1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как правильно преодолевать крутые спуски и подъемы

Как правильно преодолевать крутые спуски и подъемы

Статья о том, как нужно преодолевать крутые спуски и подъемы на автомобиле — советы, рекомендации. В конце статьи — интересное видео об управлении машиной на спусках и подъемах.

Содержание статьи:

  • Крутые возвышенности
  • Если автомобиль на подъеме забуксовал
  • Крутые спуски
  • Преодоление кюветов, придорожных рытвин и канав
  • Психологическая нагрузка на водителя
  • Видео об управлении машиной на спусках и подъемах

Крутые спуски и затяжные «высокие» подъёмы – наиболее ответственные и непростые участки автомобильного пути, которые может потребоваться преодолеть водителю. Даже опытный водитель может испытывать определённые затруднения, управляя автомобилем при таких обстоятельствах.

Чтобы успешно провести автомобиль по крутым уклонам и подъёмам, автолюбителю потребуется выдержка, внимательность, а главное – определённые знания о технических особенностях автомобиля.

Крутые возвышенности

Подъём представляется новичкам не таким страшным, как спуск. Но это впечатление обманчиво.

Основной совет, который поможет справиться с ситуацией начинающему водителю – не крутить руль и не газовать. Кроме того, если дорога двусторонняя, встречные водители могут не увидеть автомобиль, который маневрирует на подъёме, а в этой ситуации недалеко до аварии, которая вряд ли обойдётся лёгкими последствиями, поскольку дорога неровная. Отсюда – главное правило движения по гористым дорогам: при любых обстоятельствах, что бы ни случилось, следует всегда держаться своей полосы!

Короткий подъём можно преодолеть, в принципе, на любой передаче. Если въезд наверх непродолжительный, автомобиль вполне в состоянии пройти его даже с разгону, но это допустимо только в том случае, если у водителя уже имеется опыт преодоления именно этого подъёма.

Существует три основных методики преодоления возвышенности:

    Применение разгона при прямо передаче.

Начало разгона при прямой передаче с дальнейшим переходом на более низкую передачу.

  • Применение низшей передачи на протяжении всего подъёма.
  • Выбор метода зависит от крутизны возвышенности, её протяжённости, а также от опыта водителя.

    Если возвышенность крутая, а дорога наверх имеет затяжной характер, следует придерживаться следующей тактики:

    • выполнять преодоление возвышенности следует исключительно на пониженной передаче;
    • выбирать передачу, на которой будет преодолеваться подъём, следует в зависимости от веса автомобиля и угла подъёма;
    • направление движения колёс должно совпадать с вектором движения автомобиля;
    • нельзя менять передачу в процессе подъёма.

    Если водитель обладает определёнными навыками преодоления затяжных возвышенностей, он может выполнить это, разогнавшись перед началом подъёма и плавно сбросив газ непосредственно когда подъём начинается. Таким образом, запаса скорости как бы хватает до конца подъёма. Чем круче возвышенность, тем быстрее будет падать скорость движения.

    При выборе скорости подъёма крайне важно подобрать её так, чтобы не допустить остановки машины на склоне. Когда автомобиль достигает вершины подъёма, скорость его является минимальной. По этой причине выбирать следует такую скорость, которая позволит при необходимости затормозить. Этот момент особенно важен в ситуациях, когда транспортное средств движется по горной дороге, на которой есть встречная полоса.

    На узкой дороге завершать подъём следует по возможности как можно ближе к правой обочине. Это обусловлено тем, что может потребоваться быстро остановиться на участке в пределах видимости.

    Ещё один совет от бывалых водителей — никогда не следует пытаться въехать на подъём, с которого не рискнёте спускаться. Причина проста: если подъём по каким-либо причинам осуществить не получится, придётся двигаться вниз, причём двигаться придётся задом, что гораздо сложнее.

    Если автомобиль на подъёме забуксовал

    Одной из частых проблем при езде по бездорожью и грунтовым автомобильным дорогам является пробуксовка. Случиться это может как на спуске, так и на подъёме. Особенно часто это может произойти в межсезонье, если дорога размокла от дождей или талого снега. В этой ситуации велик риск, что автомобиль застрянет.

    Владельцам машин с автоматической коробкой вообще не стоит рисковать на подобных подъёмах, поскольку даже современные «автоматы», допускающие выполнение «раскачки» автомобиля, не дадут нужной амплитуды, чтобы вырваться из ситуации.

    Раскачивать автомобиль следует так:

      При выжатом сцеплении активировать заднюю передачу. Одновременно осторожно отпустить сцепление и выжать газ. Двигаться, пока колёса не упрутся в преграду.

    Как только автомобиль снова входит в состояние пробуксовки, снова выжать сцепление и спокойно дать автомобилю откатиться.

  • Снова выполнить пункт 1, пытаясь на этот раз преодолеть большее расстояние, чем в предыдущий раз.
  • Эти действия выполняются до тех пор, пока авто не выберется из ловушки или же пока не станет ясно, что амплитуды движения недостаточно для преодоления преграды.

    Если раскачивание авто не приносит положительного результата, не следует очень увлекаться данным приёмом — он может привести к тому, что автомобиль только глубже увязнет.

    Увеличить степень сцепления колёс с дорогой можно, попытавшись подложить под ведущие колёса ветки или доски. Крайний вариант – попробовать откопать забуксовавшее колесо. В случае, если автомобиль «сел на днище», поможет только второе транспортное средство или лебёдка.

    Крутые спуски

    Когда автомобиль входит в крутой спуск, для него действует тот же правило, что и при преодолении крутого подъёма: не нужно торопиться, не нужно газовать и не нужно дёргать руль.

    Одной из опасностей, подстерегающей неопытного водителя на горном спуске, является неконтролируемое скольжение, или юз. В этой ситуации очень велик риск не справиться с управлением автомобилем.

    В случае, если на дороге (до того, как автомобиль начал спуск) прослеживается затор, не следует приступать к спуску. Лучше всего встать в безопасном месте и дождаться, пока дорога освободится. В противном случае автомобиль рискует присоединиться к пробке и оказаться «заперты» как снизу, так и сверху по дороге.

    Входя в затяжной крутой спуск, водитель должен следовать следующим правилам:

    • оптимальная передача должна быть выбрана перед началом спуска;
    • выбранная передача не должна требовать торможения, поскольку торможение может привести к неконтролируемому скольжению колёс;
    • педаль ножного тормоза лучше не использовать, а тормозить при необходимости двигателем;
    • выбранная передача должна быть неизменной на протяжении всего спуска;
    • колёса автомобиля в процессе преодоления спуска должны всё время быть расположены по вектору движения транспортного средства, строго перпендикулярно линии преодолеваемого склона;
    • нельзя преодолевать спуск на нейтральной передаче;
    • на спуске нельзя выключать зажигание.

    Если водитель всё-таки допустил излишнее торможение, и колёса пошли юзом, следует прибавить газ для того, чтобы повысить сцепление колёс с дорогой. Как только скольжение прекратилось, газ следует немедленно сбросить.

    Как правило, такой манёвр составляет определённую трудность для начинающих водителей. Поэтому, планируя езду на сложных участках дороги, следует заранее потренироваться на таких затяжных спусках, которые не оканчиваются помехой, или же на горной дороге, оборудованной улавливающим тупиком.

    Спускаться вообще без торможения также недопустимо. Большая частота вращения коленвала на спуске гарантировано приведёт к тому, что транспортное средство станет неуправляемым. Эта ситуация довольно часто подстерегает новичков, которые без опыта не в состоянии оценить, насколько опасен даже небольшой затяжной спуск, какую инерцию и ускорение движения может обрести автомобиль на склоне.

    Если возникла необходимость остановиться на крутом спуске, следует позаботиться о том, чтобы автомобиль не начал произвольное неконтролируемое движение под уклон. Для этого колёса разворачивают, если возможно, в сторону бордюра, либо используют в качестве упора возвышенность, камень, любое препятствие. Автомобиль обязательно ставят на ручной тормоз.

    Преодоление кюветов, придорожных рытвин и канав

    При переезде через рвы и канавы следует учитывать, что здесь велика вероятность, что автомобиль застрянет из-за пробуксовки, или произойдёт косое вывешивание машины. Переезжать такие препятствия следует на невысокой скорости в перпендикулярном склону направлении.

    Всегда следует учитывать габариты автомобиля и то, как он соотносится с шириной и крутизной препятствия. Никогда нельзя пытаться преодолеть препятствие с разгону, поскольку в этом случае велика вероятность получить лобовой удар в передние колёса.

    Психологическая нагрузка на водителя

    При преодолении подъёмов и спусков, особенно если они длительные, на водителя ложится большая эмоциональная и психологическая нагрузка. Он постоянно отслеживает угол наклона, качество дороги, скорость машины и влияние боковых сил. При этом велика вероятность выпустить из сферы внимания действия других участников дорожного движения. Поэтому скорость движения должна быть минимальной, но такой, что позволит правильно выполнить все необходимые манёвры и не даст машине заглохнуть на опасном склоне.

    Любая, даже очень доходчиво и подробно изложенная теория, остаётся пустыми словами без практики. Поэтому начинающему водителю следует в обязательном порядке научиться преодолевать как подъёмы, так и спуски, причём делать это нужно уметь в различных условиях и на различном дорожном покрытии, от весенней хляби до песчаных или каменистых горных дорог. Иными словами, если хотите ездить не только по ровной дороге – учитесь, нарабатывайте практические навыки, которых не заменит ни одно руководство!

    Видео об управлении машиной на спусках и подъемах:

    Крутые спуски и подъемы. Правила вождения.

    Одним из сложных участков дороги, с которым приходится сталкиваться водителям – это крутые спуски и подъемы. Управление автомобилем в подобных условиях достаточно опасное и сложное испытание не только для новичка, но и для опытного водителя. Для преодоления крутых спусков и подъемов необходима внимательность, выдержка, а порой и физическая подготовка, также не надо забывать о технических знаниях вождения в экстремальных условиях.

    Момент прохождения автомобиля таких сложных участков, как крутые спуски и подъемы сопровождается повышенным напряжением водителя, ведь в это время ему необходимо следить за скоростью транспортного средства, траекторией его движения, а также за состоянием дорожного полотна.

    Водителю будет проще преодолевать такие опасные участки, владея определенной техникой вождения. А вот о том, какие техники при движении на крутых спусках и подъемах чаще используют на практике, мы и поговорим ниже.

    На крутых спусках

    Что делать водителю при движении на крутом спуске? Первое правило – проходить этот участок дороги очень аккуратно, не спешить, не дергать и не вилять рулем.

    Второе правило – не допускать скольжения колес, так называемого «юза», это очень опасно т.к. водитель может не справиться с управлением.

    Третье – преодолевать крутые спуски необходимо с расположенными по линии движения автомобиля колесами, передача должна быть постоянной и включена заранее, перед началом прохождения опасного участка дороги. Если угол спуска позволяет не использовать педаль тормоза, то лучше ее не трогать, а вообще лучше тормозить двигателем, при этом ехать на пониженной передаче. Для этого перед началом спуска водитель должен выбрать самую оптимальную передачу, при которой не придется прибегать к торможению, что позволит избежать скольжения покрышек.

    Читать еще:  Объем багажника VDA и SAE

    Для того, что выбрать «правильную» передачу необходимо учесть состояние дороги и технический потенциал машины. Очень важно не упустить из виду «скрытые» от водителя ямы, выбоины, ухабы и канавы.

    При преодолении крутого спуска категорически запрещено использовать нейтральную передачу и выключать зажигание.

    Если перед крутым спуском был такой же крутой подъем, то передача, на которой осуществляется преодоление обоих препятствий, должна быть одинаковая.

    В случае остановки транспортного средства на крутом спуске для предупреждения произвольного движения машины, колеса направляют в сторону бордюра либо упирают в иную надежную опору (камень, иное препятствие или возвышенность), а автомобиль ставят на ручной тормоз.

    Крутые подъемы

    В теплое время года особой сложности преодоление крутых подъемов не вызывает, но как только приходят первые заморозки, заехать на небольшую, но крутую и скользкую горку становится невозможно даже водителю со стажем. Опасность маневра заключается в протяженности подъема, его крутизне и неровности дороги. Помимо этого водители, которые едут на встречу, не видят автомобиль, совершающий маневр и в случае нештатной ситуации может произойти авария. Главное правило при преодолении крутого подъема – не прибавлять газу и не крутить рулем.

    Тут еще хочется отметить, что при прохождении коротких подъемов можно осуществить маневр на любой передачи и с разгона, а для прохождения крутого затяжного подъема существует выработанная тактика:

    • движение колес должно быть аналогично траектории движения транспортного средства;
    • не допускается резкое движение рулем и пробуксовка;
    • преодоление подъема проводится только на пониженной передаче, выбор которой определяется с учетом массы ТС и крутизны подъема;
    • смена передачи во время маневра нежелательна.

    Водители со стажем могут преодолеть крутой подъем, разогнавшись перед ним до определенной скорости, а перед самым его началом происходит сброс газа, делают они это очень плавно, как бы растягивая скорость до конца подъема. На более крутых подъемах скорость будет снижаться быстрее.

    В момент преодоления вершины подъема скорость остается минимальной, поэтому водитель должен продолжить движение, выбрав оптимальную скорость, которая позволила бы ему при необходимости совершить торможение. Особенно это касается маневров, проводимых на узкой дороге и при имеющемся встречном потоке.

    Пробуксовка на склоне или подъеме

    При проезде крутых спусков (подъемов) по грунтовым, иным «мягким» дорогам или при плохом состоянии дорожного полотна транспортное средство может просто-напросто застрять. Если автомобиль, выполняя маневр преодоления затяжного крутого спуска или подъема забуксовал, первое, что можно попробовать – это раскачать машину, если не помогает, пробуем улучшить сцепление покрышек с дорогой путем подкладывания досок, веток и пр. под ведущие колеса авто. Третье, что можно попробовать – откопать застрявшее колесо. Если машина «села на брюхо», то, увы, без помощи иного транспортного средства не обойтись.

    Итак, если все не так плохо, и вы сами пытаетесь выбраться путем раскачки машины (не стоит забывать, что машина стоит на склоне), то наличие в вашем авто механической коробки передач, облегчит вам эту задачу, ведь не на всех «автоматах» можно вот так запросто проводить операцию подобного рода. Конечно, современные «автоматы» могут позволить раскачать автомобиль, но все же не до такой степени, чтобы свободно высвободиться из «капкана» т.к. амплитуда раскачки недостаточна для эффективного форсирования препятствия.

    При раскачке необходимо включать передачу в зависимости от уклона и направления машины: если вы застряли, когда ехали в гору, то раскачиваться надо, включая первую передачу, если на спуске, то заднюю.

    Алгоритм раскачки машины:

    1. Выжимаем сцепление, включаем первую (или заднюю) передачу, плавно отпускаем сцепление и одновременно выжимаем педаль газа, проезжаем пока колеса не упрутся в препятствие.
    2. «Поймать» момент, когда авто начинает буксовать, выжимаем сцепление и позволяем машине откатиться назад.
    3. Повторно «разгоняемся» за счет высвободившегося пространства, выжимаем сцепление и пробуем проехать большее расстояние, чем в первую попытку раскачки опять до упора.
    4. Выжимаем сцепление, откатываемся и повторяем до тех пор, пока амплитуда не позволит колесу «выкатиться»

    Как преодолевать крутые спуски и подъемы

    Для преодоления на дороге крутых съездов или возвышений требуются определенные физические навыки, а также внимание и наличие технических умений управления автомобилем в экстремальных условиях.

    Проезд таких препятствий на дороге чаще всего сопровождается внутренним эмоциональным напряжением, которое связано с концентрацией внимания на оценке скоростного режима, направлении движения транспортного средства, и, что немаловажно, состоянии дороги. Далее выясним, какими техниками управления наиболее часто пользуются автомобилисты для ведения транспортного средства на крутых уклонах и возвышенностях.

    Технические приемы при езде на крутых возвышенностях

    Основные затруднения возникают при ведении автомобиля на крутых и скользких возвышенностях. Угрозу представляет сам маневр – подъем, который характеризуется длительностью, ухабистостью дороги и крутизной.

    Первое правило при преодолении данного препятствия на пути – не выкручивать рулевое колесо и не добавлять газ на возвышенности. Данную тактику ведения автомобиля применяют для проезда крутых подъемов.

    В момент подъема необходимо обеспечить движение колеса транспортного средства исключительно по линии движения без пробуксовки. Во время перемещения по затяжным подъемам предпочтительнее переключиться на низкую передачу, в то время как невысокие можно проехать с разгона на передаче, на которой осуществлялось движение.

    Определение передачи, с которой будет преодолеваться подъем, проводится с учетом оценки степени крутизны уклона, а также фактической массы транспортного средства. На протяжении возвышенности не стоит переключать передачи.

    Натренированные автомобилисты применяют следующий способ прохождения крутых возвышенностей: разогнавшись до обозначенной скорости, непосредственно перед возвышенностью медленно сбрасывают скорость движения, снижая быстроту до окончания подъема. Из этого следует, что чем круче подъем, тем интенсивнее снизится скорость при его преодолении. Доехав до пика возвышенности, мы обязаны снизить скорость транспортного средства до минимальной. При достижении границы подъема необходимо обеспечить такой скоростной режим, при котором сохраняется возможность в случае необходимости совершить торможение. Это имеет значение при проезде узких участков дороги, либо при близости к транспортному средству, движущемуся по встречной полосе.

    Способы движения на крутых спусках

    Движение по крутым спускам необходимо осуществлять крайне внимательно и осторожно. Один из моментов, на который следует обратить особое внимание – это недопущение скольжения колес (юза). При данном состоянии автомобиля автоводитель не сможет справиться с управлением автомобиля. Преодолевать спуск необходимо с колесами, которые движутся по траектории спуска.

    Обязательно спуск преодолевается на фиксированной передаче, не используя педаль тормоза. При возникновении необходимости торможения лучше использовать прием торможения двигателем на низкой передаче. При возникновении необходимости остановить машину на крутом спуске, колеса должны быть обращены к бордюру либо камню. При этом машину необходимо поставить на «ручник» и дать первую скорость.

    Спуск необходимо осуществлять на скорости, которая предоставила бы возможность не прибегать к торможению посредством рабочей тормозной системы автомобиля. Это нужно для того, чтобы предотвратить скольжения колес. При выборе оптимальной скорости необходимо принимать во внимание качество дорожного полотна и технические возможности транспортного средства.Основное, о чем стоит помнить, это о недопустимости выключения сцепления и зажигания на крутом уклоне.

    Пробуксовка автомобиля на крутых уклонах и возвышенностях

    При движении автомобиля по влажной грунтовой дороге либо при попадании в большую яму возможно возникновение пробуксовки колес.

    Как в сложившемся положении поступать?

    Последовательность действий следующая: предпринимаем попытку выбраться из ямы при помощи раскачки автомобиля, при невозможности выехать, необходимо подложить под ведущие колеса все, что обеспечит сцепление колес с поверхностью.

    Бывают ситуации, когда это не спасает, тогда предпринимаем попытку выкопать колеса. Если и это не помогла, значит, автомобиль дном лежит на земле. При данных условиях самостоятельно не справиться. Нужно искать транспортное средство, которое сможет вытащить (дернуть) увязшую машину.

    Оговоримся по поводу раскачки транспортного средства на спуске или подъеме. Первое, что стоит помнить – осуществлять раскачку можно только автомобилям с механической коробкой передач. Машине, имеющей автоматическую коробку передач амплитуды при раскачке не хватит для успешного преодоления барьера.

    Существуют АКПП, позволяющие при движении переключиться на нейтралку, но стоит учитывать, что коробке передач это вероятнее всего «не понравится» и ее дальнейшее поведение непредсказуемо.

    Следующее, что необходимо принять во внимание при извлечении машины из ямы на склоне или возвышенности, это то, что машина вверх сама проехать не сможет. Соответственно, раскачивать машину возможно только проезжая вверх по уклону.

    Важно и расположение транспортного средства (направление носа вниз или вверх), соответственно, необходимо использовать заднюю или первую передачу. Ситуация, при которой вы ехали в гору и застряли, не настолько опасна. У вас есть возможность отъехать назад, спускаясь по уклону на задней передаче.

    Когда автомобиль застрял на спуске, то водитель вынужден будет отъезжать вверх, что может вызвать сложности. Возможны нарушения работы сцепления. Если нет возможности выехать из ямы в один прием, необходимо раскачать автомобиль (учитывая все рекомендации, приведенные выше):

    1. Соединить двигатель с коробкой передач, включить заднюю или первую передачу, отпустить сцепление, при отпускании сцепления начинаем выжимать педаль газа, проезжаем, сколько получается до упирания колес.
    2. Когда автомобиль начал буксовать, выжимаем педаль сцепления и автомобиль покатится в противоположную сторону .
    3. Заново разгоняемся, включаем сцепление и предпринимаем попытку продвинуться дальше, опять до момента, пока не упрутся колеса
    4. Опять же выжимаем сцепление и откатываем машину.

    При совершении данных манипуляций увеличивается отклонение авто от первоначального положения. Необходимо раскачивать его до того момента, пока машина не выедет из ямы, либо будет очевидно, что данный способ в этой ситуации не поможет.

    Это лишь основные советы, которые призваны вам помочь в критической ситуации. Но положительный исход зависит от многих факторов:

    • дорожные условия, наличие в автомобиле подручных средств;
    • от состояния транспортного средства;
    • от опыта и мастерства водителя.

    В заключении хотелось бы пожелать всем автомобилистам счастливого пути!

    Вождение: преодоление крутых спусков и подъемов

    Управление автомобилем в условиях преодоления крутых спусков и подъемов является сложным и опасным испытанием для любого водителя независимо от стажа вождения. Для того чтобы преодолеть крутой подъем или спуск требуется не только физическая сноровка, выдержка и внимательность, но и наличие технических знаний вождения в экстремальных условиях.

    Читать еще:  Обзор FAW Besturn X80 2018

    Преодоление крутых поворотов, спусков или подъемов всегда сопряжено с эмоциональным напряжением, именно поэтому основное внимание водителя направлено на оценку скорости и траектории движения ТС, а также состояния дороги.

    Мы попытаемся разобраться в том, какие техники вождения для преодоления спусков и подъемов чаще всего применяются на практике.

    Техника преодоления крутых подъемов

    Особую сложность вызывает вождение автомобиля при преодолении крутых и скользких подъемов. Опасность скрыта непосредственно в самом маневре – подъеме, который отличается значительной протяженностью, неровностью дорожного полотна и крутизной.

    Здесь важно соблюдать основное правило – не выворачивать руль и не добавлять газ на подъеме.

    Для преодоления крутых подъемов применяется следующая тактика вождения. При подъеме колеса автомобиля должны двигаться строго по траектории движения, без крутых поворотов и пробуксовки.

    Преодоление затяжных подъемов (короткие можно преодолеть с разгона на любой передаче) осуществляется только на низших передачах, при этом передачу стоит выбирать с учетом крутизны уклона и массы автомобиля, чтобы уже в процессе подъема не возникло необходимости в переключении передачи.

    Часто более опытные водители используют следующую тактику преодоления крутых подъемов. Разогнавшись на определенной скорости, перед подъемом начинается плавный сброс газа со снижением скорости до вершины подъема. Таким образом, чем круче подъем, тем быстрее будет снижаться скорость в процессе его преодоления.

    Следующий этап – преодоление вершины подъема. Скорость преодоления вершины – минимальна. В конце подъема следует продолжить движение на оптимальной скорости, которая бы позволила в нужный момент совершить торможение на определенном участке дороги. Это особенно важно при езде на узкой дороге или при приближении к встречному автомобилю.

    Техника преодоления крутых спусков

    Как и в случае с подъемами, преодолении крутых спусков проводится очень аккуратно и без какой-либо спешки. Основное правило вождения на спуске – это предотвращение скольжения колес (юза), в противном случае водитель просто не справится с управлением.

    Преодоление спусков, как и подъемов, осуществляется с выставленными по траектории движения колесами, на постоянной передаче без использования педали тормоза (если позволяет крутизна спуска).

    Тормозить лучше двигателем на пониженной передаче. Для остановки на крутом спуске, а также для предотвращения возможной произвольной езды, колеса должны иметь надежную опору (бордюр, камень, возвышение), а сам автомобиль находиться на ручном тормозе и на первой передаче.

    Прежде чем начать спуск, водитель выбирает наиболее оптимальную передачу, которая позволит не задействовать тормозную систему автомобиля с целью избежать скольжения колес (читайте статью: как тормозить на автомобиле).

    Выбирая правильную передачу, стоит учитывать состояние дорог (наличие ухабов, ям, выбоин и т.д.), а также технические возможности автомобиля. Важно помнить, что преодолевая крутой спуск, категорически запрещается выключать сцепление и зажигание. Преодоление подъемов и спусков одинаковой крутизны происходит на одинаковой передаче.

    Проблема пробуксовки автомобиля при преодолении крутых спусков и подъемов

    Как поступить, если преодолевая спуски или подъемы, автомобиль забуксовал? Такая ситуация возможна на мягком грунте или при попадании в глубокую яму.

    В этой ситуации пока никто не смог придумать ничего лучше, как следующий порядок действий: первым делом пробуем выбраться из ямы путем раскачки автомобиля, если не получается, подкладываем под ведущие колеса все, что может улучшить сцепление колес с дорогой.

    Если и это не помогает, то пробуем откопать колеса автомобиля. Если не поможет и это, то, скорее всего, автомобиль сел на брюхо (днищем лежит на грунте) и в этом случае своими силами уже не выбраться.

    Нужно искать трактор или хотя бы грузовой автомобиль, который бы мог легко сдернуть застрявшую машину.

    Что касается раскачки автомобиля на уклоне (спуске или подъеме), то здесь стоит сделать пару замечаний.

    Во-первых, нужно помнить, что этот прием подходит для автомобилей с механической коробкой передач. Современные автоматические коробки передач тоже позволяют раскачивать автомобиль, поскольку упершись в препятствие автомобиль так же как и на механике будет немного сдавать назад, но амплитуда этой раскачки все же недостаточна для эффективного преодоления препятствия.

    Некоторые автоматы позволяют в движении переключаться на нейтраль, можно попробовать использовать это свойство коробки, но всегда нужно помнить, что коробке это точно не понравится и как она отреагирует, неизвестно.

    Второе, что следует учитывать при вытаскивании автомобиля из ямы на уклоне, так это то, что вверх автомобиль сам не отъедет, поэтому раскачивать автомобиль можно только лишь трогаясь вверх по уклону, а выбираться из ямы, соответственно, придется вниз, даже если вам нужно ехать вверх. Впрочем, если уклон не очень крутой, то можно попробовать выбраться и вверх.

    И в зависимости от того, куда машина повернута носом (вверх или вниз), нужно включить либо первую скорость либо заднюю.

    Если вы ехали вверх и застряли, то это не так страшно, как если бы вы ехали вниз. Скорее всего, вам удастся отъехать назад, вниз по уклону, включив заднюю передачу. Помогать вам будет естественная сила гравитации.

    Если же вы двигались вниз и застряли, то пробовать отъезжать придется вверх, что значительно сложнее. Можно и сцепление сжечь, если не иметь достаточного опыта.

    В случае, когда выехать из ямы за один прием не получается, то можно попробовать раскачать автомобиль (с учетом всего выше сказанного):

    1. Выжать сцепление, включить заднюю или первую передачу и плавно отпустить педаль сцепления, одновременно нажимая на газ, проехать сколько получится, пока колеса не упрутся.
    2. Как только автомобиль начал буксовать (этот момент нужно тонко почувствовать, чтобы не закопаться еще глубже), выжать педаль сцепления и дать автомобилю откатиться максимально в обратном направлении.
    3. Затем снова, разогнавшись за счет небольшого высвобожденного пространства, включаем сцепление и пытаемся проехать чуть больше, чем в первый раз, снова до упора колес.
    4. Далее опять выжимаем сцепление, и автомобиль снова откатывается.

    Повторяем алгоритм действий, постепенно увеличивая амплитуду раскачки до тех пор, пока не удастся выбраться из ямы или пока не станет очевидно, что этот прием в данной ситуации бесполезен, что тоже исключать нельзя.

    К сожалению, дать советы на все случаи жизни не представляется возможным. В конечном итоге все будет зависеть от множества факторов, главные из которых: дорожные условия, наличие подручных средств (возможно у вас с собой автомобильная лебедка будет, а рядом окажется дерево, за которое можно зацепиться), от автомобиля, от мастерства водителя и так далее.

    Как бы там ни было в заключении хочется пожелать вам идеальных дорог и прекрасных погодных условий. Береги вас Бог!

    Что нужно знать лыжникам о спусках и подъемах

    Среди любителей экстремального горнолыжного спорта часто встречаются люди, игнорирующие правила, техники и виды подъема на лыжах, как, собственно, и спуска, поворотов, торможений. Даже будучи профессионалами, они мало обращают внимания на такие «пустяки» и все делают «по-своему». Новички, отправляясь на горный курорт, в большинстве отметают всякие правила, не подозревая, что тем самым подвергают свое здоровье и жизнь неоправданному риску. Для безопасного и удобного катания недостаточно пройти короткий инструктаж. Обучение этим приемам — процесс длительный и трудоемкий, но пренебрегать им не стоит.

    Способы лыжного подъема

    Чтобы спуститься с горы, нужно сначала на нее подняться, неподготовленным лыжникам такой подъем представляется чем-то неосуществимым. Передвигаясь по неровной, пересеченной поверхности, предстоит преодолевать разнообразные трудности склонов, отличающиеся по крутизне, протяжности, и рельефных особенностей. Подъемы на лыжах, точнее, их способы, выполняются с учетом этих факторов. Но выбор должен основываться на не менее важных технических факторах: физической подготовки горнолыжника, степени его выносливости.

    Подъемы по невысоким склонам осуществляются с помощью попеременного шага. Здесь применимы те же принципы, как и при привычной ходьбе. Только с увеличившимся наклоном всего корпуса относительно следования, распределяя, таким образом, центр тяжести и усиливая упор на палки. При отсутствии условий для скользящего шага, по причине недостатка в сцеплении лыж со снеговым покровом применима техника ступающего. В зависимости от крутизны склона потребуется большее по ширине разведение лыжных носков и уклон на внешнее ребро, с усилением опоры на палки. Для преодоления внушительных подъемов потребуется применение специальных методов, проверенных горнолыжниками.

    Способы подъемов в горы на лыжах:

    1. «Елочка» — применима для восхождения на средние по высоте горные склоны. Лыжные носки нужно как можно шире разводить в стороны друг от друга, а постановку шагов переносить на ребра. Лыжные палки для дополнительной опоры должны упираться позади лыж.
    2. «Полуелочка» — вариант, применяющийся для восхождения на средние по высоте склоны, двигаясь вверх наискосок, в чем его отличие от классической «елки». Необходимо, чтобы верхняя лыжа двигалась прямо, параллельно маршруту следования, носок, находящийся снизу, отводился в сторону, а при шаге делался упор на ее ребро. Ставить палки следует с применением перекрестного координационного метода — ниже верхней лыжи и выше нижней.
    3. «Лесенка» — применима при восхождении на самые высокие склоны. Осуществляется данный способ при боковом положении лыж перпендикулярно горному склону с попеременной перестановкой шага на внешнее ребро верхней и внутреннее нижней. Палки упираются синхронно шагу: одна — над верхней лыжей, другая — под нижней.
    4. «Зигзаг» — отличный способ, хоть и небыстро подняться на протяжные, значительные по крутизне склоны, если восхождение напрямую по какой-то причине затруднено или невозможно. Движение вверх происходит попеременно: то наискось, то классическим шагом, с использованием принципов «полуелочки».

    Способы спуска с горы

    Пересекая неровную заснеженную местность по горному склону, с различными препятствиями и сложностями, потребуется умение мгновенно переориентироваться в сложившихся, часто неблагоприятных условиях. Чтобы обойти тяжелые, ненадежные участки, представляющие опасность для лыжника, следует помнить, что спуски и подъемы на лыжах подчинены биомеханическим принципам. А потому, все, что потребуется, — следовать установленным правилам спуска, безо всякой импровизации.

    Во время спусков применимы разные техники, зависящие от высоты склона, протяжности и состояния его поверхности. Существует несколько простых правил, применимых в любой из нестандартных ситуаций. Так, для устойчивости при спуске одна из лыж выдвигается несколько дальше другой, на которую переносится центр тяжести. Этот же прием, только с отклонением тела назад, выполняется, чтобы исключить врезание в снег на финише. Для ускорения и улучшения скольжения нужно наклонить корпус назад. В остальном — дело техники.

    Способы и техники спусков с горы на лыжах:

    1. На различных по высоте и протяжности склонах, подходящих для универсального положения спусков, применяется средняя стойка. Она позволяет с легкостью совершать повороты и обходить трудные участки. Идеальное соотношение — в немного согнутых ногах, так равномерно распределяется вес, наклоненном вперед корпусе, в согнутых в локтях руках, прижатых к телу палках, повернутых острыми концами назад.
    2. Высокие склоны со сложными особенностями рельефа и толстым слоем рыхлого снега — далеко не лучшее место для спуска. Но в таких сложных условиях уместно применить положение высокая стойка, улучшающее устойчивость и несколько замедляющее слишком скоростной спуск, с которым сложно тормозить и совершать повороты. Выражена она в следующем: немного согнуть ноги, наклониться вперед, руки согнуть в локтях и выдвинуть вперед. Палки плотно прижать к торсу и повернуть назад.
    3. На покатых склонах, лишенных каких-либо препятствий, используется низкая стойка, применимая для существенного ускорения спускающихся. Для достижения оптимального положения нужно основательно согнуть ноги в коленях (буквально присесть), наклониться далеко вперед, вытянуть руки и согнуть их в локтях на уровне пояса. Крепко зафиксировать палки и повернуть назад острием.
    4. На протяженных и относительно ровных склонах применима стойка отдыха, позволяющая снять напряжение в поясничном отделе и мышцах ног. В такой позе можно находиться в выпрямленном положении, нужно лишь немного согнуть ноги, сделать незначительный уклон торса вперед, руки остаются выпрямленными, прижатыми предплечьями к бедрам. Палки находятся далеко позади, едва не волочась по снегу.
    Читать еще:  BMW X6 2015

    Виды поворотов при спуске

    Повороты являются основой и составляющей каждого спуска, без них не обойтись, они изменяют направление движения, замедляют его скорость, благодаря им удается обойти опасные участки. Применяется несколько основных видов поворотов: в зависимости от целей, поставленных себе горнолыжником. Они рознятся применимо к различным ситуациям, но в любом случае должны учитываться внешние факторы, способные влиять на поворот. Условия, необходимые для оптимального скоростного баланса и качества скольжения — рельефное состояние местности, плотность снегового покрытия, дуга самого поворота.

    Виды выполнения поворотов в разных условиях:

    1. На не слишком крутых, но пересеченных склонах актуален вариант поворота переступанием, наиболее известный из применяющихся на спуске. При нем не снижается скорость движения, а, наоборот, увеличивается, если при его выполнении отталкиваться наружной лыжей. Достигается это попеременной перестановкой лыж в поворачиваемую сторону. Сворачивая влево, нужно отталкиваться правой ногой с синхронной перестановкой левой лыжи в нужную для поворота сторону, с последующей приставкой к ней правой.
    2. На склонах со средним уклоном, небольшим слоем рыхлого снегового покрытия применим поворот «плугом», выполняющийся на невысокой скорости, еще больше ее замедляя. Сворачивая вправо, перевести упор на левую лыжу, выставляя ее на ребро внутренней стороны и выводя вперед, одновременно поворачивая туловище в направлении следования. Дугу можно увеличить либо уменьшить отведением лыжной пятки в противоположную сторону и углом постановки на ребро.
    3. На всех без исключения склонах, независимо от крутизны, рельефных особенностей и состояния снегового покрова, применяется поворот «упором», получивший широкое распространение. Он используется в любой ситуации, на ухоженных альпийских трассах и диких склонах, причем исполняется на высокой скорости, без ее снижения. Чтобы выполнить поворот влево, следует перенести упор на правую лыжу, как бы приседая на нее. Одновременно с этим нужно сделать резкий замах туловища в сторону следования с выведением вперед правого плеча. Левая лыжная пятка отводится в противоположном направлении с переносом на нее упора, а ребром правой делается легкое отталкивающее движение.

    Как правильно тормозить на спуске

    Спуски, так или иначе, требуют торможения для прерывания скольжения вниз или снижения скорости. Хотя применяются далеко не всегда, нередко лыжники достигают финиша, ни разу даже не притормозив. В большинстве случаев к этому прибегают при возникновении каких-либо неожиданных препятствий, затрудняющих движение. Самые распространенные, когда приходится тормозить во время спуска: падение на пути другого лыжника, помехи, создаваемые детьми, слишком сложный рельеф или топкий снег, плохая подготовка самого горнолыжника.

    Техника и способы торможения при спуске:

    • снижению скорости и плавному торможению способствует положение низкой стойки с пропущенными снизу палками, постепенным, но ни в коем случае не резким вдавливанием их в снег позади, как бы садясь на них;
    • можно развести в стороны лыжные пятки со смещением на внутреннюю сторону ребер, максимально сведя слегка согнутые в коленях ноги. Степень торможения в этом случае зависит от ширины разведенных пяток;
    • при варианте «плугом» замедляется или прерывается скольжение, нужно развести лыжные пятки, согнув ноги, равномерно распределяя упор на обе лыжи, а вытянутыми вперед руками удерживать скользящие позади палки;
    • при способе «полуплугом» нужно отвести в сторону только одну лыжную пятку, перенеся упор на скользящую лыжу с легким сгибанием ноги в коленке, оставляя носки их обеих сомкнутыми;
    • на особенно крутых склонах применим способ боковым торможением, выраженный в соскальзывании на внешнем ребре (для верхней лыжи) и внутренним (для нижней), делая резкий поворот, переступая в любую удобную сторону.

    Экстренное торможение

    Данный способ торможения выражен в управляемом падении и применяется только в самом крайнем случае, во избежание еще больших проблем, или чтобы не нанести серьезную травму другому человеку. При этом существует угроза и самому лыжнику, совершающему экстренное торможение, травмироваться и получить увечья, ведь в такой ситуации нет времени для выбора наиболее подходящего для падения места. Техника экстренного торможения заключается в заваливании набок с низкой стойки так, чтобы лыжи находились в положении перпендикулярно склону, руки плотно прижаты к туловищу с выставленными назад палками.

    По большому счету, во всех этих техниках и способах нет ничего сложного, но для них важна практика. Уверенность в том, что «я смогу», почти всегда бывает обманчивой и часто заканчивается плачевно. Чтобы усвоить их, необходимо поупражняться на невысоких склонах при небольшой скорости, а когда наметится прогресс, можно будет переходить и на более сложный уровень.

    Учимся безопасно преодолевать спуски и подъемы

    В практике начинающего джипера обязательно встретятся различные «геометрические» препятствия, в том числе спуски и подъемы. Учимся преодолевать их правильно… Первое, что необходимо сделать прежде, чем уронить машину в глубокий овраг или штурмовать подъем в небо, это убедиться в возможности движения за препятствием.

    Есть ли дорога там, куда вы собираетесь спуститься, или придется возвращаться обратно? Не заканчиваются ли следы, ведущие круто вверх, обрывом на другой стороне хребта?

    ПУТЬ НАВЕРХ
    Чтобы преодолеть достаточно крутой подъем с твердым грунтом и хорошим зацепом, включите понижающую передачу, первую в КПП, и начинайте движение. Ехать нужно настолько медленно, насколько это возможно, и настолько быстро, насколько это необходимо. Если автомобиль начал буксовать – остановитесь, включите заднюю передачу и скатитесь на исходную позицию, избегая действий рулем. Вторая попытка – попробуем преодолеть подъем ходом, взяв некоторый разгон. Помните, что направление въезда должно быть перпендикулярно склону, то есть строго вверх. Иначе автомобиль будет соскальзывать вбок, что чревато опрокидыванием. На мокром, скользком склоне выбирайте тактику езды внатяг, используя такую передачу, чтобы двигателю едва хватало сил вращать колеса. Например, третью пониженного ряда. Включение более низкой передачи в таких случаях обычно ведет к бессмысленному буксованию.

    При движении по сильно пересеченной местности манипулируйте давлением в шинах. Для улучшения зацепа его нужно уменьшить, однако излишнее снижение может привести к «подламыванию» резины с последующим разбортированием и опрокидыванием машины на уклоне. Поэтому при езде по склонам рекомендуем поддерживать давление в шинах стандартного размера не выше 1.5 и не ниже 1.0 атм.

    БЕЗ ТОРМОЗОВ
    Автомобиль может преодолеть спуск практически любой крутизны, если он заканчивается достаточно пологим и длинным выкатом – это аксиома. Правило первое: спускаться нужно на той же передаче, на которой вы бы поднимались по этому склону. Правило второе: начинайте спуск максимально медленно. Держите направление строго прямо вниз. Не давайте машине разгоняться. Если вдруг начинается скольжение на заблокированных колесах, отпускайте тормоза и пользуйтесь только газом. Не трогайте педаль тормоза! Если автомобиль все равно продолжает скользить – нажимайте на правую педаль, разгоняя машину. Нужно, чтобы колеса начали катиться, тогда за счет ускорения автомобиль можно будет выровнять. На этом этапе основная задача восстановить над ним контроль. Возможно, придется даже включить более высокую передачу. Как только это удастся, можно сбрасывать газ и снижать скорость двигателем.

    У СТРАХА ГЛАЗА ВЕЛИКИ!
    Что делать, если во время подъема или спуска машина все-таки соскользнула и встала поперек склона? Не теряйте самообладание! Изнутри ситуация обычно кажется намного страшнее, чем она есть на самом деле. Однако, не мешкая, поверните руль в направлении спуска и сориентируйте машину вниз по склону. Ее передняя часть нагружена сильнее, что обеспечит большую устойчивость на косогоре. Всегда направляйте автомобиль по линии падения воды. То есть либо строго вверх, либо строго вниз. Как только машина начинает ехать под углом к вертикали, сила земного притяжения начинает стаскивать ее вбок, поперек склона. Чем сильнее машина в этот момент буксует, тем меньше сила сцепления, и тем сильнее машину развернет. Отсюда вывод – не буксовать, старайтесь не газовать слишком сильно, отпускайте правую педаль, если начинается пробуксовка. Лучше скатиться обратно и начать все заново. То же касается подпрыгивания на кочках. Если подъем или спуск изобилует ямами и кочками, избегайте «скачек», двигайтесь максимально медленно, «облизывая» неровности рельефа. Ибо уклон умножает эффект «вывешивания» колес, и при подпрыгивании на кочке машину сразу переставляет. Главное – сохраняйте самообладание, помните про то, куда должны всегда быть направлены передние колеса, и вы справитесь с любой ситуацией. Самое основное правило – при движении по склонам не допускайте, чтобы ниже вас находились люди. Всегда пристегивайте ремни безопасности и никогда не высовывайте руки из машины. Если автомобиль вдруг начал переворачиваться, немедленно отпустите руль. Он может резко начать вращение и сломать вам пальцы. Держитесь за ремень безопасности. Если, перевернувшись, вы повисли вниз головой, имейте в виду, что ремень может не отстегнуться. Тогда просто «поднырните» под него, после чего вылезти будет гораздо легче. Либо перережьте его ножом. Мы надеемся, однако, что вы будете благоразумны и, пользуясь нашими советами, никогда не попадете в такую ситуацию!

    Источники:

    http://fastmb.ru/soveti_auto/3069-kak-pravilno-preodolevat-krutye-spuski-i-podemy.html
    http://ru.megasos.com/wiki/krutie-spuski-i-podyemy
    http://bycars.ru/journal/kak-preodolevat-krutie-spuski-i-podjemi_1669
    http://autodromo.ru/articles/vozhdenie-preodolenie-krutyh-spuskov-i-podemov
    http://sportotip.ru/vidy-sporta/lyzhi/chto-nuzhno-znat-lyzhnikam-o-spuskax-i-podemax/
    http://4×4.media/2217-uchimsya-bezopasno-preodolevat-spuski-i-podemy.html

    Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов:
    Adblock
    detector