Куда и какие автомобили поставляет Россия на экспорт
Куда и какие автомобили поставляет Россия на экспорт
В правительстве планируют «надавить» на отечественных автопроизводителей с тем, чтобы они увеличили поставки своей продукции на экспорт. Для этого предусмотрен ряд стимулирующих мер.
Содержание статьи:
- Поставки российских машин будут увеличены на четверть
- Россия готова к наращиванию экспорта
- Иностранные бренды не спешат увеличивать внешние поставки
- Дешевый рубль — в помощь автоэкспорту
Компании-производители выражают уверенность в том, что их продукция интересна зарубежным покупателям не только на рынках развивающихся стран, но также и в Европе, а также в бывших республиках Советского Союза. Так, в АвтоВАЗе собираются получить прописку в 12 дилерских центрах Европы. Те иностранные производители, которые осуществляют сборку своих брендов на территории Российской Федерации, настроены менее оптимистично и избегают делать конкретные заявления по этому поводу. Ведь для наращивания экспортных поставок необходимы инвестиции, которые головные компании пока не собираются осуществлять.
Даешь рост в 25%!
Нарастить экспорт российских автомобилей планируется на рекордные 25%. Об этом заявляют в Минпромторге. Таким образом, в идеале будет не только наверстан спад экспорта в прошлом году, который составил 19%, но и достигнут рост по сравнению с предыдущим периодом. В абсолютных цифрах экспорт техники российского производства должен составить 106 000 единиц в год. И это весьма амбициозная задача. Для стимулирования компаний, работающих на экспорт, в правительстве предусматривают отмену заградительных импортных пошлин, в настоящее время они составляют 74%. Дополнительно будут предоставляться субсидии для транспортировки машин и доработок, необходимых на экспортных рынках для российских машин.
Среди приоритетных компаний в правительстве видят отечественных производителей легковых и грузовых машин. Не сбрасывают со счетов иностранных производителей, работающих на внутреннем рынке, их в правительстве надеются убедить поработать на экспорт, нарастить его объемы. Так что, вполне возможно, что к решению поставленных задач присоединятся Фольксваген, Рено, Ниссан.
Целевыми рынками для российских производителей автотехники в текущем году должны стать:
- Алжир, 22 000 единиц техники;
- Иран, 11 000 единиц;
- Египет, 8 000 единиц;
- Страны Евросоюза, 5 000 единиц;
- Куба, 3 000 единиц;
- Вьетнам, 2 500 единиц;
- Мексика, 2 200 единиц;
- Индия, 1 000 единиц;
- Эфиопия, 400 единиц.
Перечисленные страны будут приоритетными и в программах развития автопрома до 2025 года. Эксперты отмечают, что проанонсированные объемы – небольшие. Вряд ли такое увеличение способно закрыть брешь, образовавшуюся из-за прекращения экспорта российский автомобилей на Украину. Также большое падение произошло в поставках в Казахстан. Случилось это из-за утилизационных и регистрационных сборов, введенных в Российской Федерации.
К старту готовы
Российские компании заверяют, что готовы выйти на новые экспортные рынки. Так, в группе ГАЗ такое движение считают приоритетным в деятельности компании. Это единственная возможность вырваться из заколдованного круга стагнации производства.
Объемы внутреннего российского рынка не предоставляют таких возможностей. А вот экспорт при правильном подходе может обеспечить устойчивость производства, снивелировать валютные скачки и уменьшить зависимость от валютной составляющей в комплектующих.
Что касается АвтоВАЗа, то в компании уверены в том, что стабильный спрос на машины этого бренда существует во всей Европе, и не только в восточной, но и в западной и в центральной. В частности, речь идет о марке Лада Калина — к ней присматриваются дилеры, торгующие машинами не одного бренда, а несколькими. Так что для иностранных покупателей интересны не только новые модели, но и те, которые имеют историю. Спрос на Ладу Калину есть и в Германии, и в Австрии, и в Чехии.
В Чехии имеется собственный склад запасных частей к машинам, которые выпускает АвтоВАЗ. В Венгрии собственный дилерский центр. Планируется открыть центры еще в 12 европейских странах. Поэтому цифра в 5 000 единиц техники в европейском направлении вполне достижима. На сегодняшний день только в Венгрию гарантировано будет поставлено 2 000 автомобилей АвтоВАЗа. Прорабатывается и выпуск автомобилей с правым рулем — это даст возможность выйти на новые рынки.
Иностранные компании осторожничают
Иностранные компании, осуществляющие сборку своих брендов в Российской Федерации, не спешат подключаться к наращиванию экспорта. Для такого шага им нужны солидные инвестиции, но сделать их пока невозможно не по экономическим, а по политическим мотивам. Сегодняшнее геополитическое положение России нестабильно, ситуация может меняться очень быстро. А бизнес предпочитает стабильность.
Однако при этом, скажем, Ниссан озвучивается в планах Минпромторга, так что, скорее всего, какие-то определенные договоренности уже имеются. Возможно, идет речь об увеличении экспорта машин этого бренда российской сборки в Беларусь и в Казахстан. При этом о конкретных шагах говорить пока рано.
Рено-Ниссан пока еще не готов содействовать продвижению в Европе новых автомобилей Лада.
Эксперты не сходятся во мнении
Перспективность российского экспорта автомобилей оценивается разными специалистами по-разному. Так, например, китайские эксперты считают, что низкий курс российского рубля по отношению к доллару дает прекрасные возможности наращивать экспорт. И даже организовывать производство российских автомобилей за рубежом. Это тот путь, который уже выбрали на ГАЗе – наладили в Турции производство «Газели», ориентированной на европейский и турецкий рынки. Основной причиной падения российского экспорта автомобилей в экспертном сообществе считают уменьшение поставок в страны – бывшие республики СССР.
Существует опасение, что рост экспорта произойдет за счет снижения внутрироссийских поставок. Тогда даже 25% прирост практически не даст экономического эффекта. Только наращивание производства имеет смысл.
Вот интересное видео об экспорте автомобилей Lada – смотрим!
Веста на экспорт: как выживают российские автозаводы
Кризис подкосил российский рынок. Автозаводы ищут новые способы существования. Один из них — экспорт автомобилей.
Расположенные на территории России заводы отечественных и зарубежных производителей способны ежегодно выпускать свыше трех миллионов автомобилей. Это полностью покрывало потребности рынка даже в самое благополучное время, а когда в 2016 году продажи упали ниже полутора миллионов машин — и подавно. Больше половины этого объема способен выдать один только АВТОВАЗ, работай он на полную мощность. Но пока столько машин внутреннему рынку не нужно, а сокращать персонал пропорционально просевшему выпуску — смерти подобно. Приходится выкручиваться.
Помочь по-соседски
Радикальным образом избавиться от проблем решило руководство концерна GM: продажи автомобилей Opel и недорогих Chevrolet свернуты, завод в Санкт-Петербурге остановлен и законсервирован до лучших времен. Chevrolet превратили в игрока премиального сегмента, и едва ли в обозримом будущем бренд вновь развернется в полную силу. А вот шансы на возвращение «немцев» есть, поскольку Opel переходит в руки альянса PSA Peugeot-Citroen, который, несмотря на наш кризис и мизерные продажи, уходить из России не собирается.
Остальные продолжили борьбу, и одной из мер выживания стал курс на увеличение экспорта собранных в России автомобилей, благо обвалившийся рубль сделал это направление бизнеса худо-бедно перспективным. Проблем, конечно, немало: необходимо довести автомобили до требований местных рынков, вложиться в развитие дилерских сетей, в обеспечение запчастями, потратиться на транспортировку и так далее. В последние месяцы рубль стал укрепляться и былые надежды на светлое экспортное будущее начали таять — но процесс всё равно идет.
Понятно, что привлекателен экспорт, прежде всего, в страны, которых не коснулись финансовые или иные катаклизмы. Но главные экспортные рынки — бывшие республики СССР, а там не всё радужно. Поставки на Украину резко сократились по известным причинам, а Белоруссия и Казахстан оказались с нами в одной лодке. Причем в немалой степени наших партнеров по Таможенному союзу подкосила система ЭРА-ГЛОНАСС.
Белоруссия в одностороннем порядке ввела отсрочку на аналог системы ЭРА-ГЛОНАСС, которая пока еще необязательна для получения местного ПТС. Казахстан ответил нам введением утилизационного сбора, который распространяется и на российские автомобили. Результат известен: АВТОВАЗ отгружает не готовые автомобили, а машинокомплекты для сборки в Усть-Каменогорске, где освоен выпуск практически всей тольяттинской линейки. Казахстан остается главным экспортным рынком для АВТОВАЗа.
В страны Таможенного союза поставляют автомобили практически все российские заводы, а вот география поставок в государства бывшего СССР зависит от марки. Важнейшую роль играет политика головного офиса, распределяющего регионы ответственности между представительствами. Свое влияние оказывают вкусы и покупательская способность потребителей, логистические схемы и расположение производств в разных странах.
С дальним прицелом
Со странами дальнего зарубежья еще сложнее. Те машины, которые могут заинтересовать жителей Восточной Европы, едва ли привлекут внимание в западной части континента. Ведь у нас преобладают бюджетные седаны В‑класса, которые в Старом Свете спросом не пользуются. Там в цене компактные кроссоверы, но их собирают на собственных заводах, которым тоже нужна загрузка. К примеру, Duster имеет румынскую прописку, Qashqai — британскую.
Популярные у нас Toyota RAV4 и Kia Sportage и в Европе не на последних ролях, но поставлять их из России компании не спешат. Слишком дорого перекраивать логистические цепочки — издержки могут оказаться выше потенциальной выгоды. Да и влиятельные профсоюзы в западных странах такой поворот не оценят.
Европейские государства значатся в списках экспортных поставок автомобилей УАЗ и Лада. Для ульяновских внедорожников это только Чехия. АВТОВАЗ сумел сохранить часть дистрибьюторской сети со времен СССР, когда Лады шли за границу десятками и даже сотнями тысяч в год. Сейчас экспортная программа фактически запускается заново: пересматривается дилерская сеть, логистика, рекламная политика; в списке — около десятка стран, включая Германию. Основной спрос приходится на классическую Ниву, большие надежды возлагают на Весту. Объемы продаж пока мизерные. Если в 2016 году европейские дилеры продали 3951 Ладу (+ 81% к 2015 году), то в текущем одних только седанов Веста должны сбыть около трех тысяч.
Продажи Весты в Германии начались 21 февраля. На европейских Вестах знакомый двигатель 1.6 выдает те же 106 л.с., но соответствует нормам Евро‑6. В базовую комплектацию включены боковые подушки безопасности и датчики давления в шинах (первые в России доступны только в топовой версии, а вторые не предлагаются вовсе), шкáлы приборов стали оранжевыми, а их подсветка работает в постоянном режиме. Кроме того, изменены некоторые материалы отделки — в соответствии с местными экологическими требованиями. Некоторые из этих решений могут перекочевать и на машины для российского рынка.
Среди перспективных стран — Китай. На 25‑миллионный авторынок в 2016 году ушло лишь несколько сотен «уазиков». Капля в море! Но для УАЗа, выпускающего в год около 50 тысяч автомобилей, и это хлеб. Пробиться в Китай через высокие заградительные пошлины и административные барьеры крайне сложно (цена вырастает почти вдвое), зато там у ульяновских аскетичных внедорожников почти нет конкурентов, а регионов без хороших дорог хоть отбавляй.
Распродали в Поднебесной и партию внедорожников Лада 4×4 в исполнении Урбан. Картина та же, что и с УАЗами. Нива на китайском рынке стóит почти вдвое больше, чем у нас, но прямых конкурентов не имеет, а местный рынок всё еще можно назвать всеядным. АВТОВАЗ от поставок открестился: машины ушли на экспорт с казахстанского предприятия «Азия Авто». Однако спустя несколько недель Николя Мор заявил, что АВТОВАЗ может начать прямые поставки в Китай до конца текущего года.
Объемы отгрузки автомобилей зарубежным партнерам невелики. В 2016 году за границу отправили чуть более 17 тысяч машин Лада, включая машинокомплекты (- 45% к 2015 году) — это около 6,5% объема продаж в России. УАЗ экспортировал 3467 машин (7% российских продаж).
Renault и Volkswagen выступили одинаково, отправив на внешние рынки по 10% всего объема автомобилей, собранных на территории нашей страны. Чуть отстала от них Toyota — 9,6%. Санкт-петербургский завод по выпуску Hyundai и Kia отгрузил втрое меньше — 3,2%. Он, кстати, единственный не испытывает трудностей со сбытом своей продукции в России и работает с полной загрузкой. У компании Ford экспорт составил не более 2% (880 штук).
Надежды на будущее
За границу уходит не более десятой части машин, собранных в России пришлыми производителями, и едва ли кто-то сможет преодолеть эту планку даже при усугублении кризиса в нашей стране — глобальные логистические схемы от нас мало зависят. А вот отечественные заводы строят наполеоновские планы.
АВТОВАЗ намерен увеличить экспорт на 50% в текущем году и заглядывает аж в 2036‑й, когда отгрузки должны вырасти до фантастических 200 тысяч автомобилей. Есть расчет и на среднесрочную перспективу: в течение пяти лет выйти на экспорт 20% продукции.
В Тольятти рассчитывают на рост поставок как существующим партнерам, так и новым. Например, в мае первая партия из 300 машин отправлена на Кубу. При этом глава АВТОВАЗа Николя Мор дал понять, что Западную Европу рассматривает скорее как имиджевый рынок:
— АВТОВАЗ не должен становиться заложником европейских экологических норм. Мы запустили продажи Весты в Германии, но у нас нет больших амбиций. Мы сделали это, лишь чтобы продемонстрировать наши возможности. Нормы законодательства в ЕС станут еще жестче к 2020 году, а мы в ближайшем будущем не сможем тратить большие деньги на развитие дилерской сети в Западной Европе.
УАЗ замахнулся нарастить экспорт до 20 тысяч машин (почти в шесть раз!) уже к 2020 году. География охватывает полсотни стран. В 2017–2018 годах ульяновцы планируют запустить три локальных производства — во Вьетнаме, Иране и Египте. Для новых рынков разработают праворульную версию Хантера, исполнения для жаркого и влажного климата (Патриот, Пикап, Хантер), а также дизельные модификации (Патриот, Пикап, Карго).
Правда, ни АВТОВАЗ, ни УАЗ не поясняют, благодаря чему должен столь резко вырасти интерес к российским автомобилям за рубежом. Уповают на «новое качество»?
Экспорт по частям
Машинокомплекты для сборки автомобилей в других странах поставляет из России только АВТОВАЗ. Львиная их доля идет в Казахстан, где под занавес 2016 года освоили сборку Весты, Иксрея и Ларгуса.
Активнее экспортирует компоненты Renault. Это более 160 позиций, включая кузовные детали, светотехнику, элементы ходовой части. Пятая часть уходит в Латинскую Америку, еще 20% берут сборочные площадки в Румынии и Турции. В 2016 году около тысячи кузовов для седана Logan отправились из Тольятти на алжирский завод.
Использует возможности российского завода и Nissan. В частности, бамперы для кроссоверов X‑Trail теперь изготавливают в Санкт-Петербурге, а не в Японии, что снизило их стоимость для европейских покупателей.
Согласно плану развития отрасли, разработанному Минпромторгом, к 2025 году экспорт автомобилей из России вырастет до 300 тысяч машин. Внутренний рынок к тому времени должен достичь 2,4 миллиона экземпляров. Выходит, объем экспорта превысит 10% суммарной мощности всех сборочных производств. Грядет коренной перелом в сторону экспорта? Я бы не зарекался.
В каких странах популярны российские авто
Визитной карточкой российского автопрома долгое время считали «Волгу». Её любили и за границей. Однако в то же время знаменитый «Москвич» получал призы на международных ралли-рейдах, а «Победа» прекрасно себя чувствовала на улицах Бельгии и Великобритании. Что тут говорить, если машина со смешным названием «Буханка» до сих пор мечта многих японцев.
Статистика показывает, что за последний год продажи в страны Евросоюза наших авто выросли на 15%. Это связано с усовершенствованием модельного ряда автомобилей концерна Lada. В целом, эта марка успешно продаётся в 30 странах мира, в том числе в Тунисе, Чили и Кубе.
Хотя несколько лет назад экспорт российских машин казался каким-то экзотическим мероприятием в экономике. К сожалению, подтверждал это тот факт, что Лада открывала свои салоны чуть ли не в странах третьего мира. Сегодня ситуация кардинально изменилась, и российские авто постепенно приобрели популярность за пределами родины. Благодаря тому, что машины получили новый облик и обновлённую технику, их можно выпускать на внешний рынок. К примеру, АвтоВАЗ стремится походить на Toyota (где 98% машин уходят на экспорт) и активно представлять свою продукцию в другие страны.
К большому разочарованию любителей отечественных машин, другие производители (кроме Lada) слабо стремятся выйти на мировой рынок. Всему виной затяжные кризисы в стране. Сегодня я хочу рассмотреть страны, в которых представлены и популярны истинно российские бренды.
Немного статистики
Внедорожники Хантер, Патриот и Профи только недавно пошли за пределы России, но продажи показывают неплохие результаты – 25% от общего количества произведённых машин успели продать в других странах.
Только в прошлом году за пределами нашей родины УАЗ смог продать 4 000 экземпляров. Дальнее Зарубежье приобрело 1 000 ульяновских машин.
167 внедорожников купили в Китае и Монголии со слаборазвитой системой транспорта.
Главные модели, которые продают в другие страны
Хотелось бы перечислить самые основные марки и модели, которые активно уходят за границу:
Модельный ряд корпорации Лада в последнее время действительно стал соответствовать международным стандартам. Он вправе называться конкурентоспособным и качественным предложением. Однако до нормального соперничества с японцами и немцами, ему ещё далеко, и производителям придётся приложить немало усилий.
В каких странах вообще продают русские авто
К большому удивлению, российские машины активно продают во многих государствах. В ТОП самых востребованных входят: Лада, УАЗ, ВАЗ. Эти модели активно расширяют свою географию. Самые популярные страны для экспорта:
Открытием стали и другие страны Европейского Союза:
- Венгрия. В этом государстве любят японских Suzuki и Nissan. Но и российские автомобили заняли почётное место и весьма неплохо продаются;
- Словакия. Как и её сосед – Венгрия, Словакия покупает технику из нашей страны. Это, скорее, добрая традиция между соседями. А нам приятно!
- Болгария. Тут не только говорят по-русски, но и активно покупают машины из России, несмотря на обилие других предложений;
- Сербия. Как и в большинстве стран ЕС, здесь можно с лёгкостью купить за 8 000 евро неплохой Рено Логан. Однако сербы предпочитают нашу Ладу, иногда и за большие деньги. Почему? Сложно сказать, но нам выгодно;
- Молдавия. Тут обратная ситуация. Например, в Приднестровье мало европейских машин, поэтому российские авто здесь покупают, т. к. эта часть страны поддерживает хорошие отношения с Россией.
Конечно, сам факт, что европейцы покупают наши автомобили, кажется удивительным. В нашу пользу говорит многое: качество машин возросло, а цена осталась приемлемой. Однако мы всё ещё не может составить достойную конкуренцию западным и восточным автомобильным брендам.
Статистика упорно указывает на тот факт, что в некоторых странах Запада наши машины продаются даже лучше, чем во многих регионах РФ. Но до заработка в миллиарды нашим концернам ещё далеко, зато есть к чему стремиться!
Экзотические рынки сбыта российских автомобилей
Вышеперечисленный список далеко не самый неожиданный в статье. Существуют гораздо более интересные рынки, где активно продают наши машины. Многие соотечественники, отправляясь в путешествие, удивляются, встретив родные Lada Granta или Kalina на улицах других стран. Например, модель Vesta весьма активно продаётся в других государствах и всё больше охватывает территории сбыта.
Среди самых неожиданных стран, куда продают наши машины, можно выделить:
- Боливия. Весьма внезапная страна в этом списке. Хотя сюда можно отнести многие страны Латинской Америки (Чили, Перу, Бразилия). Продажи идут слабо, но пока еще держатся «на плаву». Открыты даже свои салоны. В таких местах наиболее популярны американские авто, т. к. их экспортировать дешевле;
- Египет. Сюда уходит много машин из России. Видимо, египтяне помнят те времена, когда ВАЗы были единственно доступными для них автомобилями. Вот по инерции и скупают российские;
- Германия. Вот уж какую страну не ожидали встретить в списках! Казалось бы, имея таких гигантов как BMW, Mercedes, Volkswagen, Opel, зачем ещё какие-то модели? Но удивительным фактом можно считать наличие автосалонов Лада на территории государства. Правда, продажи очень слабые, т. к. много хороших конкурентов;
- Куба. Только недавно президент США снял экономическую блокаду и часть санкций. А до этого русские машины были одними из немногих доступных жителям этого государства.
Определённую долю отечественных машин поставляют в Латвию и Литву. В последнее время поставки заметно сократились, т. к. машины догнали в цене европейских конкурентов из Германии и Чехии. Поэтому жители Прибалтики отдают предпочтение, например, Polo вместо Granta. Но даже при наличии таких могущественных концернов, есть приверженцы исключительно русской техники.
Подводя итоги…
К сожалению, российские авто представлены на зарубежном рынке не так активно, как хотелось бы. Мы не столь удачно выглядим на фоне мощных конкурентов. Большое значение в таком вопросе играет цена: с учётом всех таможенных оформлений и поставок, стоимость выходит значительно выше, чем на родине.
Радует тот факт, что находятся настоящие почитатели российской техники. Это говорит о том, что экспорт нельзя назвать самым бесперспективным мероприятием. В последние годы рынок отечественных авто заметно расширяет свои границы. Это является логичным шагом для получения валютной прибыли, но концерны заняты удовлетворением потребностей российских покупателей.
Экспорт российских автомобилей резко вырос в прошлом году
Общий экспорт продукции российского автопрома (автомобили, сборочные комплекты, комплектующие) вырос в 2019 г. на 17% до $4 млрд, указано в исследовании EY. Рост зарубежных поставок наблюдается уже третий год подряд.
Результат превзошел ожидания правительства. В долгосрочной стратегии развития автопрома, утвержденной весной 2018 г., предполагалось, что в 2019 г. экспорт в базовом сценарии достигнет $2,9 млрд, оптимистичном – $3,4 млрд. Аналогичная ситуация была и в 2018 г. Тогда экспорт составил $3,4 млрд, а целевой уровень стратегии в зависимости от сценария – $2,5–2,8 млрд.
По итогам 2019 г. первое место в общей структуре экспорта автопрома вернули легковые и легкие коммерческие (LCV) автомобили – их доля составила 44% (год назад лидировали автокомпоненты с долей 47%). Они же обеспечили основную прибавку общего экспорта: поставки выросли на 34% до $1,7 млрд. В предыдущие четыре года экспорт либо стагнировал, либо рос, но меньшими темами, чем в 2019 г. (в 2017 г. – на 18%). Экспорт легковых автомобилей и LCV в 2019 г. в количественном выражении увеличился на 21% до 113 200 шт., оценивает EY.
Бурный рост поставок автомобилей за рубеж в 2019 г. связан, прежде всего, с восстановлением спроса в странах СНГ, объясняет EY. Об этом говорит и представитель Российского экспортного центра (РЭЦ).
Продажи легковых автомобилей и LCV на одном из основных экспортных рынков российских автозаводов – казахстанском – выросли на 23,3% до 71 417 шт., а в денежном выражении – почти на 32% до $1,71 млрд (данные отраслевого союза «Казавтопром»). В топ-3 рынка – Lada, Hyundai и Toyota. Рост рынка ускоряется: в 2017 г. он вырос в количественном выражении на 7%, в 2018-м – на 25%. Автомобильный рынок Белоруссии тоже продолжает расти, но динамика замедляется. В 2018 г. продажи увеличились на 54%, а в 2019 г. – на 22%, достигнув 64 504 машин, следует из данных Белорусской автомобильной ассоциации (емкость в денежном выражении не уточняется). В тройке лидеров – Lada, Renault и Volkswagen. Для сравнения: российский рынок сократился на 2,3% до 1,76 млн легковых автомобилей и LCV (данные АЕБ). В денежном выражении рынок легковых автомобилей увеличился на 5,6% до 2,54 трлн руб., по оценке «Автостата».
Российские автозаводы начали активно развивать экспорт на фоне сильно сократившегося после 2013 г. рынка, напоминает аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. На динамике также сказались господдержка (прежде всего – компенсация части логистических расходов) и расширение сборочного производства российских брендов в Казахстане, где был введен утилизационный сбор.
Крупнейший российский автопроизводитель (и экспортер машин) «АвтоВАЗ» реализовал в 2019 г. на зарубежных рынках около 50 000 машин, сообщала компания. Это на 32% больше, чем в 2018 г. Главные экспортные рынки Lada – Белоруссия, Казахстан и Узбекистан. Зарубежные продажи выпущенных в России автомобилей Renault выросли на 14% до 15 785 шт., основные рынки – Белоруссия, Казахстан и Киргизия, рассказал представитель компании. Группа VW, по словам представителя, экспортировала из России 24 600 машин (в 2018 г. – около 20 000), из них почти 10 000 – Skoda Kodiaq в Европу. Экспорт Nissan из России упал на 27% до 4168 шт., машины поставляются в Казахстан и Белоруссию. УАЗ поставил за рубеж 5720 машин (рост на 29%), из них почти 80% отправились в страны СНГ и ближнего зарубежья. Рост связан с расширением географии реализации и модельного ряда на существующих рынках сбыта, поясняет представитель УАЗа.
В 2020 г. экспорт продукции российского автопрома может составить в зависимости от сценария стратегии автопрома $3,4–4,2 млрд.
Экспорт в 2020 г. будет расти, считает Беспалов: рынок в России стагнирует и автозаводы продолжат развивать зарубежные поставки, чтобы загрузить мощности. «Наши ожидания достаточно сдержанны. В первую очередь это связано с имеющимися и вновь появляющимися барьерами», – говорит представитель РЭЦа. Например, это касается введения утилизационного сбора. Преодолеть эти барьеры поможет организация локальной сборки, а также увеличение количества стран, с которыми подписываются соглашения о зоне свободной торговли, отмечает представитель РЭЦа.
Экспорт легковых автомобилей, скорее всего, вырастет в 2020 г. на 10–15%, для роста экспорта грузовых автомобилей и автобусов больших предпосылок не видно, говорит партнер EY Сергей Павлов. «На рынок в целом и экспорт из России в частности может сильно повлиять ситуация с эпидемией коронавируса», – предупреждает он. Многие цепочки поставок замкнуты на Китай, а способность китайских заводов компонентов к ритмичной работе в следующие два месяца под вопросом, поясняет Павлов. Это поставит под угрозу производство в России и других странах, указывает он. Кроме того, продолжает эксперт, развитие эпидемии может спровоцировать ограничение спроса со стороны частных лиц и компаний.
Экспорт растет на фоне снижения внутреннего спроса
Российские автоконцерны на фоне слабого спроса на автомобили на внутреннем рынке наращивают поставки за рубеж. К началу традиционно высокого сезона (сентябрь—декабрь) экспорт автомобилей вырос почти на 30%, в основном за счет легкового сегмента. В Российском экспортном центре видят в этом интеграцию российского автопрома в «глобальные цепочки», но основными странами, куда возят автомобили и комплектующие из РФ, остаются соседние Белоруссия и Казахстан.
Экспорт автомобилей и компонентов из России в этом году растет на 30%. «Из Германии заказчики сами приезжают, просят подыскать им российских поставщиков, потому что соотношение “цена—качество” лучше альтернатив»,— заявил глава Российского экспортного центра (РЭЦ) Андрей Слепнев в ходе встречи с премьером Дмитрием Медведевым. По актуальной статистике ФТС за январь—август, экспорт легковых автомобилей в штуках и в деньгах вырос на 27,8% (до 73,4 тыс. штук) и 32,1% (до $1 млрд) соответственно. Поставки грузовиков в штуках увеличились на символические 0,1%, до 8,4 тыс., в деньгах — на 12,7%, до $218,5 млн. В прошлом году в тот же период экспорт легковых автомобилей стагнировал, а грузовиков — незначительно рос (на 3,6%).
Дмитрий Бабанский из SBS Consulting полагает, что фундаментальными причинами роста поставок автопрома стали слабый внутренний спрос и государственная система поддержки экспорта. Существующие меры — прежде всего субсидирование логистики, омологации и сертификации — облегчают вывод продукции на новые рынки, а низкий внутренний спрос стимулирует искать новых потребителей, в том числе за рубежом, заключает он. В этом году правительство направило на поддержку экспорта машиностроения не менее 4,5 млрд руб.
В январе—сентябре продажи автомобилей в РФ сократились на 2%, до 1,27 млн штук, по данным АЕБ, впервые за два года. При этом производство легковых автомобилей за девять месяцев выросло на 1,1%, до 1,1 млн штук, сообщал Росстат, грузовых — на 5,7%, до 14,5 тыс. машин. В октябре глава Минпромторга Денис Мантуров рассчитывал на сохранение объемов производства на уровне 2018 года или «определенный плюс». В интервью «России 24» он отмечал, что рост может быть достигнут с учетом увеличения поставок за рубеж автомобилей и автокомпонентов.
Динамику поставок автомобилей во многом определяет спрос на традиционных для России рынках, поясняют в РЭЦ, говоря об эффекте отложенного спроса, а также «”врастании” в глобальный автомобильный рынок».
Среди крупных направлений также Турция (7%), Чехия (6,3%), Узбекистан (6%) и Китай (5%). Наибольший вклад в рост экспорта внесли легковые автомобили (41% роста) и прицепы (34%), заметными были также поставки спецавтотранспорта (11%) и грузовиков (4%), говорят в РЭЦ. Лидеров экспорта там не называют. Бестселлеры внутреннего рынка — Lada, Kia и Hyundai.
Основными рынками сбыта в Минпромторге называют Беларусь, Казахстан, Узбекистан, Азербайджан, Алжир, Чехию, Кубу, среди компаний основные лидеры — АвтоВАЗ, Volkswagen, Renault и Hyundai.
В АвтоВАЗе раскроют детали экспорта только по итогам года, но в концерне сообщили, что поставляют автомобили Lada в 34 страны. Nissan за девять месяцев экспортировал более 3 тыс. автомобилей Qashqai, X-Trail, Murano и Terrano в Казахстан и Белоруссию. В Nissan подчеркивают, что одним из ключевых факторов при расширении экспорта является господдержка — она необходима, чтобы сделать локальное производство эффективным и конкурентным на международном рынке. В Toyota “Ъ” сказали, что в январе—августе поставки их автомобилей за рубеж в штуках выросли на 44%, приоритетными рынками были Казахстан и Белоруссия. Управляющий директор Ларс Химмер «Фольксваген Груп Рус» в конце октября говорил, что концерн по итогам года рассчитывает экспортировать 24 тыс. машин, а также собираемые в Калуге двигатели.
Автоконцерны попросили оценить потери от возможного прекращения импорта компонентов
Среди грузовиков экспорт КамАЗа за девять месяцев вырос на 58%, до 3,4 тыс. штук. Основные страны прироста —Узбекистан и Вьетнам. Традиционно одним из главных внешних партнеров остается Казахстан, отмечают в концерне. Volvo Trucks в 2019 году продолжает поставки кабин в Гент (в 2018 году экспортировано 1,8 тыс. штук) и рассматривает возможность поставок комплектных автомобилей в Европу и Азию.
Ускоренный рост экспорта в денежном выражении может быть вызван усложнением логистики, исполнения, комплектации автомобилей и пр., говорит Дмитрий Бабанский. По его словам, традиционно высокий сезон для автоэкспорта — с сентября по конец года. Он дает прогноз по росту поставок до $4–4,2 млрд в этом году. В РЭЦ ожидают, что экспорт по итогам года будет превышать показатели 2018-го «минимум на 10%».
Какие автомобили и куда поставляет Россия на экспорт?
Большинство отечественных автопроизводителей ориентируется на внутренний рынок, изготавливая свои машины исключительно для российского покупателя. Однако в последние годы экспорт автомобилей из России значительно увеличился, что объясняется девальвацией рубля, что сделало такие автомобили дешевле в долларовом эквиваленте и положительно сказалось на спросе на российский автопром.
Куда российские автопроизводители поставляют свои машины на экспорт
Традиционно спросом на внешних рынках пользуется продукция АвтоВАЗа, а также тяжелые грузовики от КАМАЗа и Урала. Такие автомобили и спецтехника отличаются функциональностью, универсальностью использования и предлагаются по доступным ценам. Большая часть экспорта автомобилей из России приходится на страны СНГ. По словам специалистов, у АвтоВАЗа поставки на рынки стран СНГ от общего экспорта за рубеж составили порядка 80%. Основными покупателями продукции АвтоВАЗа в СНГ является Казахстан, Беларусь и Украина.
Также неплохим спросом отечественные легковые автомобили пользуются в странах Латинской и Южной Америки, куда в общей сложности АвтоВАЗ поставил порядка 10 000 своих автомобилей. В последние годы существенно вырос экспорт продукции АвтоВАЗа в Египет, Иран и Алжир. Так, например, по данным АвтоВАЗа, только в 2016 году в Алжир было поставлено более 20 000 новых автомобилей. В Иран продано 11 000 единиц техники, а в Египет около 6000 новых автомобилей.
АвтоВАЗ активизирует работу на европейских рынках
Перспективным рынком для АвтоВАЗа и других российских производителей легковых автомобилей является Европа. Страны Евросоюза являются одним из крупнейших автомобильных рынков, где с каждым годом увеличивается количество продаж автомобилей эконом-класса. Специально для выхода на рынок Европы АвтоВАЗ разработал новые модели, которые полностью соответствуют жестким европейским стандартам.
Неоценимую помощь АвтоВАЗу в выходе на европейский рынок оказывают японские компании Nissan и французская Renault, которым принадлежит часть акций российского автогиганта. Дистрибуция и сервисное обслуживание вазовских автомобилей в Европе будет осуществляться через сервисные центры двух этих производителей. В АвтоВАЗе надеяться, что их два новых автомобиля Lada Xray и Lada Vesta будут пользоваться на рынке отличным спросом.
В Европе самым крупным рынком для АвтоВАЗа в ЕС традиционно является Германия, где в 2017 году планируют реализовать 2500 автомобилей. При этом прирост продаж составит 460 процентов. В АвтоВАЗ отмечают, что такое увеличение продаж достигнуто исключительно за счёт выхода на рынок новых перспективных моделей, которые имеют доступную стоимость и отличаются великолепными характеристиками.
Экспорт российских грузовиков и спецтехники
Российские грузовики и тяжёлая спецтехника традиционно пользуется отличным спросом на внешних рынках. Если на европейский рынок отечественным производителям грузовиков пробиться крайне сложно, то в Латинской Америке, Северной Африке и в развивающихся странах Азии российский КамАЗ, Урал и другие производители занимают прочные позиции.
Так, например, техника КамАЗа отлично известна в Латинской Америке, где продаётся несколько грузовиков КамАЗ, а также другой спецтехники из России. Автопроизводитель из Набережных Челнов продает несколько тысяч своих экземпляров грузовиков в Египет и поставляет такое же количество техники в Иран. Одним из перспективных направлений для КамАЗа и других российских производителей спецтехники является Вьетнам и весь регион юго-восточной Азии. В ближайшие годы планируется активизировать поставки российских грузовиков в эти страны, в общей сложности продавая во Вьетнам около 2000 грузовых автомобилей.
КамАЗ не только поставляет за рубеж собранные в России грузовые автомобили, но и активно создает сборочные предприятия в развивающихся странах. Первые автомобили КамАЗ выпустил на своих сборочных предприятиях в Индии, Пакистане, Казахстане и Вьетнаме.
Расширяет поставки за рубеж российский производитель компания Урал. В настоящее время порядка 35% всех произведённых грузовых автомобилей Урал идёт на экспорт. Продукция Урала официально продается в 12 странах, в том числе и в Иране, Ираке, в Египте и других развивающихся странах.
В последние несколько лет российский автопроизводитель компания ГАЗ также смогла существенно увеличить объемы поставок своих автомобилей за границу. Большой популярностью пользуется Газель-Next, которая продается в Македонии, Черногории, Боснии и Герцеговине, Сербии и других странах Европы. Также этот легкий грузовик отлично продается в Латинской Америке и на североафриканском рынке.
Государственная программа стимулирования развития экспорта
В настоящее время в России действует программа стимулирования экспорта российских автомобилей и грузовой техники, в рамках которой экспортерам возмещается часть таможенных платежей по поставленным на экспорт автомобилям. На реализацию данной программы государственной поддержки экспорта российских автомобилей в бюджете на ближайшие несколько лет заложено 3 миллиарда рублей, большую часть из которых получит АвтоВАЗ и КамАЗ. Также планируется целевая поддержка других российских автопроизводителей под конкретные программы и вывод на рынок новых перспективных моделей, которые были бы популярны и востребованы за рубежом.
Источники:
http://fastmb.ru/autonews/autonews_rus/717-kuda-i-kakie-avtomobili-postavlyaet-rossiya-na-eksport.html
http://www.zr.ru/content/articles/906773-pereletnye-ptitsy/
http://reedr.ru/auto/v-kakih-stranah-populyarny-rossijskie-avto/
http://www.vedomosti.ru/auto/articles/2020/02/06/822361-rossiiskih-avtomobilei
http://www.kommersant.ru/doc/4149094
http://cartechnic.ru/articles/kakie_avtomobili_i_kuda_postavljaet_rossija_na_eksport