1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как уберечься от пожара в автомобиле

Как уберечься от пожара в автомобиле

Статья о том, как предотвратить возгорание автомобиля и что делать в случае возникновения пожара в машине. В конце статьи — видео о том, как не допустить автомобильного пожара.

Содержание статьи:

  1. Причины возникновения пожара
    • Внутренние причины
    • Внешние причины

  2. Как уберечь автомобиль от возгорания
  3. Что делать в случае пожара
  4. Как выбрать огнетушитель
  5. Видео о том, как не допустить пожара в автомобиле

Пожарная безопасность в автомобиле почти полностью зависит от навыков и знаний водителя. Каждый автовладелец должен иметь четкое представление о том, как предотвратить пожар в машине, какие меры предпринять в случае возгорания и, в идеале, уметь оказать первую помощь пострадавшим.

Причины возникновения пожара

Спровоцировать пожар может множество факторов, начиная с окурка, завалившегося между сидениями, и заканчивая неисправностью в двигательном отсеке. Разберемся с основными причинами, по которым пожары в машинах случаются чаще всего. Это, прежде всего, внутренние причины, связанные с неполадками автомобильных систем.

Внутренние причины

Утечка топлива

Самая распространенная причина возгорания. Если в машине чувствуется запах горючего, то единственное правильное решение в этой ситуации — найти и устранить неполадку. Прямо сейчас. Потому что в некоторых случаях для того, чтобы спровоцировать пожар, не нужно даже какое-либо внешнее воздействие — воспламенение может произойти само по себе. Бензин, например, самовозгорается при нагреве в 257 градусов по Цельсию; также ему достаточно искры при температуре 7,2 градуса.

Машины на газу в этом плане безопаснее, но не полностью. Небольшая концентрация газа в области редуктора — и пожар готов вспыхнуть в любую минуту.

Неисправная электросистема

Причина N2 по популярности. Аккумуляторы довольно сложно устроены и полны сюрпризов — например, могут выделять взрывоопасные газы, для воспламенения которых достаточно износившейся проводки. Причем, возгорание может случиться не только в районе двигателя, но и «на территории» всего автомобиля.

Сюда же можно отнести неполадки с электроприборами и их неправильную установку.

Утечка горючих жидкостей

К ним относятся:

  • топливо;
  • моторное масло;
  • трансмиссионная жидкость;
  • тормозная;
  • охлаждающая;
  • жидкость усилителя рулевого управления.

Вся эта взрывоопасная смесь не просто присутствует в моторном отсеке, но и «блуждает» по всему автомобилю. Малейшее повреждение шланга и протек гарантирован. А одна единственная искра завершит начатое.

Перегрев двигателя

Сам по себе перегревшийся мотор не так опасен, но его температура сказывается на работе и состоянии других составляющих — температура масла (охлаждающей жидкости) поднимается, они начинают просачиваться наружу, попадают на разогретые детали системы и тогда пожар — лишь вопрос времени.

Перегрев нейтрализатора выхлопной системы

Когда речь заходит о причинах автомобильных возгораний, вспоминаются главным образом двигательная и топливная системы, а вот выхлопная чаще всего упускается из виду. Тем не менее, чрезмерная нагрузка на фильтр-нейтрализатор приводит к его перегреву и, как следствие, возгоранию, что, в свою очередь, может стать причиной пожара в салоне.

Нейтрализатор фильтрует выхлопные газы, убирая из них токсичные и опасные для окружающей среды вещества. Если эти вещества концентрируются в большем количестве (например, вследствие некорректной работы двигателя), чем нейтрализатор может переработать, то он перегревается.

Недобросовестно проведенное ТО

И дело здесь даже не в браке работы мастера, а, чаще всего в обыкновенной невнимательности. Во время осмотра может быть не замечен износ прокладки двигателя (кажется такой пустяк), а в итоге — протечка воспламеняющейся жидкости. А чем это чревато, мы уже рассмотрели.

Брак по вине изготовителя

Это может быть как разовая ошибка, так и серийный брак. Практически каждый автоконцерн когда-нибудь да сталкивался с необходимостью отозвать с рынка серию выпущенных автомобилей, по причине конструктивной ошибки. Например, компания Ford выпустила серию машин с опасной недоработкой в топливной системе, которая повысила риск возгорания автомобилей в несколько раз.

Кроме причин внутренних, кроющихся в самой машине, есть еще и внешние.

Внешние причины возгорания автомобиля

Авария

При попадании в аварию, будь-то серьезное столкновение или простое падение в кювет, машину следует тщательно проверить на наличие всех вышеперечисленных (и не только) причин возгорания. Даже если на первый взгляд с авто все в порядке и вроде бы достаточно косметического ремонта, не следует забывать, что для возникновения пожара достаточно повредившейся проводки и трещины в топливном шланге.

Умышленный поджог

Как бы глупо это ни звучало, но поджигание чужой машины — не редкость. Причин для подобного поведения множество, начиная от личной неприязни к хозяину автомобиля и заканчивая попытками смошенничать на страховке. Сюда же стоит отнести и поклонников вандализма, автомобили и памятники — их любимые цели.

Незатушенная сигарета

Стоит поставить в салоне вместительную пепельницу с высокими бортиками и пользоваться ею.

Многие водители и пассажиры в процессе езды имеют привычку выбрасывать незатушенные окурки в окно. Во-первых, выброшенная в форточку передней двери сигарета может залететь в салон той же самой машины, если форточка задней двери открыта. Во-вторых, подобное может произойти и в отношении сзади идущих машин.

Забытый или заброшенный нечаянно в салон окурок в лучшем случае сделает прожог в обивке сидения, в худшем выгорит весь салон. А если в нем вдруг окажется емкость с какой-либо легко возгорающейся жидкостью (запасной канистрой бензина, которая не поместилась в багажник, например), то последствия легко представить.

Как уберечь автомобиль от возгорания

Ряд профилактических мер, предпринятых автовладельцем, позволит если не полностью обезопасить себя и машину, то максимально снизить риск и нанесенный ущерб.

Что поможет избежать неприятностей:

  1. Регулярное и своевременное техобслуживание. Если автомобиль работает на газу, необходимы также регулярные проверки в спец. мастерской.
  2. Грамотная установка электроники (магнитолы, сигнализации, бортового компьютера). Если вы не уверены, что сможете правильно заменить/установить электроприбор, следует обратиться к специалисту — проводка является самым уязвимым местом пожарной безопасности.
  3. Регулярные проверки состояния электрооборудования.
  4. Регулярные проверки бензобака и других емкостей с горючими жидкостями на предмет разгерметизации.
  5. Перевозка запасного топлива и смазочных материалов в плотно закрытой и абсолютно герметичной таре; подтеки недопустимы.
  6. Наличие в салоне исправного огнетушителя. Причем, важно не только его держать в машине из-за боязни штрафа, но и уметь пользоваться.

Что делать в случае пожара в машине

Чтобы выйти из подобной ситуации с наименьшими потерями, нужно лишь две вещи:

  • не поддаться панике;
  • заранее научиться работать с огнетушителем.

Огнетушитель существует не для того, «чтобы был», а для того, чтобы воспользоваться им в случае необходимости. Поэтому изучить инструкцию следует заранее; когда из-под капота повалит дым, на чтение времени не будет.

Какие шаги предпринять, если машина загорелась

Тушение пожара — что нужно знать

Как выбрать огнетушитель для автомобиля

Существует три разновидности огнетушителей, но использовать в автотранспорте разрешено только две из них. Принцип действия у обоих видов (порошкового и углекислотного) схож — тушащее вещество (порошок или углекислый газ), подаваемое под давлением, попадая на очаг возгорания, препятствует доступу кислорода, сводя тем самым огонь к минимуму.

Порошковый огнетушитель имеет ряд плюсов:

  • простота эксплуатации;
  • безопасность;
  • невысокая стоимость;
  • небольшой вес;
  • универсальность (пригоден для тушения любого вида возгорания).

К недостаткам относят:

  • малый срок службы (1,5 лет), после чего порошкообразный наполнитель образует комки, что сказывается на работоспособности; замена каждые полтора года обязательна;
  • не охлаждает обрабатываемую поверхность, вследствие чего возгорание может возникнуть снова;
  • в процессе тушения образует порошковое «задымление», ухудшающее обзор.

Углекислотный огнетушитель. Его достоинства:

  • охлаждение поверхности;
  • длительный срок службы (5 лет);
  • универсальность и пр.

Этот тип огнетушителя имеет схожие рабочие характеристики с порошковым вариантом, но имеет существенный недостаток — с ним опасно работать. Еще некоторые недостатки:

  1. Углекислый газ, в отличие от порошка, подается под действием низких температур. При соприкосновении с кожей человека он вызывает сильные обморожения.
  2. Опасен для организма при попадании в органы дыхания. При больших количествах возможно паралитическое действие.

Выбор огнетушителя по внешним характеристикам

  1. Желательно выбирать огнетушитель с металлическим корпусом, он намного надежнее аналогичных пластиковых.
  2. Чека должна иметь пломбу.
  3. Любой огнетушитель имеет инструкцию по применению, наклеенную на корпус и техпаспорт. Также можно потребовать у продавца предъявить сертификат на товар.
  4. Масса содержимого (без учета баллона) не должна быть меньше 2 кг.
  5. Порошковые изделия комплектуются манометром; если огнетушитель исправен, стрелка расположена в зеленой зоне.

Современные модели автомобилей менее подвержены риску возгорания, но это не значит, что такую возможность можно полностью исключить. Внимательное отношение к машине, своевременное выявление и устранение неполадок, а также наличие исправного огнетушителя — все это поможет свести к минимуму не только риск ущерба здоровью, но и материальные затраты на восстановление или покупку новой машины.

Видео о том, как не допустить пожара в автомобиле:

Как уберечь машину от пожара

Пожар в автомобиле может произойти в любое время года. Летом добавляется, пожалуй, лишь одна серьезная ситуация: на пикнике в лесу народ любит оставлять автомобили в высокой траве. А потом бежит от вспыхнувшего огня!

Пожар в автомобиле может произойти в любое время года. Летом добавляется, пожалуй, лишь одна серьезная ситуация: на пикнике в лесу народ любит оставлять автомобили в высокой траве. А потом бежит от вспыхнувшего огня!

Запомните: от горячей выхлопной системы трава может загореться легко и просто! Что делать в этом случае? И вообще, какие бывают причины пожара в автомобиле, и как избежать такой страшной вещи?

Причины пожара можно разделить на несколько типичных:

По сути, в самом автомобиле всегда присутствуют два источника тепла: электросистема — от генератора и аккумулятора до фар или, скажем, мультимедиа – и двигатель внутреннего сгорания.

В первом случае пожар может возникнуть из-за чрезмерной нагрузки на электропроводку или от короткого замыкания. Во втором, чаще всего, из-за разгерметизации какой-либо системы. После этого любая рабочая жидкость попадает на нагретые детали двигателя или системы выпуска отработавших газов. А ведь в автомобиле все жидкости горючие, даже омывашка производится на спирту.

Самое простое и понятное – курение в автомобиле. Не то, чтобы пожары от сигареты в машине встречались сплошь и рядом, но бывает и такое. Например, сквозняком тлеющий окурок приносит на разложенные газеты или журналы. Или тот же окурок может тлеть в переполненной пепельнице… Рассказывают даже о таких экзотических случаях: водитель или пассажир роняет зажигалку под сиденье, после чего о ней просто забывают. Если вам потом нужно подвинуться, или сиденье с автоматической памятью само захочет под вас подстроиться, кнопочная зажигалка может сработать.

Очень часто человеческие слабости накладываются на те самые технические причины. Самый простой пример – это некачественный ремонт или неправильная установка дополнительного оборудования. Например, мастер в сервисе, устанавливая сигнализацию, решил не заморачиваться с закреплением проводов на стыках или в отверстиях. В результате проводка может где-то перетереться. Или после очередного техобслуживания чуть не докрутили резьбовое соединение, и жидкость начала подтекать.

Рекомендация в таких ситуациях может быть только одна: старайтесь по мере своих знаний всегда и сразу же проверять работу мастеров! Суды принимают десятки заявлений в год, в которых описываются случаи ремонта или обслуживания на сервисе, после чего машина сгорает. В соответствии с законом о защите прав потребителей, вы можете рассчитывать на компенсацию. При условии, что экспертиза (а бывает, приходится назначать далеко не одно исследование!) выявит причинно-следственную связь между ремонтом и пожаром.

Здесь, думаем, пояснять ничего не надо. По словам специалистов, причину пожара в автомобиле можно выявить практически всегда, даже, казалось бы, в самых безнадежных случаях.

Наконец, автомобиль может вспыхнуть при ДТП, в результате которого повреждается топливная система. Что касается столкновения машин или удара автомобиля, скажем, о столб – здесь все понятно. Но бывают случаи более экзотические и совсем неочевидные. Например, каким-то предметом, прилетевшим снизу из-под колес, пробило бензобак. И вы видите, что на дорогу вытекает топливо. Что делать? Стоять в луже бензина и ждать, когда он вытечет до конца? Или ехать потихоньку дальше? Рассказывают, что один товарищ нашел решение: встал над решеткой ливневой канализации. Что, конечно, тоже не может быть правильным выходом из положения. В таком случае на место ДТП надо вызывать наряд ГИБДД. И уже гаишники, скорее всего, вызовут пожарный расчет.

Как бороться с пожаром?

Лучше запомнить сразу: автомобиль сгорает дотла примерно за пять минут. Если пожар уже развился, принял открытую форму (то есть вы видите пламя), сами вы уже ничего сделать не сможете даже при наличии огнетушителя. Надо вызывать пожарных.

Итак, необходимо определить, что вообще у вас загорелось. Если вы видите небольшой дым из-под капота, нужно остановиться, немедленно заглушить двигатель, осторожно открыть капот и попытаться потушить начинающееся возгорание с помощью огнетушителя.

Попробуйте сначала понять причину того, что вы видите. Возможно, все не так плохо: часто водитель может спутать дым с паром от кипящей системы охлаждения. Или просто ослаб какой-то хомут, и жидкость попала на горячую деталь двигателя. В таком случае можно либо самому попытаться затянуть соединение, протерев затем остатки жидкости, либо обращаться в сервис.

Нужно ли бояться взрыва?

Пожалуй, быстрее всего могут лопнуть покрышки, когда пламя дойдет до шин. Но пока, например, пламя из моторного отсека дойдет до колес, должно пройти какое-то время.

Чтобы огонь добрался до бензобака, а тот разгерметизировался, тоже нужно время. Причем, чем больше в баке бензина, тем меньше шансов на разгерметизацию. Ведь разрыв может произойти из-за того, что расширяются именно пары топлива.

Как минимизировать риск пожара?

Конечно, в доступном месте в багажнике у вас всегда должен находиться огнетушитель. Лучше всего, если будет 5-литровый углекислотный, который применяется специально для тушения электропроводки. Он сразу же сбивает пламя с помощью хладагента, который блокирует доступ кислорода к самому очагу.

Как грамотно защитить автомобиль от огня

Автомобили прекрасно горят! Это должен знать любой человек, пользующийся транспортом, и тем более — сам владелец машины. Особенно остро проблема возгорания транспортных средств возникает, как ни странно, именно зимой. И на то есть множество причин. Рассказываем, как предотвратить возгорание автомобиля, что делать, если он уже вспыхнул, и как эффективно защитить себя и своё транспортное средство от огня.

Причины возгораний

Абсолютное большинство современных автомобилей приводится в движение двигателями внутреннего сгорания, которые «питаются» крайне опасными горючими жидкостями — бензином, дизелем или различными видами газа — нефтяного или природного. Чтобы их поджечь, порой хватает слабейшего статического заряда. Помимо топлива в любом автомобиле имеется немалый объём всевозможных масел, которыми наполнены картеры агрегатов и магистрали усилителя руля. Добавьте сюда десятки килограммов пластмассы, резиновые шины, всевозможные сайлент-блоки и уплотнители, коврики, обивку кресел, а заодно различный горючий хлам, который катается в вашем багажнике, и вы получите самодвижущуюся «поленницу дров», поджечь которую не составляет ни малейшего труда, а потушить подручными средствами — почти невозможно.

Воспламеняются автомобили по вполне объективным на то причинам, главной из которых является халатное отношение автовладельца к обслуживанию и эксплуатации своего железного коня. Вот лишь наиболее распространённые и характерные случаи, которые приводят к возгоранию:

— замыкание проводки

Замыкание проводки происходит обычно из-за конструктивных просчётов (в процессе эксплуатации на многих моделях автомобилей жгуты проводки из-за вибраций и касаний элементов кузова частично оголяются), повреждений проводов грызунами, а также недосмотра и чрезмерной нагрузки на проводку и просто из-за старости авто.

Безумный российский чип-тюнинг: хороший, плохой, злой.

— неквалифицированное вмешательство в электрику

Неумелое оснащение автомобиля всевозможными незаводскими электрическими девайсами, особенно своими силами и стараниями гаражных мастеров, способно привести к огромным проблемам, вплоть до возгорания проводки и всей машины. Особенно внимательно нужно относиться к замене штатных предохранителей в различных цепях предохранителями с большим номиналом или полному их исключению из цепей, а также к установке нештатных сигнализаций, акустики, подогревателей и прочих «прибамбасов».

— негерметичность топливной системы

Обрыв топливных шлангов на современных автомобилях происходит крайне редко и обычно является следствием неправильной эксплуатации или аварии. Особое внимание нужно уделять клипсам крепления топливных фильтров (при наличии таковых) и месту ввода топливопровода в рампу. В случае разгерметизации системы горючее почти наверняка попадёт на раскалённый выпускной коллектор или воспламенится от искры в генераторе.

— статическое электричество

Статические разряды представляют реальную опасность во время заправки автомобиля топливом. Как правило, они проскакивают в случае применения не предназначенных для хранения и заправки пластиковых ёмкостей или воронок. Именно этим объясняется запрет их использования в России. Отметим, что в Европе и некоторых других странах официально разрешено применять для хранения и перевозки топлива специальные пластиковые канистры. Они имеют сертификат соответствия и абсолютно безопасны.

— заклинивание ремня навесного оборудования

Кому-то это покажется невероятным, но даже ремень навесных агрегатов может самовоспламениться под капотом, тем самым вызвав пожар. К такому исходу приводит неудовлетворительное состояние навесных агрегатов или обводных/натяжных роликов. «Уставшие» подшипники в генераторе или компрессоре кондиционера рано или поздно попросту клинят, что приводит к сильнейшему нагреву ремня. И если некачественный или уставший ремень просто рвётся, то сделанный на совесть продолжит елозить по остановившемуся шкиву до тех пора, пока не загорится.

— неумелое «утепление» подкапотного пространства

Зимнее утепление «картонкой», полюбившееся отечественным автомобилистам ещё в советские времена и применяемое поныне, — главный источник автомобильных возгораний в холодное время года. Заправляя в подкапотное пространство изделия из целлюлозы, пластика и всевозможных тряпок, мало кто задумывается о последствиях их контакта с раскалёнными элементами. А результат этого известен — пожар и покупка нового авто.

— жёсткий офф-роуд

Особенно внимательно нужно двигаться на любом автомобиле по пересечённой местности — горючие предметы, попадающие под днище машины, могут забить пространство между горячей выхлопной трубой и кузовом. Попавшие туда палки, ветки, трава и прочая органика нередко самовоспламеняются прямо на ходу — а там и до бензобака и топливных магистралей недалеко!

— поджог

Наконец, загораются автомобили и стараниями «доброжелателей», коих в последнее время встречается немало. Обезопаситься от них можно лишь одним способом — держать машину в надёжном и крепком гараже.

Как подготовиться к возгоранию

Как вы уже поняли, загореться может абсолютно любой автомобиль любой марки и модели. А значит, каждый водитель должен быть полностью готов к возникновению нештатной ситуации и обязан уметь потушить автомобиль. Именно по этой причине в машине должен иметься как минимум один огнетушитель, притом не просто отбывать свой номер на техосмотре, а поддерживаться в исправном и заряженном состоянии.

Правилами дорожного движения прописано, что огнетушитель в легковушке должен иметь объём не менее двух литров. Однако стоит помнить: такого инструментария может хватить лишь на то, чтобы справиться с минимальным по площади, ещё только занимающимся огнём. В реальности бессильными могут оказаться и два-три таких огнетушителя.

Особое внимание нужно обратить на то, где именно в машине располагается огнетушитель. Большинство водителей попросту не думают о том, что им может потребоваться этот важнейший инструмент — и убирают его в самые потаённые уголки багажника. При возникновении пожара достать оттуда огнетушитель либо будет просто невозможно, либо крайне затруднительно. Единственно правильное место для этого устройства — в максимальной близости от водителя, к примеру, под креслом переднего сиденья.

Выбор огнетушителя

Немаловажно и то, какой именно тип огнетушителя находится в вашем распоряжении. Выбирать устройство нужно не только по объёму и внешности, но и по содержанию. Вот наиболее распространённые виды огнетушителей:

— углекислотный

Наполнен сжиженным углекислым газом, выстреливающим из раструба хлопьями с температурой −70°С. Не оставляет следов после применения, однако работает недолго и перестаёт функционировать уже при окружающей температуре −20°. Кроме того, его применение может приводить к взрыву.

— порошковый

Безопасен и не боится низких температур, отлично борется с повторным возгоранием, но работает не более 5-10 секунд.

— водный

Эффективен только для тушения твёрдых веществ при плюсовой температуре. Для автомобиля фактически непригоден. — воздушно-пенный

Немного более эффективный, но также почти непригодный тип для тушения автомобиля. Имеет свойство замерзать уже при околонулевой температуре. Может причинять вред здоровью человека.

Как вы догадались, в автомобиле нужно возить либо углекислотный, либо порошковый огнетушитель. При этом крайне желательно, чтобы его объём был больше минимально допустимого уровня в два килограмма активного вещества.

Как правильно тушить

Наконец, в случае возгорания автомобиля нужно суметь быстро среагировать и правильно его потушить. Помните: на всё про всё в экстренной ситуации у вас будет не более 30-60 секунд, после чего транспортное средство без посторонней помощи выгорит дотла. Запас активного вещества в огнетушителе минимален, поэтому распорядиться им нужно максимально эффективно. Вот наиболее действенный алгоритм борьбы с огнём:

— при первых же признаках возгорания максимально быстро остановите автомобиль;

— обесточьте машину, выключив зажигание или отсоединив массу (если такая возможность имеется);

— высадите всех обитателей салона и покиньте машину сами;

— попросите попутчиков (при их наличии) остановить другие автомобили;

— тем временем отыщите очаг возгорания;

— если он находится под капотом, снимите огнетушитель с предохранителя и осторожно поднимите крышку. Будьте готовы, что это вызовет резкий приток кислорода — огонь вспыхнет сильнее;

— начинайте тушение, направляя струю активного вещества на горящую поверхность и расходуя его максимально экономно и эффективно;

— если вы видите, что горит разлившееся топливо, в первую очередь тушите огонь на земле, под автомобилем, и уже потом в самой машине;

— не расходуйте огнетушитель полностью, оставьте хотя бы 10-15%. Этот запас поможет вам справиться при повторном возгорании и обнаружении других очагов огня (внутри торпедо, в салоне, под креслами и т. д.);

— не тушите пожар, если вы сами оказались облиты или испачканы горючими веществами — это опасно для жизни;

— если вы понимаете, что потушить автомобиль не выйдет, а на помощь никто не придёт, покиньте место пожара и укройтесь в защищённом от взрыва месте.

— после пожара не пытайтесь продолжить путь своим ходом. Для начала вам нужно найти и устранить причину возгорания, что в полевых условиях сделать порой просто невозможно.

Как уберечь машину от пожара

Искандер Мехдиев, фото автора
ПО ИНФОРМАЦИИ ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ МЧС РОССИИ ПО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ, С НАЧАЛА ГОДА В РЕГИОНЕ СГОРЕЛО 28 АВТОМОБИЛЕЙ — НА ВОСЕМЬ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ЗА АНАЛОГИЧНЫЙ ПЕРИОД 2017-ГО. ЧТО СТАЛО ПРИЧИНОЙ УЧАСТИВШИХСЯ ВОЗГОРАНИЙ И КАК МОЖНО ПРЕДОТВРАТИТЬ ПОЖАР В МАШИНЕ?

Экспертиза показала, что шесть машин вспыхнули в результате поджога, еще шесть вследствие небрежной эксплуатации, четыре -из-за различных неисправностей. И все же основной причиной возгораний остается короткое замыкание в электропроводке.

СЛАБОЕ ЗВЕНО
Представьте себе ситуацию — машина тихо-мирно стоит на стоянке или в гараже и вдруг загорается. Владелец теряется в догадках. И лишь специалисты устанавливают, что вследствие аварии, в которую автомобиль попал несколько месяцев назад, была повреждена изоляция одного из электрических проводов. Произошло замыкание через кузов машины, проскочила искра… Подобные случаи, увы, не редки. Изоляция может прийти в негодность из-за перепадов температур, длительного воздействия вибрации и также спровоцировать короткое замыкание.

Посему состояние электрооборудования автомобиля должно находиться под неусыпным контролем. При каждом посещении автосервиса не лишним будет заглянуть к электрику, дабы своевременно выявить неполадки.

Любителям устанавливать на свое авто дополнительное оборудование (мощные аудиосистемы, фары-прожекторы) следует помнить, что штатные аккумулятор и генератор рассчитаны на стандартные электроприборы. Перегрузка также может привести к возгоранию или в лучшем случае скорейшему выходу из строя аккумуляторной батареи.

ДЫМ ПОД КАПОТОМ
В сильные холода многие автолюбители норовят утеплить свои машины — чтобы меньше замерзали и легче заводились. Зачастую хозяева укутывают моторы старыми одеялами, отрезами от ковров, а то и куртками. На деле эта мера малоэффективна. Любой мало-мальски опытный механик подтвердит, что машина с заглушенным двигателем сохраняет тепло на морозе 20-30 минут. Простояв ночь на холоде, она промерзнет, даже если ее всю укрыть толстым чехлом.

А вот риск возгорания от подобного утепления возрастает многократно. Ткань, соприкасаясь с горячими деталями двигателя, запросто может начать тлеть, и крохотный потек масла или бензина становится очагом пожара. Поэтому если уж решили утеплить моторный отсек, то лучше сделать это теплоизолирующим материалом, и не допускать контакта утеплителя с двигателем.

Да и вообще — исправный современный мотор должен без проблем запускаться даже на достаточно сильном морозе.

КЛЕММУ ДОЛОЙ
Что делать, если избежать возгорания не удалось? Сотрудники Главного управления МЧС России по Ульяновской области рекомендуют следующий порядок действий.

Если машина загорелась на ходу — немедленно остановиться, заглушить двигатель и покинуть салон автомобиля, по пути позвонив в службу спасения 101 с любого оператора мобильной связи.

Затем следует освободить замок капота, отключить аккумуляторную батарею (в противном случае велик риск того, что пожар вспыхнет и в другом месте. — Авт.) и воспользоваться огнетушителем. Рекомендуется возить с собой огнетушитель емкостью не менее одного литра, который подходит для тушения и легковоспламеняющихся жидкостей, и электрооборудования. Чем больше объем огнетушителя, тем больше шансов справиться с возгоранием.

При открытии крышки капота следует соблюдать осторожность из-за возможной вспышки пламени. Лучше делать это на расстоянии, используя подручные средства. Не применяйте воду для тушения пожара в двигательном отсеке, это может вызвать короткое замыкание электропроводки, распространение горящего бензина и увеличение площади горения. Если огонь охватил заднюю часть машины, где находится бак с топливом, немедленно удалитесь от автомобиля.

Кстати, отключение аккумулятора весьма полезно при длительном хранении автомобиля в гараже. Во-первых, в разы снижается риск возгорания, а во-вторых, батарея не разрядится, если вы, к примеру, забыли выключить фары.

Основные причины возгорания автомобилей

Все автолюбители так или иначе наслышаны о таких неприятных ситуациях, когда машины загорались и сгорали буквально за 10-15 минут, после чего восстановить их не представлялось возможным. Почему горят автомобили и как избежать такой неприятной ситуации?

Когда и почему загораются автомобили?

Статистика органов МЧС неизменно подтверждает тот факт, что чаще всего машины загораются в зимнее время года. Это можно объяснить повышенной нагрузкой на аккумулятор и всю электросистему автомобиля, которая не справляется с такими нагрузками, появляется короткое замыкание, провода оплавляются, что и приводит к быстрому возгоранию. Причём машина может загореться как во время движения, так и будучи оставленной на стоянке, когда происходит самопроизвольное короткое замыкание. В последнем случае такие машины полностью выгорают, так как оперативно потушить огонь автовладелец попросту не в состоянии.

В прошлом машины имели относительно простую конструкцию, соответственно нагрузка на электросистему транспорта была не столь высока. Тогда как сегодня машина может иметь десятки километров проводов, которые во время движения и в состоянии покоя находятся под напряжением, соответственно полностью исключить вероятность короткого замыкания и возгорание техники будет попросту невозможно.

Чаще всего возгорание автомобиля происходит по причине проблем с аккумулятором, повышенной нагрузкой на бортовую сеть, перегрева двигателя и печки радиатора, при существенных вибронагрузках, перепадах температур и естественном старении электропроводки, которая оголяется, чрезмерно нагревается и, в конечном счёте, загорается. Автовладелец может поддерживать технику в технически исправном состоянии, однако полностью защититься от возгорания будет невозможно.

Подмечено, что современные автомобили чаще всего загораются именно при некачественно выполненном ремонте, неправильной установке навигаторов, регистраторов и другого дополнительного электрооборудования. Поэтому экономить на профессионализме сервисного обслуживания, ремонта и тюнинга машины ни в коем случае нельзя. Так вы сможете избежать различного рода проблем с проводкой и будете суверены, что ваш автомобиль не загорится ночью на стоянке по причине неправильно подключённой сигнализации.

Можно ли потушить загоревшийся автомобиль?

В каждом конкретном случае шансы спасти свой загоревшийся автомобиль будут различаться. Если появился открытый огонь и можно локализовать место возгорания, то с использованием даже одного автомобильного огнетушителя можно полностью погасить пламя, отделавшись лишь легким испугом, а ремонт такой техники после подобных проблем будет не слишком дорогим. В том случае, если загорелась проводка под многочисленными пластиковыми панелями, добраться до очага возгорания крайне сложно. Автомобиль вспыхивает буквально за пару минут, и в последующем справиться с огнём крайне сложно.

Любой профессиональный пожарный подтвердит, что если автомобиль серьёзно разгорелся, то даже целого наряда службы МЧС будет недостаточно, чтобы погасить пламя. Тем более, что по статистике, машина сгорает полностью за 15 минут, и приехать вовремя на такой пожар попросту не представляется возможным.

Многие автовладельцы халатно относятся к необходимости иметь в машине качественно заправленный и оттестированный огнетушитель. Им кажется, что подобное приспособление нужно лишь для прохождения техосмотра, поэтому большинство из нас, если и возят с собой такие огнетушители, то их работоспособность вызывает определенные вопросы. Поэтому часто при возгорании в автомобиле мы пытаемся потушить огонь из имеющегося в наличии огнетушителя, который давно просрочен и находится в неработоспособном состоянии.

Тогда как если бы у автовладельца в машине был бы качественный исправных огнетушитель, можно было бы вовремя локализовать небольшое возгорание, сохранив автомобиль в целостности и сохранности. Поэтому большинство пожарников, и просто умудренные опытом автовладельцы рекомендуют всё же регулярно перезаправлять огнетушители, поддерживая его неизменно в работоспособном состоянии.

Если машина загорелась во время движения, то шансов потушить огонь и сохранить авто будет намного больше. При появлении характерного запаха и дыма необходимо сразу заглушить двигатель, достать из замка зажигания ключи и попытаться снять с аккумулятора клеммы. Мешкать при появлении такого возгорания ни в коем случае нельзя. Коробка переходит в нейтраль, глушат мотор, покидают салон и эвакуируют пассажиров. Сразу после этого можно открывать багажник, доставать огнетушитель и пытаться самому потушить огонь.

Чаще всего огонь локализуется в моторном отсеке, где не так много горючих материалов. С одной стороны, это определенный плюс, так как автовладелец может погасить возгорание двигателя и других навесных элементов. Однако по причине высокой температуры часто замок заклинивает, поднять капот не представляется возможным, что и приводит к полному выгоранию автомобиля.

Специалисты рекомендуют в случаях, когда возгорание находится под капотом, обязательно одеть защитные хлопчатобумажные перчатки, после чего слегка приподнять крышку и сбивать пламя, не открывая полностью капот. К сожалению, в большинстве случаев автовладельцы используют компактные одно-двухлитровые огнетушители, которых не хватает для того чтобы справиться с возгоранием автомобиля. Поэтому мы не рекомендуем вам экономить, и покупать полноразмерные четырёхлитровые автомобильные огнетушители, которые занимают минимум места, и достаточно вместительны, чтобы справиться даже с серьезным возгоранием.

Ситуация куда хуже, если огонь локализуется в задней части автомобиля. Тут находится бензобак, поэтому тушить такие возгорания куда сложнее и попросту небезопасно. Большинство опытных пожарников рекомендует автовладельцам все же не рисковать своей жизнью, спасая автомобиль. Даже небольшого огня будет достаточно, чтобы быстро расплавить пластиковые бензобаки, что существенно повышает опасность взрыва. Нужно понимать, что тушить такие возгорания крайне сложно, и самостоятельно без профессионального оборудования справиться с огнём будет невозможно.

Подведем итоги

Современные автомобили, напичканные электроникой, которую в процессе эксплуатации может закоротить, что приводит к возгоранию транспорта. Полностью защитить машину от такой беды, даже поддерживая транспорт в отличном техническом состоянии, будет невозможно. Автовладельцу необходимо в обязательном порядке приобрести качественный четырехлитровый огнетушитель, и регулярно проверять его, поддерживая в работоспособном состоянии. Это позволит самостоятельно справиться с небольшими возгораниями, сократив урон для автомобиля.

20 причин, почему машина может загореться

Пожар в автомобиле — одна из самых серьезных опасностей, как для машины, так и для водителя и пассажиров. «За рулем» предупреждает, чего ни в коем случае нельзя делать с автомобилем, чтобы он не стал жертвой возгорания.

Огонь хороший слуга, но плохой хозяин.

Не так давно по телевидению прошла информация, что на парковке возле торгового центра начал плавиться и дымиться пластик в автомобиле, да и сам он почти что загорелся. Дело было жарким летом в Ростове-на-Дону, а архитектурное решение здания привело к развитию событий, как при знаменитом историческом поджоге. Более чем за 200 лет до нашей эры Архимед сжег римский флот, направив множество солнечных зайчиков на осаждавшие Сиракузы корабли. Полностью остекленный фасад торгового центра образовывал вогнутую поверхность, которая сконцентрировала солнечные лучи на припаркованном Лексусе. Этот пример я привел, чтобы показать: пожар в машине могут вызвать самые непредвиденные обстоятельства.

В конструкции современных автомобилей применено множество материалов, которые горят хорошо или очень хорошо. Практически все элементы салона относятся к горючим, да и в моторном отсеке также применено множество таких материалов. И, конечно, королем горючести является бензин, собственно, его для этого и придумали.

Если пожар начался, то первым делом его следует пробовать тушить, хотя не всегда это безопасно, да и не всегда возможно. А вот при «разборе полетов», да еще если машина застрахована, обязательно нужно определиться с тем, что явилось причиной пожара. Ну а мы вспомним все возможные причины пожара, чтобы предотвратить такие действия или бездействия, которые могут лишить вас автомобиля.

Заводские недостатки конструкции

Как ни странно, но даже при современном уровне проектирования и производства автомобилей потребители иногда сталкиваются с тем, что их автомобили небезопасны, в частности, возможно их возгорание. Тогда фирма-производитель проводит отзывную кампанию и бесплатно устраняет опасный дефект. Конечно, рейтинг фирмы это не поднимает, но куда важнее при этом предотвратить пожар, пусть в одном из тысячи автомобилей.

Неправильная мойка двигателя

Мойка мотора струей воды с большим напором и незащищенными узлами электрооборудования может привести к пожару. Как вода вызывает пожар? Все просто. Отсыревшие элементы системы зажигания выдают искру с перебоями. Форсунки исправно подают топливо в цилиндры, а оно там не сгорает, накапливаясь в каталитическом нейтрализаторе. А потом может последовать взрыв, нейтрализатор разнесет, а волна раскаленных газов подожжет мастику на дне машины или теплозащиту моторного отсека.

Неправильное обслуживание

При проведении технического обслуживания персонал может грубо нарушить правила техники безопасности в автосервисе, и при этом машина может сгореть прямо там, а то еще и вместе со всем сооружением. А бывают случаи, когда что-то не затянули или не загерметизировали. В результате происходит утечка легковоспламеняющегося топлива. Лично дважды участвовал в устранении подобных утечек. Один раз причиной стали незащелкнутые фиксаторы топливной трубки на фильтре — штуцер сорвало спустя 15 минут работы мотора. Сам фильтр при этом был расположен в моторном отсеке. Другой раз во время ремонтных работ на сервисе перекосили прокладку модуля бензонасоса. При первой же заправке «до полного» легковоспламеняющееся топливо ручьем потекло под машину. До пожара в обоих случаях не дошло.

Взрыв аккумулятора

Водород, выделяющийся из аккумулятора при зарядке или «прикуривании», может взорваться, да так, что с батареи сорвет верхнюю крышку. Все вокруг окажется в кислоте. При этом от пламени в момент взрыва могут заняться и элементы в моторном отсеке. Ни в коем случае не допускайте искр возле аккумулятора.

Заполненный доверху топливный бак

Если сразу после заправки «под горлышко» оставить машину на солнышке в жаркий день, то топливо от нагревания начнет расширяться и капать из заливной горловины. Достаточно случайной искры или хулиганского окурка, как пожар станет неминуем. Так можно залить бензин не только из канистры, но и с помощью пистолета на обычной АЗС.

Воспламенение от перегретого каталитического нейтрализатора

Перегрев каталитического нейтрализатора возможен из-за выхода из строя свечи зажигания или льющей форсунки. При этом догорание топлива происходит не в цилиндре, а в каталитическом нейтрализаторе. Он разогревается до слишком высокой температуры и может поджечь мастику на днище (особенно свеженанесенную). Следите за исправностью систем питания и зажигания и не игнорируйте заметных неполадок в двигателе, когда загорается сигнализатор Check Engine.

Сухая трава и нейтрализатор

После интенсивной езды в жару корпус каталитического нейтрализатора разогревается до весьма высоких температур. Достаточно свернуть с асфальта и поставить машину на полянку с высокой сухой травой, как можно будет с ней (с машиной!) распрощаться. Загорится трава, а вслед за ней и машина.

Утечка бензина под капотом

Любая утечка бензина под капотом опасна, так как его может поджечь случайная искра, а попадание на раскаленный выпускной коллектор однозначно вызовет пожар. Ведь температура самовоспламенения бензина около 250 градусов. А коллектор порой светится вишневым цветом. Нагревается до 600 градусов. Совет один — не допускайте утечек топлива, особенно бензина.

Использование пусковых жидкостей

Если перелить во впускной тракт двигателя так называемую Starting Fluid, вполне возможно получить вспышку, которая подожжет весь моторный отсек. Соблюдайте инструкцию к средству, а вообще, исправный двигатель должен пускаться безо всех ухищрений.

Замыкание проводки

Этот дефект особенно опасен, если владелец, пренебрегая предупреждением в виде перегоревшего предохранителя, ставит другой, да помощнее. Провода, перегревшись, начинают плавить изоляцию, и она может загореться. Новый предохранитель ставят только после устранения причины замыкания.

Зарядные устройства «под прикуриватель» и нештатные гаджеты

Неприятно, если очень некачественное изделие, будь то обогреваемый током чехол на сиденье или тепловентилятор, расплавят и подожгут гнездо прикуривателя. Но еще хуже, если это неродные магнитолы, усилители и прочая цветомузыка. Их стараются подключать толстенными проводами непосредственно к аккумулятору. И вот если в такой цепи произойдет замыкание, то пожара не миновать. Рекомендую только профессиональное подключение, и желательно через предохранители.

Хлам в машине

Известны случаи, когда банка с водой в машине, оставленной на летнем солнце, сыграла роль линзы и подожгла элементы салона.

Зажигалка

Оставленная в жару на панели приборов газовая зажигалка может взорваться от перегрева. А займется или нет салон от этого источника открытого пламени — вопрос везения.

Газовая система

Газобаллонная система питания автомобиля, особенно установленная не на заводе-производителе автомобиля, несет определенную угрозу. Например, в системе предусмотрены предохранительные клапаны, не позволяющие превысить давление в баллоне. Но стравливают они газ чаще всего в багажное отделение. А если туда заглянуть держа в руках сигарету? Помните, что автомобиль на газу требует неукоснительного соблюдения мер противопожарной безопасности.

Антифриз

Экспертиза «За рулем» показала, что некачественные антифризы могут гореть при температуре меньше 100 градусов. Представьте, что такой антифриз подтекает на элементы системы выпуска — вот и готовый пожар.

Телогрейка

Зимой многие утепляют моторный отсек, чтобы двигатель медленнее остывал. Но одно дело — фирменное, негорючее автоодеяло, а другое — промасленная телогрейка, наброшенная на движок. Не делайте так во избежание пожара.

Пожар на заправке

Причин пожара на АЗС множество. Нужно соблюдать простейшие правила — не курить, не использовать пластиковые емкости, которые могут вызвать искрообразование вследствие статического разряда.

Окурок

Известны случаи, когда окурок, выброшенный водителем в окно на скорости, тут же залетал в салон сквозь проем опущенного стекла задней двери, и там начинался пожар. Еще бывало, что окурок затягивало в воздухозаборник двигателя заднемоторного автомобиля. Загореться в такой ситуации могли и Запорожец, и Порше.

Авария

При аварии могут быть разорваны любые топливные магистрали, может потерять герметичность топливный бак. Достаточно случайной искры от перебитых жгутов проводов, и растекающаяся бензиновая лужа превратится в огненную стену. Совет один. Если можете, постарайтесь побыстрее покинуть автомобиль. А если вы очевидец, но не можете достать людей из искореженной машины, то побыстрее скиньте клемму с аккумулятора. Только убедитесь, что эта клемма уже не мокрая от бензина…

Поджог

Самый отвратительный пожар в автомобиле, по крайней мере с моральной точки зрения, — это поджог. Конечно, возможны разные варианты развития событий и отношений между людьми. Но я слишком люблю автомобили, слишком уважаю вложенный в них труд людей и никогда не одобрю такой способ разрешения конфликта. Совет простой, не конфликтуйте в своем, да и в чужом дворе, на дороге (при подъезде к дому) и просто на любой парковке.

В заключение хочу пожелать вам, чтобы искорка проскакивала в вашей машине только в свечах зажигания да в ваших глазах от удовольствия пользования исправным автомобилем.

Источники:

http://fastmb.ru/soveti_auto/1756-kak-uberechsya-ot-pozhara-v-avtomobile.html
http://autorambler.ru/advice/kak-spasti-mashinu-ot-pozhara.htm
http://quto.ru/journal/articles/kak-gramotno-zaschitit-avtomobil-ot-ognya.htm
http://ulpressa.ru/2018/03/28/kak-uberech-mashinu-ot-pozhara/
http://zen.yandex.ru/media/id/593af8db8e557d896dc5cb8f/5c58a3b6c2e36000adb6f818
http://www.zr.ru/content/articles/914226-20-prichin-pochemu-mashina-mozhet-zagoretsya/

Читать еще:  Как проверить машину на наличие штрафов
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector