0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Базовые сведения и принципы технологии безпокрасочного удаления вмятин

Все о беспокрасочном удалении вмятин

Кузова автомобилей становятся все более и более привлекательными, однако и более сложными с точки зрения восстановления их первоначальной формы и в случае непредвиденных обстоятельств в виде дорожно-транспортных происшествий или просто столкновений со столбиками, бордюрами и прочими предметами, лежащими и стоящими не в нужном месте и не в нужное время предметами, требуют нашего внимания.

Тут необходимо различать степень повреждений, если повреждение у машины серьезное, то поможет только нормальный, традиционный, так сказать, ремонт. Однако если на авто имеется просто небольшая (или даже пусть большая) вмятина от неострого предмета и краска в этом месте не повреждена, то на ремонте можно хорошо сэкономить- с помощью Paintless Dent Repair (PDR) или технологии удаления вмятин без покраски.

Эта популярная в 2000-х годах технология была придумана еще в 1932-м году специалистами всемирно известного Мерседеса. Однако тогда она как-то не прижилась, хотя в Америку каким-то образом просочилась. А уж американцы, как известно, народ предприимчивый, они быстро уловили гениальность такого ремонта и взяли его на вооружение. Мало-помалу технология распространилась по миру и теперь заняла свою нишу на рынке авторемонта.

Преимущества технологии PDR

Технология беспокрасочного удаления вмятин имеет множество преимуществ:

  • Быстрота удаления вмятин на Вашем автомобиле. Нет необходимости в долгом ожидании автомобиля из ремонта (если Вы попросите сделать покраску побыстрее, то в дальнейшем это может сказаться на качестве самой покраски). В такой ситуации спешка ни к чему. Процесс подготовки к покраске занимает немало времени, в основном из-за того, что материалу необходимо хорошо просохнуть. Если Вы проигнорируете это, то через некоторое время, результат может быть весьма плачевным. В среднем ремонт без покраски длится полчаса – час. В особенно сложных ситуациях, если на автомобиле имеется много вмятин, то рихтовка может затянуться максимум на один рабочий день.
  • Стоимость беспокрасочного удаления вмятин гораздо ниже стоимости покраски автомобиля. Ведь цена покраски состоит из работы маляра, затрат на покрасочный материал, и зачастую, стоимости услуг рихтовщика. Со временем краска начнет отличаться по цвету, а шпаклевка под ней проседать. В основном, это становится заметным после расчета за выполненную работу. Чем больший период времени прошел после покраски, тем хуже вид имеет автомобиль. Со временем может измениться форма металла в местах рихтовки, так как при рихтовке мастер в основном не работает с памятью металла, а всего лишь придает необходимую форму детали. Это выражается деформацией кузова в виде волн.

Технология.

Первый этап – воздействие специальными крючками на вмятину изнутри:

Через технологические отверстия, которые предусмотрены заводом-производителем машин или путем снятия обшивки салона, мастер заводит крючок (при этом насадка подбирается исходя из характера вмятины). Большой ассортимент крючков, имеющийся в нашем автосервисе, позволяет мастеру заводить их даже в самые труднодоступные места и при помощи плавных нажатий довести геометрию кузова до ее изначального заводского состояния. Для того, чтобы было видно даже самые малозаметные дефекты, мастер проводит ремонт вмятины под специальной лампой.

Второй этап – воздействие клеевым способом на вмятину снаружи:

На данном этапе специалист сначала осаживает края вмятины керном. Далее мастер проводит разметку на вмятине автомобиля специальным маркером и приклеивает на клеевой состав пистоны в центр самой вмятины. После чего происходит вытягивание основной площади вмятины при помощи минилифтера или обратного молотка. Благодаря специальному составу пистоны легко отклеиваются и не оставляют после себя никаких следов.

Далее после этих двух этапов, мастер приступает к самой кропотливой работе – с помощью керна доводит металл до идеального состояния. Для устранения малейших следов вмятины специалист точечно и методично обстукивает керном малозаметные дефекты, оставшиеся после первых двух этапов процедуры устранения вмятин.

Металл имеет свою первоначальную молекулярную память и при правильном соблюдении всех технологических требований вмятина исчезает, при этом лакокрасочное покрытие не повреждается. Ремонт вмятин при помощи технологии PDR не требует расходных материалов, нуждается в минимальном количестве времени и стоит значительно дешевле традиционного ремонта. Для того, чтобы мастеру было хорошо видно дефекты на кузове автомобиля, используют специальные лампы для освещения.

Специалист может использовать, как небольшую лампу на вакуумной опоре (ее можно установить практически на любую деталь для более удобной работы мастера), так и большую стационарную на передвижной опоре (удобна для работы с большими повреждениями и повреждениями на крыше в том числе).

На вмятине лампа показывает искажение своего отображения в виде полос на дефекте. Это позволяет мастеру увидеть недостатки поверхности автомобиля и при помощи специального инструмента придать детали первоначальное положение, удаляя при этом вмятину в короткие сроки и без повреждения лакокрасочного покрытия. Далее мастер использует лампу для окончательного осмотра места дефекта, чтобы окончательно удостовериться в отсутствии каких-либо погрешностей в ремонте вмятины с разных сторон под разными углами.

Как выбирать инструмент?

Выбор инструмента для БУВ — не менее хлопотное дело, чем обучение самой технологии. Основная проблема — цена. Если набор ключей ассоциируется с суммой в 100-200 долларов, то стоимость PDR-комплектов переходит границы воображения и вызывает злость от кажущейся необоснованности таких цифр.
Пытаясь решить проблему выбора оборудования самостоятельно, максимально приблизив стоимость покупки к «приемлемой» (в нашем понимании), мы обманываем сами себя или помогаем это сделать другим. Шансы купить «куклу» очень велики («кукла» — набор инструмента, внешне копирующий профессиональный комплект PDR, но обладающий лишь 10-15% его рабочих свойств). Отзывы специалистов — первое, на что нужно обратить внимание. Хороший инструмент можно познать только в работе!

Материал
Инструмент для БУВ бывает ржавеющий, хромированный и нержавеющий. Ржавеющий имеет хорошие рабочие характеристики и на 30% дешевле, чем «нержавейка». Он должен быть постоянно в работе (т.е. отполирован руками). В противном случае, пролежав на полке полгода, может превратиться в груду металлолома. Ржавеющий инструмент становится неликвидным, поэтому сразу приготовьтесь к тому, что вы его последний хозяин. Если собираетесь применять инструмент только в помощь рихтовщику — «ржавейки» достаточно. Но в помощь маляру нужен как минимум хромированный или анодированный инструмент. Профессиональная работа с классом элитных и новых автомобилей — однозначно нержавеющая сталь. По причине «маркости» ржавеющего инструмента придется отказаться от многих дорогих автомобилей и чистоплотных клиентов.

Качество
Технологии, применяемые при изготовлении PDR-инструмента, имеют прямое отношение к его рабочим характеристикам. В одном комплекте может присутствовать до 8 марок сталей.
Разные части инструмента должны обладать разными характеристиками. Окончания, стойкие к истиранию, могут быть кованые или просто каленые. Средняя часть может работать как на скручивание, так и на изгиб, в зависимости от требований к конкретному рычагу. Некоторый инструмент проходит термообработку для придания упругости на сжатие или растяжение. Весь инструмент для БУВ изготавливается вручную: индивидуально или по «шаблону». «Шаблонный» дешевле, но уступает «индивидуальному» по своим свойствам.

Жесткость
По своим упругим свойствам инструмент может быть жесткий и моделируемый. Жесткий возвращается после изгиба в первоначальное положение. К сожалению, он очень хрупкий при превышении допустимой нагрузки.
Моделируемый позволяет изменять свою форму не теряя при этом упругих свойств. Хотя в моделируемом инструменте они на порядок ниже, возможность подстраивать его «под себя» придавая нужную форму, дает ему неоспоримые преимущества в работе.

Комплекты
Универсальных комплектов БУВ не бывает. В процессе работы у каждого мастера появляются свои «любимые» инструменты, которые и ложатся в основу его представления об идеальном наборе.Несмотря на такую «индивидуальность», общие критерии выбора все-таки существуют. Комплекты, предлагаемые производителями PDR-инструмента, можно четко разделить на две категории: общие и специальные. Общие предназначены для выполнения большинства видов работ по БУВ. Они подобраны по принципу «максимум задач при минимальном количестве». Это именно те комплекты, с которых нужно начинать свою деятельность. Специальные — профессиональные комплекты узкого профиля, предназначенные для решения определенных задач (работа в дверных панелях, удаление градовых вмятин, работа под усилителями и т.п.)

Количество
Общие комплекты по количеству можно условно поделить на так называемые «пробники» и «профи». В «пробниках» модели инструмента, выполненные в правом и левом исполнении, как правило, представлены только в одном варианте. Это дает возможность мастеру попробовать большее количество в работе и при необходимости докупить недостающие.

Примерное количество инструмента в комплектах:
• «Пробники» — от 3 до 7 штук. Помогут испытать себя или поучиться самостоятельно. Для обучения этого вполне достаточно.
• «Старт» — около 10 штук. Хорошее подспорье маляру или рихтовщику в решении некоторых задач. Быстроокупаемый вариант.
• «Профи» — 20-30 штук. Вполне достаточный для начала предоставления услуг по беспокрасочному удалению вмятин.
• «Супер профи» — от 30 до 50 штук. Позволяет выполнять практически любые задачи по БУВ. Обязательно включают в себя несколько единиц специального инструмента.
Комплекты от 50 наименований и выше, как правило, дополнены целыми наборами специнструмента, которыми можно «нарастить» комплект до 100-150 штук.

Цены
Цены на комплекты инструментов БУВ зависят от качества и количества. За «пробник» придется выложить около 600 долларов, хороший комплект «профи» потянет минимум на 2-3 тысячи долларов (или евро, в зависимости от производителя). Стоимость хорошего профессионального рычага из нержавеющей стали производства США может обойтись от 80 до 150 долларов за штуку. Эта цена вполне оправдана. Такой инструмент будет служить вам долгие годы, он способен выдерживать длительные максимальные нагрузки, не меняя своих свойств и сохраняя при этом отличный товарный вид. Правильные изгибы, точно выдержанная упругость и твердость в каждой части рычага не превратит вашу работу в изнурительный труд. Такой инструмент позволит точно чувствовать нагрузки, передаваемые от захвата до рабочей части, что полезно отражается на качестве, скорости и комфорте при выполнении работ по БУВ.

Производители
Лидирующее место в мире по производству PDR-инструмента занимает Америка, за ней идут Германия и Австралия. К сожалению, на территории СНГ нет технической возможности проводить специальную термообработку и отсутствуют аналоги сталей, из которых изготавливают инструмент для БУВ, поэтому нам ничего не остается, как пользоваться уже проверенными продуктами «заморских» мастеров.
Если вы уже приняли решение о покупке инструмента для БУВ, то начните с качества. С ростом мастерства количество инструмента неизменно будет расти (докупаться). Любой «пробный» набор всегда можно дорастить до «супер профи» при условии, что «пробник» настоящий. Лишь в этом случае вас ожидает прогресс и удовлетворение от своей работы. Попытки изготовить инструмент самостоятельно или уложится в сумму менее 600 долларов чреваты разочарованием. Лучше сразу отказаться от бесполезной затеи: качество и мастерство не прощают обмана даже в мелочах. Беспокрасочное удаление вмятин — такой же серьезный бизнес, как и покраска автомобилей, а его успех не менее зависим от количества вложенных в него средств.

В заключение.

Несколько десятков минут работы профессионала – и от вмятины не остается и следа (в буквальном смысле слова). Для устранения больших единичных вмятин потребуется около одного часа, ну а если вмятин несколько (например, от сильного града), то это займет немного больше времени (на ремонт авто после града обычно требуется 1 – 5 дней).

В большинстве случаев вмятины восстанавливаются на 100%. Поврежденный элемент кузова автомобиля полностью принимает изначальную форму. Даже если хорошо присматриваться, невозможно обнаружить бывших признаков дефекта. Вмятины, которые еще недавно так бросались в глаза и раздражали, исчезают с кузова автомобиля прямо на глазах.

Читать еще:  Подготовка машины к зиме

Беспокрасочное удаление вмятин имеет смысл только тогда, когда не повреждено лакокрасочное покрытие. В случае если металл очень сильно деформирован, технология PDR может не подойти, так как площадь металла увеличилась и после выравнивания вмятины некуда деть лишний металл. Не подходит технология по беспокрасочному удалению вмятин и для машин, у которых низкое качество исходного лакокрасочного покрытия. Не подходят для такого ремонта иномарки старше 15 лет, некоторые марки и модели отечественных автомобилей, машины, которым был сделан недостаточно качественный кузовной ремонт.

Что такое PDR технология

Что такое PDR технологии?

Как работает оборудование для удаления вмятин без покраски?

К сожалению, каждый обладатель авто, даже самый аккуратный, рано или поздно сталкивается с такой очевидной проблемой как вмятина. Это может быть вмятина от летящего мусора на дороге, от неаккуратной парковки, падение снега с крыши, либо от таких стихийных бедствий как град. Не важно! Факт остается фактом, мелкая вмятина есть, а красить ее не хочется никак. Да и денег за это просят не мало, да и красить всю деталь… В общем одни расстройства.

Но технологии развиваются, в том числе и кузовной ремонт. Итак, представьте на секунду, что вмятину можно не красить, а попросту выдавить. Не верите? Давайте я Вам расскажу историю такой увлекательной технологии по удалению вмятин без покраски под названием Paintless Dent Repair (PDR или по-русски ПДР).

История возникновения PDR технологии

Родоначальником технологии принято считать владельца одной из самых известных фирм по изготовлению инструмента для удаления вмятин без покраски Nussle Spezialwerkzeuge.

Эта история началась еще в 60-х годах. Оскар Флайг и Энрихх Нюссле были сотрудниками завода «Мерседес». В период очередной выставки они ремонтировали автомобили. которые были повреждены посетителями в ходе выставки. Оскар Флайг выдавливал небольшие вмятины рукояткой молотка, готовя автомобиль к покраске, но это ему удалось сделать настолько ювелирно, что дальнейшая покраска не потребовалась (до этого момента все дефекты кузова требовали покраски). Это был один из первых случаев применения данной технологии на окрашенных элементах и стало отправной точкой в его развитии.

Разумеется, на данный момент технология не стоит на месте и то, как выглядели инструменты раньше и из чего состоит технология сейчас две разные вещи. Итак, как выглядит технология сейчас и какие системы в нее входят:

Первая система, которая нам встречается – это (самое очевидное) система крючков. При работе крючками выпрямление вмятины происходит методом воздействия на дефект с внутренней стороны детали (выдавливание вмятины).

Следующая, самая популярная среди начинающих самостоятельное обучение удалению вмятин без покраски – это клеевая система, одна из самых простых. В клеевую систему входят такие составляющие, как клей, клеевой адаптер, обратный молоток, минилифтер, обратный молоток и много других вспомогательных инструментов. В данном случае выпрямление вмятины происходит методом воздействия на деталь с внешней стороны, иными словами вклеивание во вмятину. Одним из топовых инструментов в этой системе – холодный клей, очень популярен среди опытных мастеров.

Разумеется, при выдавливании и вытягивании вмятины можно столкнуться с тем, что появляются шишечки, пик плюсы. Система осаживания предназначена для удаления этих лишних выпуклостей. При осаживании активно используются керны, стеммеры, молотки для блендинга. Система осаживания работает методом простукивания наколов, то есть воздействие с внешней стороны.

Блендинг – это подсистема осаживания, воздействие на вмятину с внешней стороны методом осаживания наколов на расстоянии, за счет чего происходит подъем вмятины.

Следующая система – это система перенапряжения. В нее входят гладилки и контропоры, или подушки для подъема. Работает методом ударов гладилкой по касательной поверхности металла с созданием упора с внутренней стороны вмятины.

Для комфортной работы безусловно не обойтись без самой широкой составляющей – это аксессуары. Сюда входит такое важное и незаменимое оборудование, как различные раскрепления, скотч-подмотка, упоры, затяжки, экраны, насадки, заглушки и многое-многое другое.

Прибор для удаления вмятин без покраски

Инновационным решением при работе с автомобилями с большой зоной мелких повреждений, например, как после града, стал прибор индукционного воздействия на вмятину. Индукционный прибор THOT Box Швейцарского производства зарекомендовал себя как самый надежный и удобный в работе. Принцип работы индуктора заключается в магнитной головке и точечном нагреве металла, за счет чего осуществляется вытягивание вмятины. Главным преимуществом при удалении вмятины с помощью индуктора является отсутствие арматурных работ, так как воздействие на дефект идет только с внешней стороны детали.

Освещение для удаления вмятин по технологии PDR

Ну и последнее, но одно из самых важных составляющих набора для удаления вмятин без покраски – это конечно же освещение. Почему? Тут все очень просто, если Вы не видите дефект, то Вы его не чините. В настоящее время прорывом в световом направлении стал немецкий производитель фирмы Nussle, а именно шестиполосная лампа с инновационным рассеивателем и продуманным до мелочей штативом и системой управления. С надежным и профессиональным светом Вы увидите и устраните даже самый незначительный дефект.

Главным преимуществом технологии является тот факт, что вмятина удаляется без покраски детали, а значит при перепродаже никто не сможет увидеть, что у Вас была вмятина, авто не переходит в статус битой.

Второй важный момент это скорость ремонта и его стоимость. В среднем ремонт одной вмятины занимает 15-30 минут, что значительно быстрее даже локальной покраски. А стоимость ремонта в разы меньше, так как практически нет расходных материалов.

Нет рисков несовпадения цвета, подтеков и толстого слоя шпаклевки.

Не требуется специальных боксов и большого места. Достаточно одного бокса и для всего инструмента, и для ремонта.

Технология удаления вмятин без покраски – это новые возможности в кузовном ремонте с огромным количеством преимуществ как для клиентов, так и для мастеров.

Даже мастера традиционного кузовного ремонта смогут найти для себя много интересного для облегчения своего труда и ускорения работы при малярных работах.

В нашем центре мы готовы предложить Вам полный спектр услуг в области удаления вмятин без покраски.

Здесь Вы сможете подобрать достойный инструмент с самой продолжительной гарантией качества, конечно же, отремонтировать свое авто и обучится инновационной технологии. К нам едут мастера со всей России и таких городов, как Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Казань, Краснодар, Нижний Новгород, Новосибирск, Ростов-на-Дону…и со всего мира: страны СНГ, Израиль, Англия, США, Канада, Эстония и многие-многие другие. А на срок всего обучения мы предоставим Вам проживание;)

Будет как новая? Когда беспокрасочное удаление вмятин реально поможет, а когда — нет

«На кузове есть пара вмятин без повреждения краски. Задумался о беспокрасочном удалении. Насколько эффективна эта процедура и какие у нее есть подводные камни?»

Фото Amazon.com

В основе технологии беспокрасочного удаления вмятин PDR (Paintless Dent Repair) лежат методики, где основной принцип правки заключается в воздействии на металл с внутренней стороны кузовного элемента. Проще говоря, вмятина «выдавливается» изнутри по специальной методике, для чего используется целый набор приспособлений (стержни с крючками разной длины и формы), которые позволяют «проникнуть» внутрь кузова и достать до поврежденного участка даже через небольшие технологические отверстия или зазоры. Также могут использоваться приспособления (клеевое оборудование) и технологии для вытягивания вмятин с наружной стороны.

На самом деле беспокрасочное удаление вмятин — способ, отлично подходящий для устранения мелких дефектов кузова, когда обошлось без повреждения ЛКП, поскольку в этом случае можно обойтись без малярных работ. И это имеет свои плюсы: кузов остается в «родной» краске, ремонт происходит быстрее и стоит дешевле, поскольку нет разборки-сборки, подготовки, покраски, не требуются расходные материалы (шпатлевка, грунт, краска, лак). Если при обычном ремонте счет идет на дни, то в данном случае он может занять от 20-30 минут до нескольких часов в зависимости от места и характера повреждений, а также их объема.

Эффективность? Если пока не говорим про уровень исполнителей и инструмент, многое зависит от самого повреждения: где расположена вмятина, каков ее характер и, главное, глубина? Использование технологии PDR имеет смысл лишь в том случае, когда ЛКП осталось целым, то есть не повреждено до металла и не имеет сколов. Также есть зависимость от качества ЛКП. Лучше всего заводское, а вот ремонтный слой, тем более толстый, может и лопнуть.

При выравнивании глубоких или имеющих острые края вмятин высока вероятность повреждения краски. Также к «сложным» относятся повреждения на кромках (углах) кузова, ребрах жесткости. Если металл в результате удара не просто деформировался, а растянулся, с восстановлением формы могут быть проблемы. Методики и инструменты позволяют добраться до многих вмятин изнутри, но в автомобиле достаточно элементов, к которым такой доступ отсутствует. Это, например, передняя часть заднего крыла, задние стойки крыши, места рядом с усилителями и ребрами жесткости.

В любом случае возможность и успешность ремонта определяет специалист. Причем разные мастера могут оценивать шансы на успех по-разному: одни откажут, сославшись на высокий риск повреждения ЛКП или труднодоступность повреждения изнутри, другие возьмутся за работу. А это уже вопрос опыта и компетенций. В идеале стоит потратить немного времени и показать машину «вживую». Впрочем, можно и дистанционно: некоторые мастера практикуют оценку предстоящих работ по фотографии поврежденного элемента. Пусть это не самый точный, зато очень удобный для клиента способ.

Стоимость работ зависит от размеров вмятины, ее характера (острые края обойдутся дороже), месторасположения (труднодоступное место, сложная форма элемента в этом месте могут увеличить стоимость в разы), материала (правка алюминиевого элемента в 1,5-2 раза дороже). За каждый «пунктик» следует наценка 30-50%, так что на выходе небольшая, но «сложная» вмятина на двери может обойтись раза в два дороже, чем характерный след от футбольного мяча в переднем крыле.

Как и во многих других случаях, успешность беспокрасочного ремонта зависит от квалификации исполнителя. Здесь ориентирами могут служить стаж работы и сложившаяся репутация, благо отзывов в байнете (например, на клубных форумах или в соцсетях) хватает. К этому вопросу стоит подойти ответственно, ведь нарушение технологии чревато не только тем, что поврежденный элемент будет недостаточно хорошо восстановлен и дефект останется виден. В отдельных случаях некачественно выполненная работа может привести к необходимости «классического» ремонта с правкой и перекраской элемента. А это, согласитесь, совсем не то, что вы хотели бы.

Думаете, как дешевле отремонтировать автомобиль? Добро пожаловать в нашу базу объявлений по продаже автозапчастей!

Ремонт вмятин на кузове без покраски. PDR технология

Причин появления вмятин на автомобиле без повреждения лакокрасочного покрытия очень много: буйство стихии, скажем, град или шторм, упавший с крыши соседнего дома снежный навес или талый снег, легкий удар дверью соседнего транспортного средства на тесной парковке, удары ног и рук посторонних и иногда не совсем адекватных лиц.

Почти каждый владелец машины сталкивался с подобными повреждениями, но не все знают, что подобное повреждение можно легко отремонтировать, не прибегая к стандартному кузовному ремонту, с последующей рихтовкой и покраской детали. В общем всё и как все мы привыкли.

Читать еще:  Как разобрать аэрограф?

Девять из десяти подобных повреждений можно быстро устранить при помощи уникальной технологии беспокрасочного удаления вмятин PDR (Paintless Dent Repair). Главное условие для выполнения такого ремонта — не нарушенное лакокрасочное покрытие кузова автомобиля в месте вмятины.

Эта технология была придумана в Германии, на заводе компании Mercedes-Benz, ещё в 1952 году и в настоящее время повсеместно распространена как в Европе, так и в США. Наконец-то и наши умельцы добрались до неё!

Для удаления вмятин используются небольшие рычаги разной конфигурации и длины. При их помощи оказывается давление на внутреннюю часть металла через технологические отверстия машины.

Если невозможно добраться до вмятины с обратной стороны железа, то используются специальные присоски (грибки-пистоны), а также специальные клеевые составы и рычаги — называемые микролифтами.

Сама технология PDR

На примере ниже приведенных фото и рисунков постараюсь просто рассказать о сложном – одном из способов удаления вмятины без покраски.

Итак, для выпрямления простой вмятины, например на капоте, понадобиться молоток, пластиковый конус, приспособа в виде кочерги, упор в виде деревянного бруска, пластинка с контрастными линиями и конечно хороший свет.

На фото ниже видно, как мастер очертил примерный радиус вмятины и установил на присоске пластину с контрастными линиями (черно-желтые). Она нужна для лучшего контроля процесса при выпрямлении, ориентируясь на изменение отражения этих полос в ремонтной зоне.

Установив «кочергу» на упор и используя её как рычаг, мастер начинает выдавливать вмятину наверх.
На рисунке ниже видно, что любая вмятина имеет форму условно похожую на вулкан или кратер, т.е. не просто провал вниз, а образуются выступы наружу.

Выдавив вмятину немного наверх, следует обстучать её периметр сверху при помощи легкого молотка и пластикового конуса, который не наносит сильных повреждений лакокрасочному покрытию.

Таким образом, воздействуя попеременно на вмятину снизу, а потом, простукивая её радиус, в итоге мы должны добиться идеально ровной поверхности кузовной детали.

Добившись желаемого результата, следует убрать следы, оставшиеся от ремонта, а именно провести работы, которые обычно делают при полировке кузова после покраски.

Для этого понадобиться мелкий абразив, примерно Р2000 и абразивная полировальная паста. Шлифовкой убираем мелкие дефекты, возникшие после обстукивания, а полировкой возвращаем первоначальный блеск кузовной детали.

В этом видеоролике вы можете понаблюдать за одним из приемов работы специалиста с технологией PDR — ремонт при помощи «грибков-пистонов».

Ремонт вмятин корпуса без покраски — это одни только преимущества при теоретически абсолютном отсутствии недостатков. Нет необходимости оставлять свое транспортное средство на несколько дней в мастерской, ремонт авто производится быстро, работа занимает, как правило, от 30 минут до 4 часов, в самых запущенных случаях.

В большинстве случаев, ремонт по данной технологии обойдется в несколько раз дешевле, чем при типовом кузовном ремонте. На транспортном средстве сохраняется заводское ЛКП, и ваш авто автоматически не переходит в разряд «крашеных», а это довольно сильно может повлиять на его цену при продаже в дальнейшем.

Однако, есть один практический весьма существенный недостаток — это конечно стоимость инструментов и расходников для такого ремонта.

Цена базового набора около 70-80 тысяч рублей*. Примерный набор, вы можете увидеть на картинке ниже.

А это, специальная приспособа, называемая микролифтом. С её помощью приклееные к поверхности вмятины пистоны или грибки вытягивают металл наружу. В некоторых случаях прибегают к помощи специального обратного молотка.

Но и тут народные умельцы придумали, как сэкономить.
Изготавливая из подручных средств, купленных в строительных магазинах расходники и приспособы.

В общем, если вы решили заняться мелким кузовным ремонтом с помощью технологии беспокрасочного удаления вмятин PDR, то вам в первую очередь следует ознакомиться с инструментами, коих очень много, а также с самой техникой выведения вмятин при помощи этих хитрых приспособ.

Данную статью я рассматриваю как ознакомительную. Думаю, что данная технология (PDR) ремонта кузова без повреждения лакокрасочного покрытия будет и дальше развиваться.

* Цены указаны в рублях на момент написания статьи.

Комментарии

Добавить комментарий

Добавляя комментарий Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности.

Разделы сайта

Блог автомастера

Статьи по меткам

Читаем еще по теме

Самые читаемые

Последние публикации

Заходите на наш форум

2007-2019 © Sam-Avtomaster.com | Копирование запрещено.
Все права защищены. Нарушение преследуется по закону РФ.

Этот веб-сайт использует собственные и сторонние файлы cookie для анализа и улучшения своей работы.

Продолжая просматривать его, вы принимаете правила его использования. Подробнее.

Политика конфиденциальности персональных данных

Политика конфиденциальности персональных данных

Настоящая Политика конфиденциальности персональных данных (далее – Политика конфиденциальности) действует в отношении всей информации, которую Интернет-сайт «Сам Автомастер», расположенный на доменном имени sam-avtomaster.com, может получить о Пользователе во время использования нашего сайта.

Настоящая Политика конфиденциальности применяется только к сайту «Сам Автомастер».
Сайт гарантирует, что не приведет к повреждению компьютера Пользователя или заражению его вирусами.

Администрация сайта не проверяет достоверность персональных данных, предоставляемых Пользователем при отправке им электронного сообщения.

Идентификация посетителей

Для просмотра информации на сайте Sam-Avtomaster.com не требуется регистрация с указанием личных данных. Когда Пользователь заходит на наш сайт, никакая личная информация не собирается. Возможно просматривать сайт анонимно.

Электронная почта

Адрес электронной почты, а также почтовый адрес указываемый при заполнении полей формы комментариев, формы заказа и контактной формы не показывается другим посетителям сайта. Мы можем сохранять комментарии, сообщения электронной почты, оправленные Пользователями на сервере чтобы обрабатывать запросы, отвечать на вопросы и совершенствовать службы сайта.

Персональные данные, разрешённые к обработке в рамках настоящей Политики конфиденциальности, предоставляются Пользователем путём заполнения контактной формы, формы заказа и формы добавления комментариев на сайте и может включать в себя следующую информацию:

  1. ФИО Пользователя;
  2. Адрес электронной почты (e-mail);
  3. Почтовый индекс и адрес;

Куки (Cookie)

Когда Пользователь посещает сайт, на его компьютер отправляются один или несколько файлов cookie.
Это небольшой файл, в котором содержатся наборы символов и который позволяет идентифицировать браузер Пользователя.
Мы используем файлы cookie, чтобы повысить качество своих услуг путем сохранения пользовательских настроек и отслеживания тенденций в действиях пользователей, например, при выполнении поиска или показа рекламы. Большинство браузеров изначально настроены так, чтобы принимать файлы cookie, однако Пользователь может полностью запретить использование файлов cookie или настроить показ уведомлений об их отправке. Однако без файлов cookie некоторые функции сайта могут работать некорректно.

Протоколирование

При каждом посещении сайта наши серверы автоматически записывают информацию, которую браузер Пользователя передает при посещении веб-страниц. Как правило эта информация включает запрашиваемую веб-страницу, IP-адрес компьютера, тип браузера, языковые настройки браузера, дату и время запроса.

Ссылки

На этом сайте ссылки могут быть в таком формате, который позволяет отслеживать, пользуются ли ими посетители. Эта информация используется для повышения качества нашей рекламы.

Изменения в политике конфиденциальности

Администрация сайта вправе вносить изменения в настоящую Политику конфиденциальности без согласия Пользователя.

Новая Политика конфиденциальности вступает в силу с момента ее размещения на сайте Сам Автомастер, если иное не предусмотрено новой редакцией Политики конфиденциальности.

Все предложения или вопросы по настоящей Политике конфиденциальности следует сообщать Администрации сайта через страницу КОНТАКТЫ.

Базовые сведения и принципы технологии безпокрасочного удаления вмятин

PDR тех­но­ло­гия (Paintless dent repair / paintless dent removal) – бес­по­кра­соч­ный ремонт вмятины/беспокрасочное уда­ле­ние вмя­ти­ны, пред­став­ля­ет собой метод выправ­ле­ния незна­чи­тель­ных вмя­тин с кузо­ва авто­мо­би­ля. По-немец­ки эта тех­но­ло­гия назы­ва­ет­ся DOL — (Dellen Entfernung ohne Lackierung). При помо­щи PDR может быть отре­мон­ти­ро­ва­но мно­же­ство раз­но­вид­но­стей повре­жде­ний, при усло­вии, что крас­ка не повре­жде­на. PDR может при­ме­нять­ся как на сталь­ных, так и на алю­ми­ни­е­вых пане­лях кузо­ва. Самое часто устра­ня­е­мое повре­жде­ние при PDR – это вмя­ти­ны от гра­да, двер­ные вмя­ти­ны, мел­кие склад­ки на метал­ле, обшир­ные вмя­ти­ны и повре­ждён­ные рёб­ра жёст­ко­сти на пане­лях кузо­ва. Аме­ри­кан­ские про­фес­си­о­на­лы без­по­кра­соч­но­го ремон­та повре­жде­ний ино­гда назы­ва­ют эту тех­но­ло­гию PCR (Paintless Collision Repair — без­по­кра­соч­ный ремонт ава­рий­ных повре­жде­ний), так как речь ино­гда идёт не о про­стых вмя­ти­нах и при­хо­дит­ся без покрас­ки выправ­лять доста­точ­но слож­ные повре­жде­ния, кото­рые, на пер­вый взгляд, невоз­мож­но отре­мон­ти­ро­вать без пере­кра­ши­ва­ния дета­ли.

Этот метод может исполь­зо­вать­ся и при выправ­ле­нии пане­лей кузо­ва перед покрас­кой, мини­ми­зи­руя при­ме­не­ние шпа­клёв­ки. Ино­гда может быть доста­точ­но слоя грун­та для окон­ча­тель­но­го вырав­ни­ва­ния.

Пре­иму­ще­ства тех­но­ло­гии бес­по­кра­соч­но­го ремон­та вмя­тин:

Не тре­бу­ет­ся шпа­кле­ва­ния и пере­кра­са

Не сто­ит так доро­го, как тра­ди­ци­он­ный кузов­ной ремонт

В боль­шин­стве слу­ча­ев, повре­жде­ние может быть быст­ро отре­мон­ти­ро­ва­но

Нет рис­ка несов­па­де­ния цве­та ремон­ти­ру­е­мой дета­ли, так как крас­ка оста­ёт­ся ори­ги­наль­ной

Ремонт может осу­ществ­лять­ся в обыч­ных усло­ви­ях

Для при­ме­не­ния тех­но­ло­гии PDR металл дол­жен быть не рас­тя­нут и лако­кра­соч­ное покры­тие долж­но быть не повре­ждён­ным. Одна­ко есть тех­ни­ки, поз­во­ля­ю­щие решить про­бле­му даже неко­то­рой рас­тя­ну­то­сти метал­ла.

Боль­шин­ство авто­мо­би­лей 1990-х годов изго­тов­ле­ния и более совре­мен­ные име­ют эла­стич­ную крас­ку, кото­рая не трес­ка­ет­ся при мно­гих дефор­ма­ци­ях метал­ла.

Жела­тель­но, что­бы вре­мя, от воз­ник­но­ве­ния вмя­ти­ны до её выправ­ле­ния, было ми­нимальным. Ста­рые вмя­ти­ны выдав­ли­ва­ют­ся труд­нее. Это свя­за­но с харак­те­ри­сти­кой меха­ни­че­ской па­мяти метал­ла.

Отштам­по­ван­ный металл име­ет меха­ни­че­скую память (осо­бен­но выпук­лые места), а напря­же­ния, создан­ные внут­ри и вокруг вмя­ти­ны меша­ют его воз­вра­ту в пер­во­на­чаль­ное состо­я­ние. Може­те про­чи­тать ста­тью о вырав­ни­ва­нии кузо­ва, там опи­са­на тео­рия упру­гой и пла­сти­че­ской дефор­ма­ции метал­ла. Зада­ча спе­ци­а­ли­ста — уби­рать напря­же­ния и помо­гать метал­лу выправ­лять­ся. Визу­аль­ный кон­троль помо­га­ет опре­де­лить место нажа­тия или про­сту­ки­ва­ния.

PDR исполь­зу­ет серию несиль­ных нажа­тий с обрат­ной сто­ро­ны повре­жде­ния, что­бы вер­нуть пер­во­на­чаль­ную фор­му. Не все повре­жде­ния мож­но убрать пол­но­стью, но опыт­ный спе­ци­а­лист может сде­лать даже доста­точ­но слож­ные повре­жде­ния неза­мет­ны­ми.

Базовые сведения и принципы технологии безпокрасочного удаления вмятин

В последнее время словосочетание «удаление вмятин без покраски» стало притчей во языцех. Явление вызвало общественный резонанс, породило множество слухов, мифов и их разоблачений. Достоверно неясно – технология претендует на ноу-хау или является чьим-то удачно раздутым вымыслом. Когда официальной информации недостаточно и ситуация не ясна – общество само порождает слухи. На этом же фоне всегда появляются мошенники и бракоделы, которые подольют масла в огонь. Пробуем разобраться в сложившейся ситуации и составить общую картину в технологии PDR.

PDR или DOL?
Сама технология, получившая распространение и известность в нашей стране, как технология PDR (Paintless Dent Repair – буквально устранение вмятин без покраски) пришла к нам из США. Немецкая аббревиатура DOL значит абсолютно то же. Американцы в свою очередь не изобретали технологию, а заимствовали у немцев, которые совершенствовали данный метод в течении 30-40 лет. Но сначала они держали ее в секрете и практиковали лишь в узком кругу работников оригинального сервиса. Американцы же, умея зарабатывать и распространять любое ноу-хау, напротив распространили технологию по всему миру. Они же подняли ее на более качественный уровень, дополнив знания и практический опыт новейшими технологическими разработками в области инструмента и оборудования, которые по сей день считаются одними из лучших в мире. Поэтому многие небезосновательно считают PDR американской технологией. Как многие, допустим, считают тетрис японским, не разбираясь, что он был придуман в России и активно распространялся американцами. Не будем вступать в спор, кто именно был основателем данного метода и называть имена, потому как среди специалистов PDR нет единого мнения.

Традиционная рихтовка или PDR?
Беспокрасочная технология PDR получила распространение в Украине меньше 10 лет назад. Но если за подобный срок американцы смогли сделать ее известной на весь мир, то в наших краях она родила больше домыслов, чем дала ответов и развития покрасочной индустрии. Кроме всего прочего – настоящих профессионалов и опытных мастеров не так уж и много. Для того, чтобы не гадать на кофейной гуще – пробуем разобраться в ситуации с помощью специалистов «Автосмайл» из г. Одесса.

Читать еще:  Как выбрать подержанный автомобиль?

Сама суть технологии состоит в том, чтобы устранять вмятины, не повреждая лакокрасочный слой, что изначально меняет подход к процессу восстановления геометрии деталей. Для этого используется специально разработанный инструмент, который позволяет создавать усилие на вмятины с обратной стороны через технологические отверстия (чтобы избежать снятия и разборку кузовных деталей, обшивки), а также клеевая система, действующая с внешней стороны. Технология PDR получила большой толчок в развитии в связи с усовершенствованием лакокрасочных покрытий, которые получили полимерную основу. Эта основа позволяет краске при деформации кузова сохранять структуру и не трескаться.

Традиционная рихтовка – лишь шаг на этапе эволюции восстановления кузовных деталей. Нельзя сказать, что он совсем пройден или забыт, но он является сейчас промежуточным и вспомогательным к беспокрасочной PDR. Конечно, существует очень много «профессионалов-скептиков» – людей уверенных, что Солнце вращается вокруг земной оси, и рихтовка возможна только так и никак иначе. Но технологии в автомобилестроении развиваются очень быстро и в корне меняют представление о методах ремонта. Метод PDR уже несколько десятилетий успешно используется Mercedes, VW, BMW, и они уже не делают из этого тайны. Кроме того, слова, сказанные «Автосмайл», подтверждает практика и множество успешных работ.

В доказательство сказанному специалисты компании умышленно повредили крыло на автомобиле директора, как наглядное пособие действенности метода. Замахнулись, что называется, на «святое святых»! И тут же на глазах у журналистов восстановили деталь до первоначального состояния.
Существует целый ряд преимуществ PDR над рихтовкой кузовов. Рассмотрим самые основные из них.

В большинстве случаев вмятину удастся устранить с помощью PDR, не прибегая к рихтовке и покраске. Но существует ряд исключений, при которых PDR невозможно или затруднено, если:
• ЛКП (лакокрасочное покрытие) повреждено;
• деталь уже была восстановлена и окрашена ранее;
• повреждение кузова имеет большие заломы, острые углы;
• повреждения силовых элементов несущей части конструкции автомобиля;
• повреждения в местах, где металл имеет несколько слоев – края деталей, металлические пороги.

В любом случае повреждения оцениваются мастером PDR индивидуально. Так иногда уже, казалось бы, безнадежная вмятина реанимируется опытным мастером. Или же повреждения на стойках и в труднодоступных местах также решаемы методом PDR во многих случаях. Самым первым критерием успеха в PDR является консультация со специалистом. И даже если изначально ясно, что ЛКП не удастся сохранить неповрежденным, то все равно качество восстановления PDR способом намного выше традиционной рихтовки. Вмятины и повреждения на ребрах жесткости, стойках, труднодоступных местах чаще всего могут быть восстановлены, даже если к ним нет доступа PDR инструмента. Для таких случаев можно применить клеевую систему, индукционные приборы.

Преимущества над рихтовкой очевидны. Прежде всего, это сохранность ЛКП, ведь именно поэтому технология называется беспокрасочной. И преимущество это одно из самых важных – ведь всегда при продаже возникает вопрос: было ли крашено авто? И сейчас часто уже нельзя отделаться от назойливости и ненужных вопросов словами, ведь существуют тестеры толщины лакокрасочного покрытия. А качества заводской покраски не удастся добиться никогда. А в случае с покраской крыши, например, возникает подозрение, что автомобиль – перевертыш. И потом – сколько не убеждай, осадок останется. Кроме того, в отличие от восстановленной PDR способом детали, после рихтовки и покраски наносятся слои шпатлевки, которая норовит рассыпаться от амплитуды колебаний на дороге или вследствие любого незначительного повреждения. Да и с самой покраской дела далеко не всегда обстоят хорошо – специалист и без прибора знает куда заглянуть, чтобы понять была ли крашена деталь, а современные краски, становясь все сложнее по структуре и технологии, допустим трехслойный перламутр, все больше затрудняют точное попадание в цвет.

Также можно отметить экономию времени – часто деталь подлежит восстановлению прямо на глазах, в течение часа-двух. Но в любом случае не должно оказаться больше одного дня. В традиционном способе с покраской это занимает минимум 2-3 дня, а на практике растягивается до недели.
Детали восстанавливаются без снятия и разборки (в большинстве случаев), что ускоряет, удешевляет ремонт и оставляет качество заводской сборки. Разборка возникает скорее как исключение, а не как правило.

И наконец, сама стоимость ремонта на порядок ниже традиционной.

Для самих мастеров преимущества должны быть очевидны даже в комплексе с классическим ремонтом. Это в любом случае удобнее, выгоднее и может дополнить, ускорить работу и привлечь новую клиентуру.

В случае если есть желание открыть сервис по восстановительному ремонту и выбор между рихтовкой и PDR, то и в таком случае у беспокрасочного метода есть преимущества. Никаких разрешений от экологов и прочих «санитарных» служб при открытии мастерской, никакого дорогостоящего оборудования для рихтовки и покраски или аренды камеры. Достаточно иметь оптимальное помещение для автомобиля, розетку 220 V и набор инструментов и аксессуаров.

Инструменты и клеевая система
Инструмент играет очень важное значение в методе PDR, ровно, как и в любом другом ремонте автомобиля. В беспокрасочном методе ремонта кузовных деталей применяются наборы рычагов различной длины и формы, которые и позволяют мастеру работать в труднодоступных участках без снятия детали. В разговорной речи их называют просто – «крючки». Но требования, предъявляемые к инструменту, особенные. Дело в том, что не всякий инструмент в PDR одинаков и функционален. В инструменте важным свойством является т.н. «пружинистость» стали. Для этого используется специальная высокоуглеродистая сталь с необходимыми пружинными, своеобразными амортизирующими функциями. На этом свойстве инструмента и построен отчасти ремонт с сохранением родных ЛКП. Но достигнуть таких показателей могут лишь немногие производители инструментов. Остальные лишь заявляют подобные функции и говорят, что их инструмент ничем не хуже. Поэтому заявки – «зачем платить больше?» с инструментом не работают, и в лучшем случае вы не будете пользоваться такими приспособлениями и повесите их на гвоздик. Подобный опыт с инструментом, похожим лишь внешне, также может порождать скептическое отношение к PDR технологии. Поэтому «Автосмайл» навсегда выбрал для себя одного из самых лучших мировых производителей инструментов – американскую компанию «A-1 Tools». Уверенность в качестве ее продукции может подтверждаться гарантией. Это проверено многократной покупкой инструментов учениками.

К набору инструментов необходимы различные отбойники для выпуклостей, безинерционные молотки, растяжки и упоры, насадки и прочие аксессуары. Также отдельно, как альтернатива, необходима клеевая система. Она нужна как вспомогательное приспособление для использования совместно с инструментом или использования в труднодоступных местах. Принцип работы основан на приклеивании специальных пистонов на место вмятины и вытягивании их с помощью мини-лифтера. Также используется обратный молоток для больших повреждений.

Особенное внимание стоит уделить также свету, потому как в такой специфической работе нужно специальное освещение. Специалисты «Автосмайл» также помогают в грамотном подборе освещения за разумные деньги. Так как на рынке инструментов и приспособлений существует масса неоправданно дорогих предложений, которые на практике оказываются нецелесообразной тратой денег. Так, например, немецкие наборы инструментов, не отличаясь ничем по качеству, стоят в разы дороже. С освещением ситуация аналогична – часто поставщики за неразумно большие деньги, кроме незначительных нюансов, не предлагают ничего сверхъестественного.

Обучение ремеслу
Компания «Автосмайл», являясь одним из лидеров на украинском рынке в сегменте PDR, предлагает обучение специальности беспокрасочного восстановления вмятин. В компании работают ведущие специалисты, победители всеукраинских конкурсов работ PDR, которые готовы поделиться секретами ремесла. Кроме обучения непосредственно технологии PDR, существует также ряд других смежных обучающих курсов: подготовка деталей кузова авто к покраске; покраска кузовных деталей авто; профессиональная полировка; колористика: компьютерный подбор цвета; оклейка тонировочными пленками.

При необходимости любой желающий может расширить свои знания и закрепить их на практике. Обучение проходит на базе одного из одесских филиалов. Теоретическая и практическая база полностью оборудована для обучения.

Обучение по специальности PDR длится один месяц. При этом нацелено на одного человека – никаких групповых занятий не предусмотрено. Компания обучает одного человека по специальности и лишь по окончании берет следующего. Исключение возможно лишь по просьбе заказчика обучать двоих.

Обучение можно разделить на два этапа.
Первый этап: начальные две недели краткая теория и обучение на учебной детали. После первого этапа ученик самостоятельно справляется со стандартной вмятиной, острой вмятиной, вмятиной под усилителем и протяжкой. Из этих элементов и складывается умение удалить вмятину любых размеров и сложности.

Второй этап: практика на реальных автомобилях. На этом этапе дополнительно осваивается разборка/сборка автомобиля (снять дверную карту, потолок – это нужно уметь будущему специалисту PDR), локальная полировка (после удаления вмятины останется пятнышко тусклого лака, который надо освежить, чтобы придать первоначальный блеск). Лишь после освоения учеником навыков работы на деле можно считать курс успешным.
В учебном курсе предусматривается обучение обеими системами восстановления PDR: крючками и клеевой. Так как клеевой системой научиться гораздо проще, то основное время уделяется работе с «крючками». По окончании курса вручается сертификат.

Также компания «Автосмайл» помогает в компетентном и практическом подборе инструмента. Дело в том, что нет стандартного набора, который удовлетворил бы любого мастера. Подбор инструмента дело индивидуальное и зависит от предпочтений, клиенториентированности и бюджета мастера. Есть минимальные наборы, которые помогут начинающему, но не решат всех проблем. Компания убедилась, что приобретая минимум – мастер будет снова обращаться и докупать поштучно инструмент. Поэтому чаще всего предлагается оптимальный набор с учетом большинства нюансов возникающих повреждений. Покупка набора обходится дешевле, чем покупка каждого инструмента в отдельности.

Технология беспокрасочного удаления вмятин все больше завоевывает рынок, и оказывается небезосновательно. PDR подойдет и начинающим мастерам, и существующим сервисам для расширения услуг, так как является поистине уникальной и востребованной. Допустим, в США все страховые компании в обязательном порядке заключают договора с сервисами по беспокрасочной технологи PDR. Это экономит огромные средства по страховым выплатам, и удобно всем сторонам. Отечественные страховые службы в своем большинстве, к сожалению, не так продвинуты, скорее всего, поэтому в Украине проблемы с компенсацией ущерба и огромные очереди на малярках. Аксиома для предпринимателя – новизна. Ведь тот, кто изначально ловит «ветер перемен» и умело входит с новациями на рынок – зарабатывает имя и имеет хорошие прибыли, те же, кто присоединяются лишь когда явление становится востребованным и массовым – вынуждены бороться за место под солнцем.

Автор Максим Белановский. Опубликовано: журнал autoExpert №11-12*2012. Перепечатка материалов допускается только при согласовании с редакцией. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Компания «Автосмайл» — профессионально занимается удалением вмятин без покраски, рихтовкой, покраской, полировкой и восстановлением лакокрасочного покрытия кузова и фар, защитой автомобиля от повреждений, тонировкой, шумоизоляцией и многими другими услугами по уходу за авто.

Источники:

http://colorlux.by/stati-ru/stati/vse-o-bespokrasochnom-udalenii-vmyatin/
http://pdrc.ru/chto-takoe-pdr-tekhnologiya/
http://www.abw.by/novosti/experience/213713
http://sam-avtomaster.com/kuzovnye/pdr-tekhnologiya
http://vk.com/@bezpokraski63-1?ref=group_block
http://autoexpert-consulting.com/stati/personal/7923-avtosmajl-bespokrasochnaya-texnologiya-vypryamleniya-vmyatin-pdr.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector