы накладывают отпечаток на итоговую стоимость получаемых нефтепродуктов.
Процентное соотношение
Несмотря на то, что Россия является одним из лидеров нефтедобычи, а коэффициент извлечения нефти из месторождений считается максимальным в сравнении с достижениями других стран, непосредственно стоимость самой нефти мало влияет на цены на бензин для итоговых покупателей. Этот параметр составляет всего 4% от стоимости полученного топлива.
Следующий пункт расходов – транспортировка. Для того чтобы доставить сырье на НПЗ и готовый бензин на АЗС требуются расходы на зарплаты водителям, содержание транспорта и, как это ни банально, на его заправку. Из конечной стоимости топлива они составляют еще 7%.
Работа НПЗ – любой труд должен быть оплачен, поэтому в розничную цену топлива включена наценка завода. Она равняется 13%, что больше суммы двух предыдущих пунктов.
Следующий этап удорожания бензина – наценка конкретной АЗС или определенной розничной сети. Простые математические расчеты должны дать значение в 76% и вызвать негодование конечного потребителя, но, на самом деле, все гораздо сложнее. Представители розничной сети устанавливают наценку всего в 16%, что с учетом их затрат позволяет получать минимальную прибыль, особенно, если речь идет о небольшом региональном игроке, а не о крупной российской сети.
Еще 60% стоимости составляют различные государственные налоги.
Налог за налогом
Указанная выше часть не является одним крупным налогом, а состоит из целой серии более мелких. К ним относятся:
- до 17% – налог на добычу полезных ископаемых,
- до 16,2% – акцизы на нефтепродукты,
- 15,25% – НДС,
- 6,15% – налоги на прибыль, с фонда оплаты труда и прочие.
Вышеперечисленные налоги выплачиваются непосредственно нефтедобывающей/перерабатывающей компанией и закладываются в стоимость выпускаемой продукции. Дополнительно конечному покупателю также приходится оплачивать около 6% прочих вложенных налогов.
Таким образом, из 42,3 рублей (цена за литр 95 бензина, действующая на момент подготовки материала) 25,38 рублей отходит государству и лишь 6,8 рубля получает АЗС, на которой топливо было приобретено.
Указанные выше значения носят исключительно ориентировочный характер, так как их соотношение и, соответственно, конечная стоимость бензина в рознице меняется несколько раз в год. Однако даже такие приближенные цифры позволяют оценить влияние всех участников цепочки на итоговую стоимость продукции.
Как дела обстоят за границей
В заключение стоит сделать небольшое сравнение ситуации, сложившейся в нашей стране, и принципов формирования цены в США и Европе.
Так, например, в Америке она складывается следующим образом:
- транспортировка нефти – 50%,
- переработка на собственных НПЗ – 20%,
- развозка и реализация готовых продуктов – 10%,
- государственные налоги – 20%.
Можно заметить, что основную часть составляют расходы на доставку, что легко объяснимо, так как в США сырье завозится из дальних стран, а добыча собственной нефти также достаточно дорога.
Что касается европейских стран – Германии, Великобритании, Италии доля налогов также составляет порядка 60%, при этом литр бензина там продается по цене в 2-3 раза выше, чем в России. Аналогичный процент отчисляется и в таких странах как Ирак и Пакистан, при этом розничная стоимость топлива в них находится примерно на уровне российских показателей.
От чего зависят цены на бензин
Действительно, коллизия. Цена на «черное золото» на мировой бирже продолжает устанавливать антирекорды последних лет. Если еще летом за баррель нефти давали $115, то теперь почти вдвое меньше – около $65. При этом литр бензина с начала года подорожал на 10% – до 33,5 рубля. С чем это связано? И будет ли топливо дешеветь в ближайшем будущем?
ДОЛЯ ГОСУДАРСТВА – 60%
Для начала давайте разберемся, из каких же составляющих складывается цена на бензин в России . Ведь одно дело – добыть нефть. Здесь мы действительно долгие годы находимся в числе лидеров. И совсем другое – получить из сырья продукт, пригодный для заправки автомобиля.
Как заявляют в Российской топливном союзе, доля нефти в конечной стоимости литра бензина чисто символическая – порядка 4%. Поэтому любые, даже самые серьезные колебания на мировой сырьевой бирже мало влияют на стоимость бензина внутри нашей страны.
На это действуют внутренние факторы. В первую очередь, налоговая политика. Так, до 60% в стоимости литра горючего – это налоги. То есть акциз на бензин и налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), который обязаны платить государству все компании, разрабатывающие недра, в том числе флагманы отрасли – « Роснефть », « Лукойл », « Газпром нефть» и другие.
Естественно, в цену закладываются услуги нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), расходы по транспортировке и торговые надбавки автозаправочных станций (подробнее – см. графику). И при этом цена на бензин сравнительно невысокая.
Конечно, тут можно привести в качестве контраргументы примеры других экспортеров нефти – например, Венесуэлы или Ирана . Мол, там заправить полный бак можно за 20 – 30 рублей на наши деньги. Но хорошо ли это? Такая щедрость происходит лишь благодаря субсидиям государства. Та же Венесуэла тратит на это порядка $12 млрд. в год.
ПОЧЕМУ В США ТОПЛИВО ДЕШЕВЛЕ?
В последние годы часто складывалась парадоксальная ситуация. В России, которая добывала и экспортировала огромное количество нефти, бензин зачастую был дороже, чем в Америке , которая, наоборот, до недавнего времени являлась одним из главных импортеров сырья в мире. В чем причина такой диспропорции?
Во-первых, сейчас это далеко не так. Из-за снижения курса рубля более чем на 60% к доллару, бензин в США сейчас стоит больше, чем в России. Во-вторых, ценообразование на топливо в Америке происходит по-другому.
Начнем опять же с себестоимости. Поскольку нефть американцам в основном приходится привозить издалека, то примерно 50% в розничной цене бензина – это стоимость сырья. Ведь обычно везут нефть танкерами через полмира – из арабских стран. Собственная сланцевая нефть – тоже не дешевая. Переработка на американских НПЗ забирает порядка 20%, а транспортировка и продажа на территории Штатов – еще 10%. В итоге на налоговое бремя остается всего 20%. То есть втрое меньше, чем в России.
При этом надо понимать, что США – исключение из правил. Штаты – исторически автомобильная держава. К цене бензина у местных избирателей очень трепетное отношение.
Совсем другая ситуация – в Европе . Взять ту же Францию , Германию , Италию или Великобританию . Там доля налогов в цене топлива примерно как в России (около 60%), а в некоторых развитых странах даже больше. Тем не менее, литр топлива в европейских странах и даже в Турции , которая в экономическом плане очень похожа на нас, – в два-три раза выше, чем в России.
БУДЕТ РАСТИ
Не смотря на макроэкономические трудности, в целом по году подорожание бензина сопоставимо с уровнем официальной инфляции в стране. Но были и всплески роста стоимости. Один из главных факторов – это повышение акцизов на бензин. Они будут расти и дальше. Это заложено в бюджете на ближайшие три года и нашло отражение в «налоговом мневре» для нефтянки.
Также большую роль играет транспортный фактор. Например, тарифы на железнодорожные перевозки нефтеналивных грузов в России в ближайшее время вырастут на 10%. По оценкам, это прибавит около 30 копеек к цене литра топлива на АЗС.
Государство и нефтяные компании влияют на цену, но, поскольку бензин – это биржевой товар, на его стоимость оказывают давление и спекулянты. Агрессивные бензиновые трейдеры используют торговые программы-роботы. При этом их алгоритмы заточены исключительно на взвинчивание цен на бензин. С 1 июля этого года спекулянтов должны демотивировать штрафами. Тем не менее власти планируют сделать налоговые послабления. Например, тем, кто добывает нефть в сложных условиях Восточной Сибири или шельфа Арктики обещан льготный НДПИ. Ведь вложения в нефтедобычу там много выше, чем в традиционных регионах добычи. Если налоговое законодательство будет стабильным и предсказумым, учитывающим интересы и потребителей и компаний-производителей, то и цены на бензин и дизель будут на приемлемом для населения уровне.
Читайте также
Переводы с карты на карту для россиян останутся бесплатными еще два года
Центробанк обнулил тарифы в Системе быстрых платежей
Эксперт предрек закрытие еще 15 сахарных заводов в России
Цены на сладкий продукт находятся на минимуме за 12 лет
Из Краснодарского края до Крымского моста можно будет доехать по новой трассе
Строительство первого участка обойдется минимум в 52 миллиарда рублей
«КАМАЗ» может перейти на неполную рабочую неделю из-за коронавируса
Заводу не хватает комплектующих и сырья из Китая
«Нас ждет кризис как в 2008 году»: Экономист предрек Европе черные дни из-за коронавируса
Биржи нервно отреагировали на сообщения о вспышке эпидемии в Италии
Хочешь отдохнуть? Копи! Россияне рассказали, сколько денег тратят на отпуск
Каждый шестой тратит на путешествия больше половины заработанного
Уничтожение санкционной еды: Может, все-таки раздавать бедным продукты
Да-да, те самые, которые у нас тоннами давят бульдозерами
Кому придется обменять пенсионные карты
Перевод государственных пособий на российскую платежную систему завершится 1 июля 2020 года. Напоминаем, что нужно знать
Сколько российская экономика потеряла за месяц из-за коронавируса
Каждый день страна не досчитывается миллиарда рублей, подсчитали в министерстве финансов
Почему отложили идею введения прогрессивного «налога на богатых»
Эксперт: «Нужно быть очень осторожным, чтобы не пострадал средний класс»
Банк UBS улучшил прогноз по ценным бумагам Роснефти до $8 за акцию
Аналитики отмечают повышение эффективности капиталовложений компании
Минпромторг напугал россиян повышением налога на старые авто
Владельцев личных машин просят не беспокоиться: речь о коммерческом транспорте
Сможете на это спокойно смотреть? Банкиры показали, как уничтожают тонны денег в секретном хранилище
Старые купюры крошат, как салат, а потом выпускают из них сувенирные брикеты
«Нагрузка запредельная»: Силуанов признал налоги на труд непосильными
Министр финансов заявил, что в правительстве думают, как снизить страховые взносы
В России отменяют плату за проезд по железной дороге для ветеранов
Также безвозмездно билеты выдадут одному сопровождающему лицу
Сергей Степашин: Нерасходованный триллион я бы отправил на переселение людей из «аварийки»
Об этом экс-премьер, глава Наблюдательного совета Фонда ЖКХ рассказал нашему обозревателю Александру Гамову [аудио]
Уголовных дел против предпринимателей стало больше на треть
Данные были озвучены уполномоченным при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борисом Титовым
В рейтинге российских миллиардерш — новый лидер: Елену Батурину потеснила владелица WildBerries Татьяна Бакальчук
Владелица самого успешного российского интернет-магазина создала свой бизнес, когда была в декрете
Иван Белозерцев: «У нас были прекрасные учителя, вкладывавшие в нас душу»
Руководитель региона о Послании Президента и запросе на перемены
Саратов теряет символ эпохи: прекращается выпуск холодильников «Саратов»
Предприятие «СЭПО-ЗЭМ» не выдерживает конкуренции
О чем говорят фермеры: торговые сети охамели, деревни без газа, а Дальний Восток без овощей
Спецкорр «Комсомолки» побывал на крупнейшем съезде фермеров, который прошел в Москве, и послушал, на что жалуются люди, которые выдают стране почти 14 процентов всей сельхозпродукции
Власти потратят полтора триллиона на поддержку рождаемости, доплаты учителям и горячие обеды в школах
Правительство внесло в Госдуму поправки в федеральный бюджет на ближайшие три года
Пенсионеров ожидает прибавка
С 1 апреля решено увеличить размер социальных пенсий на 6,1%
Чистая прибыль Роснефти стала рекордной за всю историю
Компания опубликовала финансовую отчетность за 2019 год
Роструд разъяснил, как сделать предпраздничную пятницу выходным
На все воля работодателя, если у него есть и желание за это заплатить
Россия осталась без китайцев: пострадают сельское хозяйство и туризм
Разбираемся, к чему приведет запрет на въезд к нам граждан КНР
Большинство россиян достигают пика зарплат к 35 годам
По сравнению с Западом в нашей стране очень низко ценятся опытные сотрудники
Возрастная категория сайта 18+
“Почему литр бензина стоит 11 рублей, а продают его по 45?” Сколько реально стоит 1 литр бензина в России?
Здравствуйте дорогие читатели, сегодня мне стало интересно: ” А сколько реально стоит 1 литр бензина? “, так сказать – какова его фактическая себестоимость.
Ведь, многие из нас имеют своё авто, пользование которым встаёт в ” копеечку ” только из-за трат на бензин. Что же, давайте считать.
Себестоимость бензина в России
На сегодня, цена АИ-95 бензина на заправках находится в пределах 45-46 рублей за 1 литр .
Его цена формируется из совокупности факторов:
- Налоги (акцизы, НДС и НДПИ)
- Переработка и транспортировка
- Добыча сырья
- Расхода заправочных станций на обслуживание
- Прибыль нефтедобытчика
Интересное:Кому принадлежат природные ресурсы в России?
Для подсчёта фактической себестоимости литра бензина нам нужно сложить все затраты на добычу, переработку, транспортировку и реализацию данного продукта.
Фактическая себестоимость – сумма всех затрат на производство готовой продукции и доставки её до конечного потребителя.
Что же, давайте считать вместе.
В конечной себестоимости литра бензина содержится: затраты АЗС на доставку и реализацию ( 7% ), стоимость добычи сырья ( 7% ) и цена переработки ( 10% ).
То есть, реальная цена 1 литра бензина АИ-95 равна:
45,93 рубля ( курс по Яндексу ) * (7% + 7% + 10%) = 11,02 рубля за литр
Получается что фактическая (реальная) себестоимость 1 литра бензина составляет всего 11,02 рубля или 17 центов в 2019 году.
Всё, что выше этой суммы, это налоги и прибыль добывающих компаний.
Почему же бензин в России такой дорогой?
Интересный вопрос, но ответ на него довольно простой – налоги.
Так получается, что свыше 71% от конечной стоимости литра бензина – это налоги государству, такие как: НДС, НДПИ и Акцизы.
Вот и скажи теперь что НДС платит продавец, а не покупатель, а НДПИ – добывающие компании. Платят то действительно они, но в итоге, всё оплачивает потребитель за счёт увеличения цены.
Вроде, как бы эти налоги уплачивают компании-добытчики и продавцы бензина, но в конце концов, все увеличения налоговых сборов ложиться на конечного потребителя.
45,93 рубля * 71% (НДС, Акцизы и НДПИ) = 32,61 рубль – налогов в 1 литре бензина. Хотите знать: Сколько всего мы платим налогов ?
И только около 5% имеют прибыли сами компании и АЗС, за продажу нам этого бензина, или около 2,3 рубля с каждого проданного литра .
Самое смешное, что для цены бензина на внутреннем рынке, не имеет никакого значения, сколько стоит нефть на международном рынке.
Так что, в львиной доли, на рост цен на бензин влияет непосредственно государство , а не добытчик или мировые котировки цен на сырье.
Вывод
Вот как то так дорогие читатели, именно государство влияет на стоимость бензина на внутреннем рынке и именно поэтому, мы платим столько за бензин в нашей стране.
В условиях дефицитного бюджета , не удивительно, что власть принимает непопулярные решения в виде: повышения ставки НДС , введения налогов для самозанятых и даже рассматривает введение налога на тунеядство .
Спасибо за внимание, оставляйте свои ко мментарии, ставьте ” лайки “, делитесь публикацией в социальных сетях и подписывайтесь на канал , если статья была для вас интересной и полезной.
Кто назначает стоимость бензина в России?
Цена горючего — воля государства
12.10.2014 в 18:21, просмотров: 36802
Ценообразование бензина — одна из самых больших загадок мировой экономики. Самое дешевое топливо продают в Венесуэле — за литр просят всего 2 цента США. Самый дорогой бензин в Норвегии — 2 евро. И та, и другая страна не только обеспечивает себя собственной нефтью, но и является одним из самых активных игроков на мировом рынке энергоресурсов. Объективно рыночная стоимость горючего формируется исходя из целого ряда составляющих: добыча, транспортировка, переработка и розничная наценка. Вроде все просто. Но только не в нашей стране. В России, которая делит первое место с Саудовской Аравией по уровню добычи «черного золота», только за 9 месяцев этого года цифры на ценниках на АЗС «взлетели» на 11,5%. Это значительно выше реальных темпов инфляции, составляющих на сегодняшний день около 8%. При этом за последние три месяца стоимость нефти упала почти на четверть. Что же толкает внутренние цены вверх? Это происходит благодаря тому, что до 65% стоимости нефтепродуктов в России состоит из налогов и сборов. Так же как и в одной из самых дорогих стран мира — Норвегии.
В первой половине октября цены на бензин выросли в большинстве российских регионов. Больше всего горючее подорожало в Якутии — на 1,9%. Есть примеры и снижения — во Владикавказе бензин упал в цене на 0,1%. В среднем на российских АЗС, например в Москве и Санкт-Петербурге, литр АИ-92 стоит от 31,95 до 33,90 рубля, а АИ-95 — от 34,90 до 36,70 рубля.
Существует несколько причин, почему рядовые отечественные потребители сегодня получают топливо по завышенной цене при условии, что Россия — крупнейшая нефтяная держава.
Причина №1: рост автомобильного рынка
Наш автомобильный рынок продолжает расширяться, несмотря на кризис и падение продаж. Соответственно, и спрос на топливо пропорционально возрастает. Личными автомобилями владеют более 40% российских семей, поэтому проблема подорожания бензина становится весьма актуальна. В 2014 году возможен рост количества автомобилей еще на 4–5%, уверен директор Auto-dealer.ru Олег Дацкив.
Очевидно, что это поднимает спрос на топливо. Однако это далеко не всё. Помимо моторного топлива значительно растет спрос на авиатопливо. Такая тенденция наблюдалась всю вторую половину года и к декабрю обещает достигнуть максимума.
Специалисты отмечают, что расход топлива обусловлен в том числе геополитическими рисками: начиная с мая в России резко увеличилось количество военных учений, которые потребовали дополнительного топлива.
Причина №2: отсутствие госдотаций
Как правило, страны — экспортеры нефти дотируют производителей бензина, не позволяя им устанавливать высокие цены. В России же, наоборот, власти не дотируют производителей и потребителей бензина, несмотря на экспортный потенциал страны, и облагают топливо налогами, которые повышают его цену.
Например, в Венесуэле цены на бензин не меняются уже 17 лет. Литр горючего стоит там 9 сентимов, а заправка 50-литрового бака — 4,5 боливара. Американский доллар стоит 6,3 боливара. Другими словами, полный бак бензина в Венесуэле обходится водителю всего в 75 центов, или примерно 25 рублей.
Несмотря на то что экономика Венесуэлы все эти годы испытывает серьезные трудности, Каракас не перекладывает государственные проблемы на плечи рядового населения.
Причина №3: налоги и акцизы
Стоимость горючего формируется исходя из целого ряда составляющих: добыча, транспортное плечо, перегонка (первичная — идущая на сырье для моторного топлива, и более глубокая — для получения высокооктановых бензинов) и розничная наценка.
Вместе с этим, несмотря на непростую логистическую цепочку, наибольшая доля (60–65%) стоимости горючего складывается из налогов и сборов, которыми правительство обкладывает вертикально интегрированные нефтяные холдинги. Доходы бюджета зависят от экспорта энергоресурсов, поэтому государство старается «отжать» это направление по максимуму.
В бюджеты разных уровней добытчики «черного золота» платят несколько видов налогов: налог на добычу природных ископаемых (НДПИ), экспортные пошлины (на сырую нефть и на светлые и темные нефтепродукты), налоги на имущество, налог на прибыль. Государство почти ежегодно меняет свою налоговую политику в отношении добывающих компаний, увеличивая нагрузку сначала в одной, потом в другой части. Производители распределяют налоговые отчисления так, чтобы максимально повысить чистую прибыль. Например, в прошлом году нефтяники выплатили лишь на 2,7% НДПИ больше, нежели в предыдущем году. Причем этот рост был скорее связан с изменением правил взимания налогов и размера ставок сборов, нежели с конкретными производственными показателями. По экспортным пошлинам на сырую нефть в сравнении с 2012 годом произошло проседание — на 6,3% (156 млрд рублей).
Причина №4: сверхдоходы нефтекомпаний
Российские нефтяные компании предпочитают экспортировать нефть, поскольку чем выше мировая цена, тем выгоднее ее экспортировать и тем менее доходно ее перерабатывать внутри страны. Чтобы большая часть нефти перерабатывалась в России, ранее правительство повышало экспортные пошлины. Эти меры позволяли если не снизить цены на бензин, то остановить их рост.
В этом году чиновники приготовили производителям и потребителям топлива очередной сюрприз. Минфин проводит так называемый большой налоговый маневр. С одной стороны, ведомство Антона Силуанова снижает экспортные пошлины на нефть и светлые нефтепродукты, сокращая действующие ставки более чем вдвое уже в 2016 году. Также Минфин предлагает повысить пошлину на темные нефтепродукты в 2015 году только на 75%, а не на 100%, как это заложено сейчас в бюджете.
Компенсировать выпадающие доходы бюджета министерство собирается за счет увеличения ставки НДПИ в 2016 году более чем в два раза. Чтобы цены на внутреннем рынке резко не рванули вверх, Минфин предлагает в несколько раз сократить акцизы.
В чем же логика этого предложения? Каким образом за счет манипуляции с налогами чиновники намерены продолжать наполнять бюджет нефтедолларами от экспорта сырья и не сильно ударить по карману рядового автолюбителя?
Эффект маневра для бюджета, по мнению Минфина, будет нейтральным. Несмотря на бюджетные потери в 7 млрд рублей в 2015 году, еще через год казна получит дополнительно 87 млрд рублей. Общее влияние на отрасль министерство также считает положительным: компании смогут зарабатывать 280 млрд руб. в год по сравнению с прежним сценарием, предусматривающим рост пошлин на мазут.
Влияние на розничные цены планируется умеренным: Минфин ожидает рост цен в следующие два года примерно на 1,5 рубля за литр АИ-95 и на 2 рубля — за тот же объем дизеля. При этом министерство предлагает меры субсидирования для прямогонного бензина и авиакеросина за счет налогового вычета по акцизам для компаний, которые поставляют это топливо на внутренний рынок.
Другими словами, нефтяники смогут экспортировать больше нефти и светлых нефтепродуктов, а бюджет компенсирует свои потери, получая больше налогов с добычи «черного золота». Розничный рынок России при этом не должен пострадать. Продавцы, которые реализуют свое топливо внутри страны, получат определенные льготы, способные, как полагают чиновники, нивелировать рост НДПИ.
Но за это заплатят рядовые потребители.
В настоящее время российские чиновники подозревают крупных участников биржевых торгов в манипулировании ценами на нефтепродукты. Если их подозрения подтвердятся, то топливные компании ожидают многомиллиардные штрафы, но потребителям вряд ли стоит готовиться к снижению цен.
Рост цены на бензин — это билет в один конец. Рост уже начался, и в ближайшее время он продолжится.
ЭКСПЕРТ «МК»
Сергей Пикин, директор Фонда энергетического развития:
— Прямой связи между дешевеющей на мировом рынке нефтью и внутренними ценами на бензин и дизтопливо нет, поскольку до 65% стоимость нефтепродуктов состоит из налогов и сборов. В этом году государство совершило очередной «налоговый маневр», начав трехлетнее сокращение экспортных пошлин с 60% до 55% с одновременным увеличением размера НДПИ. В 2014 году ставка этого налога выросла с 470 рублей за тонну нефти до 493 рублей, в 2015 году — до 530 рублей, в 2016-м — до 559 рублей. Рост за три года на 19%. Таким образом, дорожает себестоимость производства нефтепродуктов, и это вкупе с сезонным фактором (осенью спрос на нефтепродукты из-за сбора урожая и увеличения автоперевозок растет. — Авт.) оказывает сильнейшее давление на внутренние цены на топливо. Добавьте сюда ежегодные миллиардные расходы нефтяных компаний на модернизацию НПЗ, часть из которых еще не перешла на производство «евро-4», и все станет понятно.
Наконец, еще один фактор, о котором многие забывают. Так сложилось, что 95-й бензин у нас негласно привязан к валютному курсу рубля: 1 литр стоит $1. В первой половине года мы достигли таких показателей. Дело в том, что большая часть издержек нефтяных компаний номинирована в валюте: кредиты, затраты на геологоразведку, нефтесервис и т.д. Соответственно, нефтяники стремятся выдерживать паритет между стоимостью валюты и рублевой ценой бензина. Однако сейчас национальная валюта девальвировалась, а 95-й остался на прежнем ценовом уровне 37 рублей за литр. В связи с этим мой прогноз следующий: до конца года бензин подорожает до 38–38,5 рубля.
Заголовок в газете: Цена бензина — воля государства
Опубликован в газете “Московский комсомолец” №26648 от 13 октября 2014
Источники:
http://fastmb.ru/autonews/autonews_rus/702-ot-chego-zavisit-cena-na-benzin-v-rossii.html
http://2drive.ru/tsena-na-benzin-v-rossii/
http://gpn-trade.ru/about/articles/kak-formiruetsya-tsena-na-toplivo-v-rossii/
http://www.kp.ru/daily/26319/3198150/
http://zen.yandex.com/media/mamin_sibiryak/pochemu-litr-benzina-stoit-11-rublei-a-prodaiut-ego-po-45-skolko-realno-stoit-1-litr-benzina-v-rossii-5cc6ebe93e66cc00af049a01?feed_exp=ordinary_feed&from=channel&rid=2854843862.520.1573787291828.21494&integration=publishers_platform_yandex
http://www.mk.ru/economics/2014/10/12/cena-benzina-volya-gosudarstva.html